Главные вкладки

    Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Ранние цивилизации Древней Индии»
    методическая разработка по истории (5 класс) на тему

    Бубникова Александра Николаевна

    Методическая разработка урока истории

    для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»

     

    Автор материала А.Н. Бубникова,  учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.

     

    Пояснительная записка

    Целевая аудитория: 5 класс.

    Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.

    Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.

    Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.

    Цели и задачи урока в контексте ФГОС

    Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

    Задачи:

    • выяснить местоположение Древней Индии,
    • сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
    • развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
    • развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
    • развивать интерес к истории;
    • формировать навыки исследовательской деятельности;
    • воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_bubnikovoy_a.n._1.doc138 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 91

    Петроградского района

    Санкт-Петербурга

    Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме

    «Ранние цивилизации Древней Индии»

     

                                                                                Автор материала А.Н. Бубникова,

    учитель истории и обществознания

                                                          ГБОУ СОШ №91

                                                                     Петроградского района

                                                           Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург

    2017

    Методическая разработка урока истории

    для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»

    Автор материала А.Н. Бубникова,  учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.

    Пояснительная записка

    Целевая аудитория: 5 класс.

    Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.

    Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.

    Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.

    Цели и задачи урока в контексте ФГОС

    Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

    Задачи:

    • выяснить местоположение Древней Индии,
    • сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
    • развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
    • развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
    • развивать интерес к истории;
    • формировать навыки исследовательской деятельности;
    • воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

    Планируемые результаты

    Предметные:

     -  выяснить местоположение Древней Индии;

    - узнать об основных занятиях населения Древней Индии;

    - познакомиться с традиционными верованиями;

    - узнать значение понятий «джунгли», «дравиды», «индуизм»;

    -уметь показывать на карте местоположение Древней Индии.

    Личностные: 

    - оценивать свои и чужие поступки;

    - осознавать целостность мира и многообразие взглядов;

    -воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов. 

    Метапредметные: 

    - организовать свою деятельность, определять её цели и задачи;

    - развивать способность к самооценке на основе выработанных критериев;

    - искать и выделять необходимую информацию;

    - анализировать, сравнивать;

    - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе (договариваться друг с другом).

    Используемые педагогические технологии: игровые технологии, технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.

    Формы и методы диагностики УУД: наблюдение, тест, самооценка, беседа, обсуждение, подведение итогов.

    Методы и приемы обучения: проблемный, наглядный, исследовательский, игровой.

    Материально-техническое обеспечение урока: карта «Индия в древности», компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал, презентация по теме урока, раздаточный материал.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Результаты

    Организация класса

    Приветствие. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы. Проверка готовности учащихся к уроку.

    Приветствие учителя, подготовка к уроку.

     Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

    Мотивация   учебной деятельности

    Учитель входит с чемоданом, играет музыка. Он задаёт проблемные вопросы, используя прием «черный ящик» и предлагает совершить путешествие по Древней Индии.

     Отвечают на вопросы, делают выводы.

     

     

    Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

     Способность к сотрудничеству и коммуникации

    Постановка учебной задачи

    Постановка темы урока. Постановка цели и задач урока совместно с учащимися.

    Тема урока: «Ранние цивилизации Древней Индии»

    Формулируют, тему, цель, задачи урока. Высказывают свои предложения.

    Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

    Практическое изучение нового материала и фиксирование затруднений

    Создаёт проблемную ситуацию, активизируют имеющиеся знания.

    Организует поисковую работу по картографическому материалу.

    Выдает разноуровневые задания: парная, индивидуальная, групповая.

    Проводит беседу по результатам работы

    Работа в парах, индивидуальная, парная и групповая.

    Сравнение полученных результатов работы с эталоном

    Делают выводы

    Приложение №1

    Приложение №2

    Умение работать с разными источниками

    Способность к сотрудничеству и коммуникации

    Способность оценивать свою работу

    Первичная проверка понимания

    Организует работу с текстом учебника для поиска решения задач

    Способствует развитию умения  применять новые знания

    Делают предположения

    Работают с учебником

    Отвечают на вопросы

    Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

    Управление своей

    деятельностью; контроль и коррекция;

    инициативность и

    самостоятельность

    Закрепление знаний

    Организует проверочную работу с предложениями.

    Организует оценивание работ по критериям.

    Делает выводы по результатам работы

    Возвращаются к решению проблемного вопроса «Почему Древнею Индию называли волшебной страной?»

     

     

     

     

     

    Выполняют работу

    Учатся выделять и объяснять существенные признаки объектов и явлений

    Осуществляют взаимопроверку

    Проводят самооценку

     Приложение №3

    Приложение №4

    Приложение №5

    Приложение №6

    Умение работать с разными источниками географической информации

    Владение элементарными практическими умениями

     (Картографическая грамотность)

    Преобразование

    и применение

    нового знания

    Умение взаимодействовать с людьми

    Умение осуществлять самооценку на основе заданных критериев

    Информация по домашнему заданию

    По результатам выполнения самостоятельной работы дается домашняя работа.

    Задания разного уровня сложности (на выбор).

    Базовый уровень:

    §22, ответить на вопросы

    Повышенный уровень:

    составить кроссворд из 6 слов по теме «Древняя Индия» или

    провести мини-исследование: «Почему и в нашей стране, в середине прошлого века люди собирали фигурки белых слонов»

    Выбирают уровень домашнего задания

    Формирование речевой деятельности

    Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии

    Подведение итогов и рефлексия

    Организует беседу по примерным вопросам:

    Какая была тема урока?

    - Цели? Задачи?

    - Достигли ли мы цели?

    - Задачи решили?

    - Что вы узнали?

    - Что понравилось?

    - Что было сложным?

    -Что вы унесете сегодня с собой в чемодане?

    Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

    Осознавание  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

    Приложение 1

            

    Приложение 2

    Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

    «Между морем Аравийским

    И Бенгальским заливом

    Омывается на полуострове Индостан Индийским

    Материк тот океаном.

    С севера его границей

    Горы служат Гималаи

    Две реки текут широких

    Инд и Ганг их называют.

    Здесь Лианы прорастают,

    И деревья-великаны

    Свои ветви раскидали,

    Здесь тропические фрукты

    На верхушках пальм созрели

    Вот в таких опасных джунглях

    Бродят звери-людоеды:

    Это тигры, леопарды,

    Львы с косматой головою.

    На деревьях висят змеи,

    И огромные питоны.

    А вокруг шипят гадюки,

    Яд выплескивают кобры.

    А еще есть добрый слон,

    Он приручен и смирен,

    Тяжести привык возить

    И в сраженье победит,

    Если боевой тот слон,

    Если не обожествлен.

    Но с любовью и заботой

    Относились к корове.

    Ее мясом не питались

    И божественной кормилицей

    С почитанием называли.

    Мы чуть-чуть переместились,

    Где теперь мы очутились?

    Что за люди здесь живут?

    И танцуют и поют.»

    Напишите ответы на вопросы.

    - Как называется полуостров, на котором расположена Индия? Ответ:___________________

    - Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга? Ответ:________

    - Какие горы отделяют Индию от других стран? Ответ: ______________________

    - А как называется река, протекающая в восточной части полуострова? ___________

    - В западной части полуострова Индостан течет река давшая название стране. Назовите ее. Ответ: ___________

    Приложение 3

    Прочитайте задачу (она представлена у вас на этом листе) и пункт «Первые города-государства» (стр. 58-59)

    Задача:

    «Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.»

    - Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вставьте пропущенные слова.

    И сегодня на юге Индии живут потомки древнейших жителей Индии. Называют их_________.

    Древнейшими городами-государствами в Индии были ____________и ____________.

    В центре городов возвышалась _________________.

    Улицы были______________ и ____________. В некоторых домах был ____________.

    Расскажите нам о городах Древней Индии.

    Приложение 4

    Прочитайте пункт «Природа и население»  и заполните схему

    Основные занятия

    Прочитайте сценку, распределите роли и сыграйте.  А затем расскажите  об основных занятиях населения в Древней Индии.

    Рассказчик: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

    1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

    Рассказчик: Клеопатра воскликнула:

    Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

    Рассказчик: Взмолился путешественник.

    1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

    Рассказчик: Царица помиловала путешественника и сказала.

    Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

    Рассказчик: Тогда заговорил второй путешественник:

    2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.

    Приложение 5

    Текст для игры

    Рассказчик: 

    Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

    Рассказчик: 

    Клеопатра воскликнула.

    Рассказчик: 

    Взмолился путешественник.

    Рассказчик: 

    Царица помиловала путешественника и сказала.

    Рассказчик: 

    Тогда заговорил второй путешественник.

    _____________________________________________________________________

    1 путешественник:

     Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

    1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

    _____________________________________________________________________

    Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

    Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной    стране.

    _____________________________________________________________________

    2 путешественник: 

    Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.

    Приложение 6

    Прочитайте факты и напишите выводы, которые можно сделать на основе этих фактов

    Боги Индии

    Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

    Вывод: __________________________________________________________________________

    Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

    Вывод: __________________________________________________________________________

    Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой  совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

    Вывод: __________________________________________________________________________

    Пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

    Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

    Ответ: __________________________________________________________________________

    Задание. Прочитать четвертый раздел учебника «Индуизм» (стр. 59).

    - Как называлась религия древних индийцев?__________________

    - Назовите три главных бога в индуизме и предназначение каждого? 

    Бог

    Предназначение

     - Какого бога помимо трех главных выделяли и любили индийцы?  _______

     Древние индийцы верили в жизнь души после смерти? _______________________________________________

    Приложение 7

    Обведите ответ, который считаете правильным

    1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. Да / Нет

    2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. Да / Нет

    3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. Да / Нет

    4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. Да / Нет

    5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. Да / Нет

    6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле.            Да / Нет

    7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными Да / Нет

    8. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. Да / Нет

    Библиография

    Основная литература

    1. В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
    2. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
    3. В. И. Уколова Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.

    Интернет-источники

          1. http://ancient.gerodot.ru- Древний мир


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

    «Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

    Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

    Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

    Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

    Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

    Методическая разработка урока истории 8 класс.

    Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....