разработка урока по истории
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Эрхеев Алдар Дондокович

Дается разработка урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье" с технологической картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnee_dvureche.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Древнее Двуречье».

Цель: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать общее представление о цивилизации Древнего Двуречья.

Задачи: Образовательная – способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию. Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению; Воспитательная - способствовать воспитанию обучающихся в духе уважения к истории прошлого. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятию умственного и физического напряжения.

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов: формирование у обучающихся ярких образов исторической эпохи, складывание представления о ключевых событиях прошлого.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД: прогнозировать, осуществлять целеполагание, планировать пути достижения цели, самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, самостоятельно контролировать своё время, осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, владеть смысловым чтением, реализовывать исследовательскую деятельность, искать информацию, структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица.

Логические: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выделять причинно - следственные связи

В области коммуникативных УУД: организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемуметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД: осуществлять нравственно-этическое оценивание, уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.

3. Предметных результатов: создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа, ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру, показывать на карте местоположение Двуречья

Тип урока – изучение нового материала

Педагогическая деятельность была построена на методах:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами).

На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая. С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности. 

Приемы: «Концептуальная таблица», «Кластер».


Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Цель:

-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте ребята!

Я очень рад вас видеть сегодня на уроке. Сегодня мы с вами продолжим изучение удивительного мира Древней истории. Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Через палитру настроения покажите свою готовность к уроку.

Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового.

Приветствуют учителя и гостей.

Показывают смайлики настроения.

2. Прогнозирование темы урока

Цели:

Подвести детей к формулированию темы урока

Проблемное задание.

Давайте определимся с темой урока. А для этого мы совершим путешествие из Египта на Восток. Давайте откроем учебник на стр.33. Перед вами карта Древний Восток, она будет нашим путеводителем.

Организует работу обучающихся в группах.

Работать мы будем в группах, которые вы определили сами по любимому цвету. И так отправляемся в наше путешествие. Из дельты Нила идем на северо-восток, проходим по перешейку между Средиземным и Красным морями, попадаем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азия. Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов мы увидели, что достигли границ какого-то государства.

Кто может сказать название этого государства?

Давайте запишем тему урока в тетрадь.

Работа с картой Древний восток в парах.

Высказывают свои предположения

(Междуречье)

Записывают в тетрадь тему урока.

3. Целеполагание.

Цели:

-подведение детей к формулированию цели и постановке задач урока;

-организовать составление совместного плана действий;

Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.

«Мозговая атака»

Ребята, мы должны определиться, что именно мы хотим узнать о Древнем Междуречье. А для этого, вспомните Древний Египет, историю которого мы изучали на прошлых уроках. Что необходимо знать при характеристике государства?

Учитель организует обсуждение, результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения)

Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока.

Участвуют в постановке цели и задач урока.

Коллективная работа обучающихся, обсуждение, выделение основных характеристик.

Характеристики:

- географическое положение

- природные условия

- занятия жителей

- религиозные верования

- культура

После обсуждения оформляют кластер в тетрадях с учетом дальнейшего расширения.

4. Открытие нового знания.

Цели:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

1.Определяет задачу для обучающихся и способы её решения.

Мы продолжаем работать в группах. Вы выступите в роли исследователей и, изучив исторические документы, географическую карту, рисунок и параграф учебника раскроете содержание каждой характеристики государства – Древнее Двуречье.

2. Физкультминутка.

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню богине плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями

.

1.Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, и вся земля торжествует.

2.От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

3.Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

4.Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

5.Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

1.Встали, руки вверх, потянулись.

 

2.Кистями рук делаем «фонарики».

3.Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

4.Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

5.Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

3. Давайте, мы тоже отправимся на урок в школу Древнего Двуречья.

Организует работу обучающихся в парах.

Проблемный вопрос.

Скажите ребята, где вам было удобнее писать?

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было очень сложно. Грамотных людей в Древнем Двуречье считали настоящими мудрецами.

5. Подводит итог урока.

И так, мы разобрали все вопросы и познакомились с еще одним государством Древнего мира.

Работают в группах.

1 группа

Задание: Используя карту Древний Восток на стр. 31, текст п.1 параграфа 13 (стр. 63), ответьте на вопросы.

  1. Назовите часть света, в которой расположено государство Древнее Междуречье.
  2. Назовите реки, на берегах которых было образовано государство Древнее Междуречье.
  3. Почему государство Древнее Междуречье имеет такое название?
  4. Откуда берут начало реки Тигр и Евфрат?
  5. Куда впадают реки Тигр и Евфрат?

2 группа

Задание: используя документ Геродот «История», текст п. 1 параграфа 13 (стр.63), ответьте на вопросы.

  1. Какой климат был в Древнем междуречье?
  2. Какие почвы были в Древнем Междуречье?
  3. Какие выращивали растения в Древнем Междуречье?
  4. Почему в Древнем Междуречье были высокие урожаи?

3группа

Задание: используя документ Геродот «История», рисунок на стр. 63 учебника и текст п.2 параграфа 13 ответьте на вопросы:

  1. Назовите основное занятие жителей Древнего Двуречья?
  2. Чем ещё занимались жители Древнего Двуречья?
  3. Какой материал использовали жители Древнего Двуречья при строительстве дворцов, храмов, жилых домов?

4 группа

Задание: используя материал п.3 параграфа 13, ответьте на вопросы:

  1. Назовите имена богов Древнего Двуречья. Какие природные явления они олицетворяли?
  2. Как назывались религиозные верования жителей Древнего Двуречья?
  3. Как выглядели храмы в Древнем Двуречье?

5 группа

Заданиеиспользуя текст п.3 и п.4 параграфа 13, ответьте на вопросы:

  1. Какие науки были известны в Древнем Двуречье?
  2. Какие открытия принадлежат учёным Древнего Двуречья?
  3. Как называлась письменность в Древнем Двуречье? Почему?
  4. На чём писали жители в Древнем Двуречье?
  5. Почему грамотных людей в Древнем Двуречье называли «мудрецами»?

Ответы оформляют в кластер.

Одни пишут на табличке, другие в тетради, затем меняются.

Делают предположения:

Сложнее писать на дощечках клинописными знаками.

5. Применение нового знания.

Цели:

-обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Организует работу с концептуальной таблицей.

Египет

Вопросы для сравнения

Двуречье

Геогр.

Положение

Реки

Климат

Почвы

Занятия населения

Религия

Письмен-ть

Организует взаимопроверку.

Заполняют таблицу.

6. Рефлексия

Цели:

- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;

-выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;

-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке.

Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок.

Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке.

7. Домашнее задание.

Цель:

-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Составить рассказ «Один день из жизни школьника Древнего Двуречья».

Пар.13

Записывают задание в дневник.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...