Урок по истории для 5 класса на тему: Основание греческих колоний.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osnovanie_grecheskih_koloniy.docx33.2 КБ
Office presentation icon osnovanie_grecheskih_otkrytyy.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема: Основание греческих колоний.

Цели:

Образовательная: создать представления о причинах, процессе и значении греческой колонизации; ознакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации.

Развивающая: продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Воспитательная: способствовать формированию ценностного отношения к взаимообогащению народов культурными достижениями друг друга.

Оборудование: презентация основание греческих колоний. Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»

Ход урока.

Этап урока

М

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент

1

Приветствие учителя.

План урока: (на доске)

  1. Причины переселения греков в другие страны
  2. Греческие колонии
  3. Отношения греков со скифами

2. Проверка дом. задания

6

Фронтальный опрос.

1) Как называлась область в Южной Греции?

2) В долине какой реки объединились несколько соседних племен?

3) Как стали называться объединенные земли?

4) Встаньте те, кто считает, что илоты – это жители покоренной Лаконии?

5) Встаньте те, кто считает, что илоты – это рабы.

6) Кто следил за соблюдением всех законов в Спарте?

7) Что делали со стариками и больными детьми?

Отвечают на вопросы.

1) Лакония

2) Еврот

3) Спарта

4) Встают все

5) Встают все

6) Народное собрание, совет старейшин

7) Сбрасывали со скалы

4 Изучение нового материала.

20

Делит класс по рядам. Первый ряд представьте себя греками бедняками, почему вы вынуждены покидать земли?

Второй ряд представьте, что вы ремесленники и купцы?

Третий ряд вы знатные люди, что вас заставило покинуть родные места?

Найдите ответ в тексте учебника на стр. 148.

 

Записывает на доске причины переселения греков.

Теперь, когда мы знаем причины переселения греков, мы должны выяснить, куда отправлялись и где основывали свои поселения греки.

Для этого мы используем карту. Но прежде чем начать работать по ней, давайте рассмотрим легенду.

Работа по карте.

1.Каким знаком на карте обозначены колонии греков?

2. Что обозначают стрелочки на карте?

3. Назовите колонии греков на Черном море?

4. Назовите места колонизаций на Средиземноморье?

Учитель предлагает прочитать текст  учебника на стр. 149 и заполнить таблицу основные направления греческой колонизации.

Учитель пишет на доске.

Запад

Юг

Северо-восток

Остров Сицилия,

Пиренейский полуостров

Аппенинский

полуостров

Северные берега Африки

Навкратис

Ольвия, Пантикапей, Херсонес

 

Работа с историческим документом.  Приложение № 1

Взаимоотношения Ольвии и Милета.

Учитель предлагает учащимся прочитать документ и ответить на вопросы.

1.Изменились ли религиозные обряды жителей г. Милет с их прибыванием в колонии Ольвия?

2. Будут ли платить налоги милетцы в Ольвии?

3. Имеет ли право житель Милета обратиться в суд в Ольвии в случае необходимости?

4. Греки, приехавшие в Ольвию, ольвиополиты, теряют ли свои права, которыми обладали в г. Милет?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Бедняки вынуждены были уезжать из- за угрозы голода и отсутствия хороших земель.

Ремесленники и купцы уезжали для того, чтобы торговать.

Знатные люди и демос покидали города, где шла борьба за власть.

Записывают в тетрадях. Причины колонизации:

1.Не хватало плодородных земель для простых греков;

2.Не хватало продуктов питания;

3.Стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом и знатью.

Ответы учеников.

  1. Кружочком
  2. Направление греческой колонизации
  3. Херсонес, Пантикапей, Ольвия.
  4. Сиракузы, Кирена, Мессилия, о. Корсика, Египет.

Чертят и заполняют таблицу в тетради.

Основные направления греческой колонизации.

Ответы учеников.

1.Нет, не изменились, значит, и верования религиозные не изменились тоже.

2. Нет, не будут.

3. Да, имеет такое право.

4. Нет, не теряют, так как колония – это маленькая часть Греции.

Закрепление

изученного материала.

8

Учитель предлагает ученикам самостоятельно заполнить контурную карту «Основание греческих колоний»

 

В заключение занятия учитель интересуется, на все ли вопросы, поставленные в начале урока, они получили ответы

На все вопросы мы получили ответы. Пришло время проверить, насколько внимательны вы были.

Заполните рабочий лист на вашем столе. Приложение №2

Ученики заполняют контурную карту.

Заполняют рабочие листы.

6. Домашнее задание

5

Составьте рассказ от имени грека, который отправился на своем корабле покорять новые земли. Используя план ответа:

- какие испытания ждали грека на пути;

- где останавливался его корабль;

-укажите название городов и покажите их на карте.

Подводит итог урока, выставляет оценки.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Рабочий лист

Дострой логическую цепочку, приведшую к возникновению греческих колоний.

hello_html_77d9272d.gif

Если задание вызвало трудность, вставь в цепочку следующие звенья:

а) население, опасаясь за свою жизнь, вынуждено были покидать свой полис

б) возникла угроза долгового рабства

в) возникла угроза голода.

Согласен ли ты со следующими утверждениями? Поставь знак « +» у тех высказываний, с которыми ты согласен.

  1. Греки основывали свои колонии только на берегах Черного моря
  2. Переселенцы из Греции мечтали подчинить себе себе заморских жителей
  3. Город, основавший поселение в дали от Греции, назывался метрополией
  4. Милет был самой богатой колонией Ольвии
  5. Колонии сохраняли тесную связь с метрополией
  6. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей, порывали связь с Родиной навсегда
  7. Из колоний метрополии получали зерно, мед, шкуры животных
  8. Греки, независимо от того, на каких берегах они теперь проживали, стали называть себя эллинами.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основание греческих колоний

Слайд 2

План урока. 1.Причины греческой колонизации. 2.Местоположение греческих коло-ний. 3.Последствия колонизаций

Слайд 3

1.Причины греческой колонизации. Малоземелье Нехватка продуктов питания Борьба демоса и знати

Слайд 4

Греческие купцы привозили: из городов Греции Монеты из Афин оливковое масло, вино изделия ремесла вазы статуи из мрамора ткани в колонии

Слайд 5

В города Греции Из колоний Пшеницу Рабов Мед Шкуры животных скот

Слайд 6

2.Направление греческих колоний. Северо- восточное Южное Северо-Западное

Слайд 7

Развитие кораблестроения, мореплавания Развитие торгового обмена между греческими городами и колониями Улучшения трудового положения населения Греции. Последствия колонизаций.

Слайд 8

Горгиппия – греческая колония на побережье Черного моря

Слайд 9

Горгиппия (современная Анапа)

Слайд 10

Современная Анапа

Слайд 11

Музей под открытым небом «Горгиппия»

Слайд 12

Давай зайдем в музей «Горгиппия»

Слайд 13

Главный зал музея

Слайд 14

На фоне амфор

Слайд 15

Монеты найденные при раскопках «Горгиппии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....

Урок МХК в 10 классе по теме "Эволюция греческого рельефа"

урок знакомит  учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и              классики; дает представление о рельефах...

Урок химии в 8 классе по теме "Основания"

Урок изучения новой темы. В архиве технологическая карта и презентация к уроку....

Презентация урока химии для 8 класса по теме "Основания"

В презентации представлены задания на повторение пройденного материала, объяснение и закрепление нового. Весь урок - в одной презентации. Материал соответствует учебнику химии О. С. Габриеляна....

Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Основания"

В презентации отражены этапы урока: востановление знаний ( с проверкой заданий), объяснение нового материала, закрепление. Урок составлен в соответствии с учебником О. С. Габриеляна....

Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»

Цели и задачи урока:1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодей­ствия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия ­  в целостную картину мира.2.  Учит...