Методическая разработка урока по ФГОС
методическая разработка по истории (7, 10 класс) по теме

Светлицкая Наталья Андреевна

Методическая разработка урока истории России в 7 и 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока193.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО          ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

        

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Светлицкая Наталья Андреевна

Район

Сормовский

Место работы

 МАОУ «Школа № 79 им. Н. А. Зайцева»

Должность

Учитель истории и обществознания

Общая информация

Тема урока

Опричнина(6 класс)

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: познакомить обучающихся с новой темой. Раскрыть причины, последствия такого события, как опричнина; показать её историческое значение

Задачи: образовательные – дать представление о сущности опричнины;

развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты;

воспитательные – развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.

Необходимое оборудование

Учебник: История России 6 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; «Просвещение», 2012 год

Компьютер

Мультимедийный проектор

Презентация

Мультимедийная карта по истории России 15-16 вв.

Дидактическое обеспечение

 раздаточный материал для каждого ученика для актуализации знаний и  подведения итогов урока; отрывки из документа «Псковский летописец»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • предметные
  • освоение программного материала по теме «Опричнина» учащимися класса, освоение новых понятий и терминов, расширение кругозора.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля и самооценки;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы, смысловое чтение, а также развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

В начале урока проводится фронтальный контроль знаний, в течение урока групповой контроль.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Данилов А. А., Косулина Л. Г.История России. 6 класс; «Просвещение», 2012 г.

Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс.- М.: Просвещение,- 2014 г.

Дополнительная

  • Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. Т.9
  • Платонов С. Ф. К истории опричнины 16 века.

Интернет-ресурсы

ЭОРы

http://biography.globala.ru/ - Биографии известных людей

http://www historia.ru Государственная публичная историческая библиотека России


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

3 мин.

Приветствие учителя.

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствие, организация внимания школьников.

Обучающиеся приветствуют учителя.

Обучающиеся расходятся по своим рабочим местам.

2. Вводно-мотивационный

4 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.

- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют принимают задачи урока, участвуют в обсуждении

Используется методика фронтального опроса обучающихся.

3. Актуализация знаний

3 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Предлагается написать исторический диктант (вопросы выводятся на экран)

Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д. 

В результате опроса проверяется и закрепляется знание уже изученных тем

4. Изучение нового материала

25 мин.

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии

- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.

Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.

- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».

Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням.

Опричнина  название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах.

- Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?

В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола.

Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину.

- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?(через проектор выводится текст с ответами, которые нужно найти и карта)

Какие территории вошли в опричнину? Покажите на карте.

Ребята поднимаемся со своих мест и представляем, что каждый из вас посланник царя, который торопится с важным донесением. Повторяйте движения за мной (объявляется физкультминутка)  

Возвращаемся к событиям этого периода.

Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)?

В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси.

В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен.

В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти.

Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение государства, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись).

С отменой опричнины было ликвидировано разделение территории, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом.

- На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного:

Ученики читают соответствующий пункт параграфа и записывают причины в тетрадь:

  1. Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;
  2. Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;
  3. Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;
  4. Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.

Записывают определения в тетрадь

Находят ответ в тексте параграфа: (1) Адашев;

Сильвестр.

(2) митрополит Афанасий;

Андрей Курбский.

Находят ответ и записывают в тетрадь

« Разделение страны на две части:

  1. Опричнину, взятую в особое царское владение;
  2. Земщину, которой должны были ведать бояре. «

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.

Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену».

Часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые др. города и земли

Ребята выполняют несложные физические упражнения.

Обучающиеся просматривают текст   и отвечают:

в 1566 подана на земском соборе челобитная об отмене опричнины; челобитчики были казнены

Записывают в тетрадь дату окончания опричнины

 

Выписывают итоги в тетрадь

1. Хозяйственный упадок;

2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права;

3. Изменения в высших слоях населения:

а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;

б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли.

Учащиеся следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом, проявляют умение слушать других.

Учитель корректирует последовательность этапов (пунктов плана), которые формулируют обучающиеся.

Учитель корректирует работу обучающихся. Проверяет правильность заполнения таблицы. Учитель  комментирует ответы обучающихся, проверяет правильность кратких записей, которые делают обучающиеся в таблице.

Учитель комментирует и корректирует причины, которые предлагают ребята. Беседует с обучающимися по прочитанному материалу.

Учитель следит за правильностью и своевременностью выполнения заданий

Комментирует ответы ребят, помогает сформулировать вывод из прочитанного.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

6 мин.

А теперь ребята, каждому из вас предстоит немного побыть учёным. Надо «восстановить»  текст с описанием Москвы периода правления Ивана Грозного. Каждому из обучающихся предлагается карточка с текстом, где пропущены слова. Эти слова надо вписать, чтобы текст стал правильным.

 

Обучающиеся заполняют пробелы в тексте и получив от учителя карандашами разного цвета. меняются карточками и проверяют работу соседа по парте.

Учитель проводит групповой контроль, внимательно следит за работой и объявляет критерии оценки работы.

6. Подведение итогов урока

4 мин.

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Что нового вы узнали на уроке?

Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися

Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу

Обучающиеся делают выводы о том, почему в истории стало возможно такое явлении, как опричнина и к чему она привела.

Коммуникативная – монологическая речь учащихся, познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре.

Личностная – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Учитель помогает обучающимся кратко сформулировать и записать выводы.

Собирает заполненные ребятами карточки с выставленными оценками.

7. Организация изучения домашнего задания

2 мин.

Учитель: запишем домашнее задание. Параграф

§ 25, р∕т упр. 2, 3, 5, ответить на вопросы- для тех, кто рассчитывает на оценку «4»; тем, кто хочет получить оценку «5» необходимо подготовить устный рассказ от первого лица любого участника событий периода опричнины.

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.

Учитель выставляет оценки за урок, комментирует их. Говорит спасибо за урок.

Приложение. 

Исторический диктант:

  1. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).
  2. Титул Ивана Грозного (царь).
  3. Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).
  4. Служилые люди, получавшие за службу земельный надел (дворяне).
  5. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).
  6. Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).
  7. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).
  8. Сборник законов (судебник).
  9. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).
  10. Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержавие)

Система органов управления, созданная Иваном Грозным.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ФГОС "Обычаи англоязычных стран и России"

Технологическая карта урока по ФГОС в 7 классе. Тема урока "Обычаи англоязычных стран и России"...

Методическая разработка урока по ФГОС

Методическая разработка урока с применением инновационных технологий....

методическая разработка урока по ФГОС

Уроки по новым стандартам. Математика. Представлен обобщающий урок в 5-ом классе по теме "Проценты". В данном материале содержится технологическая карта урока с подробным описанием всех универсальных ...

Методическая разработка урока по ФГОС. Тема урока: «Столетняя война»

Данный урок разработан не по принципу классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь», который предполагали «старые стандарты», а по- н...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...

Методическая разработка урока по ФГОС "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математики в школе. Методическая разработка по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» посвящена изу...