Рабочая программа "Эрудит"
элективный курс по истории (7 класс) на тему

Парахина Светлана Владимировна

             «Эрудит».  Учебная  программа  для учащихся  7 - 8 классов, предназначенная  для  формирования  навыков  исследовательской  и  проектной  деятельности. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_erudit.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  

«Эрудит».

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 – 8 КЛАССОВ.

1.   Пояснительная  записка.

       Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Эрудит» для  учащихся 7-8  классов,  желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.  Цель курса проектно-исследовательской деятельности: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ, подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах. Курс  углубляет знания учащихся  по предмету «История»,  оказывает  поддержку  учащимся  при  подготовке  к предметным  Олимпиадам.

                                                                                                             

Рабочая  программа  составлена на основе:

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.   Одобренная, Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.

В настоящее время  во всех сферах общественной жизни востребованы  люди  адаптированные, творческие,  активные, мобильные и инициативные. Необходимым условием успешной социализации современного человека выступает творчество. Это подтверждают последние исследования в области социальной и педагогической психологии. Современный человек должен уметь  наблюдать, анализировать, делать  предложения, отвечать за принятые решения.  Сегодня возрастает значимость знания и, поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и профессиональной научной деятельности.  Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области  учебного предмета и учит  применять их на практике. Вовлекая  школьников в разнообразие деятельностного   взаимодействия с миром через проектные формы работы,   мы  представляем им широкую палитру жизненно необходимых, социально ценностных и личностно значимых знаний, умений, навыков.

Программа  направлена:

  • На  формирование  у  обучающихся  основ  культуры  исследовательской  и  проектной  деятельности,  навыков  разработки,  реализации  и общественной  презентации  обучающимися  результатов  исследования,  предметного  или  межпредметного  учебного  проекта,  направленного  на  решение  научной,  личностно  или  социально  значимой  проблемы;
  • Формирования  навыков  участия  в  различных  формах  организации  учебно-исследовательской  и  проектной  деятельности  (творческие  конкурсы,  олимпиады,  научные  общества,  научно-практические  конференции и т.п.)

 

Цель программы:    приобретения  учащимися  функционального  навыка  исследования,  как  универсального способа  освоения  действительности.  

Задачи программы:  

  • последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках, через исследовательскую деятельность;   обучение умениям целенаправленно рассматривать проблемную ситуацию как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения;  
  • овладение алгоритмом  исследовательской деятельности;  
  • обучение  умению классифицировать проблемы;  
  • получение опыта коллективного обсуждения и  умения принимать общее решение;  
  • подготовка детей к самостоятельному выполнению действий  в ситуации неопределѐнности;  
  • воспитание творческого  отношения к работе,  трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения, умения проявлять фантазию;  
  • привитие навыка культуры умственного труда.    

Формирование  у  учащихся  опыта самостоятельной образовательной,  общественной,  проектно-исследовательской  деятельности  является важным  требованием  современной  системы  образования,  продиктованным  реалиями  общественной  и  экономической  жизни. Создавая  условия  для исследовательской  деятельности  школьников,  учитель  повышает  конкурентоспособность  выпускников  при  поступлении  в  ВУЗы,  помогает  реализовать  их  право  на  получение  качественного  и  современного  образования,  реализовать  жизненные  цели  учащихся.                                  

Программа «Эрудит»  предназначена для детей от 13до 14 лет (7-8 класс).  

Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 2 года обучения  (1 час в неделю).  1 год обучения (7класс)  – 34 часа;  2 год обучения (8 класс)  – 34 часа;   Итого – 68  часов.  В основу программы положен метод проектов.  Форма организации: образовательное путешествие.  

2.   Результаты  освоения  курса  внеурочной  деятельности.        

Личностные результаты:

  • формирование  у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные  результаты:

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль  за результатами исследования;
  • формирование  умений, в сотрудничестве с учителем, ставить  учебные задачи  для  собственной  учебной  деятельности;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • умения учиться: навыки  решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Предметные результаты:

  • осознание значения  истории  для  осознания  современных процессов жизни  общества;
  • представление о исторической  науке как сфере общественной  деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • развитие умений работать с  историческими источниками (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением  исторической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования  исторических  процессов;
  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

Планируемые образовательные результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Учебно-исследовательская и проектная деятельности обеспечивают как вклад в развитие универсальных учебных действий, так и в развитие специфических компетентностей[1].

В перечень планируемых к освоению умений, позволяющих учащимся продуктивно действовать в логике учебно-исследовательской деятельности, входят умения[2]:

  • проанализировать научное исследование по представленному описанию - указать проблему, указать используемые способы и средства проведения исследования, указать перечень полученных научных результатов;
  • по представленному описанию несложного эксперимента выделить наблюдаемый эффект, предложить объяснение наблюдаемого явления (свойства), перечислить бытовые ситуации, где наблюдается подобное явление, указать ситуации, где данная закономерность (или закон) используется для решения тех или иных человеческих нужд, назвать технические изобретения, которые были сделаны с использованием закона, проиллюстрированного в опыте;
  • формулировать вопросы познавательного характера по поводу объекта (явления, события), относящегося к той или иной области научного знания;
  • понимать смысл предлагаемых к обсуждению проблемных ситуаций, самостоятельно формулировать проблемный вопрос по предложенной проблемной ситуации;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок;
  • иметь опыт использования исследовательских методов - наблюдения, опытов, экспериментов (естественнонаучные методы); опросов, сравнительных описаний, интерпретации фактов (методы социальных и исторических наук); методов исследования математических объектов (методы точных наук); формулировать перечень исследовательских процедур по схеме «Как бы я изучал данный объект (явление, событие).

В перечень планируемых к освоению умений, позволяющих учащимся в дальнейшем самостоятельно осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, входят умения[3]:

  • реконструировать текст параграфа учебника как результата ранее проведенного научного исследования - выделить познавательный (исследовательский) вопрос, на который отвечает параграф учебника, перечислить исследовательские процедуры, при помощи которых были получены знания, представленные в параграфе, самостоятельно провести демонстрационные эксперименты (в случае естественнонаучного исследования), подтверждающие справедливость представленных выводов;
  • проводить собственное исследование, а именно - самостоятельно определить цель исследования; при исследовании, опирающемся на теоретические положения - сформулировать гипотезу исследования; спланировать этапы исследовательской работы и выбрать необходимый инструментарий; оформить результаты; представить результаты исследования в обобщенном и структурированном виде широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования;
  • использовать методы математического моделирования при исследовании жизненных явлений.

В перечень планируемых к освоению умений, позволяющих учащимся продуктивно действовать в логике проектной деятельности, входят умения[4]:

  • планировать собственные действия по достижению конкретного результата в текущей деятельности,
  • по представленному описанию реального проекта восстанавливать логику и последовательность реализации социального (инженерного, творческого, инновационного) проекта, а именно - реконструировать образ ситуации, которую меняли\преобразовывали разработчики\реализаторы проекта, выделить перечень решаемых задач, обозначить полученные продукты и описать возникшие социокультурные эффекты.
  • оценивать ситуацию в классе, в школе, др. социальной группе, с точки зрения ее сильных и слабых сторон; формулировать взвешенные предложения по локальному улучшению ситуации;
  • осознанно выбрать тип профильного обучения в старшей школе.
  • задумывать, планировать и реализовывать проект социальной и иной направленности с оценкой необходимых ресурсов для его реализации и возможных рисков;

В перечень планируемых к освоению умений, позволяющих учащимся в дальнейшем самостоятельно осуществлять проектную деятельность, входят умения[5]:

  • осмысленно читать публицистические и иные тексты, касающиеся проблем социальноэкономического развития территории (например, той, где живет учащийся), выделять проблемы, формулировать идеи и предложения по их решению, с оценкой их возможных последствий;
  • оценивать ситуацию собственной жизни в контексте социо-культурных обстоятельств, предлагать варианты по улучшению ситуации;
  • ставить задачи по собственному саморазвитию и самосовершенствованию, сформировать план развития того или иного собственного качества;
  • сформировать собственную образовательную программу дополнительного образования в течение следующих двух лет в соответствии с выбранным профилем обучения и будущим профессиональным обучением.

3.  Содержание  курса  (с указанием  форм  организации  и  видов  деятельности).

Содержание программы. (Количество часов распределяется в зависимости от подготовленности  учащихся) Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Продукт проектной деятельности. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Особенности записи исследования. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.  Содержание по годам обучения.  1-й год обучения: Что такое исследование?  Как выбрать тему исследования  Цель и задачи исследования  Гипотеза исследования  Организация исследования  Поиск информации  Наблюдение – доступный способ добычи информации  Эксперимент  Индивидуальной исследование  Работа в паре  Работа в группе  Презентация  Подготовка к защите исследовательской работы   Защита работ  

 

2-й год обучения. Индивидуальная работа с детьми по проектам  1 этап. Выбор темы исследования 2 этап. Формулировка проблем, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Выдвижение гипотезы. 3 этап. Постановка целей и задач исследования, определение предмета и объекта исследования. 4 этап. Организация работы над выбранной темой. 5 этап. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления,   подготовка презентации  6 этап. Выступление в классе.  7 этап. Выступление на школьной конференции.

 Этапы  развёртывания исследования по классам:

4.   Календарно - тематическое  планирование курса.

Первый год обучения.

7 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата выдачи

корректировка

план

факт

Раздел I

Виды исследовательских  и проектных работ, работа  с источниками исследования

7 часов

1

Что такое исследование? Виды исследовательских и проектных работ  по  истории.

1

2

Особенности исследовательской и  проектных  видов  работы в сравнении  с другими формами учебной  деятельности.

1

3

Особенности  поиска  и отбора информации. Виды источников.

1

4-5

Знакомство  с материальными источниками при изучении  истории (возможно посещения краеведческого музея)

2

6-7

Практическая  работа  с  подбором  и  анализом  исторических источников  для исследования  подготовки  проекта. Критическая  оценка  разных видов  исторических источников

2

Раздел II

Работа  с  проектом по истории

8 часов

8

Виды  проектов.  Особенности  проектной  деятельности по предметам.

1

9-13

Практическая  работа  над  проектом по  истории.

5

14-15

Представление  результата  проектной деятельности  по предмету истории.

2

Раздел III

Исследовательская  деятельность по предмету.

9 часов

14

Этапы  работы  над исследованием. Выбор темы исследования.  Формирование  плана  работы  над исследованием.

1

15-16

Планирование выполнения исследовательской работы. Постановка цели и задач исследовательской работы.

2

17

Подбор источников  для  собственного исследования, практическая  работа

1

18-19

Постановка вопроса, поиск гипотезы. Формулировка гипотезы.

2

20-24

Написание теоретической части исследовательской работы  (самостоятельная  практическая  работа  учащихся,  предполагающая  консультации  с преподавателем).

5

Раздел IV

Практическое  оформление и  представление  результатов  исследования.

10 часов

25

Правила  оформления  школьных исследовательских работ,  критерии  оценивания  исследовательской  работы  по истории

1

26-27

Оформление  теоретической  и практической  частей  исследовательской  работы (самостоятельная  практическая  работа  учащихся,  предполагающая  консультации  с преподавателем).

2

28

Подготовка  устного  выступления  при защите своего исследования

1

29

Правила  по составлению  структуры  и  художественному  оформлению  презентации.

1

30-31

Порядок  выполнения  презентации.  Практическое  оформление  презентации  для  собственного  исследования.

2

32

Репетиция выступления, предварительная  защита исследовательских  работ

1

33-34

Защита исследовательских работ.  

2

Второй год обучения.

8 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

план

факт

корректировка

Раздел I

Виды исследовательских  и проектных работ, работа  с источниками исследования

6 часов

1

Виды исследовательских и проектных работ  по  истории. Особенности исследовательской и  проектных  видов  работы в сравнении  с другими формами учебной  деятельности.

1

2-3

Знакомство и анализ  материальных источников при изучении  истории

2

4

Посещение краеведческого музея.

1

5-6

Практическая  работа  с  подбором  и  анализом  письменных источников  для исследования. Критическая  оценка исторического источника.

2

Раздел II

Проектная  деятельность.

6 часов

7

Социальное проектирование. Практическое занятие.

1

8

Правила  работы  с историческим проектом.

1

9-11

Практическая  работа. Историческое  проектирование.

3

12

Анализ  результатов исторического  проектирования.

1

Раздел III

Исследовательская  деятельность по предмету.

10 часов

13

Этапы  работы  над исследованием. Выбор темы исследования.  Формирование  плана  работы  над исследованием.

1

14-15

Практическая  работа  нал планом  исследовательской  работы. Постановка цели и задач исследовательской работы.

2

16

Подбор источников  для  собственного исследования, практическая  работа

1

17-18

Постановка вопроса, поиск гипотезы. Формулировка гипотезы.

2

19-22

Написание теоретической части исследовательской работы  (самостоятельная  практическая  работа  учащихся,  предполагающая  консультации  с преподавателем).

4

Раздел IV

Практическое  оформление и  представление  результатов  исследования.

12 часов

23

Правила  оформления  школьных исследовательских работ,  критерии  оценивания  исследовательской  работы  по истории

1

24-25

Оформление  теоретической  и практической  частей  исследовательской  работы (самостоятельная  практическая  работа  учащихся,  предполагающая  консультации  с преподавателем).

2

26-27

Подготовка  устного  выступления  при защите своего исследования

2

28

Правила  по составлению  структуры  и  художественному  оформлению  презентации.

1

29-30

Порядок  выполнения  презентации.  Практическое  оформление  презентации  для  собственного  исследования.

2

31-32

Репетиция выступления, предварительная  защита исследовательских  работ

2

33-34

Защита исследовательских работ.  Выступление на школьной конференции.

2

Список используемой литературы:

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007.
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000
  3. Брайт Л. Развиваем интеллект. СПб: Питер Пресс. 1997.
  4. Бутенко И.А. Анкетный опрос, как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа,1989.
  5. Волков А., Никитина Р. Школьник готовит реферат.//. «Наука и школа» N2, 1996.
  6. Волкова Е.В.,  Кузнецов А.В. Исследовательская  работа в школе.  История.  Методическое пособие. – Самара, 2017.
  7. Вуджек Т. Как создать идею. СПб.: Питер, 1997.
  8. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.:Прогресс-пракситель,1989.
  9. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  10. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  11. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. - С. 51-60.
  12. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  13. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
  14.  Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.,1993.
  15. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
  16. Хитров Д.А. Черненко Д.А. и др. Исторический  проект. Готовимся к Всероссийской  олимпиаде  школьников  по истории. / под. Ред. Талызиной А.А. – М. Русское слово, – 2017.
  17. Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по курсу. - http://festival.1september.ru/articles/502200/


[1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

[2] Соответствуют позиции «Выпускник научится» в Примерной основной образовательной программе основного образования. В этот блок включается круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

[3] Соответствуют позиции «Выпускник получит возможность научиться» в Примерной основной образовательной программе основного образования. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его 6пропедевтического характера на данной ступени обучения.

[4] Соответствуют позиции «Выпускник научится» в Примерной основной образовательной программе 7основного образования

[5] Соответствуют позиции «Выпускник получит возможность научиться» в Примерной основной образовательной программе основного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...