Разработка урока по истории: "Афинская демократия" (5 класс)
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Гречнева Любовь Викторовна

Разработка урока для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_5kl_afinskaya_demokratiya.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Сергиево – Посадского района, д. Березняки

Открытый урок по истории Древнего мира

в 5 классе на тему:

«Афинская демократия при Перикле»

Учитель истории и ОПК

Гречнева Любовь Викторовна

Тема урока:

«Афинская демократия при Перикле».

Тип урока: «Урок открытия новых знаний».

Цель урока:

 углубить знания учащихся об античной демократии в правлении Перикла;

  продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Планируемые результаты:

А) предметные:

  1. научиться овладевать целостным представлением о предмете;
  2. изучать и систематизировать информацию, формировать собственные гипотезы, выводы.

Б) метапредметные УУД:

 коммуникативные:

  1. слушать и слышать друг друга;
  2. с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 регулятивные:

  1. самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
  2. искать и выделять необходимую информацию

 познавательные:

  1. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

 личностные:

  1. формирование стартовой мотивации к изучению нового материала.

Технология здоровье сбережения: педагогики сотрудничества, развивающего обучения, исследовательских навыков, критичности мышления.

Виды деятельности:

 формирование умений построения и реализации новых знаний;

 умение пересказывать близко к тексту (2-е учащихся);

 работа в рабочих тетрадях (2-е учащихся);

 работа в тестовых тетрадях (2-е учащихся);

 составление рассказа по картине (1 учащийся);

 рабата с картой у доски - проверка знаний (1 учащийся);

 работа с текстом учебника (весь класс);

 составление блок-схем (весь класс);        

 умение обобщать и делать выводы (индивидуальные отв.);

 игровой прием (весь класс);

 мозговой штурм (индивидуальные ответы учащихся);

 чтение вслух (отработка и закрепление техники чтения.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картины: «Греческий театр», «Народное собрание».

               

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний по теме «Культура Древней Греции». Опрос класса по вопросам:
  1. Назовите тему нашего предыдущего урока.
  2. Откройте учебник и повторите.
  3. Составление устного рассказа у доски по картине «Греческий театр».
  4. Индивидуальные задания в рабочей тетради.
  5. Индивидуальное задание в тестовых тетрадях.
  6. Чем занимались мальчики из зажиточных семей до семи лет?

(Гоняли обруч или мяч, строили домики из глины, лепили из воска фигурки людей и животных).

  1. Что означает слово педагог с древнегреческого языка? (Сопровождающий ребенка).
  2. В чем состояла их обязанность и кем они были?

(Педагог водил мальчика в школу, нес его принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам).

  1. Индивидуальный рассказ учащегося о занятиях в школе.
  2. Какую школу начинали посещать мальчики, когда им исполнялось двенадцать лет и чем они там занимались?

(Начинали посещать палестру, занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска).

  1. Сравните обучение в афинской школе и в нашей, что вам нравится, а что нет и почему?
  2. Почему в афинских школах учили только мальчиков, а сейчас всех учат?

(Считалось, что женщина должна владеть только домоводством).

  1. Где взрослые афиняне могли пополнять свои знания? (Посещали одну из трех гимнасиев).
  2. Проверка рассказа учащегося по картине.
  3. Оценки учащимся.

  1. Переход к изучению новой темы.

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с афинской демократией при Перикле, узнаем, какими вопросами занималось народное собрание в Афинах, как распределялись должности.
  2. Ребята, вспомните, кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон).
  3. Дайте определение понятию демократия? (Власть народа).
  4. Какие преобразования совершил Солон в Афинах? (Отменил долговое рабство, выкупил всех граждан, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, могли присутствовать на судебном заседании).
  5. Рассказ учителя. (В V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или не знатен – способен участвовать в управлении государством).
  6. Власть в Афинах принадлежала демосу. В Народном собрании участвовали граждане, мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. (Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники, земледельцы, если сельские работы не были в разгаре).
  7. Давайте рассмотрим картину «Народное собрание в Афинах». Мы видим, как поднятием рук собрание выбирало десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э. Собрание выбирало Перикла первым стратегом.
  8. Работа учащихся с таблицей:

А) Прочитать текст.

Б) Ответить на вопрос:

 чем занималось Народное собрание в Афинах? (Выбирало стратега,

принимало законы, объявляло войну, утверждало мирные договоры,

распоряжалось казной).

В) Заполнить таблицу (схема на доске).

  1. Рассказ учителя об обвинение Перикла.
  2. Ребята, а как вы думаете, какие еще должности существовали в Афинах? (Судьи, сборщики налогов, смотрители рынка). Обычно на одну и ту же должность претендовало много желающих. Поэтому тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным.

Игровой момент

Учащиеся выбирают себе должности и тянут боб.

  1. Ребята, а как вы думаете, почему стратега выбирали поднятием рук, а не по жребию? (Афиняне считали, что не каждый человек обладает талантом полководца).
  2. Занятие должностей было почетным, и никакой оплаты за это первоначально не полагалось.
  3. А как вы думаете, какие слои населения будут не заинтересованы в этих должностях и почему? (Беднейшие слои т. к. им необходимо зарабатывать себе на жизнь). Поэтому по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам платили деньги. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.
  4. Учащиеся читают раздел «Перикл, его друзья и враги».

  1.  Рефлексия.

1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством?  

2. Кто таким правом не обладал?

3. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса?

4. Какую государственную должность он занимал много лет?

5. В чем состояли его должностные обязанности?

6. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?      

Домашнее задание:

1. Подготовить сообщения об Анаксагоре, Геродоте, Сократе, Фидии.

2. П.- 40, вопросы.

3. Р. – т. № 41,42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока "Расцвет и закат демократии в Древней Греции"

Вариативная методическая разработка урока в рамках темы "Древняя Греция"...

Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле"

Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле".В данной разработке представлены цели и задачи урока.Различные формы опроса и закрепления нового материала в соответс...