Работа с источниками
учебно-методическое пособие по истории (9, 11 класс) по теме

Зяблова Ирина Михайловна

Материал относится к  истории России первой половины XIX века и может использоваться как на уроке, так и для подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochniki.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с историческими источниками

В-1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

А)

«Спасение от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы наши, есть явно излиянная на Россию благодать Божия… В сохранение и вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время.»

Б)

«Е.в. император всероссийский и е.в. падишах персидский, принимая в уважение, что с войной, между высокими договаривающимися сторонами в, возникшею и ныне счастливо прекращенною, кончились и взаимные по силе Гюлистанского трактата обязательства… Е.в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванскоепо сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичиванское. Вследствие сей уступки е.в. шах обязуется не позже шести месяцев считая от подписания этого договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами».

       Характеристики:

  1. По данному мирному договору Россия получила выход к Черному морю.
  2. Данный мирный договор был заключен в период правления Александра I.
  3. В документе говорится о победе России в Отечественной войне 1812 года.
  4. Одним из последствий данного мирного договора стало присоединение к России Восточной Армении.
  5. События, описанные в документе, связаны с победой России в русско-турецкой войне.
  6. Одним из выдающихся русских полководцев в годы войны, о которой идет речь в документе, был П.И. Багратион.

Работа с историческими источниками

В-2. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

А)

«…Вчера, на закате солнца, приехал я в Тургенево… Я не нашел здесь веселых лиц ни на мужиках, ни на бабах, ни на девках…

Разговаривая с крестьянами, я замечаю также, или мне так кажется, что смертность между ними велика…

Жизнь нашего крестьянина весьма трудна. Три дня в неделю в течение всего года он работает на господина. Я иногда удивляюсь, и снекоторой жалостью, ограниченности познаний крестьян касательно всего, что происходит за околицею. Пусть подумают после всего о средствах распространения идей и вообще образованности…»

Б)

«…Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия…Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства…»

Характеристики:

  1. В данном документе представлена информация об изменениях в культуре дворянства первой половины XIX века.
  2. В данном документе идет речь о том состоянии крестьян, которое упоминалось в требованиях восставших дворян в 1825 году.
  3. Отрывок из текста является выражением государственной идеологии Российской империи в период правления Николая I.
  4. Автором данного документа являлся министр народного просвещения.
  5. Автором данного документа являлся участник восстания декабристов.
  6. Документ был разработан участниками Негласного комитета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с источниками географической информации

В статье описываются фомы работы с источниками географической информации: текстовыми, натуральными, нетекстовыми. Данный материал будет полезен учителям географии при планировании учебного процесса....

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Формирование у учащихся умений и навыков работы с источниками информации

Благополучие любого общества  и государство в целом зависит от того насколько широко образованы люди. Собственное благополучие детей в будущем зависит от их духовного и умственного развития. Осно...

Как работать с источником

Как работать с писменным источником...

Мастер-класс по теме «Приёмы работы с источниками на уроках истории»

В работе представлен теоритический и практический материал по работе с историческими источниками...

Учебно-исследовательская работа "Родник-источник жизни".

В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются ва...