Музейный урок
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Музейный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_urok.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

 1)познакомить с историей праздника День защитника Отечества и поздравить будущих защитников Отечества;

2) Расширить знания учащихся о Великой Отечественной  войне;

3) Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла, участникам Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ – победитель.

4) Развивать творческие и организаторские способности каждого ученика

Оборудование: экспозиции музея «Ветераны Великой Отечественной войны» (биографические сведения и военный путь земляков);

Ход урока

    Ведущий1: 23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества! Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы. Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Чтец1:Известно с давних пор, неоспоримо это:

           Нет ничего возвышенней Отчизны.

           Нельзя найти нигде, во всех пределах света,

Родней земли, дающей чудо жизни.

Священная земля. Отечество родное,

Любимая страна, здесь все для нас святое,

Здесь предков наших дух, здесь корни жизни нашей.

Родной земли комок чужих кораллов краше.

Мужчин святое право – Отчизну защищать.

Для этого им надо дух, тело укреплять.

Во времена любые достоин славы тот,

Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.

Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,

Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

   Ведущий 2:  День защитников Отечества возник в 1918 году как день рождения Красной Армии. В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду.

Ведущий2:Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии.

Ведущий1:В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон “ О днях воинской славы России”, в котором этот день назван “День защитника Отечества”.

Ведущий2: Особое значение День защитника Отечества приобретает после Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г

 Ведущий1 Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Для многих, это величайший подвиг народа за всю мировую историю, и в то же время, это такая трагедия, которая ни в коем случае не должна повториться.

Чтец 2: В сорок первом, в сорок пятом

Был наш дедушка солдатом,

Защищал он край родной

Под Одессой и Москвой,

Под Орлом, под Сталинградом…

Есть у дедушки награды.

Он рассказывает мне

Как сражался на войне

И как лично генерал

Орден дедушке вручал

Вот какой мой дед, друзья

Не любить его нельзя!

Наши бабушки и деды

Помнят молодость свою

Это им пришлось победу

Завоёвывать в бою.

Наши бабушки и деды

На внучат глядят своих:

Мы – наследники Победы,

Мы с тобой – надежда их!

       

  Ведущий 1:   Как это спать на ходу? Как это можно так устать, чтобы заснуть, примерзнуть к стеклу окна? И не почувствовать холода. И как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь крыши над головой?! И хоронить после каждого боя друзей?

Ведущий2: И самое главное – знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными воспоминаниями. А через несколько минут друга не будет в живых? Так было на фронте все 1418 дней войны!

Ведущий1: Воспоминания о ветеранах войны – земляках  рассказывают журналисты.

 Чтец1:   Не смейте забывать о земляках.

                О тех, кто Родину сберег  от

                                                      разрушенья,

                 О, русская земля! Ты гибла на глазах  

                 Но грудью стали за тебя  герои  

                                                           Ставрополья!

       Журналист Кундагдиев Азрет:

            О моем прадеде мне рассказал мой  дед. Эюпов Ибрагим Эюпович родился 28 января 1921 года в крестьянской семье в селе Шангрык. До войны окончил семилетнюю школу. После поступил в Хасав-Юртовское педагогическое училище. В 1939 году получил специальность учитель начальных классов и начал работать в начальной школе а. Уллуби-Юрт.  В октябре 1941 года добровольцем ушел на фронт.         

       Воевал на Центральном фронте, участвовал в боях под Москвой. На втором Белоррусском и украинском фронтах. Участвовал в освобождении городов Калинковичи, Мовлин, Мозырь, Ковель. В белорусских лесах и болотах они совершали рейды в тыл врага.

Прадед часто  вспоминал их «корпусную», «боевую гвардейскую»  песню и вполголоса запевал:

                                     На врага заклятого

                                     Ночью огневой

                                     Мы за Львом  Доватором

                                     Выходили в бой…

 В одном из боёв в этом же 1942 году, Ибрагим Эюпович получил ранение- пуля пробила ногу в коленном суставе – попал в госпиталь.  «Хуже,  чем на войне, с ума можно сойти, всякие мысли в голову лезли», - сказал он тогда медработникам.

Вернувшись в часть, он воевал уже до конца войны, мстил за гибель друзей, товарищей по оружию, за слезы матерей, потерявших сыновей.

В марте 1943 года был направлен на учебу в Новочеркесское кавалерийское училище, которое находилось в городе Подольске Московской области. В  марте 1944 года окончил училище в звании гвардии лейтенанта и был направлен на  второй Украинский фронт в 6-й Гвардейский Кавалерийский корпус.  В семейном архиве я нашёл фото прадеда. Мой дедушка рассказал, что эта фотография сделана 1944 году в г.Подольске.

     Также я воспользовался архивом Министерства Обороны и изучил наградной лист Ибрагима Эюповича. Из него я узнал, что прадед на фронте с 5 сентября 1941 года. Был в звании старшина. Имел одно ранение.  Орден «Красная звезда», он получил в начале 1944 года. (Приказ о награждении № 4/н от  28 января 1944г.)  8 января 1944 года у населенного пункта Перепись Пертиковского района группа автоматчиков противника просочилась через боевые порядки частей 4 гвардейской кавдивизии и угрожала опасность тылам дивизии и самому штабу дивизии.Обстановка носила весьма серьёный характер. В заслон был брошен 1 эскадрон, которому была задача не допустить продвижения автоматчиков и уничтожить их. Тяжесть обстановки поставленной задачи принял на себя личный состав 1 эскадрона. Эскадрон пришёл в замешательсто. Видя обстановку старшина  Эюпов, будучи комсоргом дал приказ пулемётчикам открыть огонь из всего оружия эскадрона по противнику и сам лично дал очередь из Пулемёта. Тем самым отбили противника. Мой дедушка награжден  орденом «Красная звезда» и два ордена «Отечественная война». После войны он был также награждён юбилейными медалями.

      Изучив архив Министерства Обороны, я понял, что мой прадед – настоящий герой. Я горжусь им, его подвигами. Я знаю, прадедушка не хотел, чтобы наше поколение пережило войну, он не хотел, что бы я знал о тех горечах и утратах, которые он пережил. Может, именно в тот момент я понял смысл его фразы «Я выжил ради вас».

      Журналист Пирмухаметова Айнагуль: Моя бабушка, Пирмухаметова Авида Магамедовна, родилась в 1933 году. До войны семья Авиды Магамедовны проживала в селе Каясула. Мой прадедушка, Джанибеков Магомед Джанибекович, окончив семилетку, поступил в Буйнакский институт. В 1931 году, после института, прадед стал  прокурором в Каясулинском  сельском совете.  Прабабшука была домохозяйкой, воспитывала шестерых детей. Как узнала о войне, она не помнит. Помнит только, что её отец в 1941 году ушел добровольцем на фронт. Но через год он, тяжелораненый, вернулся домой. В 1942 году всей семьей переехали в аул Махач. В Махаче купили дом, в котором потом проживали и  красноармейцы около месяца. Им очень помог прадедушка, который показывал дорогу в село Ачикулак. Однажды  когда Магамед  Джанибекович в очередной раз показывал дорогу, на них напали немцы.  Это было ночью. Они ехали на телеге, внезапно из-за холма начали стрелять. Пуля попала в парнишку, сидевшего рядом с Магомедом Джанибековичем.  Остальные остались живы. По приезду домой парнишку похоронили около конторы. Много лет спустя, в послевоенные годы его останки перевезли в село Каясула.

        Во время войны в Махаче была школа, основанная в тысяча девятьсот двадцать седьмом году. Здесь моя  бабушка познакомилась с новыми ребятами,  с которыми училась в одном классе.  С ней вместе учились Бекмухаметов Каирбек, Асанова Мерьем, Хаджиназарова  Сахипджемал, в классе было всего двенадцать учеников – восемь мальчиков и четыре девочки. Они учились шить и вязать. Старшие школьники пряли шерсть и вязали носки, варежки, а младшие шили кисеты для фронтовиков. Ученики собирали и отправляли на фронт  бойцам посылки, в которые они вкладывали теплые носки и варежки, связанные своими руками, вышитые кисеты, воротнички. В 1943 году приняли Авиду в пионеры. Это было большая радость. Когда  повязывали ярко - красный галстук, у  бабушки Авиды  покатились слёзы из глаз.

     У Авиды Магамедовны хорошая память. Она до сих пор помнит стихотворение, которое рассказывала на одном из школьных мероприятий.

                          Мы дети заводов и пашен,

                          И наша дорога ясна.

                          За наше счастливое детство

                          Спасибо, родная страна.

        В 1950 году вышла замуж за Джумадурды Хамитовича. Вместе со всей страной, как маленькая частичка единого целого, трудилась и росла семья  Пирмухаметовых. В 2000 году у Авиды Магамедовны с  мужем  была золотая свадьба, а 2010- бриллиантовая. Она – настоящий образец матери, добрая, сильная, скромная. Воспоминания бабушки  оставили глубокий след в моей душе.  Она  пережила войну, как и многие  ее односельчанки, как миллионы ее соотечественниц.

 Журналист Бекеева Лачина: В 1940 году Беркелиева Дурды Беркелиевича призвали в армию. Его со службы отправили на войну с финнами. После окончания финской кампании их перекинули в Мурманск, затем на западный фронт с немцами.

Беркелиев Дурды Беркелиевич с оружием в руках защищал нашу Родину. Когда расспрашивали его о войне, но он всегда отвечал однозначно: «Не хочу рассказывать, хочу забыть, и вы забудьте, нехорошее это дело – война!». Было трудно уговорить его рассказать хоть что-нибудь о войне.

Дурды Беркелиевичу за отличную стрельбу, за меткие попадания прямо в цель был присвоен значок «Ворошиловский стрелок». Как-то на досуге он рассказал о своём ранении. В очередном нападении на немцев, нужно было взять высоту. Но на ней сидел немецкий снайпер. Русские все легли на землю, боясь  поднять голову. Тут же получили бы пулю. Так получилось, что рядом с дедом Дурды лёг командир отделения. Зная, что дед владеет ружьём, попросил «снять» снайпера с высоты. Просьба была воспринята как приказ командира. Подняв ружьё, дед выстрелил и немецкий снайпер тоже. Пуля дедушки «убрала» с пути снайпера, а пуля немца попала в каску, отскочила, прорезав плечо. Русские, вскочив на ноги, помчались в атаку; дорога освобождена, немцы взяты в плен. Командир отделения спросил у раненного деда: «ты жив?», на что он ответил: «нет, я пропал!». На плече у него так и остался очень глубокий шрам. Беркелиева Дурды Беркелиевича положили в госпиталь города Вологды.

        После окончательного выздоровления, вернулся в ряды армии со званием гвардии сержант, служил в разведке, был командиром отделения первого беларусского фронта. Вместе с солдатами, прорвав оборону немцев, наступили на город Берлин и овладели им. Советская армия оказалась сильнее. Домой вернулся Беркелиев Дурды Беркелиевич в 1946 году.

Светлая память тем, кто не вернулся с поля боя и тем, кто ушел из жизни уже после войны. За мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Дурды Беркелиевич был награждён:

  • Орденом боевой славы
  • Орденом славы
  • Орденом Отечественной войны
  • Медаль «За освобождение всех стран»
  • Медаль «За отвагу»
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «За взятие Берлина»
  • Медалью «За победу над  Германией в Великой Отечественной  войне 1941-1945гг.»
  • Юбилейными медалями
  • Благодарность «За овладение Берлином»
  • Благодарность «За прорыв обороны немцев и наступления  на г. Берлин»

      Вернувшись с войны, Беркелиев Дурды Беркелиевич, наконец, в первый раз увидел своего шестилетнего сына-первенца. Впоследствии у него родились ещё 5 сыновей и четыре дочки. В течение года он работал учителем истории. Был  коммунистом. Затем его назначили председателем колхоза. В послевоенное время была полная разруха, голод, холод. Люди умирали от голода. Односельчане, до сих пор вспоминают, как дедушка Дурды, будучи председателем колхоза, имея ключи от амбара, где хранится зерно, раздавал людям по горсточке зерна, спасал людей от голодной смерти. Но и тут нашлись враги. Свой же односельчанин, работавший у Дурды Беркелиевича бухгалтером, написал докладную правительству о раздаче зерна. Дедушку посадили в тюрьму, но учитывая его подвиги и заслуги перед Отечеством, через год отпустили из места лишения свободы. Его сняли с партии.

Разминки:

Нужно вспомнить как можно больше  пословиц  об армии, войне, службе.  Например:

Тяжело в учении, легко в бою.

Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.

За правое дело стой смело.

Русскую заповедь знай – в бою не зевай.

Смелый приступ и уверенность в победе – уже половина победы.

Кто Родине верен, тот в бою примерен.

Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

Мужественный пеняет на себя, а трусливый – на товарища.

«Я знаю...» (конкурс военных историков)

    За три минуты из предложенного списка фамилий и имен нужно выбрать только те, которые являются фамилиями и именами великих русских полководцев, маршалов, генералов.

Георгий Жуков, Иван Грозный, Федор Шаляпин, Михаил Кутузов, Павел Корчагин, Петр Чайковский, Александр Невский, Юрий Гагарин, Александр Суворов, Михаил Ломоносов, Петр Первый, Павел Третьяков.

Отгадай кроссворд

       Нужно разгадать кроссворд, составленный из названий боевой техники. (приложение №2)

По горизонтали:

6. Артиллерийское орудие, названное женским именем.

По вертикали:

1. Граната. 2. Смело в небе проплывает,  Обгоняя птиц полет, Человек им управляет. Что же это?

3. Боевая гусеничная бронированная машина. 4. На горе-горушке Стоят старушки.

Если они охнут, Люди вмиг оглохнут.

5. Боевое средство для устройства взрыва.

Ответы

По горизонтали: 6. Катюша.

По вертикали: 1. Лимонка. 2. Самолет. 3. Танк. 4. Пушки. 5. Мина.

Подведение итогов:

Хочется поздравить всех  мальчиков с Днем защитника Отечества и пожелать:

Пусть в жизни все сбывается,

В учебе получается,

Чтоб радостным событием

Был каждый день согрет.

Всего-всего вам доброго

И счастья вам огромного,

Здоровья непременного.

Кипучей вам энергии,

Задора и огня!

Чтобы никогда больше не было войны,

Не рвались снаряды, не гибли люди!

Пусть всегда на нашей земле будет мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."

Музейный урок   Тема: Из бабушкиного сундука… Краткая аннотация.     Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом.  Му...

Музейные уроки

урок-музей "Итоги и уроки Великой Отечественной войны"Богородицкая Татьяна Ивановна...

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...