Конспект урока по истории 10 класс "На заре новой эпохи"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Жданова Светлана Владимировна

Конспект урока по истории для учащихся 10 класса "На заре новой эпохи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_zare_novoy_epohi.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «На заре новой эпохи».

Цель: сформировать образно-конкретное представление об эпохе Великих географических открытий и колониальной экспансии Западной Европы, показать межцивилизационный диалог и его влияние на судьбы участников.

Задачи: выяснить причины и последствия Великих географических открытий; учиться устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; анализировать историко-географическую информацию, представленную в разных системах; дать оценку сущности социокультурного феномена Великих географических открытий и сформулировать личную гражданскую позицию по отношению к данному событию.

Основные понятия: колония, метрополия, революция цен.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, карта «Великие географические открытия»;

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация изученного.
  3. Изучение новой темы.

План:

1. Открытие Америки.

2. Создание первых колониальных империй.

3. Колонизация Северной Америки.

4. Итоги колониальной политики.

Беседа с классом.

- Вспомните и назовите причины Великих географических колоний.

- Что заставляло европейских королей снаряжать экспедиции и отправлять моряков в неизведанные путешествия.

- Назовите другие исторические события, явления и процессы, характерные для эпохи раннего нового времени.

Рассказ учителя.

     Рубежом, отделяющим Средневековье от Нового времени, в современной исторической науке признается конец XV- начало XVI в. Именно эти десятилетия отмечены первыми успехами модернизации.

     Под модернизацией понимают процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к обществу современного типа и совершенствования последнего.

XVI-XVIII вв. – ранее новое время. Основные процессы:

  • Великие географические открытия.
  • Буржуазные революции.
  • Промышленный переворот.

    Великие географические открытия были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка.

В этот период происходит стремительное развитие металлургии, что влечет за собой развитие машиностроения. В судостроении появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния. К концу XV века были значительно усовершенствованы навигационные приборы (компас, астролябия), позволявшие более точно определять положение корабля в открытом море Каравелла, благодаря системе парусов могла идти и по ветру, и против ветра.  Появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Развивается картография.

     Традиционно европейцы знали только один путь в Индию – через Средиземное море, а затем по суше. Но Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, они господствовали на нем с XIV-XV вв. Встал вопрос о поисках новых путей в Индию. Все большее распространение получает идея шарообразности Земли; с нею была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан.

Письменная работа.

Прочитайте текст учебника стр. 194-195 пункт 1.

- Заполните таблицу на стр. 200

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст учебника стр. 195-197 пункт 2.

- Расскажите о процессе создания первых колониальных империй.

 - Какую политику проводили испанские завоеватели

Работа с текстом документа.

Прочитайте отрывок из работы историка Л. С. Васильева:
«Колониализм на протяжении XVI-XVIII вв. немало сделал для решительной ломки традиционного Востока. Вторгаясь на восточные рынки, навязывая собственные взгляды и принципы социального и этического поведения, властно диктуя закон прибыли, он кое-чего добился. Но в общем немногого. Часть восточных государств почти наглухо закрыли свои границы от его хищных лап. Другие оказались его жертвами. Но и они отнюдь не спешили подстроиться под его стандарты, принять его требования и изменить привычной норме».

- Как оценивает историк, степень и последствия европейской колонизации в XVI—XVIII вв.?

Письменная работа.

Познакомьтесь с текстом учебника стр. 197-198 пункт 3.

- Выпишите в тетрадь итоги колониальной политики.

Рассказ учителя о мануфактурном производстве.

  1. Закрепление изученного.

Вопросы 1, 3-6 на стр. 200

  1. Подведение итогов, выставление оценок.
  2. Задание на дом.

Пар. 28, выучить даты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»

Представляю вашему вниманию учебное занятие  2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс  Цели и задачи урока:Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа....

Конспект урока по Истории Нового времени "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"

Цель урока: проследить динамику освободительного движения в Италии; познакомить учащихся с различными направлениями Итальянского освободительного движения....

Конспект урока по истории нового времени 9 класс "Новый империализм. Предпосылки Первой мировой войны".

Конспект урока по истории нового времени 9 класс "Новый империализм. Пердпосылки Первой мировой войны"....

Конспект урока по истории по теме: "Новая экономическая политика»

Конспект урока по истории по теме НЭП,готовый материал при изучении этой темы....

Конспект урока по истории России 8 класс "Эпоха Николая I"

1.Личность Николая I 2.Русское общество в николаевскую эпоху 3.Система государственного управления 4.Крестьянский вопрос...