Инновационные технологии на уроках истории.
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Осипова Валентина Алексеевна

В помощь учителям истории по проблемному обучению и проведению дебатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

"Инновационные технологии на уроках истории"

Технология проблемного обучения на уроках истории.


В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Методические приемы создания проблемной ситуации:

- учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает ученикам рассмотреть явление с различных позиций,

- побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи.

Целевые ориентации:

- приобретение знаний, умений, навыков;

- усвоение способов самостоятельной деятельности;

- развитие познавательных и творческих способностей.

Особенности содержания.

  Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

 

При работе с технологией проблемного обучения я выделяю четыре взаимосвязанных этапа:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью, на это есть ряд причин:

1) историко-культурный стандарт (ИКС)включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

И сегодня в исторической науке продолжаются дискуссии по проблемам формирования Киевского государства (норманнская теория), спор "западников" и "славянофилов" об оценках деятельности Петра I; альтернативы развития российского общества после Февральской ( 1917 г.) революции; революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др. Ученик вольно или невольно втягивается в полемику, развернутую на страницах учебников и учебных пособий.

2) Применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, изучавшего в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, закономерностей исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы.

Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из нее:

- проблемное изложение (выдвигаю проблему и, разъясняя материал, с помощью логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая учащихся логике мышления).

Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907гг.» я формулирую проблему: «В годы первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы считаете более реальным в 1906-1907 гг., более предпочтительным как средство преобразования действительности»

- я указываю, что сама столкнулась с этой проблемой впервые и не знаю решения вопроса, и предлагаю школьникам одновременно со мной попытаться самостоятельно решить проблему.

При организации проблемной ситуации, я использую следующие приемы:

- знакомлю учеников с предположением о том, что событие развивалось иначе;

- высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот на оценку событий (например «превентивный удар СССР»...);

- указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события;

- показываю неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР);

- знакомлю с опровержениями по случаю "Пакта о ненападении между Германией и СССР" в 1939 г. и др.

Организуя учебную деятельность старшеклассников,  использую следующие формы: коллективную, групповую, индивидуальную. Мною используются разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации:

- проблемный фронтальный эксперимент;

- проблемное решение задач;

- проблемные задания;

- игровая проблемная ситуация.

При планировании урока я выдерживаю основные этапы технологии

Это:

1) постановка проблемы, например, "Октябрь 1917г. - революция или переворот?";

2) деление на группы - выдвижение гипотез;

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

4) защита;

5) выводы по решению проблемы.

Особенности методики. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Например, на контрольном уроке по теме: «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.», я формулирую проблемное задание:«Одна из точек зрения западной историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать войну против СССР, так как СССР угрожал Германии войной. Как вы относитесь к этому утверждению? Свой ответ обоснуйте.

Для реализации проблемной технологии я обращаю внимание на:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- проблемное изложение;

- эвристическая беседа;

- проблемная демонстрация кино-, видеофрагментов;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способности вызвать активную познавательную деятельность студента.

Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю учеников на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Технология "Дебаты" 

Дебаты- это интеллектуальная игра , представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.

Суть дебатов - обучение приемам дискуссии, развитие ключевых компетенций, таких как коммуникативная, социально-личностная, исследовательская, сотрудничества. Основное назначение дебатов- достижение истины и консенсуса. На практике такие дебаты можно увидеть по телевидению, в телевизионной программе «К барьеру» Соловьева.

Подготовка к дебатам проводится по схеме:

Задание 1. Работа с понятиями. Дать определения понятий какой-либо темы. Обосновать введение понятий.

Задание 2. Составить рассказ (выступление), связав в единое целое аспекты и аргументы. Время выступления ограничено. (Данное задание выполняется на основе задания №4).

Задание 3. Составить речь первого спикера на заданную тему. (Можно провести конкурс спикеров).

Задание 4. Придумать и записать вопросы к прочитанному тексту или выступлению товарища.

Задание 5. Найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса. Этот тип задания может быть использован в процессе работы с историческими источниками, в которых надо найти аргументы.

Принципы технологии «Дебаты»: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В ней учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личных качеств ученика, учитель выступает как руководитель этого процесса.

Цели и задачи технологии:

Социализирующие- формирует умение работать в коллективе, умение вести полемику, применять свои знания, приобщает к ценностям гражданского общества

Воспитательные- здесь вырабатываются поведенческие установки, мировоззрение и отстаивание своей позиции, умение оценивать позицию оппонента.

Развивающие- развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы.

В дебатах участвуют две команды из трех спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему. Спикеры обсуждают эту тему, при том одна команда утверждает тезис, другая – его опровергает. Первый спикер утверждает тезис, приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны. Три спикера отрицающей стороны должны доказать обратное.

Есть также в дебатах таймкипер- это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

Судьи оценивают каждый раунд, заполняют протокол, фиксируют все аргументы и контраргументы, отмечают сильные и слабые стороны команд. Желательно, чтобы в качестве судьи побывало как можно больше учащихся. Они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.

Дебаты на уроках истории

На уроках истории важно правильно сформулировать темы дебатов. Она всегда формулируется в форме утвердительного предложения. Формулировка темы должна стимулировать исследовательскую работу. Обязательно столкновение позиций, то есть организовать по следующим: определение понятий, критерий оценки, аспекты события, аргументы «за» и «против», доказательства позиции. Например, Победа Советского Союза в войне с фашисткой Германией была невозможна без помощи союзников.

Выбор темы обусловлен тем, что прошло 73 года со дня окончания Великой Отечественной войны. И до сих пор не утихают споры о том, какова роль СССР и союзников в победе над фашизмом.

Система аргументации. Доказательства формулируются в идее кейса. Кейс-это система доказательств команды, в которую входит совокупность всех аспектов ( угол зрения), аргументов( составная часть суждения) и умозаключений. Здесь можно приводить несколько аргументов, доказывающих его. Аргументы должны соответствовать аспекту темы. Здесь собираются свидетельства поддержки, цитаты, факты, статистические данные. Все поддержки должны иметь ссылку на источник. Критерий связывает тему и аргументацию команды. Он задает общее направление дебатов, определяет цель и указывают формулировку.

Важным и необходимым шагом в деле применения дебатов на уроках истории является использование схемы конструирования системы аргументов и контраргументов. Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса. Выполняется это задание по схеме:

Я согласен с этой точкой зрения, так как

Аргумент 1______

Аргумент 2_________

Я не согласен с этой точкой зрения, так как

Аргумент 1________

Аргумент 2_________

Цель: продолжить развивать критическое мышление, исследовательские навыки, умение отстаивать свои взгляды, веси цивилизованный спор

Суть: убедить судей и зрителей в том , что ваши аргументы лучше.

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Аргумент 1.Вклад союзников был значительным

Аргумент 1Советский Союз победил благодаря мужеству, героизму, самоотверженности народа

Аргумент 2 Создание антигитлеровской коалиции

Аргумент 2

Аргумент 3 Ленд-лиз

Аргумент 3

Перекрестными вопросами является раунд вопросов, для разъяснения позиции противника и для выявления ошибок противника. Полученная в ходе перекрестного вопроса информация используется в выступлениях следующих спикеров. Умение формулировать тонные, а главное , продуктивные, полезные вопросы- одно из важнейших умений участников дебатов.

Например: «Почему Япония не вступила войну, пока СССР не объявил войну в августе 1945 г?» -вопрос утверждающей стороне. «Каковы последствия и значение для СССР заявление У.Черчилля, который 22 июня сказал, что опасность для России является нашей опасностью?»

Уроки истории классифицируются по видам на проблемные, экспресс-дебаты, повторительно-обобщающие,

  1. Проблемные. Это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Они затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы.

Написать аргументы, подтверждающие и отрицающие тезисы.

1.Нападение Германии на Советский Союз было внезапным

Напиши собственное мнение по этому вопросу после выполнения задания.

2.Экспресс-дебаты по мини-проблемам- это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника. На моих уроках экспресс –дебаты используются как форма активизации познавательной деятельности, закрепление учебного материала.

Написать аргументы, подтверждающие и отрицающие тезис.

Сталин – великий полководец Отечественной войны. Без него война была бы проиграна.

В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести такие темы:

Дебаты как форма подведения итогов самостоятельной итоговой работы учащихся по какой-либо проблеме.

По теме: Внутренняя политика СССР после войны

 Написать аргументы, подтверждающие и отрицающие тезисы.

После Великой Отечественной войны повысился уровень жизни народа

Напиши собственное мнение по этому вопросу после выполнения задания.

В предлагаемых заданиях, в основном, рассматриваются спорные, неоднозначно воспринимаемые проблемы. Предложены различные точки зрения на ряд исторических процессов. Многие задания ориентированы на формирование личностного отношения к событиям, фактам, известным государственным деятелям.

Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Они способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации Все эти качества необходимы нашему выпускнику при сдаче единого государственного экзамена, и личности в условиях становления демократического общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии на уроках истории в современной школе

Работа содержит обобщение опыта учитель по применению на уроках истории деятельностных технологий. Учитель сформировал  цели, задачи и структуру приведённых методов работы....

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

Инновационные технологии на уроках истории.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение студентами определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знани...

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....