Конспект урока «Владимиро-Суздальское княжество». ФГОС. 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Кочергина Валентина Ивановна

Конспект урока  «Владимиро-Суздальское княжество» к учебнику Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова и др.История России. Часть1 под ред. А.В. Торкунова М.: Просвещение, 2016.Цель урока: сформировать представления учащихся об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vladimiro-suzdalskoe_knyazhestvo.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Владимиро-Суздальское княжество».

Учитель: Кочергина Валентина Ивановна,

учитель истории МКОУ «Олинская СОШ»

Предметы: история.

Класс: 6

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Учебник: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.История России. Часть1 под ред. А.В. Торкунова М.: Просвещение, 2016.

Основные понятия: политическая раздробленность, власть, ополье, архитектурный ансамбль, дворяне (милостники), аскетизм.

Цель урока: сформировать представления учащихся об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества.

Планируемые результаты.

Личностные: объяснять роль личности в истории и влияния личности князей на особенности развития политики и культуры страны.

Метапредметные: работать в группе, планировать результаты учебной деятельности, распределять учебное время, распределять роли в группе, оценивать работу других.

Предметные: работать с картой и историческими источниками; определять знания о центрах политической жизни Руси, характеризовать экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества, определять основные направления внутренней и внешней политики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, определять термины: ополье, дворяне, архитектурный ансамбль, аскетизм, деспотизм.

I.Организационный блок  Оборудование: видеопроектор, карта «Раздробленность Руси в XII- первой четверти XIII вв.».

План изучения нового материала:

  1. Освоение земель Северо – Восточной Руси
  2. Характер княжеской власти в Северо – Восточных землях
  3. Князь Юрий Долгорукий.
  4. Андрей Боголюбский.
  5. Всеволод Большое Гнездо.
  6. Культура Владимиро – Суздальской земли
  7. Решение учебной задачи

II. Мотивационно-целевой этап.

На прошлом уроке мы анализировали процесс политической раздробленности на Руси.

  1. Объясните понятие политическая раздробленность.
  2. Какая связь существовала между экономическим развитием отдельных земель и политической раздробленностью?
  3. Каковы были политические причины раздробленности Древнерусского государства?
  4. Каковы были последствия политической раздробленности?
  5. Когда наступил этот период?
  6. Сколько самостоятельных княжеств выделилось?

Постановка учебной задачи

Работа с картой - стр. 105

Учитель: Назовите наиболее крупные княжества.(Новгородское, Волынское, владимиро-Суздальское).

Мотивация. Отгадайте загадку. Посмотрите на карту и назовите княжество о котором пойдет речь. Сегодня на месте этого княжества находится территория, которая является сердцем России, потому что современная столица нашей страны расположена  именно на этой территории. Две великих русских реки Ока и Волга протекли через земли этого  княжества.  

Тема урока: «Владимиро-Суздальское княжество»

Учебная задача:  Какие факторы способствовали формированию Владимиро-Суздальского княжества,  как крупнейшего центра феодальной раздробленности?  (факторы:  географические, хозяйственные (экономические) политические.

И чтобы выяснить это мы сегодня отправляемся в путешествие во Владимиро- Суздальское княжество.

Задание:

найдите территорию княжества на карте ( стр. 105 учебник – 

какие вопросы нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была полной?

-географический фактор;

-природно-климатический фактор;

-главные города

-социальный фактор.

Учитель: Политический фактор – сильная княжеская власть, жесткая централизация власти, в отличие от Новгорода, где сохранялись пережитки первобытно - общинного строя и военной демократии – вече.

Дело в том, что города в Северо-восточной Руси возникли уже в период развития государства и вечевых традиций там не было в  отличие от Новгорода, Киева и Пскова, которые появились еще  до образования государства. Они  были племенными центрами и поэтому вече там оставалось.

Что касается Галицко- Волынского княжества, там был конфликтный тип власти «идучи не идяху»,  бояре игнорировали власть князя. Поэтому мы рассмотрим  эти три центра.

Сильная княжеская власть северо-восточной Руси, боярская республика  северо-запада, конфликтный тип власти юго-запада.

Рассматривая эти три княжества, на уроках мы будем заполнять таблицу.

Сегодня мы заполним графу «Владимиро-Суздальское княжество».

Центры феодальной раздробленности

Критерии сравнения

Географическое положение

Хозяйство

Тип власти

Владимиро-Суздальское

Новгородская республика

Галицко-Волынское княжество

Эту таблицу можно заполнять на нескольких уроках

Учитель: Задание: работая с п.1 ( стр. 108-110), опишите особенности освоения земель Северо-суздальской земли.

Сделать вывод: какие особенности способствовали ее успешному развитию?

2. Характер княжеской власти в Северо – Восточных землях.

Но не только природные и экономические условия могут способствовать возвышению или ослаблению княжества. Большую роль в истории играет и личность правителя. Во Владимиро-Суздальском княжестве была сильная княжеская власть.

Задание: работая с п.2 на с.109-110 назовите факторы способствующие усилению власти северо- восточных князей.

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи). Работа в группах.

Работаем в группах.

Задание: Итак, мы с вами исследовали природные условия Владимиро-Суздальского княжества, познакомились с главными городами, узнали об основных занятиях жителей этого княжества. Большую роль в истории играет личность правителя. Сейчас мы с вами познакомимся с деятельностью трех князей, сделаем выводы об их роли в истории княжества. Сейчас класс разделится на три группы. По итогам вы должны заполнить таблицу и ответить на вопрос: « Политика какого князя усилила Владимиро-Судаьскую Русь? Аргументируйте свою точку зрения».

1 группа – князь Юрий Долгорукий ( п. 3, стр. 110)

2 группа – князь Андрей Боголюбский ( п.4, стр. 111)

3 группа - князь Всеволод Большое Гнездо ( п.5 стр. 113)

После обсуждения от каждой группы 1-2 человека рассказывают об особенностях правления князей. Идет заполнение таблицы.

Князь

Внутренняя политика

Внешняя политика

Историческое значение правления князя

Юрий Долгорукий

Андрей Боголюбский

Всеволод Большое Гнездо

Культура  Владимиро – Суздальской земли.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили, что политическая раздробленность Руси имела и положительные последствия. Каждое княжество приобретало особые черты культурного наследия. Нельзя дать полную характеристику государства или, как в нашем случае, княжества, если мы не дадим характеристику достижений культуры региона. Познакомимся с культурой Владимиро-Суздальского княжества.

Работа с иллюстрациями презентации урока,  где рассказывается о культуре Владимиро-Суздальского княжества.

IV.Этап закрепления новых знаний.

  1. В чем заключаются природные особенности Владимиро – Суздальского княжества?
  2. В чем особенности системы управления во Владимиро – Суздальском княжестве? С чем они были связаны?
  3. Что объединяет князей? В чем их сильные и слабые стороны?
  4. Назовите важнейшие достижения культуры Владимиро – Суздальского княжества?
  5. Какое отношение к теме нашего урока имеет выражение «Золотое кольцо»?

Учитель: «В начале урока мы обозначили проблему урока: определить место Владимиро-Суздальского княжества в Древнерусском государстве в период политической раздробленности.

Чем вы можете объяснить столь резкий взлет в развитии Владимиро – Суздальского княжества? Природными или человеческими факторами?

V.Оценочный блок.

Дети дают оценку своей работе на уроке, начиная следующими словами:

- Мне было интересно узнать…

- Это было абсолютно новым для меня…

- Я бы хотел продолжить знакомство….

VI.Домашнее задание.

Параграф 13

Базовый уровень – рабочая тетрадь, вопросы на с. 115

Повышенный уровень – Задания 1-5 с. 116 (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока немецкого языка в 5 классе по теме"Школьные принадлежности" в соответствии с требованиями ФГОС

Урок немецкого языка в 5 классе по теме "Школьные принадлежности" по учебнику М.Аверина разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок формирования знаний и умений учащихся, изучающих немецкий яз...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...

Разработка урока "Владимиро-Суздальское княжество" 6 класс

Разработка урока "Владимиро-Суздальское княжество" 6 класс к учебнику "История России" под редакцией Торкунова....

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...

Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.

В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...