Открытый урок
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Открытый урок по истори в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Олимпийские игры в древности»

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование: 

Карта, карточки с заданиями, рисунки,  учебник, тетрадь.

                                               Ход урока:

  1. Организационный момент.

        Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, будьте внимательными   и активными.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

        Давайте вспомним с историей какого государства мы знакомились в течении нескольких уроков? (Древняя Греция)

        Проверим домашнее задание. 4 человека будут работать по карточкам.

1) Индивидуальные задания

2 человека работают с терминами.

2 человека с контурной картой.

2) Фронтальный опрос.

        С остальными работаем устно – напоминаю, что отвечать только с поднятой рукой, не выкрикивая, и не перебивая друг друга.

1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров) 
2) Какой город являлся столицей Аттики?
(Афины) 
3) Что такое полис?
(город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции?
(Спарта) 
5) Каковы особенности спартанского воспитания?
(строгость, дисциплина, порядок).
6) Кто автор поэм «Одиссея» и «Илиада»?
(Гомер) 
7 ) Какое место избрали боги для своего пребывания?
(гора Олимп)

        8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ...
( Афина)

        9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ...
(Афродита) 

        10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец
...(Гефест ) 

        11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его ...
(Зевс)

Учитель:  Молодцы, ребята, многое знаете о Древней Греции.

        .

На доске рисунок  (амфора и кольца)

Учитель: 

        Посмотрите на рисунок, что на нем изображено?

Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

        А это что за цветные кольца?

Конечно,  это символ Олимпийских игр.

        - Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )

Учитель: 

        Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции?

И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности»

(На доске тема урока, распечатана).

- Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

III. Постановка целей урока:

Учитель: Что же вы хотите узнать об Олимпийских играх?

1. История возникновения Олимпийских игр;

2. Организация и проведение олимпиады;

3. Знаменитые атлеты.

Проблемное задание:

- В ходе урока вам необходимо дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?» 

IV. Изучение нового материала.

Работа с картой   (рисунок на доске)

        1. Олимпийские игры проходили в Олимпии.

        Ребята, а где располагалась Олимпия?

           (Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

        2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Ирине было дано опережающее задание узнать об этом.

Ученик: По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Учитель: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Вы  сможете узнать причины появления Олимпийских игр, прочитав  Миф об основании Олимпийских игр на  стр. 159.

1. Как же согласно мифу были образованы Олимпийские игры?

V.Открытие нового знания.

-Какому богу посвятили греки эти игры?

        Эля познакомит нас с  версией появления Олимпийских игр. 

Ученик: 

Еще одна легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в Олимпии он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

Решение проблемной задачи:

Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

- О каких правилах Олимпийских игр, мы узнали из данной речи?

Ученики:

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь).

        В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся: 

        Ребята, скажите, все ли жители Греции могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

Учитель: 

        На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск?

        Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
        Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

        

Учитель:

Олимпийские игры в Древней Греции всегда проходили летом и продолжались пять дней

В первый день  атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи    

клялись выносить справедливые решения.

Театральная постановка

Клятва участника соревнований:

Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.
        Андрей у нас сегодня выступил в роли атлета. А кто знает, что обозначает данное понятие?

        Давайте запишем в тетради: атлет - это участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.

        Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

        В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои

Работа в парах

        А теперь я попрошу вас, работая в парах, выяснить, что такое пятиборье и из каких элементов оно состояло. Поможет вам в этом текст учебника на стр. 157-158 и схема на ваших столах. Пара, готовая к ответу, поднимает руки.

        Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

        На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

        Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.  Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный  бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы  получали серьезные увечья.

        5-й день Олимпиады. 

        В этот  день  перед храмом Зевса, ( рис.  на доске) ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь.  Некоторые из них почитались наравне с богами.

- Скажите, а кто знает, как проходит чествование олимпийских чемпионов в нашей стране?

(Медали, денежные выплаты и т.д)

Учитель: 

        Слава о победителях переживала их в веках. Давайте, же узнаем, какие легенды и о ком складывали греки.. (Лена, Саша, Кирилл)

Сообщения детей о знаменитых атлетах Древней Греции

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский

Полидам

Феаген

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Записываем в тетрадях: 

Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Виды соревнований, входивших в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба.

Учитель: 

        Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

        Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

-         Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

- Давайте вспомним, когда нашей стране выпала честь проводить летние и зимние Олимпийские игры и где?

- Какое событие у нас пройдет в феврале 2018 года? (Зимние Олимпийские игры)

- Где пройдут в этом году (В республике Корея)

- Чем современные Олимпийские игры отличаются от древнегреческих?

( летние и зимние, раз в 4 года, в разных странах, больше видов соревнований, у каждой страны своя символика и гимн и свой девиз)

- Как звучит девиз Олимпийских игр? (Быстрее, выше, сильнее)

        Летние игры проходят в течение летнего сезона в принимающей стране. Они длились 16 дней. На сегодняшний день существует более 270 соревнований.

        Первые зимние олимпийские игры проходили во Франции в 1924 году. Они обычно проходили в феврале. В настоящее время зимние Олимпийские игры включают более 60 соревнований.

VШ. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Да или нет» (если ответ «да»- поднимаем руки вверх, если «нет»- руки перед собой.

1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. Нет

2.В играх могли участвовать только мужчины. да

3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. нет

4. Олимпийские игры на городе Олимпии. да

5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. нет

6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. да

7. Олимпийские игры проводились в марте. нет

8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да

9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. да

2. Решение проблемного задания.

        А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока.

        Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

3. Групповое задание

        Вам необходимо в группах воссоздать картинку собрав пазлы. И объяснить к какому этапу Олимпийских игр данная картинка относится.

 IX. Рефлексия

        На столе лежат языки» пламени жёлтого, красного, синего цвета.

        Если вам было интересно, и вы считаете, что вы достигли цели поставленной в начале урока, возьмите язычки красного цвета.

        Если в течение урока вы, что-то не поняли, и не все удалось, возьмите желтые язычки.

        Ну, а если наш урок сегодня совсем не зажёг в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то поднимите  язычки синего цвета.

        Ребята, мы зажгли с вами символический олимпийский факел, здесь преобладают язычки красного  цвета! И  надеюсь, что я в ваших сердцах сегодня зажгла маленький факел, который будет вам освещать дорогу для ваших достижений!

        - К сожалению в этом году наша страна была отстранена от участия в зимних Олимпийских играх. Это первое в истории отстранение от Олимпиады страны за допинг. При этом российские спортсмены смогут участвовать в соревнованиях на индивидуальной основе под нейтральным (олимпийским) флагом. Приглашённые спортсмены будут участвовать под титулом «Олимпийский спортсмен из России», в церемониях награждения будет звучать олимпийский гимн.

- Но будем надеяться, что это временные трудности, которые помогут стать нашей стране еще сильнее.

X. Оценочное суждение

        Я благодарю вас за активную работу на уроке. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки …

XI. Домашнее задание:

Параграф  33, составить кроссворд не мене 10 вопросов.

Учитель:

Звучит гимн олимпиады

(все встают)

        И в заключении я хочу вас призвать, чтоб во всех ваших начинаниях вы были «Быстрее, выше и сильнее». Спасибо за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...