Курс лекций "История отечественной культуры", Л.8
методическая разработка по истории

Марина Николаевна Степанова

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.8

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура первой четверти XIX  века (эпоха Александра I)

Особенности развития культуры этого периода. Во многом развитие культуры определяется основами политики государства, ее правителя. Пришедший к власти в 1801 г. Александр I провозгласил продолжение традиций «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. В этот период произошло значительное сближение России в Европой, особенно после победы над Наполеоном.

В то же время эпоха 1812 года оказала сильнейшее влияние на становление национального самосознания русского народа, вызвала в стране небывалый подъем патриотизма. Успешное завершение войны воспринималось как национальная победа.

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной Истории. Важным событием стала «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, которая стала ответом на потребность общества осмысления себя, своего места в истории. Карамзин был первым историком, которого начала читать широкая публика. Карамзин писал свою «Историю...» до конца жизни, но не успел её закончить. Текст рукописи XII тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611—1612». В то же время, автор воплотил свой замысел почти полностью, поскольку намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых в 1613 году.

Еще одной особенностью этого периода стал интерес в высших общественных кругах к духовным исканиям. Среди русской аристократии началось увлечение католицизмом. В значительной мере это происходило под влиянием нахлынувших в конце XVIII в. в Россию из революционной Франции эмигрантов-католиков, милостиво принятых при русском дворе.

 Этим веяниям во многом способствовала политика самого Александра I. В начале своего царствования он видел в религии значение нравственного фактора, как важное средство просвещения народных масс. Он считал тогда догматическое различие христианских церквей историческим анахронизмом, полагал, что религиозная нетерпимость есть следствие «невежества». Не вникая в тонкости богословия, он желал, чтобы не только православные, но и католические, и протестантские священники помимо богослужения занимались просветительской и нравственно-воспитательной деятельностью.

Александр был убежден, что возможно  универсальное христианство: «Я верю, -говорил он, -когда-нибудь все исповедания соединятся, даже не сомневаюсь в этом».  

Еще при Павле была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католичества в России. Александр покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В это время Библия издавалась на русском, франзузском, языках народов России. Уже при Павле I был сделан ряд послаблений старообрядцам. Александр I продолжил эту политику. Запрещено было преследовать старообрядцев. В постановлении императора говорилось: «Пусть все народы, в России пребывающие, славят Бога всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование российских монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и укрепления силы империи».

Образование. Реформы Александра I в области образования отличались последовательностью и верностью принципам эпохи Просвещения. В их основе лежал приоритет общего образования, иди бессословности и светскости, преемственности обучения, мягкого, гуманного отношения к ученикам (запрещались телесные наказания). Созданные во второй половине XVIII века губернские и уездные училища нет пользовались популярностью. В 550 учебных заведениях обучалось 60-70 тыс. человек, примерно 1 человек на 1,5 тыс. жителей. Это объяснялось тем, что необходимость грамотности была осознана лишь передовой, наиболее просвещенной частью общества.

Реформирование системы образования началось сверху. В 1802 г. Было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук- первый в истории России орган, осуществлявший руководство системой образования. Вся страна была поделена на 6 учебных округов (по числу университетов): Московский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский. Последние 5 были открыты при  Александре I.

Реформаторы видели путь развития школьной системы в том, чтобы связать все ступени образования и заинтересовать в нем как можно большую часть населения. Основные положения новой системы образования были изложены в Уставе учебных заведений 1804 г. Впервые в России в церковных приходах, в том числе и в сельской местности, учреждались одногодичные приходские училища. Здесь обучали письму, чтению, четырем действиям арифметики, объясняли природные явления, чтобы разрушить суеверия. Приходские училища состояли из одного класса и одного учителя.

В уездных городах открывались уездные училища, в них принимались дети, освоившие курс приходской школы. Программа училища была рассчитана на 2 года. Здесь изучали Священное Писание, грамматику, начала геометрии, физики, историю и географию. Училища имели двух учителей.

Приходские и уездные училища относились к начальной школе. Обучение было бесплатным. Однако в правящих кругах обсуждался вопрос о необходимости введения платы, что д.б. дисциплинировать учеников и их родителей.

Среднее образование давали гимназии, в которые принимались дети, окончившие уездное училище или получившие соответствующее ему домашнее образование. Перед гимназиями Устав 1804г. Ставил две цели: подготовить юношей к поступлению в университеты и к несению государственной службы. Гимназии создавались в каждом губернском городе. Программа была рассчитана на 4 года и состояла из нескольких циклов предметов: математики, истории, иностранных языков (латинский, французский, немецкий), изящные искусства, танцы, музыку, гимнастику. Учебный год продолжался 11 месяцев с 1 августа по 1 июля. Штат гимназий состоял из 8 учителей.

Привилегированными учебными заведениями были лицеи. Их особенностью было соединение курса высшей и средней школы. Они предназначались для детей высших сословий. В начале XIXвека были открыты Царскосельский, Ришельевский (в Одессе) и Нежинский лицеи. Лицеи принимали дворянских детей  в возрасте 10-12 лет. Срок обучения составлял 6 лет. Первые три года изучали программу гимназий. Обязательными для лицеистов были гимнастика, верховая езда, фехтование, плавание. В старшем отделении проходили университетскую программу.

Развитие образования привело к увеличению круга читателей. Читающими теперь были не только высшие сословия: дворяне, купцы. Спрос на книгу, газеты, журналы возрос в мещанских слоях города. В эти годы в стране уже достаточно обширной и разнообразной была библиотечная сеть. В 1814 г. Была открыта первая в России Императорская публичная библиотека в Петербурге. Строительство библиотеки началось еще при Екатерине, которая лично этот процесс контролировала. К библиотеке относилось и здание обсерватории, в котором  для наблюдения за звездным небом Екатерина II передала в пользование будущим посетителям телескоп знаменитого английского астронома В.Гершеля. Перед библиотекой  была поставлена главная и обязательная цель - создать "полное собрание российских книг". Под "российскими книгами" подразумевались как все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, так и выпущенные на русском языке в чужих краях. "Полная российская библиотека" должна была включать в свой состав и книги о России, изданные на иностранных языках. Первый директор библиотеки Алексей Оленин писал в 1814 году: "Истинная цель открытого книгохранилища состоит в том, чтоб всякий, кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже самые редкие... и пользоваться ими безмездно, не унося их токмо домой". Несмотря на название, доступ в нее был ограничен: она открывалась для посетителей только 3 раза в неделю, «непристойно одетые» люди не могли быть читателями. А в 1817 году читальные залы начали посещать и женщины.

Одним из новых явлений культурной жизни были выставки. В 1820 г. в Санкт-Петербурге было организовано Общество поощрения художников. В 1826 г. оно организовало первую постоянную выставку-продажу художественных произведений, известную как «Магазин» доставлении Публике возможности видеть и приобретать Русские Художественные произведения. Цель сия достигнута и Публика и Художники сим заведением, как надеемся, довольны». Действительно, в отчете за следующий год указывалось, что «Выставка и продажа художественных произведений приносит ожидаемую пользу.

Помимо художественных, по инициативе правительства стали устраивать промышленные и сельскохозяйственные выставки. В мае 1829 года в Санкт-Петербурге  прошла «Первая публичная выставка Российских мануфактурных изделий». Инициатива проведения выставки исходила от министра финансов графа Е.Ф. Канкрина . Здание для проведения выставки было построено на стрелке Васильевского острова. Помещения, отведенные для экспозиции, включали восемь залов, кладовые и несколько комнат для администрации. Большой зал имел два этажа (общая высота 17 м). В первой русской выставке приняли участие 326 фабрикантов, ремесленников, купцов, мастеров и художников – людей практически всех званий и сословий из 33 губерний Российской Империи, представивших 4041 экспонат. Мануфактурные изделия различных видов и родов разделили на 15 отделений. В свои группы были вынесены не только «Металлические изделия» и «Химические произведения», но и «Шляпы», «Сахар», «Лакированные вещи», «Изделия из бумажной пряжи». Выставка сыграла немалую роль : специалисты получали возможность передавать свой опыт друг другу, а также учащимся и студентам; посетители знакомились с новыми технологиями и товарами; между производителями и посредниками заключались договоры и т. д.

Важнейшие научные открытия были сделаны русскими путешественниками во время кругосветных плаваний. Первое  состоялось в 1803-1806гг под руководством И.Ф. Крузенштерна. Его задача была: совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота, доставить-забрать товары из Русской Америки,  установить дипломатические контакты с Японией, показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай, доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным,  провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции. Корабли были приобретены у Англии.

В феврале 1819 г. российский император Александр I одобрил предложение известных мореплавателей И. Ф. Крузенштерна, Г. А. Сарычева и О. Е. Коцебу о снаряжении научно-исследовательской экспедиции в южнополярные воды с целью поиска неведомой земли. В июле 1819 г. в южные полярные широты отправились шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева соответственно. Результаты путешествия Лазарева и Беллинсгаузена трудно переоценить- была открыта Антарктида- «ледяной материк», как его называли путешественники,  а вместе с ним и ещё и 29 островков и островов. Шлюпы экспедиции фактически обошли вокруг всей Антарктиды.

В области электротехники ученый физик Василий Петров, демонстрировавший явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавления металлов.

На транспорте стали использоваться паровые двигатели. Первый пароход появился на Неве 5 ноября 1815 года состоялся первый рейс первого русского парохода «Елизавета» из Петербурга в Кронштадт и обратно.

 На Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Черепановыми был построен первый в России паровоз и железная дорога длиной 3,5 км.

Художественная культура. Основное направление в художественной культуре первых десятилетий- романтизм, который пришел на смену сентиментализму. Он возник в ряде европейских стран на рубеже XVIII- XIX вв. Сутью романтического искусства было противоборство идеального героя с реальной действительностью. Русский романтизм имел свои особенности, такие как осуждение крепостничества, защита интересов народа. Отечественная война 1812 года усилила у писателей- романтиков идеи гражданственности, национального самосознания. Утверждение сильной свободной личности, интерес к истории отечества были характерны для романтизма. Родоначальником русского романтизма принято считать Василия Андреевича Жуковского. Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы.

Театр.  Все более заметную роль в культурной жизни играл театр. В 1803 г. Была введена монополия императорских театров. Частные театры были запрещены, что позволяло правительству контролировать и влиять на театральный репертуар. 

Столичные города оставались центрами театральной жизни, которая была полной и разнообразной. На сцене ставились и веселая комедия и романтический балет и высокая опера.

К этому времени относится расцвет русской трагедии, который был связан с именем Екатерины Семеновой. Она создала русский трагический репертуар. Многие роли в трагедиях В.А.Озерова, известного драматурга, были написаны специально для этой актрисы. Вершиной творчества Озерова была трагедия «Дмитрий Донской» (1807). Одну из женских главных ролей сыграла Семенова.

В начале XIX века еще не существовало разделения на музыкальный и драматический театр. Только в 1924г. в Москве произошло деление труппы Петровского театра на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в новое здание Малого театра. На сцене Большого театра (бывший Петровский) шли только оперные и балетные спектакли.

Музыка. Музыка этого времени, как и многие другие области культуры, испытала сильнейшее воздействие эпохи 1812 года. Композиторы чаще стали обращаться к героико- патриотическим сюжетам. Пример тому опера Катерино Альбертовича  Кавоса «Иван Сусанин».

В обществе стали чаще устраиваться публичные концерты. В 1802 г. в Петербурге возникло Филармоническое общество, в залах которого с концертами выступали многие европейские знаменитости: Ф.Лист, П.Виардо, Г.Берлиоз.

На темы любимых опер сочиняли танцевальную музыку: полонезы, мазурки, вальсы, которые звучали на балах.

Быт городов.  К началу XIX века относятся попытки устройство в городах общественного водопровода. В 1805 г. завершилось строительство Мытищинского водопровода в Москве, начатое еще при Екатерине.

Органичным элементом культурной среды города становятся памятники и не только в столицах, но и провинциальных городах. Появление памятников русским императорам, известным в России людям, в память крупных исторических событий отражало отношение народа к своему прошлому.

В честь победы в 1812 году появились обелиски в городах, участвовавших в сражениях этой войны: в Смоленске, селе Тарутино. В Петербурге был воздвигнут Александрийский столп- памятник в честь победы России в Отечественной войне 1812 г. В Москве в память об этом событии начато строительство храма Христа Спасителя.

В 1803г. В Петербурге установлен памятник А.В. Суворову (скульптор М.И. Козловский), в Москве К.Минину и Д.Пожарскому (по проекту И.П. Мартоса, 1818гг.). В губернских городах появились памятники П.Г.Демидову (Ярославль), Н.М. Карамзину (Симбирск), Г.Р.Державину (Казань), Ивану Сусанину (Кострома). Памятник Петру был сооружен в Воронеже, где русский царь начал строительство флота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4

Московское царство как культурная эпоха...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5

Русская культура в начале Нового времени (XVII  в.)...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6

Культурные преобразования первой половины XVIII века...