Разработка урока истории. Признаки первобытно-общинного строя, неолитическая революция
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Урок истории в 10 классе

УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015

Тема: Предыстория: признаки первобытно-общинного строя, неолитическая революция

Используемая педагогическая технология: развитие критического мышления

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Учитель: Иващенко Л.Е.

Класс: 10

УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015

Тема: Предыстория: признаки первобытно-общинного строя, неолитическая революция

Используемая педагогическая технология: развитие критического мышления

Цель урока: узнать гипотезы происхождения человека, факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы, направления эволюции человеческого рода.

Духовно-нравственный компонент урока: осознание важности изучения предыстории, проблемы «откуда мы взялись».

Ключевые термины:

Историческая память, исторический процесс, цивилизационные теории, антропология, теория модернизации, предыстория, первобытность, неолитическая революция

Наглядный материал:

Ч.Дарвин: эволюционная теория

Находки человеческих останков

Homo habilis 2 млн. л. назад

Homo erectus 700 тыс. л. назад

Homo sapiens 100 тыс. л. назад

К.Маркс: Труд сделал из обезьяны человека – теория модернизации

Находки каменных орудий

Палеолит 2 млн. л. – 12 тыс. л. назад

Мезолит 12 тыс. л. – 7 тыс. л. назад

--неолитическая революция --

Неолит 7 тыс. л.- 3 тыс. л. назад

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний

Предлагает обучающимся сформулировать ключевые тезисы теории эволюции с опорой на обществоведческие и естественнонаучные знания.

Предлагает обучающимся назвать основные биологические признаки человека.

Фиксирует признаки на доске

Выдвигают предположения, корректируют высказывания друг друга, фиксируют тезисы теории эволюции в тетрадях. Могут быть приведены следующие положения в разных формулировках (см. прил. 1)

Называют основные признаки человека как вида: прямохождение, развитый головной мозг, развитая кисть, речь

Проблематизация

Знакомит обучающихся с фрагментом работы Ч.Дарвина, основоположника эволюционной теории (см. прил.2). Предлагает ответить на вопрос, озвученный Ч.Дарвином, используя учебные знания и личный опыт.

Провоцирует обучающихся на дискуссию.

Читают текст, анализируют его содержание. Дают аргументированный ответ на главный вопрос отрывка в тетради. По желанию озвучивают свои записи. Допустима корректная критика аргументов других обучающихся.

Теоретическая часть

Демонстрирует обучающимся изображения (верхний ряд приложение 3). Предлагает обучающимся ответить на вопрос: какое из изображений отражает более высокую ступень эволюции человек и почему? Указывает на связь предположений обучающихся и исторического знания.

Демонстрирует обучающимся археологические находки (нижний ряд приложение 3), которые позволили художникам сложить образы первобытного человека.

Дают аргументированный ответ на вопрос учителя. Сопоставляют свои ответы с понятием «исторический процесс».

Рефлексия

Предлагает обучающимся самостоятельно в тетради изложить ключевую идею урока.

Формулируют и фикисируют в тетради изученное на уроке

Домашнее задание: прочитать материал §§1,2 ИЛИ найти ошибки в изречении «Историки доказали, что человек произошел от обезьяны» ИЛИ составить терминологический словарь по теме «Предыстория» в тетради.

Приложение 1. Ключевые тезисы теории эволюции Ч.Дарвина

1. Биологические виды представляют собой совокупность биологических признаков. Эти признаки могут приобретаться и утрачиваться со временем

2. Если бы живые организмы не истреблялись, они заселили бы всю планету, но разные виды конкурируют друг с другом за ограниченное количество ресурсов

3. В борьбе за ресурсы побеждают самые приспособленные особи, имеющие признаки, оказавшиеся адаптивными к конкретной среде обитания

4. Естественный отбор представляет собой процесс выживания и преимущественного размножения приспособленных представителей популяции

5. Применительно к отдельным изолированным разновидностям в различных условиях жизни, естественный отбор приводит к расхождению их признаков и, в итоге, к образованию нового вида.

Приложение 2

Был ли первобытный человек достоин носить это имя в то время, когда ему были известны лишь немногие самые грубые ремёсла и когда его речь была крайне несовершенной, зависит от определения, которое мы даем этому слову. В ряду форм, нечувствительно переходящих одна в другую от какого-либо обезьянообразного существа до человека в его современном состоянии, было бы невозможно точно указать, которой именно из этих форм следует впервые дать наименование “человека”.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. [Электронный ресурс] URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/DARWIN/DESCENT/RACE.HTM

Приложение 3

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0b3c/00032c03-26de1c48/hello_html_5d859142.jpg

https://novosti-dny.com/uploads/posts/2016-04/thumbs/bitva-za-evropu-neandertalec-vs-kromanonec-voennoe-obozrenie_1.jpeg

http://www.landschaftsmuseum.de/Bilder/Getreide_ernten-2.jpg

http://neolitica.ru/fotos/1741/CHopping-krasniy-kvartsit-nizhniy-paleolit-Alzhir-2.jpg

http://neolitica.ru/fotos/674/d645920e395fedad7bbbed0eca3fe2e00.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0a/Museum_Quintana_-_Neolithische_Sichel.jpg/400px-Museum_Quintana_-_Neolithische_Sichel.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".

Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

Урок истории в 11 классе Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?

Урок изучения нового материала по теме "Февральская революция" построен с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Учащиеся сами ставят цель урока. С...

урок по окружающему миру на тему " Неолитическая революция." 6 класс

познакомить школьников с понятием " неолитическая революция";сформировать новое понятие "селекция растений", "селекция животных";вместе с учащимися установить результаты и последствия неолитической ре...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».

   Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису..  Правительс...

Рабочий лист урока истории по теме «Парламент против короля. Революция в Англии», 7 класс

Рабочий лист урока для самостоятельного изучения материалов параграфа...

Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»

Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и Историко-культурного стандарта с применением технологии проблемного обучения....

Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме:"Английская революция"

Данная методическая разработка урока истории в 7 классе по теме:"Английская революция" содержит конспект урока и презентацию....