Рабочая программ по МХК (10 - 11 классы )
рабочая программа по мхк (11 класс)

Арбузова Елена Николаевна

Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира,

сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации. Роль мифа в культуре (миф-основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня-мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества.

Синкретический характер искусства первобытного человека. Ритуал-основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического

орнамента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\сканы переделанные\2021-10-14\Сканировать1.JPG

Планируемые результаты освоение учебного предмета.

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно- творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития;
  • понимание ценности культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой

деятельности;

  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
  • освоение ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах; участие в общественной жизни школы с учётом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и

воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся и отражают умения:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задачь;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
  • устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями

определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

  • работать с различными источниками информации о различных видах культур и цивилизаций, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы исследовательского проекта.

Коммуникативные УУД

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • расширять источники информации с помощью сети Интернет, необходимые для закрепления знаний.

Познавательные УУД

объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением

существенных характеристик объекта.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • понимать характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • понимать шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • различать основные средства выразительности разных видов искусства;
  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников;
  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира;
  • осознавать в ней место отечественного искусства;
  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей,

представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

-описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; - применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности;
  • решать творческие проблемы.
  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Содержание учебного предмета.

10        класс

Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и Древнего мира.

Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира,

сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации. Роль мифа в культуре (миф-основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня-мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества.

Синкретический характер искусства первобытного человека. Ритуал-основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического

орнамента. Архаические основы фольклора. Мифы и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт творческой деятельности. Поиска древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни и быте. Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно - прикладного искусства). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальности красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий- свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии – ступав Санчи их рам Кандарья Махадева - модель Вселенной Древней Индии. Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно - прикладного искусства). "Скульптурное" мышление древних индийцев.

Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория,

«Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по Писаниями археологическим находкам). Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия.

Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций.

Шедевры зодчества. Славы и величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон)основные архитектурные изобразительные формы воплощения этой идеи. Опыт творческой

деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и

античности. Подведение итогов. Научно-практический семинар

«Портрет эпохи».

Раздел 2. Художественная культура Средних веков и эпохи Возрождения.

Художественная культура Средних веков. Архитектура и

изобразительное искусство Византии. София Константинопольская

- воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой

композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Древнерусский крестово- купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская),

Владимиросуздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского

собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок Х1- ХУП веков. Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Икона (специфика символического языка и

образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица").

Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец

художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово- парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий

средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии.

Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания

«идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм -

религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей.

Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в

дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Подведение итогов. Научно-практический семинар «Портрет эпохи».

11 класс

Раздел 1. Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия.

Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта X. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонногармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет

свободной полифонии (И.-С. Бах). Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга.

От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической

школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая

симфония

Лунная соната). Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучийголландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма:

специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской

(художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Практикум 1. Опыт творческой деятельности.

Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли

художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Подведение итогов.

Научно-практический семинар «Портрет эпохи».

Раздел 2. Художественная культура конца 19 – начала 20 вв. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в Лунная соната). Романтический идеал и его

отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Практикум 1. Опыт творческой деятельности.

Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли

художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Подведение итогов.

Научно-практический семинар «Портрет эпохи».

Тематическое планирование

10        класс

Название раздела (блока)

Количество часов

1.

2.

Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и Древнего мира.

Раздел 2. Художественная культура Средних веков и эпохи Возрождения.

Итого:

16

18

34

11 класс

Название раздела (блока)

Количество часов

1.

Раздел 1. Художественная культура Нового времени.

Раздел 2. Художественная культура конца 19- начало 20 в.

Итого:

16

2.

17

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...