«Знаешь ли ты историю Древней Греции».
материал по истории на тему

Алла Викторовна Тихонова

«Знаешь ли ты историю Древней Греции».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: «Знаешь ли ты историю Древней Греции».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технологии: игровая, групповая деятельность, сотрудничество

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные, наглядные ,репродуктивные.

Цель: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме “Древняя Греция”, повышение познавательной активности учащихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного.

Задачи:

1. Обучающая: контроль за уровнем знаний обучающихся

2. Развивающая: - игровое занятие поможет пережить атмосферу соревнования и будет способствовать развитию хронологический, картографических, образных и логических умений на основе выполнения познавательных заданий и участия в конкурсе.

                           - развитие навыков творческо-поисковой деятельности.

3. Воспитывающая: на примере истории Древней Греции, её культуры, продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации: «Афинский Акрополь», «Богиня Афина в Парфеноне», «Олимпийские игры», «Чернофигурные и краснофигурные вазы», «Древнегреческий театр», «Древнегреческие актёры», карта, карточки с ответом «ДА» и «НЕТ», маршрутный лист.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Задача для учащихся: повторить историю Древней Греции.

II. Проведение игры.

Предварительная подготовка: класс делится на две группы «Аргонавты» и «Эллины», которые на уроке будут соревноваться между собой, из учителей формируется жюри .

Правила игры:

1) Каждый член команды должен принять участие в игре не менее одного раза.

2) Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор – кому отвечать от имени команды.

3) Правильный ответ – 1 балл, ответ с неточностями – 0,5 балла, дополнение команд – 0,5 балла.

 

4) За подсказку снижается 1 балл, вопрос заменяется.

5) За 1 место участникам игры ставится отметка «5», за 2 место – «4».

 

Команды – соперницы занимают игровые столы. В ходе игры за ответами игроков следит жюри. По количеству баллов выбирается победитель.

 

Сегодня мы еще раз совершим с вами путешествие с музой истории Клио, которая прислала нам свое приветствие.

Пусть в прошлое проникнет ясный взор:

День настоящий явит вам в прозренье

Владык земных и славу, и позор,

И мудрости плоды, что дарит миру гений…

Проникнув в тайны смутные веков,

Умом и сердцем долго узнавайте

Любовь к добру и ненависть врагов,

Труд терпеливый прежде замечайте.

Привет вам, юные, собравшиеся здесь,

Чей ум пытливый озарили боги…

Вы путь истории исследуете здесь –

Пусть победят сильнейшие в итоге!    

   I конкурс: «Историческая разминка». 

 

Начнем свое путешествие с города, который древние греки называли Илион.

 Под каким названием он нам известен сейчас? (Троя)

Викторина «Знаешь ли ты Древнюю Грецию?»

1.Назовите мифического царя, хозяина 5000 быков? (Авгий.)

2.Какой мастер построил корабль «Арго»? (Арг.)

3.Бог искусства у древних греков. (Аполлон.)

4.Как назывались мастерские для постройки и ремонта судов? (Верфи.)

5.Какой бог изготовил доспехи герою «Илаиды» Ахиллом? (Гефест, бог кузнечного дела.)

6.Кто из троянцев вступил в поединок с Ахиллом? (Гектор.)

7.Как назывались свободные афиняне? (Демос.)

8.Как звали персидского царя, вторгшегося в Элладу? (Ксеркс.)

9.Назовите гору, где по преданию обитали греческие боги? (Олимп.)

10.В каком городе Греции был разбит Ксерокс? (Платеи.)

11.Кто из греческих скульпторов создал статую Зевса? (Фидий.)

12. Как называлось военное построение спартанцев и македонцев? (Фаланга.)

13.Как звали бога моря в греческой мифологии? (Посейдон.)

14.Как назывался афинский порт? (Пирей.)

15.Как назывались древнегреческие корабли? (Триери.)

16. Назовите ущелье в Греции, где совершили свой знаменитый подвиг 300 спартанцев во главе с Леонидом. (Фермопилы.)

17. Как назывались в греческих полисах безземельные бедняки? (Феты.)

18.Назовите наиболее популярного автора греческих комедий. (Эсхилл.)

В путешествие нам нужно взять все необходимое. Вы знаете, что Клио легко может побывать в любой стране и эпохе. Недавно она побывала в Китае и принесла предмет, который нам пригодится в путешествии.

 Что это за предмет? (компас).

Но для того чтобы верно выбрать курс нашего следования нам нужно определить географическое положение Греции.

   II конкурс: Работа с картой

             -    На каком полуострове расположена Древняя Греция ?

        -     Назовите и покажите на карте 3 части Греции

        -     Какими морями омываются берега Древнейя Греции ?

        -     Что можно сказать о рельефе полуострова?

        -     Назовите самый большой остров , бывший частью Греци 

           -     Покажите Южную Грецию. Как её название?

        -     Где проводились Олимпийские игры?

        -     Где находится г. Афины?

        -     Где находится г. Спарта?

        -     Покажите на карте места сражений греков с персами.

        -    Покажите на карте страны и области, завоёванные Александром     Макендонским.

 

 III конкурс: Работа с датами

Команды получают сарбонки с датами и показывают их друг другу, дают ответ.

  • 480 г до н.э.
  • 490 г до н.э.
  • 776 г до н.э.
  • 594 г до н.э.

IV конкурс: Исторический диктант

Инструкция. В тексте диктанта допущено 7 исторических ошибок. Учитель объясняет   пятиклассникам, что им надо не только найти их, почеркнув, но и надписать сверху или после основного текста правильный вариант. Оценка «5» ставиться за 6-7 найденных и исправленных ошибок, «4» - за 4-5, «3» - за 3 найденные и исправленные ошибки, «2» - за 2 и менее найденные и исправленные ошибки.  

                                                          ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

 Древняя Греция расположена  на  Аппенинском полуострове и островах Эгейского моря. Теплый климат, широкие просторы способствовали занятию земледелием и скотоводством. Греки поклонялись множеству богов, но главным из них являлись Юпитер ромоверженец и бог моря Нептун. Постоянно соперничали между собой   греческие города Афины и Спарта. Последний сейчас является столицей современной Греции. Эллада, как греки называли свою страну, дала миру демократию – форму правления, по которой сейчас живут в большинстве стран мира.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, жившего в V в. до н.э., и созданию греками колоний на побережье Средиземного и Черного морей, греческая культура распространилась в Европе, Азии, Африке. (97 слов)

V конкурс:  “Знаешь ли ты древнегреческих богов?”

Задание узнать древнегреческого бога и соотнести с изображением.

( раздаются конверты с заданием)

Конверт первой группе

  1. Жена Зевса (Гера).
  2. Суровый перевозчик душ умерших (Харон).
  3. Бог огня и кузнечного дела (Гефест).
  4. Богиня любви и красоты (Афродита).
  5. Кому принадлежат слова: “Я – бог Солнца и света. Родился на плавучем остове Делос, в один день с сестрой Артемидой. Люблю искусство, покровительствую музам. В память о несчастной любви своей ношу на голове лавровый венок” (Аполлон).
  6. Рожденная из головы Зевса, богиня мудрости (Афина).
  7. Младший брат бога Смерти, бог сна (Гипнос).
  8. Брат Зевса, бог подземного царства (Аид).
  9. Кто из богинь была сестрой Зевса? (Деметра)

Конверт второй группе

1.Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец приковать его к скале…(Гефест.)

2 просто влюбилась в этого юношу и поэтому помогла ему выбраться из лабиринта… (Ариадна.)

3.Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им будет трудно отказаться…(Афина.)

4.Я просто влюбилась в этого юношу и поэтому помогла ему выбраться из лабиринта… (Ариадна.)

5.Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им будет трудно отказаться…(Афина.)

6.До сих пор болят кости и ноет спина. Кто бы мог подумать , что голубое небо такое тяжёлое…(Геракл)

7.Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Так за что же царь богов и людей так жестоко карает меня.(Прометей )

8.Ох уж эти люди, если бы не я, то они уничтожили бы все живое вокруг.. (Артемида)

9.До сих пор болят кости и ноет спина. Кто бы мог подумать , что голубое небо такое тяжёлое…(Геракл)

VI  конкурс:  Убрать лишнего персонажа и рассказать миф:

  • Афродита ,Елена, Парис, Гефест.
  • Деметра ,Одиссей, , Полифем
  • Тесей, Зевс,  Эгей, Минотавр.
  • Дионис ,Деметра, Персефона, Аид.

VII конкурс: «Стол греков».

На столе продукты питания: виноград, оливки, мёд, оливковое масло, лук, чеснок, капуста, хлеб, огурцы, сливочное масло,  петрушка.

Нужно отобрать те продукты, которые употребляли древние греки.

  •  Какой продукт являлся главным продуктом питания греков?
  •  Какой продукт греки не выращивали?

VIII конкурс: Работа с иллюстрациями(выводятся на экране)

  •  «Афинский Акрополь».
  • «Богиня Афина в Парфеноне».
  • «Олимпийские игры».
  • «Чернофигурные и краснофигурные вазы».
  • «Древнегреческий театр».
  • «Древнегреческие актёры».

 

Вопросы к иллюстрациям:

  •  Что такое Афинский Акрополь?
  •  Что вы знаете об этой скульптуре? Кто скульптор?
  •  Кто мог быть участником Олимпийских игр?
  •  Какие вазы называют чернофигурные, а какие краснофигурные?
  •  Кто были актёрами? Что играли?

 IX конкурс: Олимпийские игры

Тема нашего следующего конкурса связана с событием, которое состоялось в феврале 2014 года в России в городе Сочи. Это грандиозное событие, к которому уже не один год шла подготовка: строились спортивные сооружения, тренировались спортсмены всей планеты, чтобы доказать всему миру, что они лучшие – они олимпийские чемпионы. Олимпийские игры в Сочи признаны самыми лучшими играми за последние десятилетия. Это были игры, история которых уходит глубоко вглубь веков.

  • Самое мирное – 
    Сраженье спортивное.
    Все громче аккорды 
    Высоких рекордов.
    Честно и молодо
    Спортивное золото.
    Плывут над планетой
    Фонфары победы…это фанфары победы на Олимпийских играх.

Хорошим спортсменам для соревнований требуется тренировка, приглашаем и вас немного размяться и принять участие в физкультминутке. 

 Физкультминутка

В Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким, 
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

Тест «Да или нет» (на каждый вопрос вам необходимо ответить только «да» или «нет»). Поднимаются  карточки

1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. нет

2.В играх могли участвовать только мужчины. да

3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. нет

4. Олимпийские игры на городе Олимпии. да

5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. нет

6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. да

7. Олимпийские игры проводились в марте. нет

8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да

9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. да

И в заключении хочется вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Надеемся, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

В Олимпии муза Клио попрощалась с нами, но не на долго. Мы встретимся в Древнем Риме. На прощание Клио оставила черный ящик.

Откроем и посмотрим, что в нем?

(Яблоко, клубок ниток, перья и воск). Что означают эти предметы?

В конце урока баллы суммируются. Группа, набравшая наибольшее количество баллов награждается дипломами. Учитель может оценить работу отдельных учащихся на уроке и выставить им оценки.

 

III. Итог урока.

Награждение команд.

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать похвальную оду победителю Олимпийских игр.

IV. Рефлексия.

(Интерактивная связь, обратная связь).

Каждый должен встать и сказать, что они узнали, чем понравился урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории Древней Греции в 5 классе

Данный вариант работы содержит тестовые задания, задания для работы с датами и понятиями, богами, историческими личностями....

Урок- повторение Культура и история Древней Греции.

Урок- повторение "Культура и история Древней Греции".  Учебная интеллектуальная развивающая игра «Найди ошибку»...

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».

Цель мероприятия:в игровой форме  между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...

Практическая работа по теме "История Древней Греции" раздел-История стилей

Творческая работа Тема: «Проектирование костюма древних греков».Цель: создание драпированного костюма на манекене из прямоугольных кусков ткани....

Викторина "Знаешь ли ты историю Древнего мира?

  В разработке представлен материал для повторения раздела «История Древнего мира». С помощью этой викторины вы совершите увлекательное путешествие в историю Древнего мира. Орг...