разработка урока Забайкалье в 12-16 веках
план-конспект урока по истории (6 класс)
Урок посвящен истории народов Забайкалья в изучаемый период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 127.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ. 6 КЛАСС.
Тема урока | Забайкалье в XII-XVI веках | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Цель урока | Сформировать у учащихся общее представление о народах, населявших Забайкалье в XII-XVI веках. Дать ученикам общее представление о занятиях и быте этих народов | ||
Образовательные ресурсы | Учебник История Забайкалья, раздаточный материал, презентация, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности | ||
Проектная деятельность | Информационно-творческие проекты Проект «Археологические находки — свидетели истории». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите сведения о 3—4 крупнейших археологических памятниках Забайкалья. Выясните, когда они были открыты, кто проводил раскопки, какие открытия были сделаны. Подготовьте сообщение или презентацию по теме проекта. Проект «История народов Забайкалья». Изучение истории тунгусов, бурят-монголов. План проекта: место расселения, занятия, быт, УНТ. Итогом работы может стать фотовыставка, презентация для демонстрации в классе | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Актуализировать знания по истории Забайкалья; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история Забайкалья является частью истории России; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников | Познавательные: Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы орг-ции взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Выделять и формулировать познавательную цель проекта. Определять эффективные способы решения проблем творческого и поискового характера | Ставить учебную задачу урока под руководством учителя применять ранее изученные понятия. Характеризовать на основе карты территорию расселения народов Забайкалья. Определять учебную задачу. Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. Собеседования с участниками проектов | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Планировать познавательную деятельность под руководством учителя Познавательные: Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. | Беседа Работа с текстом учебника |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа Работа с картой Беседа | Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Планировать распределение функций в совместной проектной деятельности. Формулировать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнёрами Почему Забайкалье? Какие народы? Организация работы с текстами — Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить? | 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают. Чтение легенды карты Показывать по карте и называть географические объекты Ученики высказывают свои предположения. | Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Работа с картой Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа с документом Работа с текстом Работа со схемой | Контроль, направление | Учащиеся выполняют задания Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Определять основную и второстепенную информацию. Создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями и т. д. Формулировать вопросы при обсуждении представленных проектов. Свободно владеть и оперировать программным учебным материалом. Использовать понятия, определяющие специфику исторической науки: факт, исторический источник, документ, памятник. Употреблять эмоционально окрашенные атрибуты речи, контролировать эмоции | Индивидуальная работа. Работа в парах фронтальная Работа в парах
| Личностные: проявляют интерес к изученному учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | Записи в тетради Записи в тетради Устные ответы Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Кто населял Забайкалье? Занятия? Быт? Отношения с соседями? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Высказывать аргументированные собственные суждения. Планировать свою познавательную, проектную деятельность | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание История Забайкалья Прочитать пар.8 стр34-37
| Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1.
Задания I
- В малоизученной и до сих пор не переведенной на русский язык первой космографии на персидском языке Наджиба Хамадани «Диковинки сотворенного» есть описание озера Бахр-ал-Бака: «Это море с удивительно прозрачной и приятной на вкус водой. Оно расположено за морем Алмазов. Всевышний создал его в форме двух рогов, соединенных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И стонало оно всегда, и будет стонать вплоть до Судного дня. И море это находится в постоянном волнении и реве».
- Первые достоверные сведения о восточных землях в Европе появились в 1247 г., после возвращения европейской миссии во главе с Плано Карпини от Великого монгольского хана, посланной к нему папой Иннокентием IV. Плано Карпини, за несколько десятилетий до Марко Поло посетивший Центральную Азию, составил первое оригинальное европейское произведение о тех отдаленных областях Азии, о которых до него в Европе вообще не было достоверных сведений. Это подробное описание всего увиденного в пути наряду с достоверными фактами содержало также услышанные им фантастические рассказы о мифических северных обитателях: «В земле над Океаном (на севере) проживают некие чудовища, имеющие человеческий облик, но концы ног у них были как у ног быков, и голова у них была человеческая, а лицо – как у собаки; два слова говорили они на человеческий лад, а при третьем лаяли, как собака, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай, но все же возвращались к своей мысли, и таким образом можно было понять, что они говорили». Подобные фантастические представления о северных землях Азии сохранялись вплоть до середины Средних веков.
- Марко Поло, основываясь только на слухах и расспросах, сообщает: «Живут они как звери. Всякой дичины тут много, живут в местах диких и непроходимых, никакая лошадь не пройдет, это страна, где много озер и ручейков, тут большой лед, трясины и грязь». Далее Марко описывает белых медведей, дорогие шубы из горностаев, собачьи упряжки с санями, покрытыми медвежьими шкурами, и другие характерные для севера Сибири детали быта.
Что правда, а что вымысел в данных источниках?
Задание II Учитывая задание 1 составьте кластер «Эвенки»
Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с кон. I- го тыс. н.э. В результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы: Э. - "пешие" (охотники), "оленные", орочен, оленеводы и конные, мурчен (коневоды), известные в Юго-Восточном Забайкалье как хамнеган, солон (рус. солоны).
В степных районах Забайкалья эвенки кочевали и охотились на лошадях. Общий ритм жизнедеятельности эвенкийских промысловых групп их мобильности, изменения интенсивности освоения природных ресурсов лишь в своей совокупности определяет "бродячий" образ жизни, который является основным способом всестороннего и рационально использования природных ресурсов. В определенной мере бродячий образ жизни эвенков является выработанной в течении жизни многих поколений формой культурной адаптации к условия природной среды их обитания.
Географическое расположение прародины эвенков и тунгусов, их территориальная обособленность (от Прибайкалья до Маньчжурии) измеряется промежутком в тысячи километров.
Эвенки (старое название тунгусы) - народ, представитель тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской семьи. Распространен русский язык. Верующие - православные. Сохраняются культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм.
На территории Читинской области эвенки расселялись в основном в двух природно - климатических зонах: горно-таежной на севере и лесостепной на юге.
Нигде, от Енисея до Приамурья, даже к приходу русских в Забайкалье в XVII в., не существовало у эвенков ни укрепленных как у мохэ городищ, ни деревоземляных построек типа мохэских полуземлянок, существовавших в Приамурье еще в первых веках нашей эры. Быт эвенков был подчинен условиям кочевого образа жизни. Жилищем эвенков, таежных охотников и рыбаков был пришедший из глубины веков чум. Быстро сооружалось и легко перевозилось традиционное жилище - конический чум из жердей. Покровами для него служили берестяные тиски, нюки из ровдуги или ткани, корьевые плахи. Придя на очередную стоянку и сложив вещи на настил из 3-4 жердей, уложенных на короткие толстые бревна (лабаз), эвенки разводили костер, готовили чай. После чаепития устанавливали чум. Внутри чума вдоль его стен из соснового лапника устраивался плотный настил "хокто", на который раскладывали постели. Место очага в центральной части чума огораживалось уложенными "П" - образно бревнами. Справа и слева от входа (рядом со спальными местами хозяев) устанавливалась специальная жердь "чимка". К ней и стоящей напротив основной жерди "тургу" привязывалась горизонтальная жердь "икэптун", на которую на деревянных или железных крючьях подвешивался над костром котел.
Главные отрасли хозяйства эвенков — охота на копытных и пушного зверя, сезонное рыболовство и оленеводство, обусловившее кочевой и полукочевой образ жизни. Охотились на оленя, лося, косулю, кабаргу, горного барана, рысь, росомаху, медведя, а также птицу. Позднее распространилась пушная охота. Орудия охоты: ружье, самострел, копье, большой нож на длинной рукояти, различные ловушки — петли, плашки, черканы и др. Охотились скрадом, гоном на лыжах (голицах и подбитых камусом), с собакой, верхом на оленях, загоном с ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, сетью и др.
Основная пища — мясо диких животных и рыба. Перед едой пили чай. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое мясо с брусникой, густой мясной суп с кровью, колбасу с жиром, кровяную колбасу, зимний суп из сушеного мяса, заправленного мукой или рисом с толченой черемухой, мороженую рыбу, вареную рыбу, растертую с сырой икрой. Охотские, илимские и амурские эвенки делали юколу, толкли ее в муку, употребляли с нерпичьим жиром. Конные эвенки ели конину. Летом широко использовали оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, местами сбивали из него масло. С зерном и мукой познакомились до прихода русских, но из муки раньше делали только похлебку или жарили ее с жиром (забайкальские скотоводы). Хлеб научились выпекать у русских. Курили листовой табак.
Собирательство имело подсобное значение. Заготавливали сарану, черемшу, дикий лук. Летом собирали ягоды и кедровые орехи. Степные группы конных эвенков занимались кочевым скотоводством, разводили лошадей, верблюдов, овец.
Были развиты торговые отношения с соседними народами. В обмен на пушнину у русских выменивали металлические изделия, сукно, у якутов — скот и железные изделия, у бурятов — скот, железо, зерно, ткани, у монголов и китайцев — серебряные украшения, у маньчжуров и дауров — муку, посуду, украшения.
Традиционная утварь из бересты: сосуды, короба для запасов, одежды, инструментов, женских принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др. Имелась также деревянная долбленая посуда.
Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.
!!! В чем особенности религиозных верований эвенков? Сравните их с верованиями древних славян. Что в них общего и в чем их различие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Культура первой половины XIX века" для 8 класса по истории
Урок-виртуальная экскурсия содержит основной материал для учителя истории при проведении урока "Культура в первой половине XIXвека"...
Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")
Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной. На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Методическая разработка урока "Весна в России 19 века"
Аннотация к уроку:«Весна: в России середины 19 века», 9 классПедагогическая мастерская.Автор: Хорунжая Татьяна Викторовна Предлагаемая мастерская позволяет учащимся построить свои собственные зна...
Разработка урока музыки «Джаз – искусство XX века»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324489","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"480"}}]]Создание условий для формирования у учащихся представлен...
Разработка урока "Турнир знатаков истории средних веков"
Урок содержит материал для итогового обобщения курса история средних веков....
Методическая разработка урока «Народные движения в XVII веке».
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету....