Спарта
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

ЕсинаОльгаВладимировна

материал содержит план-конспект урока истории по теме "Спарта", а также презентацию к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sparta.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе

Тема: Древняя Спарта.

Цели: познакомить с общественным и государственным устройством Спарты, бытом, нравами спартанцев, системой воспитания, показать положительные и отрицательные стороны; формировать умение работать с исторической картой, историческими документами; воспитывать уважение к истории других стран.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

  1. Организационный момент, проверка готовности к уроку.
  2. Проверка домашнего задания: прием « Верно-неверно» в игре «Крестики-нолики».

О

О

Х

Х

Х

Х

О

О

Х

  1. Верно ли, что в Аттике архонтами называли простой народ? (О)
  2. Верно ли, что в споре называться покровителем города Афины участвовали два бога – Посейдон и Зевс?(О)
  3. Верно ли, что вельможами в Древнем Египте называли управителей, приближенных фараону?(Х)
  4. Верно ли, что Солон был архонтом в Аттике? (Х)
  5. Верно ли, что Солон отменил рабство? (Х)
  6. Верно ли, что по закону Солона судьи должны были выбираться  независимо от их знатности и богатства? (Х)
  7. Верно ли, что «демократия» по-гречески означает «власть знати»?(О)
  8. Верно ли, что Солон прожил в Аттике до конца своих дней и никуда не уезжал? (О)
  9. Верно ли, что Аид – древнегреческий бог подземного царства? (Х)

  1. Мотивационно-целевой этап:

Кто из нас не слышал выражение  «спартанское воспитание? Сегодня мы узнаем, что оно означает, и познакомимся с государством Спарта.

  1. Давайте сформулируем нашу тему и определимся с планом работы:
  1. Спартанцы и илоты
  2. Спарта – военный лагерь
  3. Спартанское воспитание
  1. Работа по теме урока:
  1. Что нужно рассмотреть в первую очередь, чтобы понять, чем занимались люди в том или ином государстве? (Местоположение, природные условия). Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. (Предположите, чем могли заниматься спартанцы и записывать возможные варианты мы будем в так называемую «корзину»).

Гаваней, удобных для мореплавания Спарта не имела. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды (подумайте, чем может быть полезна железная руда, вспомните Ассирию).

Итак, вы предположили занятия спартанцев. Все понятия у нас в «корзине». Давайте рассмотрим их.

Ответ: Спартанцы не преуспели ни в земледелии, ни в скотоводстве, ни в ремеслах, а только лишь в военном деле.

Давайте теперь определимся со спартанским обществом. Прочитайте первый пункт и заполните схему:

  1. Давайте прогуляемся по улицам древней Спарты и узнаем, как же жили люди. Прочитайте п2 стр. 148 (картинки города на слайдах презентации). Закончите предложения, и исправьте ошибки).

- Крепостных стен в Спарте не было, потому что спартанцы считали, что охранять город могут и огромные псы, которые были в каждом доме.

- Спарта напоминала военный лагерь, где никто не может жить так, как хочет. Спартанцам запрещалось заниматься______________ и ______________.

-Совет старейшин в Спарте следил за соблюдением всех правил и законов. Его власть была очень ограничена илотами. Состоял совет из граждан не моложе________лет.

-Народное собрание состояло из женщин и детей. Оно ведало объявлением войны и заключением мира. Но выступить в Народном собрании могли только старейшины.

-В Спарте были также и цари. Это командиры войск, входившие в Совет старейшин. В Спарте их назначали, их власть не была наследственной.

3. прочитайте п. 3.  

Ответьте на вопросы:

-В Греции спартанцев считали неучами. Справедливо ли это?

-Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте?

-Что вам понравилось в системе  воспитания спартанцев, а что нет?

        А теперь проблемный вопрос к «дереву предсказаний».

Почему спартанцам была необходима сильная армия?

Возможно:  1. Аргумент, 2 аргумент. 3 аргумент.

  1. Закрепление изученного: заполните таблицу

Сравните, чем отличались условия жизни жителей Афин и Спарты в VII-VI вв. до н.э.

Линия сравнения

Афины

Спарта

Основные занятия

Земледелие, ремесло, торговля

Военное дело

Использование труда рабов

После реформ Солона остались только привозные рабы

Спартанцы держали в рабстве своих соплеменников

Достижения

Ценились ораторское искусство, спорт, архитектура, культура.

Ценилось лишь военное искусство. Спартанцы были малограмотные, но очень дисциплинированными, стойкими и выносливыми.

Сделайте выводы: на чем основывалось процветание Афин, а на чем Спарты.

Рефлексия: Что мне больше всего понравилось?

Что я узнал нового?

Что вызвало затруднения?

  1. П.31. задание в тетради, задания после п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порядки Афин и Спарты

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Порядки Афин и Спарты"....

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"

1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....

урок истории в 5 классе по теме "Греческие полисы. Спарта."

Пятиклассники на этом уроке сравнивают государственный строй Афин и Спарты. Урок проходит в виде игры....

Древняя Спарта

Тест содежит  знаний понятийного аппарата и можно использоватьб в качестве текущего контроля на уроке....

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Древняя Спарта"

Разработанный конспект занятия в 5 классе по теме "Древняя Спарта"...

Урок по всеобщей истории - Древняя Спарта

Урок по истории для учащихся 5 кл. в разделе " Древняя Греция". желательно использовать презентацию....