Памятки учащимся для работы на уроках истории и кубановедения
методическая разработка по истории

Елена Александровна Шевченко

Памятки учащимся для работы на уроках истории и кубановедения. Содержат информацию о работе с текстом, картой, синквейном, историческим документом, научно-популярной литературой, информацией об историческом деятеле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_algoritmy.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для работы с текстом учебника

  • прочитайте параграф и выделите основную идею текста;
  • подберите примеры, подтверждающие главный вывод;
  • выпишите в тетрадь определение понятий, данных в учебнике;
  • регулярно составляйте хронологическую таблицу (то есть ведите календарь дат);
  • определите, какую оценку дают авторы учебника событиям и процессам, описываемым в тексте.

Памятка для работы с картой

  • покажите на карте необходимую территорию и опишите ее словами;
  • воспользуйтесь легендой (то есть условными обозначениями) карты и            расскажите, о чем «говорит» карта;
  • продемонстрируйте на карте места событий, о которых говорится в  тексте учебника.

Памятка для составления сообщения о событии

  • укажите, когда и где произошло событие (воспользуйтесь картой);
  • выделите причины, расскажите о ходе, а также определите итоги и значение этого события для истории страны;
  • назовите участников и определите их роль;
  • назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки сообщения.

Памятка для составления сообщения об историческом деятеле

  • укажите, где и когда родился исторический деятель;
  • расскажите о его семье, воспитании и образовании;
  • раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставленных целей;
  • определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;
  • ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые;
  • назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки сообщения

Алгоритм написания синквейна

        Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Это «стихотворение» из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

Вторая строка -  два прилагательных, характеризующих данное понятие

Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

АТАМАН                                                   СТАНИЦА

Справедливый, мужественный                   Казачья, щедрая, добротная

Руководит, защищает                             Растет, процветает

Глава войска                                                   Казачье поселение        

Батька!           Кубань!

АДЫГИ           ХАТА        

Вольнолюбивые, гордые                           Саманная, турлучная, уютная

Живут, воюют           Стоит, защищает

Шапсуги, абадзехи, бжедухи           Родной дом казака

Народ. Горцы.            Жилище.

Памятка для работы  с историческим документом

  1. Кто автор документа? Кто еще участвовал  в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях?
  2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
  3.  Где произошли события, о которых говорится в документе? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые события?
  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  5. Почему был создан документ? Каков повод его создания? Причины, по которым произошли события, описываемые в документе?
  6. Как изучаемый вами документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

Памятка для работы  с научно-популярной литературой

  1. Кто написал книгу? Когда и где?
  2. Перед вами язык оригинала или перевод?
  3. На каких данных автор текста развивает свои идеи?
  4. Какова квалификация автора?
  5. Что это за книга: школьный учебник, популярное издание, научный труд?
  6. Предвзята ли эта книга? Связаны ли с ней какие-то намерения?
  7. Представляет ли автор противоположные точки зрения или альтернативные пути?

Памятка для составления плана по тексту учебника

  1. Внимательно прочтите название темы, текст параграфа и отберите необходимый материал.
  2.  Составь план параграфа.
  3. В зависимости от плана выбери одно из двух предлагаемых путей:

А) если план краткий, раздели текст на законченные по смыслу части. Четко, ясно конкретно сформулируй и запиши их.

Б) если план развернутый, соотнеси выделенные главные мысли между собой и запиши в виде основных пунктов.

4. Составив план, проверь, раскрывает ли он содержание темы, помогает усвоить материал, понять и осмыслить картину и причины исторических событий, явлений, сделать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Организация работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания...

Памятки для учащихся при подготовке к урокам истории и обществозания

Данные памятки помогут учащимся без затруднения подготовится к истории и обществознанию...

Формирование УУД на уроках истории, обществознания, кубановедения

Формирование УУД на уроках истории, обществознания, кубановедения...

Формирование УУД на уроках истории, обществознания, кубановедения

Формирование УУД на уроках истории, обществознания, кубановедения...

Памятки учащимся для работы на уроках истории

Данные методические рекомендации разработаны учителем истории и правоведения Шкарупа Т.А. и размещены на сайте  https://infourok.ru/user/shkarupa-tatyana-aleksandrovna....