Олимпийские игры в древности (урок)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; историей появления Олимпийских игр.

Давать определения понятиям «атлет», «ипподром», «пятиборье», «Олимпия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskie_igry_v_drevnosti_-_kopiya.docx142.53 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.Шаворова Т.А., учитель истории МБОУ «Первомайская ООШ»

Предмет. История

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема. «Олимпийские игры в древности»

Продолжительность урока. 45 мин

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.

Планируемые результаты:

Предметные: знать - историю появления Олимпийских игр,        

уметь – давать определения понятиям «атлет», «ипподром», «пятиборье», «Олимпия».

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия,дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать

     

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.

Мотивация  

к учебной деятельности. Определение темы и задач урока

Эпиграф к уроку :

Победишь – своей победы напоказ не выставляй,

Победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь,

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй.

Архилох

(древнегреческий поэт)                                                                                                    

 вопросы:        

- какое слово встречается чаще всего?

- в каких областях, сферах нашей жизни человеку очень важна победа?

- что означают эти слова, что нам хотел сказать автор?

-Какое отношение к спорту имеют, кольца, изображенные на рисунке? (Приложение 1)

С 7 по 23 февраля 2014 г. 

XXII Олимпийские игры прошли в нашей стране.

- В каком городе?

Парад спортсменов на церемонии открытия возглавили греки.

- Почему именно греческие спортсмены? 

Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цели и задачи урока 

По ходу изучения нового материала, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Учащиеся находят ключевое слово «победа», отмечают, что победа важна в спорте 

Это символ Олимпийских игр, самых главных спортивные соревнований, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле

Сочи

Потому что именно Греция – Родина Олимпийских игр

Олимпийские игры в древности

Когда состоялись первые Олимпийские игры.

Где состоялись.

Как проходили.

Как награждали победителей

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми.

Изучение нового материала Знакомство с историей возникновения и прохождения Олимпийских игр в Древней Греции

Как вы думаете, почему игры называются Олимпийскими? Ответ на вопрос мы найдем на карте в учебнике

Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название? 

Что мы о ней знаем? 

До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса - главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником.

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

- Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?

Существует несколько версий.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. До н.э.

Сколько лет назад? 

1 группа работает над вопросом - «Когда и где они зародились?»

2 группа работает над вопросом - «Как греки готовились к играм?»

3 группа работает над вопросом - «Как происходили Олимпийские игры?»

4 группа работает над вопросом - «Что содержала программа Олимпийских игр?»

5 группа «Как чествовали победителей игр на родине?

Организует выступление групп.

На основе изученного материала обобщить выводы и ответить на вопрос « Особенности проведения Игр в древности

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных.

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции

Приложение 1

Переплетенные кольца символизируют

объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . Девиз: “Быстрее, выше, сильнее”

Работа по карте

Олимпийские игры проводились в Олимпии. Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей.

гора Олимп

На ней жили греческие боги

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

Сообщения учащихся. Приложение 2

Работа с лентой времени. (2793 г.)

Работа в группах

Приложение 3

Выступление групп. Разъяснение информации самими учащимися.

Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные: Способность к

самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности

Физкультминутка

Древние греки уделяли большое внимание спорту. Последуем их примеру

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует работу по заполнению таблицы «Верите ли вы?»

Заполнение таблицы

Самопроверка

Приложение 4

Коммуникативные:

Уметь оценивать правильность выполнения

действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу;

Оценивание качества и уровня усвоения.

Рефлексия

Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале урока:

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником»

Оценивание

-Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы.

В заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, т.к. он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

На столе у Вас лежат смайлики. Если вам было интересно, и вы считаете,  что план урока был выполнен, возьмите весёлый смайлик

Ну, а если в течении урока были непонятные моменты и урок совсем не зажег в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то поднимите грустный Приложение 5

Ответы учащихся

Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;

Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: оценка действий партнера

Домашнее задание

Объясняет выполнение домашнего задания 

1.Заполнить таблицу: «Сходство и различия Олимпийских игр древности и современности». (Приложение 6)

2.По выбору:

Сообщение «Современные герои олимпиад»    или

Составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя .

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные: умение слушать.

 

Приложение 1

Картинки по запросу олимпийские кольца фото

Приложение 2

Сообщения учащихся.

1 ученик: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Приложение 3                        

Задания для групп

1 группа

«Когда и где они зародились?»

1)    прочитать  в учебнике  в §33 пункт «Праздник, объединявший эллинов»

2)    изучить дополнительные материалы

3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в пустую графу 

 

 


 2 группа

«Как греки готовились к играм?»

1)    прочитать текст в учебнике в § 33 пункт «Подготовка к играм»

2)    изучить дополнительные материалы

3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу

 

 3 группа

«Как происходили Олимпийские игры?»

1)    прочитать текст в учебнике в § 33 , в пункте «Пять незабываемых дней» абзацы 1,2,3.

2)    изучить дополнительные материалы

3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом

 4 группа

«Что содержала программа Олимпийских игр?»

1)   прочитать текст в учебнике в § 33 в пункте «Пять незабываемых дней», начиная с 3 абзаца на стр.151  до последнего абзаца в пункте.

2)   изучить дополнительные материалы

3)   обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом

 

 5 группа

«Как чествовали победителей игр на родине?»

 1)    прочитать текст в § 33 на стр. 153 один последний абзац в пункте «Пять

      незабываемых дней» и в пункте 5 «Возращение в родной город» 1ый абзац и пункт «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и 2 последних абзаца

2)  изучить дополнительные материалы

3)   обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом

 

 

     

 

  


Приложение 4

Верите ли вы?

Да/нет

Олимпийские игры в древности проводились один раз в четыре года.

В Олимпийских состязаниях могли участвовать мужчины и женщины.

В распоряжении олимпийских судей были помощники, которые назывались «палочниками».

В борьбе нельзя было толкать противника, применять подножку

Атлеты - прыгуны прыгали, держа в руках предметы, похожие на современные гантели.

В состязаниях колесниц победителем считался не наездник, а владелец лошадей.

Участников, занявших на играх второе и последующие места, не отмечали и не награждали.

На мраморных плитах,

 которые выставлялись в Олимпии,  высекалось не только имя победителя-олимпионика, но и имя его матери.

Приложение 5                          

Приложение 6

Критерии сравнения

Древние игры

 

Современные игры

Периодичность проведения

Время  проведения

Место проведения

Участники

Продолжительность

Количество состязаний

Список использованной литературы:

  1. Библиотека по культурологии - Праздники в Древней Греции - http://www.countries.ru/library/ant/grhol.htm
  2. Древний мир – Античные Олимпийские игры - http://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_01. htm
  3. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
  4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: 1981
  5.  Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.
  6. Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997.
  7. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».

Методическая разработка урока истории  в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....