Конспект урока истории 5 класс тема: Республика римских граждан
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Конспект урока истории 5 класс тема: Республика римских граждан
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Древнего мира 5 класс
Тема урока: Республика римских граждан
Тип урока: комбинированный.
Цель урока - достичь образовательных результатов:
1. Предметный результат – знать устройство Римской республики, римской армии и религии римлян.
2. Метапредметный результат - уметь работать с исторической картой, учебником, тетрадью; анализировать, сравнивать информацию, полученную из разных источников.
3. Личностный результат – иметь представление о демократических ценностях; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других народов.
Задачи урока:
1. Сформировать у учащихся представление об органах управления Римской республикой (сенат, консулы, народные трибуны, народное собрание).
2. Сформировать у учащихся представление о римском легионе и его преимуществах перед другими армиями Древнего мира.
3. Сформировать у учащихся представление о пантеоне римских богов.
Технология: проблемно-поисковая технология
Основные понятия:
Консулы, народные трибуны, легион.
План урока
1. Организационный момент | 1 мин. |
2. Опрос | 15 мин. |
3. Изучение нового материала | 25 мин. |
4. Рефлексия. | 3 мин. |
5. Домашнее задание | 1 мин. |
Ход урокаХод урока:
- Организационный момент.
Учитель: Проверка наличия учащихся, согласно списку. Приветствие, настрой на работу: – Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Мы начинаем урок, который, я надеюсь, будет для вас интересным. Итак, приготовились работать.
- Опрос учащихся по теме «Древнейший Рим»
В честь кого город получил такое название?
Какие занятия существовали у древних римлян?
Какая система управления у них была?
Примерный ответ учащегося
В 753 г. до н. э. на холмах левобережья Тибра был основан город Рим. Такое название (согласно легенде) он получил в честь одного из братьев Ромула (Рим - по-латински Рома). Древние римляне занимались земледелием, скотоводством, обработкой железа и ловлей рыбы. В управлении Римом принимали участие только патриции, коренные жители Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию, в которое входили только мужчины - патриции. Оно выбирало царя, правившего пожизненно.
Фронтальная беседа с классом.
Учитель: Где расположена Древняя Италия? (На Апеннинском полуострове.)
Учитель: Когда был основан Рим? (Ученики – 753 год.)
Учитель: Когда была установлена республика? (509 году до н.э.).
Учитель: Какие племена, жившие на территории Италии, вы знаете? (Этруски, латины.)
Учитель: Почему новое устройство управления можно назвать аристократической республикой? (Так как в органах управления ранней республики принимали участие только патриции.)
2.1. Индивидуальная работа с настенной картой:
- Покажите на карте Апеннинский полуостров. – Как эту страну называли греки?
- Назовите и покажите на карте горы, защищающие Италию от северных ветров.
- Назовите и покажите на карте моря, омывающие Апеннинский полуостров.
- Назовите и покажите на карте три крупных острова, расположенных недалеко от Италии.
- Назовите племена, населявшие Италию, и покажите на карте области их расселения.
- Покажите на карте город Рим. На берегах какой реки он расположен?
2.6. Фронтальное задание по хронологии:
- Сколько лет в Риме правили цари?(21апреля 753г.до н.э-изнали царя 509г.до н.э=244г)
Переход к изучению новой темы
Учитель: Итак, мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Мы познакомились с природными, географическими условиями этого государства, с занятиями его жителей. В 509 г. римляне установили новую форму правления, которую назвали республикой. Выясним, что такое республика.
IV. Изучение новой темы
План урока:
- Римские консулы.
- Народные трибуны – защитники плебеев.
- Сенат и народ.
- Римская армия.
- Жрецы римских богов.
На доске: тема урока, новые слова: народные трибуны, консулы.
«Консулы были главными должностными лицами. Они управляли Римом. Созывали народные собрания, по очереди председательствовали в нём, предлагали новые законы, производили набор в войско. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел ( отсюда выражение «консультироваться» - т.е. советоваться), прежде. Чем что-либо предпринять, они вынуждены были договариваться между собой, найти согласованное решение.
Во время войны обычно один консул оставался в Риме. А другой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба консула находились при войске. Однако на войне необходима единоличная власть, поэтому консулы командовали войсками поочерёдно, ежедневно меняясь.
Учитель: В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, плебеи (особенно богатые) этим были очень недовольны. Примерно двести лет между ними шла борьба, в результате которой плебеи стали полноправными гражданами Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию. С 509 г. до н. э. в Риме стали выбирать двух консулов, которые поочередно председательствовали в Народном собрании, осуществляли командование и набор в войско. Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но поскольку зарплату за службу им не платили, только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. Плебеям дали право выбирать народных трибунов, которые могли приходить на заседания сената и защищать их интересы. Народные трибуны имели право вызвать к себе для ответа любого человека, включая консула. С учреждением трибуната власть в Риме обрели богатые люди, неважно, плебеи они или патриции.
Заседания сената созывал консул, он же председательствовал на них. Зал заседаний заполняли ряды скамей для сенаторов с широким проходом посреди. Перед скамьями сенаторов стояли кресла из слоновой кости - для консулов. После того как консул сообщал сенату повестку дня заседания, сенаторы высказывались, и консул переходил к голосованию. Сенаторы расходились по обе стороны прохода в зале - на одной стороне собирались сторонники предлагаемого решения, на другой - его противники. Сенаторы облачались в тогу с пурпурной каймой, носили высокие черные башмаки. Знаком их достоинства был золотой перстень.
Такая система управления в Риме получила название республика (в переводе с латинского - общественное дело). Конечно, Римская республика опиралась на сильную армию.
Беседа по прочитанному историческому источнику: Какие органы власти были в Древнем Риме?
В чем были преимущества древнеримского государственного устройства?
Далее, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 4 с. 212. Выяснить, чем отличалась армия римлян.
Учитель: Победа в войне, как вообще успех в любом деле, зависела, по убеждению римлян, от воли богов. А помогали боги тем, кто был прав. Римляне утверждали, что они не вели ни одной несправедливой войны, а только заступались за слабого и наказывали врагов. «Отношения с богами» ведали жрецы. Великий понтифик (высший жрец) назначал многих жрецов, но его самого избирали в народном собрании. Важную роль играли в Риме жрецыавгуры. Перед каждым важным делом они якобы выясняли волю богов.
Объявлением войны ведали жрецы фециалы. Главный бог римлян – Юпитер соответствовал греческому Зевсу, его жена Юнона – греческой Гере, богиня Минерва – Афине, бог морей – Нептун – Посейдону, бог войны Марс – греческому Аресу.
V. Закрепление изученного материала
Беседа по вопросам.
Учитель: Ребят, подумайте, и скажите мне, что общего было в управлении Афинским государством и Римской республикой? (Власть высшая принадлежала Народному собранию, ежегодно выбирались правители.)
Чем отличались системы управления Афинами и Римом? (В Греции чиновникам платили деньги, а в Риме - не платили. В Греции закон мог предложить любой гражданин, а в Риме только тот, кто занимал государственную должность, кроме того, в Риме огромной властью обладал сенат.)
VI. Подведение итогов уроков
Домашнее задание: параграф 39, подготовиться к с/р по параграфам 38, 39.
«Консулы были главными должностными лицами. Они управляли Римом. Созывали народные собрания, по очереди председательствовали в нём, предлагали новые законы, производили набор в войско. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел ( отсюда выражение «консультироваться» - т.е. советоваться), прежде. Чем что-либо предпринять, они вынуждены были договариваться между собой, найти согласованное решение.
Во время войны обычно один консул оставался в Риме. А другой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба консула находились при войске. Однако на войне необходима единоличная власть, поэтому консулы командовали войсками поочерёдно, ежедневно меняясь.
Д.Зпараграф № 39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока географии по теме "Республика Беларусь"
Урок географии для коррекционной школы....

Рабочий лист урока истории древнего мира по теме "Республика римских граждан" 5 класс
Материал помогает учащимся самостоятельно изучить тему "Республика римских граждан". Содержит ссылку на видеоурок, параграф учебника и задания для закрепления материала....

Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"
Тема урока: Боярские республики Северо-Западной РусиТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земел...
Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)
Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс) ...

Конспект урока истории по теме «Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций»
Конспект урока истории по теме «Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций»...
