Разработка урока "Владимиро-Суздальское княжество" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Сойма Елена Александровна

Разработка урока "Владимиро-Суздальское княжество" 6 класс к учебнику "История России" под редакцией Торкунова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimiro-suzdalskoe_knyazhestvo.docx89.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Владимиро-Суздальское княжество

Цели и задачи: Познакомить с особенностями развития Владимиро-Суздальского княжества; определить характер княжеской власти в северо-восточных землях Руси.

Планируемые результаты:

предметные: применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личности во времени и пространстве; описывать особенности географического положения, природы, хозяйства, экономики, политического строя, культурного развития Владимиро-Суздальского княжества;

метапредметные УУД:

1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интереса сторон; формулировать, аргументировать  и отстаивать свое мнение; осознанно использовать свои речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

2) регулятивные: ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

3)познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, комплексно характеризовать исторические события и явления; анализировать духовные ценности наших предков;

личностные УУД:  формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории.

План урока

  1. Освоение земель Северо-Восточной Руси
  2. Характер княжеской власти в северо-восточных землях
  3. Князь Юрий Долгорукий
  4. Андрей Боголюбский
  5. Всеволод  Большое Гнездо
  6. Культура Владимиро-Суздальской земли

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!. Надеюсь, что урок доставит нам удовольствие. Давайте улыбнемся друг другу, поделимся положительными эмоциями. Вы не переживайте, ребята, если возникнут трудности на уроке, я вам обязательно помогу. Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

  1.  Мотивационно-целевой этап

Учитель:

(слайд 2) Ребята, посмотрите на картинку, какой город здесь изображен?  Москва связана с темой нашего урока, вы хотите узнать как?

В середине 12 века Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств и земель.  Ребята, посмотрите  на карту «Русь в 12-13 веке» (стр. 105 учебника) и назовите  самые крупные княжества. ((Владимиро-Суздальское, Новгородская республика, Галицко-Волынское)

Ученики работают с картой

Задание:  

 Какое же, по-вашему мнению, княжество могло стать центром нового государства, которое в середине XVI века стало называться Россией? (дети высказывают свое мнение)

(слайд 3) Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши догадки, я предлагаю разгадать ребусы.

(слайд 4) Учащиеся записывают тему урока в рабочих листах.

  1. Работа по теме урока

 (слайд 5) Зачитать

Владимиро-Суздальское княжество (Залесская земля), дальнее и до поры до времени никому ненужное, и неинтересное захолустье, после распада Древнерусского государства довольно быстро превратилось в одно из сильнейших и могущественнейших на Руси.

Учитель: Ребята, найдите в этих словах  противоречие.

(слайд6) Проблема: Почему Владимиро-Суздальское княжество превратилось в одно из самых сильных и могущественных на Руси.

Учитель: Ребята, как вы считаете, что  должны узнать о княжестве, чтобы ответить на этот вопрос, чтобы характеристика княжества была достаточно полной?

(Ученики высказывают свои предположения, составляется схема)

                                                           

                                                           культура

Система                         Владимиро-Суздальское                    Правители        

управления                                   княжество

                                                                                               Хозяйство

                         Географическое

                          положение                                           Природные

                                                                                          условия

Мы сейчас определили алгоритм работы, который будете использовать в дальнейшем, изучая различные земли и княжества периода политической раздробленности Руси.

Работа по группам с рабочими листами

1.Задание для первой группы

Ребята, вы сейчас будете в роли летописцев. Перед вами листок из летописи, но документ очень старый, сохранился не весь. Ваша задача – восстановить текст. В этом вам поможет материал учебника п.1 страница 108-109 и карта на странице 105

Вы должны будете сделать вывод о том,  какие природные факторы способствовали возвышению Владимиро-Суздальского княжества.

В рабочих листах заполняете колонки «Географическое положение» и «Природные условия»

2. Задание для второй группы

Вы, ребята, поработаете со стихотворением Натальи Кончаловской, и выясните, какими были занятия  у жителей Владимиро-Суздальского государства.

(Слайд 7) В этом вам также поможет   иллюстрация «Славянское поселение на северо-востоке Руси».

И затем сделаете вывод, каким был уровень развития хозяйства во Владимиро-Суздальском княжестве.

Заполните в таблице «Занятие населения»

3.Задание для  третьей группы

Изучите пункт 2 параграфа на станицах109-110

Вам, ребята, предстоит определить, что способствовало усилению власти северо-восточных князей в северо-восточных землях.

И сделаете вывод: каким был характер княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве?

Время

Учитель: А теперь, ребята, давайте проверим вашу работу.

Первая группа, правильно ли вы восстановили летопись?

  1. Владимиро-Суздальское княжество располагалось…………. (покажите на карте) (в междуречье Оки и Верхней Волги, в Северо-Восточной Руси)
  2. Этот край называли Залесским потому что в крае было много…… (лесов)
  3. Жителей края густые непроходимые чащи спасали от……..   (от вторжения врагов половцев)
  4. Здесь была пригодная для хлебопашества земля с плодородной почвой, располагавшаяся среди лесов и называлась она ……….(ополье)
  5. В княжестве много рек, самыми крупными были…………….(Волга, Москва, Клязьма, Сухона)
  6. С середины 12 века приток населения возрос. Сюда переселялись многие земледельцы, спасаясь от ……………………………………………………..

(спасаясь от половецких набегов и иных невзгод)

Вывод:  какие природные факторы способствовали возвышению Владимиро-Суздальского княжества.

На доску:  географическое положение  выгодное

                природные условия  благоприятные

                     Ополье

                      Леса

                      Реки

                      Возросший приток переселенцев

                      Отсутствие опасности от половцев

 (слайд 8) Вторая группа, вам слово.

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого быть может века,

Тот люд Москвою называл

Глубокую, большую реку.

Природы щедрые дары

Ценить уже умели люди.

Для них заботливо бобры

Вели хозяйство на запруде.

Для них копили пчелы мед,

Растила птиц трава густая,

В глубинах москворецких вод

Икру метала рыбья стая.

Они пасли в лугах стада,

Пахали землю под пшеницу,

Купцам сбывали в города

И лен, и воск, и мед, и птицу.

Из года в год богатый сбыт

Мехам бобра, медвежьим шкурам.

Водой и сушей путь открыт

В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.

Все это были города

Руси лесистой и огромной,

Столицей Киев был тогда,

Была Москва деревней скромной.

Основные занятия населения:  земледелие, скотоводство, рыбная ловля, бортничество, охота, бобровый промысел, торговля.

Записать в таблицу.

Вывод: хозяйство было развитым

На доску: развитое хозяйство

Третья группа

1.Какую особенность имело освоение славянами северо-восточных земель. По чьей инициативе осваивались эти земли?  (Они осваивались по инициативе уже существовавшей княжеской власти)

2.Чьей собственностью объявляли князья земли края?  (своей собственностью)

3.Кому они раздавали эти земли? (своим дружинникам и церкви)

4.Какие права населения ограничивали князья?  (политические и экономические)

5. Назовите и покажите на карте крупные города, указанные в тексте.

Показать на карте крупные города Ростов, Владимир, Суздаль.

Учитель: Первоначально столицей княжества был город Ростов, вторым по значению городом был Суздаль, поэтому сначала княжество называли Ростово-Суздальским.

И сделайте вывод: каким был характер княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве?

(северо-восточные князья сразу же стали крупнейшими землевладельцами и полноправными властителями в своем княжестве)

На доску: сильная княжеская власть

Записать в таблицу.

Большую роль в истории играет личность правителя. Сегодня мы познакомимся с тремя правителями Владимиро-Суздальского княжества. Проанализируем их деятельность и выработаем собственное отношение к этим личностям.

Задание группам: с помощью параграфа 13, и еще я вам подготовила материалы с характеристиками князей, которые им дают известные русские историки: Николай Михайлович Карамзин, Сергей Михайлович Соловьев, Ключевский.

1 группа

(Слайд 10)  Юрий Долгорукий (1125-1157)

«Юрий властолюбивый, знаменит в нашей Истории гражданским образованием восточного края древне России, в коем он провел все цветущие  лета своей жизни.

Распространив там веру христианскую, сей князь строил церкви…, основал новые селения и города… Но Георгий не имел добродетелей великого отца, не прославил себя в летописях ни одним действием добросердечия. Юрий не умел заслужить любви народной. Одним словом, народ Киевский столь ненавидел Долгорукого, что узнав о кончине его, разграбил дворец и сельский дом княжеский… Граждане, не хотев, кажется, чтобы  и тело Юрия лежало вместе с Мономаховым, погребли оное вне города…»

                                                                                                         Н.М. Карамзин

Прозвище Долгорукий, независимое княжество, княжеская династия, Москва, летопись,  1147 г., киевский престол,  1155 год, отношения с киевлянами, выходцы из Суздаля, собственное обогащение, 1157 г., отменное здоровье, пир, нелюбовь, ненависть.

Задание:

Какие положительные качества были присущи Юрию Долгорукому  как государственному  деятелю?

Какие качества вам не понравились? Почему?

2 группа

(слайд 11) Андрей Боголюбский (1157-1174)

 «Князь Андрей был набожен, его часто можно было видеть в храме на молитве со слезами умиления на глазах. Нередко по ночам он входил в церковь, сам зажигал свечи и долго молился перед образом. При этом Боголюбский оставался суровым хозяином, который всегда поступал по своему, а не по обычаю. Никому из братьев не дал волости в Суздальской земле. Удалил из княжества своих племянников. Многих Юрьевых бояр он выгнал, других заключил в темницу.

  (Слайд12)                                                                                               Н.М. Карамзин

Сын Юрия, Владимир-на-Клязьме, воля отца, икона Божьей матери, видение Богородицы, белокаменный дворец Боголюбово, Владимир-столица, 1169г, Киев, штурм, возвращение,  новгородцы, Волжская Булгария, цель, укрепление, возвышение, поклонение иконе, недовольство, поборы с населения, заговор, Кучковичи, убийство, восстание, разграбление.

Задание:

Какие положительные качества были присущи Андрею Боголюбскому как государственному  деятелю.

Какие качества вам не понравились? Почему?

        

3 группа

(слайд 13) Всеволод Большое Гнездо (1176-1212)

Всеволод не слишком любил воевать, но его полки ходили на Волжскую Булгарию, на половцев, на Рязань, которую ему удалось временно подчинить. Он продолжил строительство городов и храмов. Он продолжатель дела отца (Юрия Долгорукого) и брата, так как он пошел по пути указанному Андреем Боголюбским. Он заложил основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества и возникло Московское государство. Он сеял вражду между удельными князьями, для укрепления собственной власти. У него жесткий характер. Этот правитель заставил признать себя великим князем всей Русской земли.

                                                                                                          В.О. Ключевский

«Всеволод-любимец русского народа и победитель. Одним словом, он был рожден царствовать»

С.М. Соловьев

Прозвище, великий князь, могущество, Волжская Булгария, половцы, Рязань, города, храмы, сильное Владимиро-Суздальское  княжество, укрепление власти, распад княжества, уделы сыновьям, 2012 г.

Задание:

Какие положительные качества были присущи Всеволоду Большое Гнездо как государственному  деятелю.

Какие качества вам не понравились? Почему?

 

Что объединяет всех этих политических личностей?

6.Культура Владимиро-Суздальской земли.

Мы не получим полную характеристику   княжества, если не дадим характеристику достижений культуры. В период раздробленности каждое княжество приобретало особенные черты культурного развития.

И сейчас мы совершим экскурсию во Владимиро-Суздальское княжество.

Мини-лекция сопровождается презентацией.

(слайд 14) В период раздробленности каждое княжество приобретало особенные черты культурного развития. Наиболее зримо они воплотились в архитектуре. Характерной особенностью владимиро-суздальского зодчества стала пышность и торжественность построек. Они были призваны подчеркнуть силу владимирских князей. Во Владимиро-Суздальской земле в качестве строительного материала использовали белый камень- известняк.

По прообразу Киева там были установлены Золотые и Серебряные ворота, расположенные в разных концах города. До настоящего времени со значительными изменениями сохранились лишь Золотые.

(слайд 15) В годы  правления Андрея Боголюбского во Владимире было начато строительство грандиозного Успенского собора. Место для храма выбрали на редкость удачно- на крутом берегу Клязьмы.  Андрей Боголюбский повелел строить владимирский храм выше Софии киевской.  В результате собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени-32 метра.  

(слайд 16) Он был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, входные двери обиты медными листами и покрыты золотым рисунком. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов. Строительство Успенского собора было закончено в правление Всеволода Большое Гнездо.

(слайд 17) При князе Всеволоде во Владимире возвели еще один великолепный собор – Дмитровский. Это одноглавый храм. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль князя  Всеволода  в политической жизни Руси.

(слайд 18) Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества — церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу , церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира. Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее : златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой — самыми прекрасными и возвышенными словами, называют ее. Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть — все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх.

Храм Покрова - на — Нерли! Что ты знаешь о нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же — доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

( И. Кобзев )

Вопрос:  Что способствовало развитию культуры во Владимиро-Суздальском княжестве?

(слайд 19) Проверяем выполнение задания

1-Цекровь Покрова на Нерли

2-Дмитровский собор

3-Успенский собор во Владимире

4.Икона Владимирской Богоматери

5.Золотые ворота построены при Андрее Боголюбском.

Подведение итогов урока:

(слайд 20)Возвращение к проблеме:

Почему Владимиро-Суздальское княжество превратилось в одно из самых сильных и могущественных на Руси. Природными или человеческими факторами это можно объяснить?  Может быть у вас есть собственная версия?

(слайд 21)  Игра «Лови ошибку»

Владимиро-Суздальское княжество располагалось на юго-западе Руси, в междуречье Оки и Волги. В крае много лесов, плодородных почв не было. Основными занятиями населения были скотоводство, рыбная ловля, бортничество. В княжестве бояре обладали большей властью, чем князь. В 1147 году Всеволод Большое Гнездо основал Москву. При Юрии Долгоруком была построена церковь Покрова на Нерли. После смерти Андрея Боголюбского, единое до того, Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на несколько удельных.

Домашнее задание: стр.116 задание 1, 2 (на выбор)

(слайд 22) Рефлексия:

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Ребята, наша урок подошел к концу. Давайте с вами встанем из-за парт. На левую ладонь мы мысленно кладём те знания, с которыми пришли на урок, а на правую - те знания, которые получили сегодня на уроке. А теперь давайте соединим в хлопке наши знания и хором скажем: «Спасибо!» себе и окружающим за работу на уроке.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока для совмещенных классов в коррекционном классе VIII вида

Урок разработан по направлению "Швейное дело " в 7-8коррекционном классе VIII вида по теме "Обработка горловины швейного изделия"...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...