план-конспект урока истории в 9 классе "Холодная война"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

План-конспект урока истории в 9 классе "Холодная война".Урок изучения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории России .9 класс

Тема урока: «Холодная война».

Тип урока: изучения нового материал.

 Цели урока
• 
выяснить и усвоить : на  основании исторических фактов сформировать представление   о политическом и экономическом устройстве мира после окончания Второй мировой войны,причинах ,этапах и последствиях «холодной войны»; усвойть понятия «холодная война», «железный занавес», локальные войны, социалистический лагерь, «план Маршалла», «доктрина Трумэна», СЭВ, НАТО, ООН,Запад,Восток,ОВД,разрядка международной напряженности
• 
развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события; аргументированно доказывать свою точку зрения;
• 
развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи;
• 
отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
• 
формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности: работа в группах.

Понятия: «холодная война», «железный занавес», локальные войны, социалистический лагерь, «план Маршалла», «доктрина Трумэна», СЭВ, НАТО, ООН,Запад,Восток,ОВД,разрядка международной напряженности 

План рассмотрения материала на уроке:

  1. Послевоенный мир и начало «холодной войны».
  2. Формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.
  3. Причины возникновения «холодной войны».
  4. Кто виноват?  Проблема вины в развязывании «холодной войны».

Ход урока:

  1. Приветствие

2. Изучение нового материала

Ряд вопросов в исторической науке до сих пор является дискуссионным. Среди них: что такое «холодная война», ее предпосылки, когда она началась и кто ее «виновники». На уроке нам предстоит разобраться в её истоках и сущности, поставить себя на место руководителей той эпохи, и с позиции сегодняшнего дня решить поставленные проблемы.

а) стадия вызова

         Из Устава ООН,подписанного в апреле 1945 года СССР ,США и еще 48 странами

«Мы,народы Объединенных Наций,решили…проявлять терпимость и жить в мире друг с другом,как добрые соседи,объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности»

Из речи У.Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года:

«США и Великобритания,создав «ассоциацию народов,говорящих на английском языке»,должны добиться ухода СССР в «естественные географические пределы »

Из интервью И. В. Сталина газете «Правда» 14 марта 1946 года (в ответ на фултонскую речь У.Черчилля)

«Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки? Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество. Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности? Ответ. Безусловно, да. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира. По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война. Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство. Трагедия господина Черчилля состоит в том, что он как закоренелый тори не понимает этой простой и очевидной истины. Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР.»

 

  УЧИТЕЛЬ: К какому времени относятся  данные три документа ? ( конец ВМВ.первые послевоенные годы)

 УЧИТЕЛЬ: К какому времени относятся  два других  документа ?

  Из выступления президента США в 1980-1988гг Рональда Рейгана,призвавшего  к «крестовому походу» против СССР.

«Советский союз-это государство Мордор! Страна Тьмы и Зла!»

Из выступления политических обозревателей на телевидении СССР 1980-гг:

«Американская военщина по –прежнему считает возможным победу в мировой ядерной войне.»

УЧИТЕЛЬ : Какое время охватывают  все данные источники?(сер 40-х-80-е гг)

Какова главная идея 1 источника?Что объединяло страны ООН? (желания поддержать мир,победив фашизм)

Какова главная идея остальных  источников?

УЧЕНИКИ:Противостояние США,Великобритании и СССР.Возможность очередной войны.

УЧИТЕЛЬ :Какое противоречие вы заметили в ходе знакомства с  источниками?

 УЧЕНИКИ: ПОЧЕМУ СОЮЗНИКИ ,ПОБЕДИВ ФАШИЗМ,ПОЛВЕКА БЫЛИ НА ГРАНИ НОВОЙ ВОЙНЫ С ДРУГ ДРУГОМ?

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/72771529.jpg

УЧИТЕЛЬ : ПМВ завершилась созданием Версальской системы и Лиги  Наций,революциями и распадом империй. ВМВ- Потсдамская конференция 1945 года определила границы Европы,признала присоединение СССР территории в 1939-1940 гг,подтвердила передачу СССР  части территорий Пруссии с Кенигсбергом.Конференция определила судьбу Германии,ее раздел на 4 зоны оккупации и полное разоружение,репарации.Вступление СССР в войну с Японией. Почему мир в 1946г оказался на грани войны?

Как вы думаете,как мы будем искать ответ на  главный вопрос урока?

УЧЕНИКИ: Мы должны выяснить:

1.Причины «холодной войны».

2.Основные этапы развития отношений в мире 1946-1985гг.

3.Как складывались отношения капиталистических стран и социалистических в это время.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

УЧИТЕЛЬ:Как изменилось положение к концу ВМВ  СССР,Германии,Великобритании,Франции,США,Японии?

УЧЕНИКИ:Повержены Германия,Япония,Италия.

               Ослаблены Великобритания,Франция.

               Сверхдержавы-США,СССР.

США-мощный флот,мощная промышленность,ядерное оружие.

СССР-самая мощная сухопутная армия,возросший авторитет в мире,поддежка коммунистического движения в разных странах.

УЧИТЕЛЬ: 24 ОКТЯБРЯ 1945 г. –ДЕНЬ ООНИ вступление в силу Устава ООН. Какая роль отводится  в мире ООН?

(Безопасность.Международные санкции.Экономическая блокада. «Голубые каски»-пресечение агрессии.

УЧИТЕЛЬ:ПОЧЕМУ ООН НЕ УДАЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ИДЕИ В 1945-1949ГГ?

УЧЕНИКИ:обострение противоречий между сверхдержавами.

США распространяли в мире капиталистические ценности.СССР расчитывал на  скорую смену капитализма социализмом  во всем мире.СССР

 Учитель : В чем обвиняет У.Черчилль СССР в « фултонской речи»?

Ученики: В навязывании Восточной Европе социалистических порядков.

Учитель : Взгляды У. Черчилля разделял президент  США Г.Трумэн.Он считал ,что для кап.мира задачей минимум является сдерживание социализма,а задачей  максимум-отбрасывание социализма.

Учитель: СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О ПРИЧИНАХ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ».

Следующее задание группам: опираясь на предложенную таблицу и карты атласа стр.24-26 определите,какие сферы жизни общества и территории затронула холодная война,породив  недоверие и вражду между странами Запада и Востока в 1945-1949гг.

США,ЗАПАД

Линии соперничества

СССР,ВОСТОК

Помощьгреческому правительству короля

Гражданская война в Греции

Помощь коммунистам-партизанам

Размещение военных баз

Турция

Требование контроля над черноморскими проливами

Экономическая помощь странам Европы

План Маршалла

Отвергнут СССР и странами Восточной Европы

Выведение коммунистов из правительств

Присутствие коммунистов в правительствах европейских государств

Заняли господствующее место в правительствах стран Восточной Европы.

Проведена денежная реформа в западных зонах оккупированной Германии

Германия

Блокада Западной Германии и Западного Берлина.

Образование ФРГ

Германия разделена на два государства

Образование ГДР

Создание НАТО

Военные блоки



Предлагаю актуализировать свои знания ассоциации, которые вызывает у вас понятие – «холодная война»? Но с вспомним, какую войну называют «холодной»?

В современной исторической науке принято толковать термин «холодная война» как состояние экономической, идеологической и полувоенной конфронтации между двумя системами. При этом следует иметь ввиду наличие у противоборствующих сторон оружия массового поражения, применение которого могло бы уничтожить человеческую цивилизацию.

 А сейчас в течении 1,5-2 минут запишите в тетрадях слова, фразы, ассоциирующиеся с понятием - «холодная война».

        Составим коллективную «корзину ассоциаций» и проанализируем, что же мы знаем об этом событии. (Запись на доске.)

б) Стадия осмысления

А теперь на основе опорных знаний по данной теме, моего рассказа и текста учебника с.7, давайте осмыслим нашу «корзину ассоциаций», которая поможет нам разобраться в сущности рассматриваемого процесса и решить первый проблемный вопрос: выделить две основные тенденции мирового развития после войны.

Рассказ учителя:

В 2015 году, 9 мая, наша страна отметит 70-летие Победы СССР В Великой Отечественной Войне. Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года. Несмотря на то, что в ходе войны была сформировании антигитлеровская коалиция,  целью которой была совместная борьба с фашизмом. Решающая роль в этой победе принадлежит Советскому союзу, который вынес на своих плечах основную тяжесть войны. Война и временная оккупация части территории СССР нанесли колоссальный ущерб народному хозяйству страны. Было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосе остались без крова 25 млн. чел. Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, вузов и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили и вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. железнодорожных мостов, 400 станций, 65 тыс. км железнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов. Огромный урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн. коз, овец, свиней, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Страна лишилась 1/3 своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населения, лишила жизни около 27 млн. чел., оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами.

Советский союз освобождал Европу о немецкой оккупации, одновременно восстанавливал свое разрушенное хозяйство и оказывал безвозмездную материальную помощь европейским странам .  

Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением данного статуса стало участие СССР в создании ООН, 26 июня 1945 г., и его место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности. По этому поводу нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов в феврале 1946 г. заявил: « Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР».

Но уже к концу войны отношения между союзниками стали меняться. В годы войны значительно возросло могущество США, экономические и людские потери были минимальны. Более того, в годы войны США превратились в международного кредитора, от которого экономически зависели многие страны.  Но возросший авторитет СССР становился препятствием для внешнеполитических планов США. Президент Г.Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне «поставила американский народ перед необходимостью править миром».

США и Англию тревожило дальнейшее расширение сфер влияния СССР. Бывший премьер-министр Великобритании в своей речи 5 марта 1946 г. обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире.

Выделить основные тенденции мирового развития после войны:

а) Победа во II мировой войне «поставила американский народ перед необходимостью править миром».

б) Советский Союз сохранился как единое мощное государство, не считаться с которым было не возможно.

Вывод:

Эти 2 тенденции столкнулись и дали толчок к началу «холодной войны».

4. Интерактивная игра «Аналитики»

        Просмотр видеофрагмента из мультимедийного учебника: речь У.Черчиля в г.Фултон 5 марта 1946 года.( слайд с портретом У.Черчиля и выдержки из его речи)

Слово учителя:

         Вы прослушали речь У.Черчилля – премьер министра Великобритании бывшего союзника СССР по антигитлеровской коалиции, которую он произнёс 5 марта 1946 г., то есть уже через полгода после окончания второй мировой войны. Проанализировав её, предположите, какому событию она положила начало?

        Действительно, эта речь дала толчок к началу новой войны – «холодной», которая определила биполярность мира на предстоящие десятилетия.

        После победы над государствами-агрессорами во Второй мировой войне у человечества появились все основания надеяться на долгую и мирную жизнь. Одним из существенных последствий уничтожения фашизма и милитаризма стал распад колониальной системы. Восстановление национальной независимости в большинстве стран и формирование новой системы независимых государств, стали определяющим направлением развития в послевоенный период.

        Однако противостояние капиталистической и социалистической систем вылилось в иную войну-«холодную», войну без прямого столкновения армий, даже без разрыва дипломатических отношений.

Класс делится на три группы историков-аналитиков.

        Класс в соответствии с выбранными карточками на перемене делятся на три группы. Каждая группа получает задания и отвечают на поставленные вопросы.

1 группа

Задание: Разделению мира на 2 лагеря способствовали 2 экономических проекта – 2 модели помощи странам Европы, пострадавшим от Второй мировой войны: «план Маршалла» и СЭВ. Используя схему, текст учебника, стр.12-13; 16-17; 20-21, дополнительную информацию проведите сравнительный  анализ по плану и ответьте на поставленный вопрос.

План

1. В чем суть экономических программ. («Плана Маршалла» и СЭВ)

2. Почему СССР вынудил социалистические страны отказаться от получения экономической помощи по «плану Маршалла»?

3. Как этот отказ был расценен на Западе?

4. Каковы были цели создания СЭВ?

5. Найдите на карте  страны, входящие в СЭВ, НАТО, ОВД.

6. Кратко сформулируйте тезисы и ответьте на вопрос: Чем объясняется начало и причины «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции?

Причины

1. СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств.

2. США стремились втянуть страны в сферу своего экономического влияния.

3. Тревога США и Англии о дальнейшем расширении сфер влияния СССР.

2 группа

Задание: 

  1. Вы советские историки, на основе предложенных фактов, аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны».

Факты:

•речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;

•доктрина Трумэна;

•план Маршалла;

•ядерный шантаж.

2. Сделайте вывод.

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите «Кто виноват?»

Факты виновности США:

1. 26 апреля 1945 – Трумэн меняет курс в отношении СССР на более жестокий.

2. Требование о возвращении в Польшу, Чехословакию, Югославию довоенных правителей.

3. План «Немыслимое».

4. Речь Черчилля в Фултоне.

5. «Доктрина Трумэна».

6. Создание НАТО.

7. «План Маршалла».

3 группа

Задание:

  1. Вы американские историки, на основе предложенных фактов, аргументировано докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».

2. Подберите факты, подтверждающие

а) экспансию СССР после войны:

• объясните понятие «экспансия» (словарь);

• покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

• на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;

•подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

•испытание и усовершенствование ядерного оружия;

в) практика усиления идеологической борьбы:

• создание Коминформа;

•тезис А.А. Жданова;

•цель Коминформа.

2. Сделайте вывод.

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите «Кто виноват?»

Факты виновности СССР:

1. Тезис Жданова о наличии в мире 2 непримиримых лагерей.

2. Установление режимов «народной демократии».

3. 1947 – «План активной обороны территории Советского Союза»

4. СЭВ – 1949.

5. Коминформбюро.

6.Создание атомной бомбы.

5. Решение проблемного вопроса

         Перед вами на доске хронология развёртывания «Холодной войны» со стороны обеих государств.

Давайте проведем мини – дебаты по проблемному вопросу и решим, кто же виноват в развязывании «Холодной войны»? И так ваше мнение ребята.

Вывод: И СССР и США внесли свой вклад в развязывание «холодной войны  » и несут свою долю ответственности. Однако инициатива принадлежала США (стр. 13 учебника).

6. Стадия рефлексии

Пережившие страдания, лишения, горечь утраты близких, люди в десятках стран мира, мечтали, чтобы закончившаяся война была последней в истории человечества. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения между державами – победительницами стремительно ухудшались. Их соперничество, названное «холодной войной» привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов. Полемика о причинах, мотивах и характере «холодной войны» до сих пор не прекратилась. Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава — США, стремящаяся усилить свое влияние в мире. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока: «Любая война есть непонимание». Ясно одно, что вы, молодое поколение, не должны больше допустить повторения подобного. Благополучие планеты Земля зависит от общих усилий всего человечества. Призываю вас быть толерантными, гибкими, мудрыми!

Предлагаю выразить своё отношение к изученному событию путём «шляпы мышления».

7. Домашнее задание:

1.  Начать составление обобщающей таблицы «Конфликты «Холодной войны» по схеме: дата, конфликт, суть конфликта, итог.

Подготовить эссе: «Холодная война».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...