Главные вкладки

    Методическая разработка по истории (5 класс) на тему:
    Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Ранние цивилизации Древней Индии»

    Бубникова Александра Николаевна

    Методическая разработка урока истории

    для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»

     

    Автор материала А.Н. Бубникова,  учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.

     

    Пояснительная записка

    Целевая аудитория: 5 класс.

    Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.

    Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.

    Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.

    Цели и задачи урока в контексте ФГОС

    Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

    Задачи:

    • выяснить местоположение Древней Индии,
    • сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
    • развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
    • развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
    • развивать интерес к истории;
    • формировать навыки исследовательской деятельности;
    • воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_bubnikovoy_a.n._1.doc138 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 91

    Петроградского района

    Санкт-Петербурга

    Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме

    «Ранние цивилизации Древней Индии»

     

                                                                                Автор материала А.Н. Бубникова,

    учитель истории и обществознания

                                                          ГБОУ СОШ №91

                                                                     Петроградского района

                                                           Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург

    2017

    Методическая разработка урока истории

    для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»

    Автор материала А.Н. Бубникова,  учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.

    Пояснительная записка

    Целевая аудитория: 5 класс.

    Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.

    Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.

    Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.

    Цели и задачи урока в контексте ФГОС

    Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

    Задачи:

    • выяснить местоположение Древней Индии,
    • сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
    • развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
    • развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
    • развивать интерес к истории;
    • формировать навыки исследовательской деятельности;
    • воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

    Планируемые результаты

    Предметные:

     -  выяснить местоположение Древней Индии;

    - узнать об основных занятиях населения Древней Индии;

    - познакомиться с традиционными верованиями;

    - узнать значение понятий «джунгли», «дравиды», «индуизм»;

    -уметь показывать на карте местоположение Древней Индии.

    Личностные: 

    - оценивать свои и чужие поступки;

    - осознавать целостность мира и многообразие взглядов;

    -воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов. 

    Метапредметные: 

    - организовать свою деятельность, определять её цели и задачи;

    - развивать способность к самооценке на основе выработанных критериев;

    - искать и выделять необходимую информацию;

    - анализировать, сравнивать;

    - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе (договариваться друг с другом).

    Используемые педагогические технологии: игровые технологии, технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.

    Формы и методы диагностики УУД: наблюдение, тест, самооценка, беседа, обсуждение, подведение итогов.

    Методы и приемы обучения: проблемный, наглядный, исследовательский, игровой.

    Материально-техническое обеспечение урока: карта «Индия в древности», компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал, презентация по теме урока, раздаточный материал.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Результаты

    Организация класса

    Приветствие. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы. Проверка готовности учащихся к уроку.

    Приветствие учителя, подготовка к уроку.

     Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

    Мотивация   учебной деятельности

    Учитель входит с чемоданом, играет музыка. Он задаёт проблемные вопросы, используя прием «черный ящик» и предлагает совершить путешествие по Древней Индии.

     Отвечают на вопросы, делают выводы.

     

     

    Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

     Способность к сотрудничеству и коммуникации

    Постановка учебной задачи

    Постановка темы урока. Постановка цели и задач урока совместно с учащимися.

    Тема урока: «Ранние цивилизации Древней Индии»

    Формулируют, тему, цель, задачи урока. Высказывают свои предложения.

    Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

    Практическое изучение нового материала и фиксирование затруднений

    Создаёт проблемную ситуацию, активизируют имеющиеся знания.

    Организует поисковую работу по картографическому материалу.

    Выдает разноуровневые задания: парная, индивидуальная, групповая.

    Проводит беседу по результатам работы

    Работа в парах, индивидуальная, парная и групповая.

    Сравнение полученных результатов работы с эталоном

    Делают выводы

    Приложение №1

    Приложение №2

    Умение работать с разными источниками

    Способность к сотрудничеству и коммуникации

    Способность оценивать свою работу

    Первичная проверка понимания

    Организует работу с текстом учебника для поиска решения задач

    Способствует развитию умения  применять новые знания

    Делают предположения

    Работают с учебником

    Отвечают на вопросы

    Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

    Управление своей

    деятельностью; контроль и коррекция;

    инициативность и

    самостоятельность

    Закрепление знаний

    Организует проверочную работу с предложениями.

    Организует оценивание работ по критериям.

    Делает выводы по результатам работы

    Возвращаются к решению проблемного вопроса «Почему Древнею Индию называли волшебной страной?»

     

     

     

     

     

    Выполняют работу

    Учатся выделять и объяснять существенные признаки объектов и явлений

    Осуществляют взаимопроверку

    Проводят самооценку

     Приложение №3

    Приложение №4

    Приложение №5

    Приложение №6

    Умение работать с разными источниками географической информации

    Владение элементарными практическими умениями

     (Картографическая грамотность)

    Преобразование

    и применение

    нового знания

    Умение взаимодействовать с людьми

    Умение осуществлять самооценку на основе заданных критериев

    Информация по домашнему заданию

    По результатам выполнения самостоятельной работы дается домашняя работа.

    Задания разного уровня сложности (на выбор).

    Базовый уровень:

    §22, ответить на вопросы

    Повышенный уровень:

    составить кроссворд из 6 слов по теме «Древняя Индия» или

    провести мини-исследование: «Почему и в нашей стране, в середине прошлого века люди собирали фигурки белых слонов»

    Выбирают уровень домашнего задания

    Формирование речевой деятельности

    Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии

    Подведение итогов и рефлексия

    Организует беседу по примерным вопросам:

    Какая была тема урока?

    - Цели? Задачи?

    - Достигли ли мы цели?

    - Задачи решили?

    - Что вы узнали?

    - Что понравилось?

    - Что было сложным?

    -Что вы унесете сегодня с собой в чемодане?

    Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

    Осознавание  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

    Приложение 1

            

    Приложение 2

    Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

    «Между морем Аравийским

    И Бенгальским заливом

    Омывается на полуострове Индостан Индийским

    Материк тот океаном.

    С севера его границей

    Горы служат Гималаи

    Две реки текут широких

    Инд и Ганг их называют.

    Здесь Лианы прорастают,

    И деревья-великаны

    Свои ветви раскидали,

    Здесь тропические фрукты

    На верхушках пальм созрели

    Вот в таких опасных джунглях

    Бродят звери-людоеды:

    Это тигры, леопарды,

    Львы с косматой головою.

    На деревьях висят змеи,

    И огромные питоны.

    А вокруг шипят гадюки,

    Яд выплескивают кобры.

    А еще есть добрый слон,

    Он приручен и смирен,

    Тяжести привык возить

    И в сраженье победит,

    Если боевой тот слон,

    Если не обожествлен.

    Но с любовью и заботой

    Относились к корове.

    Ее мясом не питались

    И божественной кормилицей

    С почитанием называли.

    Мы чуть-чуть переместились,

    Где теперь мы очутились?

    Что за люди здесь живут?

    И танцуют и поют.»

    Напишите ответы на вопросы.

    - Как называется полуостров, на котором расположена Индия? Ответ:___________________

    - Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга? Ответ:________

    - Какие горы отделяют Индию от других стран? Ответ: ______________________

    - А как называется река, протекающая в восточной части полуострова? ___________

    - В западной части полуострова Индостан течет река давшая название стране. Назовите ее. Ответ: ___________

    Приложение 3

    Прочитайте задачу (она представлена у вас на этом листе) и пункт «Первые города-государства» (стр. 58-59)

    Задача:

    «Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.»

    - Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вставьте пропущенные слова.

    И сегодня на юге Индии живут потомки древнейших жителей Индии. Называют их_________.

    Древнейшими городами-государствами в Индии были ____________и ____________.

    В центре городов возвышалась _________________.

    Улицы были______________ и ____________. В некоторых домах был ____________.

    Расскажите нам о городах Древней Индии.

    Приложение 4

    Прочитайте пункт «Природа и население»  и заполните схему

    Основные занятия

    Прочитайте сценку, распределите роли и сыграйте.  А затем расскажите  об основных занятиях населения в Древней Индии.

    Рассказчик: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

    1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

    Рассказчик: Клеопатра воскликнула:

    Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

    Рассказчик: Взмолился путешественник.

    1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

    Рассказчик: Царица помиловала путешественника и сказала.

    Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

    Рассказчик: Тогда заговорил второй путешественник:

    2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.

    Приложение 5

    Текст для игры

    Рассказчик: 

    Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

    Рассказчик: 

    Клеопатра воскликнула.

    Рассказчик: 

    Взмолился путешественник.

    Рассказчик: 

    Царица помиловала путешественника и сказала.

    Рассказчик: 

    Тогда заговорил второй путешественник.

    _____________________________________________________________________

    1 путешественник:

     Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

    1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

    _____________________________________________________________________

    Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

    Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной    стране.

    _____________________________________________________________________

    2 путешественник: 

    Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.

    Приложение 6

    Прочитайте факты и напишите выводы, которые можно сделать на основе этих фактов

    Боги Индии

    Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

    Вывод: __________________________________________________________________________

    Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

    Вывод: __________________________________________________________________________

    Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой  совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

    Вывод: __________________________________________________________________________

    Пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

    Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

    Ответ: __________________________________________________________________________

    Задание. Прочитать четвертый раздел учебника «Индуизм» (стр. 59).

    - Как называлась религия древних индийцев?__________________

    - Назовите три главных бога в индуизме и предназначение каждого? 

    Бог

    Предназначение

     - Какого бога помимо трех главных выделяли и любили индийцы?  _______

     Древние индийцы верили в жизнь души после смерти? _______________________________________________

    Приложение 7

    Обведите ответ, который считаете правильным

    1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. Да / Нет

    2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. Да / Нет

    3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. Да / Нет

    4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. Да / Нет

    5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. Да / Нет

    6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле.            Да / Нет

    7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными Да / Нет

    8. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. Да / Нет

    Библиография

    Основная литература

    1. В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
    2. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
    3. В. И. Уколова Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.

    Интернет-источники

          1. http://ancient.gerodot.ru- Древний мир


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока истории в 5 классе (по ФГОС второго поколения)

    Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Первобытные собиратели и охотники". В разработке указаны ...

    Разработка урока истории для 5 класса по теме:"Законы "сияющей справедливости", по новым ФГОС.

    Урок Законы "сияющей справедливости" оформлен со спецификой новых стандартов, содержит подборки законов для групповой работы, снабжен технологической картой урока. Позволяет реализовать основные компе...

    Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

    Данная разработка предназначена для учителей истории,  преподающих в 5 классе при изучении новой темы. Кроме этого данную разработку  можно применять в частичном виде при изучении конкретных...

    Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

    Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии....

    методическая разработка урока истории для 5 класса по теме: "Древняя Греция и Крит".

    Методическая разработка урока истории Древнего мира по теме "Древняя Греция". Исследование природно-климатических условий и их влияние на формирование государственности в данном регионе....

    Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".

    Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....

    Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Индийские касты»

    Учитель: Бубникова А.Н.УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.Учебный предмет: историяКласс: 5 «А» Тема урока: &laqu...