Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи.
статья по истории (11 класс) на тему

Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическому воспитанию учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_istoricheskogo_obrazovaniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи.

   История традиционно является одной из важнейших дисциплин школьного образования и составляет основу мировоззренческой личности, её гражданской идентичности, гуманитарной культуры человека, следовательно, и общества в целом.

   Изучение истории направлено на достижение множества воспитательных целей, среди которых в настоящее время наибольшую значимость приобретают — воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, в общем всего того, что раньше называлось простым и ёмким понятием — патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание в современной школе не мыслимо без воспитания учащихся в духе толерантности, где формирующую роль выполняет материал, отражающий политические, социальные и культурные аспекты прошлого, историю войн, восстаний и революций, общественных отношений и общественной мысли, исторического сознания и образа жизни. Конечно «... патриотическое воспитание может осуществляется и на материале зарубежной истории. Но ведущей остаётся роль отечественной истории.»*

                                                     О.В. Волобуев (доктор исторических наук, автор

                                                                                учебника «Россия и мир» 11 кл.)

   Обсуждая концепцию школьного исторического образования на Совете по проблемам школьного исторического образования академик РАО В.И. Купцов в своём выступлении высказал следующую мысль: «В современном мире — кризис этических норм, массовая культура ликвидировала ценности, которые вырабатывались в истории. Поэтому сегодня основная задача предмета истории — формировать систему ценностей.»** Не совсем понятно, считает академик, почему должны возникать проблемы с формированием патриотизма в великой стране, обладающей выдающейся культурой и наукой. Но, как бы не хотелось согласиться с

В.И.Купцовым, мы не можем не признать, что проблемы есть. Нас не могут не волновать рост националистических настроений среди российской молодёжи, усиление стремления большой части общества к «сильной руке», к обеспечению порядка любыми, самыми жестокими средствами. Нарисованные на стенах свастики и националистические призывы, осквернение памятников погибшим на войне, торговля орденами, к сожалению, не так уж редки в стране, победившей фашизм. Именно поэтому проектный урок «Итоги и уроки Великой Отечественной войны (на материалах Красносельского района Санкт-Петербурга), мы начали со стихотворения поэта Дмитрия Плоткина «Возвращение Гитлера»

Шагают мальчики с портретами Адольфа

        Не по Берлинской — по Московской мостовой                                                                 Потомки тех, кто на штыки «Вервольфа»

Шел в свой последний и священный бой.                                                                              

 

Шагают парни — бритые затылки -

И за бесценок души продают.                                                                                                                  Пусты глазницы! Серые ухмылки

В зелёных душах чёрный бред куют.

В сырой земле покоятся солдаты,

Но душам их неймётся в синеве.

С портретом Гитлера безусые ребята                                                                                    Шагают по беспамятной Москве.

 Идею урока мы реализовывали совместно с учащимися 8-10 классов, приглашая участников проекта на урок в 9 класс. Принципиально важно для нас было, чтобы дети не являлись пассивными исполнителями наших заданий, а проводили самостоятельное исследование.  Это наш первый опыт «совместного» урока, но он оправдал себя полностью. Важной частью проекта мы считаем маленькие выступления ребят, зачастую с самостоятельной презентацией, о своих родственниках, переживших войну. Ребята говорили не только о тех, кто не вернулся с войны, но и о тех. кто был в плену, был несправедливо репрессирован, работал в тылу и, конечно, просто выживал в блокаду. Важнейшими принципами подготовки такого урока являлись неподдельный интерес и сопричастность ребят к его подготовке и проведению.

   Конечно, нельзя сводить патриотическое воспитание только к темам войны, а здесь

дела обстоят на много сложнее. Историческая общественность вынуждена признать, что реализация доминирующей в России модели содержания исторического образования затруднена недостаточной мотивацией значительной части школьников

к историческому познанию, восприятию истории. МО учителей истории нашей гимназии сталкивается с теми же проблемами и ставит перед собой те же задачи, приоритетной из которых является воспитание любви к отечеству и толерантности.

Остановимся на некоторых примерах нашей попытки в решении выше сказанных задач. Прошедший 2012 год был объявлен правительством России годом истории и действительно редко на один отрезок времени выпадает столько «круглых» дат, сколько мы отметили в 2012 году:                                                                                                  

  1.   IX век - «История государства Российского» - её начало и становление     государства Киевская Русь, основатели и создатели, а самое главное, различие   взглядов на это историческое событие. Учителями истории был разработан внутришкольный проект-исследование о начальном этапе российской государственности. Было принято решение не ограничиваться одной точкой зрения, а ознакомить учащихся с многообразием мнений историков поэтому, всё ещё актуальному вопросу и сообщить все главные теории о происхождении Руси. Ученики 8 -11 классов самостоятельно работали над проектами, которые представили на гимназической конференции «Откуда есть пошла Русская земля». Каждый проект сопровождался презентацией. Лучшие работы были опубликованы в Интернете в социальной сети работников образования. В ходе конференции возникла идея продолжить знакомство с историческими версиями. включив в работу учеников 6-7 классов. Ученики, чьи работы были признаны лучшими, провели в этих классах проектные уроки по заданной теме, а слушатели выступали сами и рецензировали выступления старшеклассников.                                                        

   2.  События XIII века тоже стали объектом внимания гимназистов. Напомнив, что христианская вера и просвещение стали основанием прочного внутреннего единства Руси, мы продолжили проектную работу по непростым вопросам деятельности князя Александра Невского. Его дружба с татарами, тончайшие дипломатические ходы и великое сражение за веру и свободу в1242 году, также стали объектами исследования учеников. Не была забыта и оценка, данная князю Львом Гумилёвым, столетие которого тоже пришлось на этот год и по работам которого было проведено исследование. Проект-исследование стал призёром городского конкурса «Открывая Гумилёва».                                \3. XVII    век, Смута и снова «круглая» дата — 1612 год. Уже в начале ХХ века актуальны становится вопрос о Смутном времени , в истории которого особое внимание обращали на «определение роли сословий в развитии Смут и восстановлении порядка».***  Мы знакомили учащихся со всеми основными гипотезами по ключевым вопросам этого периода, рассматривая православие в истории России с точки зрения его, консолидирующей общество и государство, культурной роли.                                                                                                                       3.    И, конечно, 1812 год. Внимание российской общественности более всего было приковано к этой дате. Этому событию мы посвятили традиционную гуманитарную олимпиаду в нашей гимназии, 156 старшеклассников приняли участие в международной олимпиаде, посвящённой Отечественной войне 1812 года. Мы подготовили открытие традиционного рождественского бала спектаклем «Гусарская баллада». В рамках проекта «Старшие младшим», наши ученики организовали выставку «Русское оружие XII – XVII веков», провели у учеников младших классов тематические классные часы и уроки.

С разработкой данного проекта мы, учителя истории приняли участие во всероссийском конкурсе «Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях» и получили диплом III степени.

   Благодатную тему для нового проекта, связанного с воспитанием гражданственности, дал 2013 год. Новый межшкольный проект - «400 лет династии Романовых». В ряде проектных заданий вместе снами приняли участие учителя истории школы 285 и школы 380. А в своей гимназии мы работали совместно с учителями МО английского языка и информатики. Чтобы обеспечить высокий уровень преподавания истории, необходимо активно опираться на знания других курсов. Нет сомнения, что разносторонние межпредметные связи способствуют совершенствованию исторического образования в школе. В проекте были задействованы все ученики 8 -10 классов. С учителями английского языка был разработан проект «Календарь истории»: династия Романовых и династии Европы XVII и XX века. С учителями информатики проведён конкурс на лучшую презентацию по теме «400 лет династии Романовых», а с учениками всех классов конкурс на лучшее эссе на тему «Кого я считаю лучшим правителем из династии Романовых» . Эссе — задание высокого уровня, успешно написать эссе может лишь ученик знания. умения и навыки которого соответствуют предъявляемым требованиям. Тем приятнее, что большинство из участников справились с заданием. Мы ставили перед собой задачу через творческое сочинение по истории напомнить о великих делах и свершениях наших предков. ибо воплощённая деятельность великих правителей — это деяния народа и слава Родины. Нас не покидает надежда, что вся проделанная МО работа оставила в душах и сердцах наших учеников чувство глубокого уважения к деятельности наших предков и гордости за великий народ и страну, к судьбе которых они причастны.

Литература:

  • * ПИОШ. 2009. №7. с.22
  • **ПИОШ. 2013. №2. с.37
  • *** ПИОШ. 2012.№7. с. 50
  • Полат Е.С, Как рождается проект. М.,1995.
  • Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М., 2002.

      Учителя истории гимназии №399 Зарандия Л.С. Абрамова А.А.,