Рабочая программа по дисциплине "История"
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Чекалева Ольга Владимировна

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения в ЧПОУ «Череповецкий торгово-экономический колледж», реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа340 КБ

Предварительный просмотр:

Частное профессиональное образовательное учреждение

«Череповецкий торгово-экономический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УПР

ЧПОУ «ЧТЭК»

 ____________________С.Л. Куракина

28 августа 2015 года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

для специальностей

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.04. Коммерция (по отраслям)

38.02.07. Банковское дело

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Базовая подготовка

Очная форма обучения

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.07. Банковское дело (базовая подготовка), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

.

Разработчик:

Чекалева О.В., преподаватель.

Рассмотрена на заседании методической комиссии

Протокол № 1 от 28 августа 2015 года

Председатель МК: ________________ Беляева О.Н.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.07. Банковское дело (базовая подготовка), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 и может быть рекомендована к использованию в средних специальных учебных заведениях.

Экспертная оценка проведена

Стрельникова Г.А.                                ________________

(Ф.И.О. эксперта от учебного заведения)                подпись

Куракина С.Л.___________                               ________________

(Ф.И.О. эксперта от учебного заведения)                     подпись

___________________________________                ________________

 (Ф.И.О. внешнего эксперта)                        подпись

                                


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

4

  1. Общая характеристика учебной дисциплины «История»

5

  1. Место учебной дисциплины в учебном плане

6

  1. Результаты освоения учебной дисциплины

6

  1. Содержание учебной дисциплины

7

  1. Тематическое планирование

11

  1. Характеристика основных видов деятельности студентов

18

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «История»

24

  1. Литература

24

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения в ЧПОУ «Череповецкий торгово-экономический колледж», реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований  ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для ПОО / Артемов В.В. М.: Издательский центр «Академия»,  2015. - 47 с. , с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентифи-

кации в современном мире, гражданской идентичности личности;

  • формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилиза-

ции и истории как науки;

  • усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом

внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

  • формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на ос-

нове осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отече

ства как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.

Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.

Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.

Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории»

При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:

•  многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;

• направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

• внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

• акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;

• ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:

• эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;

• процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;

• образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;

• социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;

• эволюция международных отношений;

• развитие культуры разных стран и народов.

Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на базовый уровень естественнонаучного профиля профессионального образования, в рамках которого студенты осваивают специальности СПО.  

В процессе изучения истории рекомендуется посещение:

• исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);

• исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);

• мест исторических событий, памятников истории и культуры;

• воинских мемориалов, памятников боевой славы;

• мест археологических раскопок.

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.

3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ЧПОУ «Череповецкий торгово-экономический колледж», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «История» - в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования специальностей СПО естественнонаучного профиля.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
  • становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с об-щечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных техно- логий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

  • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
  • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Вспомогательные исторические дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание). Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории.

1.Древнейшая стадия истории человечества

1.1.Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида.

1.2. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства.

2. Цивилизации Древнего мира.

2.1.Первые государства древнего мира. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Регионы мира, где сложились первые государства. Влияние климатических и природных условий на становление древних государств. Особенности экономического, социального, политического строя древних цивилизаций. Древнейшие системы правовых норм. Кастовый строй.

2.2. Античная цивилизация Греции. Древнейшие цивилизации Греции. Роль моря в складывании греческой цивилизации. Развитие древнегреческого полиса. Территории завоеванные войском А.Македонского. Государства, которые образовались после распада державы Александра Великого.

2.3. Древний Рим. Общие черты в развитии римского  и греческого полисов и в чем они различались. Установление республики в Риме. Факторы, обусловившие кризис римской республики. Отличие императорского Рима от республиканского.

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

           3.1. Мир в эпоху средневековья. Средневековые цивилизации: китайско – конфуцианская, арабо – мусусульманская, буддистская, западноевропейская, восточнохристианская. Роль церкви в средневековой цивилизации. Католическая и православная духовные традиций. Роль городов как центров хозяйственной, социальной, духовной жизни. Буддизм на Востоке в Средние века. Международные отношения в Средние века.

4. История России с древнейших времен до конца XVI века.

4.1. Русь изначальная. Индоевропейцы, исторические корни славян.  Восточные славяне в VIII –IX веке. Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья. Правление Святослава и Владимира.

4.2. Расцвет Руси XI и первая треть XIIв. Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений. Владимир Мономах.

4.3. Политическая раздробленность Руси. Раздробленность Руси. Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации.

4.4. Борьба Руси за независимость в XIII – XIV в. Монголо-татарское нашествие на Русь. Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы.

4.5. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. Феодальная война на Руси. Иван III - государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом. Хозяйство, власть и церковь в XV веке. Культура и быт в XV веке.

4.6. Россия в XVI веке. Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х годов. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Последние годы грозного царя. Новые явления в русской культуре.

           5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.

           5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Переход от традиционного к индустриальному обществу. Возрождение и Реформация. Великие географические открытия. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

           5.2. Европа XVII века. Новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

         5.3. Век Просвещения. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Буржуазные революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

         

         

           6.  Россия в XVIII веке.

           6.1. Эпоха Петра I. Северная война. Реформы Петра I.  Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи

          6.2.Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Внешнеполитические задачи: выход к Черному морю и распространение власти на восточнославянские земли с православным населением. Россия и Польша. Русско-турецкая война. Культура России во второй половине XVIII века.

       

7. Становление индустриальной цивилизации

7.1. Индустриальная цивилизация. Европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.  Революции и реформы. Страны Западного полушария в XIX веке. Социальное развитие индустриального общества в XIX веке. Общественно – политическое и духовное развитие Нового времени.

8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

8.1. Модернизация на Востоке. Мир Востока: наступление колониальной системы. Колониализм и кризис «традиционного общества».

9. Россия в XIX веке.

9.1. Россия в первые годы правления Александра I. Правление Александра I. Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 г. Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов.

          9.2. Внутренняя  политика Николая I. Внешняя политика в середине XIX века. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX века.

          9.3. Россия в годы правления Александра II. Реформы Александра II. Общественно – политическая жизнь страны после отмены крепостного права. Социально – экономическое развитие России во второй половине XIX века.

          9.4. Внутренняя политика Александра III. Россия в системе международных отношений второй половины XIX века. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

Повседневная жизнь населения России в XIX веке.

  1. От Новой истории к Новейшей.

      10.1. Россия на рубеже ХIХ – ХХ века. Научно – технический прогресс на рубеже XIX – XX вв.  «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX века. Международные отношения в начале XX века. Россия в системе международных отношений. Русско – японская война.

      10.2. Социально – экономическое и политическое развитие России в начале XX века. Революция 1905 – 1907 гг. Реформы П.А. Столыпина. Первая Мировая война. Россия в Первой Мировой войне. Февральская революция в России. Приход большевиков к власти. Гражданская война в России и иностранная военная.

11.Межвоенный период (1918-1939).

      11. 1.Страны Европы в 1920 –30 е гг. Страны Европы в 1920 –30 е гг.  Международные отношения в 20-е годы. Обрушение рынков Европы. Возникновение фашизма в 20-е годы в Европе. Народы Азии, Африки Латинской Америки в первой половине XX века.

      11.2 Россия и СССР в 1920 –е гг. Строительство социализма в СССР в 1930 –е гг.: форсированная модернизация. Культ личности И.В. Сталина и политический террор в СССР в 1930 –е гг. «Культурная революция»: достижения и потери.

Международные отношения в 1920 -30 е гг. СССР в системе международных отношений.

       12.Ввеликая отечественная война.

       12.1. Начальный период великой отечественной войны. Вторжение. Летняя катастрофа 1941 года. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалицию. Боевые действия весной – летом 1942. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение.

      12.2. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Разгром немецко-фашистких захватчиков под Сталинградом. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Отношения с союзниками, конференция в Тегеране. Идеология, культура и война. Русская православная церковь в годы войны.

     12.3.Заключительный этап в Великой ответственной войне. Освобождение советской земли. Государственная политика на освобожденных территориях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Причины победы. Итоги войны.

       13.Соревнование социалистических систем. Современный мир.

       13.1. Холодная война. Этапы холодной войны. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями как основная причина холодной войны. НАТО и ОВД. Гонка ядерных вооружений.

      13.2. Зарубежные страны во второй половине ХХ века.  Страны Западной Европы и США во второй половине XX века. Восточная Европа во второй половине XX века. Научно – технический прогресс и становление глобального информационного общества. Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

     

         14. СССР в 1945 – 1991 гг.

         14.1. СССР в послевоенный период. Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». СССР в последние годы жизни И.В. Сталина. Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС. Изменения во внешней политике СССР. Советское общество конца 1950-1960-х годов. Духовная жизнь в СССР в 1940 -1960 гг.

         14.2. СССР в годы коллективного руководства. Политика и экономика: от реформ к застою. СССР на международной арене в 1960- 1970-е годы. Формирование духовной оппозиции в СССР в 1960 и середине 1980 гг. Углубление кризисных явлений в СССР. Культурна жизнь: наука, литература, искусство, спорт.

         

         15. Россия и мир на рубеже XX – XXI столетий

         15.1. Курс реформ и политический кризис 1993г. Становление новой российской государственно- правовой системы. Общественно – политическое развитие Российской Федерации на современном этапе. Курсом реформ: социально – экономические аспекты.

         15.2. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Новый этап и развитие Российской Федерации. Внешняя политика Российской Федерации. Духовная жизнь России к началу ХХI века. Модернизационные процессы в мире конца XX – начала XXI вв. Место России в мировых процессах и международных отношениях.

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

 1. Происхождение человека: дискуссионные вопросы.

 2. Начало цивилизации.

 3. Древний Восток и Античность: сходство и различия.

 4. Феномен западноевропейского Средневековья

 5. Восток в Средние века.

 6. Основы российской истории.

 7. Происхождение Древнерусского государства.

 8. Русь в эпоху раздробленности.

 9. Возрождение русских земель (ХIV— ХV века).

 10. Рождение Российского централизованного государства.

 11.Смутное время в России.

 12. Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.

 13. Россия с древнейших времен до конца ХVII века.

 14. Истоки модернизации в Западной Европе.

 15. Революции ХVII— ХVIII веков как порождение модернизационных процес- сов.

 16. Страны Востока в раннее Новое время.

 17. Становление новой России (конец ХVII — начало ХVIII века).

 18. Россия ХVIII века: победная поступь империи.

 19. Россия  в ХVIII веке.

 20. Рождение индустриального общества.

 21. Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние.

 22. Отечественная война 1812 года.

 23. Россия ХIХ века: реформы или революция.

 24. Наш край в ХIХ веке.

 25. Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.

 26. Великая российская революция.

 27. Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.

 28. Советский вариант модернизации: успехи и издержки.

 29. Россия в 1920 — 1930-е годы.

 30. Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.

 31.Великая Отечественная война: значение и цена Победы.

 32.Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 33.От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.

 34.Конец колониальной эпохи.

 35.СССР: триумф и распад.

 36.Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.

 37.Российская Федерация и глобальные вызовы современности.

 38.Россия  на рубеже ХХ— ХХI веков.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История» в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося  58 часов.


      2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I. Древнейшая стадия истории человечества

4

1,2

Тема 1.1. Введение.

История как наука. Цели, задачи истории. Функции.

1

Тема 1.2. Стадии истории человечества

1. Происхождение человека.

2.Этапы развития человеческого сообщества.

2

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы

1

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

5

1,2

Тема 2.1. Первые государства древнего мира

Регионы мира, где сложились первые государства. Влияние климатических и природных условий на становление древних государств. Особенности экономического, социального, политического строя древних цивилизаций. Древнейшие системы правовых норм. Кастовый строй

1

Тема  2.2. Античная цивилизация Греции

Древнейшие цивилизации Греции. Роль моря в складывании греческой цивилизации. Развитие древнегреческого полиса. Территории завоеванные войском А.Македонского. Государства, которые образовались после распада державы Александра Великого.

1

Тема 2.3. Древний Рим

Общие черты в развитии римского  и греческого полисов и в чем они различались. Установление республики в Риме. Факторы, обусловившие кризис римской республики. Отличие императорского Рима от республиканского.

1

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы

2

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

10

1

Тема 3.1. Мир в эпоху средневековья

Средневековые цивилизации: китайско – конфуцианская, арабо – мусусульманская, буддистская, западноевропейская, восточнохристианская. Роль церкви в средневековой цивилизации. Католическая и православная духовные традиций. Роль городов как центров хозяйственной, социальной, духовной жизни. Буддизм на Востоке в Средние века. Международные отношения в Средние века.

7

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы, заполнение таблицы

3

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVI века

29

1,2

Тема 4.1. Русь изначальная

Индоевропейцы, исторические корни славян.  Восточные славяне в VIII –IX веке. Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья. Правление Святослава и Владимира

3

Тема 4.2.Расцвет Руси XI и первая треть XIIв.

Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений. Владимир Мономах.

3

Тема 4.3. Политическая раздробленность Руси

Раздробленность Руси. Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации.

3

Тема 4.4. Борьба Руси за независимость в XIII – XIV в.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы.

3

Тема 4.5. Эпоха Куликовской битвы

По пути Дмитрия Донского. Феодальная война на Руси. Иван III - государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом. Хозяйство, власть и церковь в XV веке. Культура и быт в XV веке.

4

Тема 4.6. Россия в XVI веке

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х годов. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Последние годы грозного царя. Новые явления в русской культуре.

3

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы

10

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.

13

1, 2

Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Переход от традиционного к индустриальному обществу. Возрождение и Реформация. Великие географические открытия. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

4

Тема 5.2 Европа XVII века.

Новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

2

Тема 5.3 Век Просвещения.

Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Буржуазные революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

2

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы 

5

Раздел 6.  Россия в XVIII веке.

9

1, 2

Тема 6.1. Эпоха Петра I.

Северная война. Реформы Петра I.  Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи

2

Тема 6.2. 5. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

Внешнеполитические задачи: выход к Черному морю и распространение власти на восточнославянские земли с православным населением. Россия и Польша. Русско-турецкая война. Культура России во второй половине XVIII века

3

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы, составление развернутого плана ответа

4

Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации

8

1,2

Тема 7.1 Индустриальная цивилизация.

Европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.  Революции и реформы. Страны Западного полушария в XIX веке. Социальное развитие индустриального общества в XIX веке. Общественно – политическое и духовное развитие Нового времени.

4

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы, заполнить таблицу

4

Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

3

1,2

Тема 8.1. Модернизация на Востоке

Мир Востока: наступление колониальной системы. Колониализм и кризис «традиционного общества».

2

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы 

1

Раздел 9.Россия в XIX веке.

17

1,2

Тема 9.1. Россия в первые годы правления Александра I.

Правление Александра I. Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 г. Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов.

4

Тема 9.2. Внутренняя  политика Николая I.

Внешняя политика в середине XIX века. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX века.

2

Тема 9.3. Россия в годы правления Александра II.

Реформы Александра II.Общественно – политическая жизнь страны после отмены крепостного права. Социально – экономическое развитие России во второй половине XIX века.

4

Тема 9.4. Внутренняя политика Александра III.

Россия в системе международных отношений второй половины XIX века. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

Повседневная жизнь населения России в XIX веке.

4

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы

3

Раздел 10. От Новой истории к Новейшей.

14

1,2

Тема 10.1 Россия на рубеже ХIХ – ХХ века.

 Научно – технический прогресс на рубеже XIX – XX вв.  «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX века. Международные отношения в начале XX века. Россия в системе международных отношений. Русско – японская война.

4

Тема 10.2. 4. Социально – экономическое и политическое развитие России в начале XX века.

Революция 1905 – 1907 гг. Реформы П.А. Столыпина. Первая Мировая война. Россия в Первой Мировой войне. Февральская революция в России. Приход большевиков к власти. Гражданская война в России и иностранная военная

6

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы, составление развернутого плана ответа

4

Раздел 11. Межвоенный период (1918-1939).

10

1,2

Тема 11. 1Страны Европы в 1920 –30 е гг.

Страны Европы в 1920 –30 е гг.  Международные отношения в 20-е годы. Обрушение рынков Европы. Возникновение фашизма в 20-е годы в Европе. Народы Азии, Африки Латинской Америки в первой половине XX века

4

Тема 11.2 Россия и СССР в 1920 –е гг.

Строительство социализма в СССР в 1930 –е гг.: форсированная модернизация. Культ личности И.В. Сталина и политический террор в СССР в 1930 –е гг. «Культурная революция»: достижения и потери.

Международные отношения в 1920 -30 е гг. СССР в системе международных отношений.

4

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы, заполнение таблицы 

2

Раздел 12.Ввеликая отечественная война

12

1,2

Тема 12.1. Начальный период великой отечественной войны

Вторжение. Летняя катастрофа 1941 года. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалицию. Боевые действия весной – летом 1942. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение.

3

Тема 12.2. Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Разгром немецко-фашистких захватчиков под Сталинградом. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Отношения с союзниками, конференция в Тегеране. Идеология, культура и война. Русская православная церковь в годы войны

2

Тема 12.3.Заключительный этап в Великой ответственной войне.

Освобождение советской земли. Государственная политика на освобожденных территориях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Причины победы. Итоги войны

2

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы

5

Раздел 13. Соревнование социалистических систем. Современный мир.

12

1,2

Тема 13.1. Холодная война

Этапы холодной войны. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями как основная причина холодной войны. НАТО и ОВД. Гонка ядерных вооружений.

3

Тема 13.2. Зарубежные страны во второй половине ХХ века.

Страны Западной Европы и США во второй половине XX века. Восточная Европа во второй половине XX века. Научно – технический прогресс и становление глобального информационного общества.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

4

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы

5

Раздел 14. СССР в 1945 – 1991 гг.

18

1,2

Тема 14.1. СССР в послевоенный период.

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». СССР в последние годы жизни И.В. Сталина. Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС. Изменения во внешней политике СССР. Советское общество конца 1950-1960-х годов. Духовная жизнь в СССР в 1940 -1960 гг.

6

Тема 14.2. СССР в годы коллективного руководства.

Политика и экономика: от реформ к застою. СССР на международной арене в 1960- 1970-е годы. Формирование духовной оппозиции в СССР в 1960 и середине 1980 гг. Углубление кризисных явлений в СССР. Культурна жизнь: наука, литература, искусство, спорт.

7

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы

5

Раздел  15. Россия и мир на рубеже XX – XXI столетий

11

1,2

Тема 15.1. Курс реформ и политический кризис 1993г.

Становление новой российской государственно- правовой системы. Общественно – политическое развитие Российской Федерации на современном этапе.. Курсом реформ: социально – экономические аспекты

1

Тема 15.2. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации.

Новый этап и развитие Российской Федерации. Внешняя политика Российской Федерации. Духовная жизнь России к началу ХХI века. Модернизационные процессы в мире конца XX – начала XXI вв. Место России в мировых процессах и международных отношениях

3

Самостоятельная работа: работа над учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, ответы на вопросы 

4

Дифференцированный зачет

2

Всего

Максимальной нагрузки

Аудиторных занятий

Самостоятельная работа

175

117

58


7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание  обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Актуализация знаний о предмете истории. Высказывание собственных суждений о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества.

1. Древнейшая стадия истории человечества

1.1. Стадии истории человечества

Рассказ о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты). Объяснение и применение в историческом контексте понятий:«антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община». Указание на карте мест наиболее известных археологических находок на территории России.

 

2. Цивилизации Древнего мира

2.1.Первые государства древнего мира

Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснение, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах.

Характеристика экономической жизни и социального строя древневосточных обществ

2.2. Античная цивилизация Греции

Характеристика основных этапов истории Древней Греции, источников ее истории.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм». Умение дать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта).

 

2.3. Древний Рим

Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат».Раскрытие причин военных успехов Римского государства, особенностей организации римской армии

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

3.1. Мир в эпоху средневековья

Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков, характеристика источников по этой эпохе. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в европейском обществе раннего Средневековья.

                    4. История России с древнейших времен до конца XVI века

4.1. Русь изначальная

Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований.

Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство».

Составление хронологической таблицы о деятельности первых русских князей.

4.2. Расцвет Руси XI и первая треть XIIв.

Характеристика общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей.

Анализ содержания Русской Правды. Указание причин княжеских усобиц.

Составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха)

4.3. Политическая раздробленность Руси

Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие по- следствий раздробленности.

Указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси.

Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель.

4.4. Борьба Руси за независимость в XIII – XIV в.

Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний.

Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей.

Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составление характеристики Александра Невского.

Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения.

4.5. Эпоха Куликовской битвы

Раскрытие причин и следствий объединения русских земель вокруг Москвы.

Аргументация оценки деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского.

Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси.

Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего раз- вития России.

4.6. Россия в XVI веке

Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ»,

«Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «запо- ведные годы», «урочные лета», «крепостное право».

Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ

1550-х годов.

Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России.

Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства.

5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.

5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Объяснение причин и сущности модернизации.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий:«мануфактура», «революция цен».

Характеристика развития экономики в странах Западной Европы в ХVI— ХVIII веках.

Раскрытие важнейших изменений в социальной структуре европейского общества в Новое время.

Рассказ о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии.

5.2 Европа XVII века.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий:«Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм».

Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных достижений и деятелей Возрождения в науке и искусстве.

Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения.

Подготовка презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры

5.3 Век Просвещения.

Характеристика причин и основных черт культуры, ее главных достижений и деятелей в науке и искусстве. Составление характеристик деятелей Просвещения.

6.  Россия в XVIII веке.

6.1. Эпоха Петра I.

Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований.

Представление характеристики реформ Петра I:

1)​ в государственном управлении;

2)​ в экономике и социальной политике;

3)​ в военном деле;

4)​ в сфере культуры и быта.

Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось.

6.2. Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях).

Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах.

Характеристика личности и царствования Екатерины II.

Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности

и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения.

Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода

7. Становление индустриальной цивилизации

7.1 Индустриальная цивилизация

Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции

Раскрытие сущности, экономических и социальных послед- ствий промышленной революции..Систематизация материала по истории революций XIX века в Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов. Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества.

8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

8.1. Модернизация на Востоке

Раскрытие особенностей социально-экономического и полит ческого развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших со- бытий, итогов борьбы народов Латинской Америки за неза- висимость, особенностей развития стран Латинской Америки в ХIХ веке. .Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI— XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев.

Описание главных черт и достижений культуры стран и наро- дов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI— XIX веках

9.Россия в XIX веке.

9.1. Россия в первые годы правления Александра I.

Систематизация материала о политическом курсе императора Александра I на разных этапах его правления (в форме таблицы, тезисов и т. п.).

Характеристика сущности проекта М. М. Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал. Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков)

9.2. Внутренняя  политика Николая I.

Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса. .Представление характеристик Николая I и государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы).

9.3. Россия в годы правления Александра II.

Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 — 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати).Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации).

Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 — 1890-е годы, сущности и последствий политики

контрреформ

9.4. Внутренняя политика Александра III.

Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 — 1890-е годы, сущности и последствий политики, контрреформ.

  1. От Новой истории к Новейшей

10.1 Россия на рубеже ХIХ – ХХ века.

Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале ХХ века. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз».

Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран.

Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века

10.2. Социально – экономическое и политическое развитие России в начале XX века.

Раскрытие основных положений и итогов осуществления пол тической программы П. А. Столыпина, его аграрной реформы. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия».

11. Межвоенный период (1918-1939).

11. 1 Страны Европы в 1920 –30 е гг.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий:«Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репа- рации», «новый курс», «Народный фронт».

Систематизация материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций).

Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы.

Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов и его последствий. Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф. Рузвельта

11.2 Россия и СССР в 1920 –е гг.

Участие в семинаре на тему «Нэп как явление социально-экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920 — 1930-е годы.

12.Ввеликая отечественная война

12.1. Начальный период великой отечественной войны

Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаныны»..Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла.

Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны.

Характеристика значения битвы под Москвой

12.2. Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.).Показ особенностей развития экономики в главных воюющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики. Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.).

12.3.Заключительный этап в Великой ответственной войне.

Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны. Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечествен- ной войн, их исторического значения. Участие в подготовке проекта «Война в памяти народа» (с обращением к воспоминаниям людей старшего поколения, произведениям литературы, кинофильмам и др.)

13. Соревнование социалистических систем. Современный мир.

13.1. Холодная война

Представление с использованием карты характеристики важнейших изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны. Раскрытие причин и последствий укрепления статуса СССР как великой державы. Характеристика причин создания и основ деятельности ООН. Объяснение причин формирования двух военно-политических блоков

13.2. Зарубежные страны во второй половине ХХ века.

Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века. Сбор материалов и подготовка презентации о событиях в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Объяснение и применение в историческом контексте понятий «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна», «Солидарность», «бархатная революция», «приватизация».Систематизация и анализ информации (в том числе из дополни- тельной литературы и СМИ) о развитии восточноевропейских стран в конце ХХ — начале ХХI века

14. СССР в 1945 – 1991 гг.

14.1. СССР в послевоенный период.

Систематизация материала о развитии СССР в первые послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней и внешней политики. Характеристика процесса возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы. Проведение поиска информации о жизни людей в послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы). Участие в подготовке презентации «Родной край (город) в первые послевоенные годы».

14.2. СССР в годы коллективного руководства.

Характеристика перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ. Проведение обзора достижений советской науки и техники во второй половине 1950 — первой половине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения

15. Россия и мир на рубеже XX – XXI столетий

15.1. Курс реформ и политический кризис 1993г.

Представление краткой характеристики основных политических партий современной России, указание их лидров. Указание глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулась России в ХХI веке. Характеристика ключевых событий политической истории со- временной России в XXI веке. Систематизация материалов печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представление их в виде обзоров, рефератов.Проведение обзора текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны.

Характеристика места и роли России в современном мире

15.2. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации.

Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников. Характеристика темпов, масштабов, характера и социально- экономических последствий приватизации в России. Сравнение Конституции России 1993 года с Конституцией СССР 1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам. Объяснение причин военно-политического кризиса в Чечне и способов его разрешения в середине 1990-х годов.

Оценка итогов развития РФ в 1990-е годы.

Систематизация и раскрытие основных направлений реформа- торской деятельности руководства РФ в начале ХХI века.

Рассказ о государственных символах России в контексте фор- мирования нового образа страны.

8.        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Реализация программы общеобразовательной дисциплины «История» предполагает наличие учебного кабинета «История».

Материально-техническое обеспечение учебного кабинета:

- Экран

- Доска

- Проектор

- Трибуна для лектора

- Стол преподавательский однотумбовый

- Стул для преподавателя

- Стол компьютерный

- Компьютер

- Два табурета

- 17 парт

- Стенд «Государственные символы»

- 3 шкафа для методических материалов

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

- УМК преподавателя;

- библиотечный фонд;

-наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных  исторических карт и др.).

9. ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  1. Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале ХVII в.: исторический атлас. –М., 2015.

  1. Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2017.

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно-методический комплекс.–М., 2017

  1. Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. – М., 2015.

  1. Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг. Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М., 2015.
  2. Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.
  3. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия./ Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2014.
  4. Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д. Бренденберг. – М., 2014.

  1. Критический  словарь  Русской  революции:  1914—1921  гг.  /  Сост.  Э.
  2. Актон, У. Г. Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2014.
  3. Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016.

  1. Розенталь И. С., Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. –М., 2015.

  1. Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2015. Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ

  1. в. (границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2015.

Для преподавателей

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон         от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413».
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  6. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.
  7. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.
  8. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.
  9. История России. 1900 — 1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Дани- лова. — М., 2010.
  10. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 — 124.

Интернет-ресурсы

  1. www. gumer. info (Библиотека Гумер).
  2. www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
  3. www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
  4. www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам)
  5. https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
  6. https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).
  7. www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон).            
  8. www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).
  9. www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
  10. www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
  11. www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос- сии, изданные в XVI— XVIII столетиях).
  12. www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
  13.  www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).      
  14. www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
  15. www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).              
  16. www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).                  
  17. www. statehistory. ru (История государства).
  18. www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
  19. www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
  20. www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
  21.  www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
  22. www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
  23. www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
  24. www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).
  25. www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
  26. www. temples. ru (Проект «Храмы России»).
  27. www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).                        
  28. www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917 — 1991 гг. —коллекция Льва Бородулина).
  29. www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).  www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях). www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).
  30. www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).
  31. www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).            
  32. www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).  
  33. www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток документов).
  34. www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).                    
  35. www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
  36. www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
  37. www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).


ЛИСТ-ВКЛАДКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

(наименование)

для специальностей

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.04. Коммерция (по отраслям)

38.02.07. Банковское дело

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Базовая подготовка

Дополнения и изменения в рабочей программы

Сведения о переутверждении рабочей программы на очередной учебный год и регистрация изменений

№ п/п

Учебный год

Рассмотрено и одобрено

Подпись председателя МК

ФИО преподавателя

Краткое содержание изменений

1

2017-2018

МК,

Протокол № 1

от 29.08.17 г.

Чекалева О.В.

Чекалева О.В.

1.Изменены несколько тем для подготовки рефератов, докладов, индивидуальных проектов

2. Обновлен список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...