Разработка урока "Турнир знатаков истории средних веков"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

Урок содержит материал для итогового обобщения курса история средних веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatokov_isv.docx577.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРНИР ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

Цели и задачи урока: 

  • систематизировать ранее полученные знания по теме; установить уровень овладения учащимися теоретических знаний;
  • воспитание умения применять усвоенные знания в новой ситуации;
  • развитие внимания, мышления, памяти; умения анализировать и обобщать;
  • развитие чувства стиля эпохи через художественное и музыкальное оформление, костюмы;
  • развитие творческой и познавательной активности учащихся.

Эпиграф урока:

“В те давние, глухие времена
Нередко женщины предпочитали
Не в зеркала смотреться, а в щиты
И побеждать мужчин не взором нежным,
А острием разящего меча”.

“Феодальные времена”.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Ход мероприятия:

Добрый вечер, милостивые дамы и благородные рыцари! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем рыцарском турнире. Нам с вами предстоит перенестись примерно в 14-15 век в Западную Европу и только сегодня побыть рыцарями и прекрасными дамами, королями и шутами. Но вместе с тем  вы ни на секунду не должны забывать, что вы знатоки истории, истории средних веков!

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое, в таинственный мир Средневековья. В истории средневековье называют еще темными веками. Так ли это? Нам предстоит это доказать.

Это было время благородных рыцарей, непрекращающихся войн и турниров, время пышных пиров в замках. Кто же такой рыцарь?

            В средневековых книгах писали: «Рыцарь – тот, кто благородно поступает, ведет благородный образ жизни». Из рыцарских романов пришел к нам образ доблестного воина, профессионального бойца, прекрасного охотника, знатока музыки и поэзии. он верен дружбе и любви, честен, щедр и великодушен по отношению к побежденным. Ему чужды мелочность, лень, малодушие, коварство. Он сражается за правое дело, защищает слабых и угнетенных. Он верен до гроба своей Прекрасной Даме. Такими  мы видим рыцарей на страницах средневековых романов. А в нашей жизни мы очень часто слышим высказывания о том, что век честных рыцарей прошел.

                        А мы наденем старые плащи.

                        Конь боевой забьет копытами в загоне,

И заблестят на солнце верные мечи! 

Рыцарский турнир объявляется открытым!!!

Прошу рыцарей пожать руки друг другу и пожелать удачи. Я надеюсь, что во время турнира все узнают для себя много нового и интересного. Всем желаю удачи и победы, но помните: победа приходит лишь к тем, кто к ней готов.

Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.

За щитами не скрываться,
И ударов не бояться!

Конкурс 1. «Кто я?». Представление (домашнее задание).

Приветствие. Каждая команда представляет название, герб и девиз. Высшая оценка – 5 баллов.

Конкурс 2 – «Разминка» - участники игры отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ по 1 баллу:

  1. По какой лестнице никто никогда не ходил? (по феодальной)
  2. Когда в истории воевали цветы (В Англии война Алой и Белой розы в 1455-1485годы)
  3. Благодаря какому договору, в Европе появилось три государства одновременно? (Верденский договор в 843 – Италия, германия, Франция)
  4. Назовите самую длинную в истории войну. Какие страны участвовали в ней? (Столетняя 1337-1453. Англия и Франция)
  5. Как называлось здание, где заседал городской совет? (ратуша)
  6. В средние века название объединения ремесленников одной специальности. В наше время производственное подразделение фабрики или завода. (Цех)
  7. Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени,  которого произошло слово «король» (Карл Великий)
  8.  Что означает принцип «вассал моего вассала не мой вассал» ( По феодальной лестнице –у короля были вассалы – герцоги и графы, у них – бароны и виконты, а у них – рыцари)
  9. Кардиналов запирают в специальной комнате, выйти из которой они могут только после того, как…. Что должны были сделать кардиналы? (выбрать очередного папу римского)
  10. Что означал призыв «понести крест» (принять участие в крестовых походах)
  11. В средние века так называли образцовое изделие для экзамена мастера. В наше время так называют гениальное произведение искусства ( Шедевр)
  12. В Европу изделия из этого материала привозили участники крестовых походов. Он ценился на вес золота. осколки разбитой посуды знатные дамы носили на золотых цепочках в качестве украшений» О чем идет речь? (о фарфоре)
  13. Глава городского совета в Англии – мэр, а в Германии – бургомитср
  14. В какой стране собирался парламент из 2 палат : Палата лордов и Палата общин (Англия)
  15. Почему шлем имеет остроконечную форму? (Чтобы меч соскальзывал)

Конкурс 3  - «Изобретения средневековья» на столе реквизиты: подсвечники со свечами, чашка, вилки, ножи, механические часы, салфетки, чай, игральные карты, компас, порох, очки, лупа,  зеркало, счеты, зубная щетка, карандаш, ножницы, тетрадь, деньги, книга      

Ведущий. Следующее задание, уважаемые дамы и рыцари, - за одну минуту определить, что из разложенного на столе не могло находиться на пиру в средневековом замке. Ответы пишите на листках, лежащих перед вами.  (Ответ: чашка, чай, салфетки, механические часы,  вилки, компас, порох, очки, лупа, зеркало, счеты, зубная щетка, карандаш, ножницы, книга)  Каждый правильный ответ – 1 очко) .

Конкурс 4. «Этикет».

Ведущий. На пиру в замке гости волей или неволей должны были придерживаться определённых правил поведения. Что и говорить, некоторые из этих правил наверняка отличались от современных. Внимание, следующее задание: определите, какие из этих правил настоящие,  какие – выдуманные? (Ответ: выдуманные правила – 2 и 5.)

Участники поднимают таблички с цифрами, соответствующими придуманным правилам.

  1. Не ломать столов и стульев.
  2. Не оставлять еду на своей тарелке.
  3. Не ковырять в зубах ножом.
  4. Не плевать на стол.
  5. Не пить много вина.

 Следующий вопрос нашим гостям: как будет вымыта посуда? (Ответ: никак, грязные тарелки чистили с помощью песка и травы.)

В средние века, как известно, не было холодильников. Как хранилась пища? (Ответ: мясо хранили в соли, овощи просаливали и мариновали.)

 Из чего раньше делали большинство тарелок. (Ответ: из хлеба, т.к. серебряная посуда была очень дорогой. )

 Конкурс 5: “Конкурс оруженосцев”.

Состоятельные воины-рыцари, отправляясь на войну или в дорогу, окружали себя множеством оруженосцев, а сами ехали налегке. Оруженосцы были, как правило, из знатных родов. Ими становились подростки в возрасте 14-15 лет. Оруженосцам приходилось не только возить оружие и доспехи своих господ, сопровождать их в сражениях и турнирах, но и выполнять самые разнообразные поручения как умелым и знающим слугам. Одновременно продолжалось и обучение юноши военному делу.

По условию конкурса участникам необходимо показать знание рыцарской атрибутики.

Задание. Каким рыцарским атрибутам соответствуют следующие символические значения?

  1. Справедливость – шлем.
  2. Правда – копье.
  3. Сила воли – палица.
  4. Рыцарское достоинство – шпоры.
  5. Олицетворение доблести предков – щит.

Конкурс 6  - «Человек – загадка» - По отрывку определить, о какой исторической личности идёт речь.

  1. О храбрости и отваге его слагали легенды, и были у него верные рыцари, которых потом называли рыцарями «Круглого стола». (Артур – вождь бриттов)
  2. О нём сложено много песен. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя … (Карл Великий)
  3. «Так, - сказал он, - ты поступил с чашей в Суассоне» . (Хлодвиг)
  4. этот кроль хотел всех превзойти славой, но преуспел в умении наживать себе врагов. Хотел взять Иерусалим, но взял только Акру, а затем сам попал в плен к немецкому императору. (Ричард Львиное Сердце).
  5. «Горе мне, нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». (Хлодвиг)
  6. Он жил в Средней Азии и был великим учёным – философом, астрономом, географом, поэтом, но особенно прославился как врач. (Ибн Сина Авиценна)
  7. Этот человек принадлежал к бедневшему роду и в 6 лет остался сиротой, пас коз и овец, затем поступил на службу к богатой вдове и стал называть себя пророком. (Мухаммед)
  8. Его основной принцип – единое государство, единый закон, единая религия! Тихим ровным голосом он мог отдать приказ казнить десятки тысяч ни в чём не повинных людей (Юстиниан).
  9. В 1302 году, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы, впервые созвал Генеральные штаты во Франции (Филипп 4)

 

Конкурс 7. «Что обозначает крылатое выражение?»

«Бросить перчатку»

    Это выражение пошло со времени средневекового рыцарства. Для того, чтобы вызвать поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов. Сейчас это выражение обозначает вызвать на спор, состязание.

«Копья ломать»

  На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла, ударяя в железные латы. Копья ломались, поэтому выражение обозначало ожесточённую борьбу.

«Открытое забрало»

    Забрало – это передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит намерения были добрые. Сегодня это выражение употребляется, если имеют ввиду честное поведение.

«Круглый стол»

Совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия. Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре.

Конкурс 8 – «Рыцарская доблесть»

Рыцарям в средние века были присущи такие качества, как благоразумность, обходительность, любовь к искусству, поэзии. Да,  многое  должен был уметь рыцарь. Но особо выделяли семь рыцарских доблестей. (Рыцари выбирают из списка рыцарских доблестей только 7 правильных).

Список рыцарских доблестей.

1.      Верховая езда

2.      Фехтование

3.      Умение приготовить еду

4.      Искусство обращения с копьем

5.      Умение танцевать

6.      Умение красиво одеваться

7.      Плавание

8.      Прыжки с парашютом

9.      Охота

10.  Игра в шахматы

11.  Акробатика

12.  Игра на музыкальных инструментах

13.  Сочинение и пение стихов в честь Прекрасной Дамы

14.  Метание камней

конкурс 9 – «Замок рыцаря»

            Там, где руины между скал

            Казались дикими камнями,

            Бойниц раздвинулся оскал

            И плещет рыцарское знамя.

 

            И вот на берегу речном

            Не цепкий терн, не хмель косматый –

            Опоры каменных хором,

            Суровых башен строй зубчатый.

Так описал Вальтер Скотт замок Кэдьо. Итак, замок, если верить словарям,  – это укрепленное жилище феодала. Посмотрим, сумеют наши знатоки захватить замок.

Брейн-ринг. Взятие замка знатоками. С нарисованного замка капитаны снимают щиты, на обороте которых вопросы:

А. 1. Почему рыцари-христиане называли себя  крестоносцами? (Т.к. они нашивали на одежду крест – символ освобождения Гроба Господня от «неверных»).

       2. Правда ли, что в средние века многие рыцари не умели ни читать, ни писать? (Да).

 

Б. 1. Зачем  при осаде замков иногда за стены забрасывали катапультой мертвых  коров? (Чтобы занести инфекцию)

      2. Мог ли монах стать рыцарем? (Да. Рыцарские ордена создавались как монашеские общины).

 

В. 1. Почему шлем имеет остроконечную форму? (Чтобы ударяющий сверху топор соскальзывал).

      2. Правда ли, что замки строили обычно среди густого леса? (Нет, их строили на камнях, со всех сторон замка простирались голые поля, чтобы враг не пробрался незамеченным).

 

Г. 1. Какое оружие всегда имело свое имя? (Меч).

     2. Правда ли, что особым достоинством у рыцарей считалось выйти на турнир или на бой в доспехах из чистого золота? (Нет, золото – мягкий металл и не годится для защиты).

 

Д. 1. Что значило слово рыцарь в переводе со старонемецкого? (Всадник)

      2. Правда ли, что перед посвящением в рыцари оруженосца уводили в баню? (Да, т.к. баня считалась символом очищения и вступления в новую жизнь).

Е. 1. Главная башня в рыцарском замке, где был потайной ход, называлась… (донжон)

2. Кто такие герольды? ( Специальные глашатаи, объявлявших рыцарские турниры) 

РЕШЕТКА ЗАМКА:

1.      Отличительный знак рыцаря (герб)

2.      Неблагородное, по мнению рыцарей, оружие  (арбалет)

3.      Один из военно-монашеских орденов (тамплиеры)

4.      Так называли норманнов на Руси (варяги)

5.      Франкский граф, погибший в битве с маврами в Ронсевальском ущелье (Роланд)

6.      Благородное оружие рыцаря (копье)

Преграды в замке – работа с понятиями

  1. Барщина – повинность крестьян по отработке на земле феодала
  2.  Феодальная вотчина – земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения.

3. Эпоха Средневековье-исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.Начало – крушение западной Римской империи в конце 5 века (476 г) до 15 века, до великих географических открытий

4. Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором производилось все для себя.
5.  Индульгенция – грамота церкви о прощении грехов

 6. Аббат – руководитель монастыря, отец

 

Конкурс 10 – «Шарады»

  1. Если изменить одну букву в названии спортивного снаряда, где спортсмены делают колесо то получится состязание средневековых рыцарей (Турник – турнир)
  2. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, а целое – изменение в обществе, преобразование ( Ре – форма)
  3. Первый слог – домашние птицы, второй местоимение, целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной из европейской стране в 15 веке ( Гуси – ты) 
  4. 1-й слог - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой.

2-й слог - русское национальное блюдо.

3-й слог - предлог.

Все вместе: одна из феодальных повинностей (бар-щи-на).

Конкурс 11 –«Средневековая география»

  1. Откуда произошло слово «брюки»? ( Шерсть и сукно, из которого шилась эта одежда, производились в городе Брюгге)
  2. На этом поле в 1389 году произошла решающая битва между сербским войском и турецкими завоевателями. Один из сербских патриотов, Милош Обилич, сумел пробраться к султану и убил его (Косово поле)
  3. Был небольшим городом во владениях французских королей, но к концу 15 века, когда Франция была объединена, он превратился в крупный город – столицу французского королевства (Париж)
  4. Какое государство называли «Золотым мостом» и почему? (Византийскую империю. Через нее проходили пути из Черного моря в Средиземное и из Европы в Азию)
  5. Место одного из крупных сражений между английскими и французскими войсками в период Столетней войны в 1356 году. Малочисленное английское войско в составе рыцарской конницы и отряда лучников, разгромили французское войско полностью. (Пуатье)
  6. В мае 1431 года Жанна д Арк была сожжена на костре в городе (Руане)
  7. Так стал называться город Константинополь после падения Византийской империи (Стамбул)
  8. Графство на севере-востоке Франции, где в 13-14 веках проводились ярмарки, которые длились почти целый год. Здесь можно было приобрести товары и с Востока и Европы (Шампань)
  9. В этой стране произошло известное восстание гуситов (Чехия)

Вот и закончился наш рыцарский турнир.

 

Подведение итогов, награждение победителей.

Наш рыцарский турнир знатоков истории средних веков объявляется закрытым! Мы продолжим изучение истории стран мира в эпоху Нового времени 7 классе.

Название конкурса

Динар

Ринат

Рустам

Зарина

1.Кто я? до 5 баллов

2.Разминка по 1 баллу за прав ответ

3.Изобретения Средневековья

по 1 баллу

4.Этикет

по 1 баллу

5.Конкурс оруженосцев

 по 1 баллу

6.Человек-загадка

по 2 балла

7.Крылатое выражении

по 3 балла

8.Рыцарская доблесть

по 1 баллу

9.Замок рыцаря

по 2 балла

10.Шарады

по 1 баллу

11.Средневековая

география

по 1 баллу за правильный ответ и 1 по баллу за показ на карте

Список рыцарских доблестей.

1.      Верховая езда                                        2.      Фехтование

3.      Умение приготовить еду                        4.      Искусство обращения с копьем

5.      Умение танцевать                                6.      Умение красиво одеваться

7.      Плавание                                        8.      Прыжки с парашютом

9.      Охота                                                10.  Игра в шахматы

11.  Акробатика                                        12.  Игра на музыкальных инструментах

13.  Сочинение и пение стихов в честь Прекрасной Дамы                14.  Метание камней

Список рыцарских доблестей.

1.      Верховая езда                                        2.      Фехтование

3.      Умение приготовить еду                        4.      Искусство обращения с копьем

5.      Умение танцевать                                6.      Умение красиво одеваться

7.      Плавание                                        8.      Прыжки с парашютом

9.      Охота                                                10.  Игра в шахматы

11.  Акробатика                                        12.  Игра на музыкальных инструментах

13.  Сочинение и пение стихов в честь Прекрасной Дамы                14.  Метание камней

   

А. 1. Почему рыцари-христиане называли себя  крестоносцами?

2. Правда ли, что в средние века многие рыцари не умели ни читать, ни писать

Б. 1. Зачем  при осаде замков иногда за стены забрасывали катапультой мертвых  коров

      2. Мог ли монах стать рыцарем? 

В. 1. Почему шлем имеет остроконечную форму?

      2. Правда ли, что замки строили обычно среди густого леса? 

Г. 1. Какое оружие всегда имело свое имя

     2. Правда ли, что особым достоинством у рыцарей считалось выйти на турнир или на бой в доспехах из чистого золота 

Д. 1. Что значило слово рыцарь в переводе со старонемецкого?

      2. Правда ли, что перед посвящением в рыцари оруженосца уводили в баню?

 

  1. Отличительный знак рыцаря

2.Неблагородное, по мнению рыцарей, оружие

3. Один из военно-монашеских орденов

  1. Так называли норманнов на Руси

5.Франкский граф, погибший в битве с маврами в Ронсевальском ущелье

6. 6.      Благородное оружие рыцаря

 

Задание: блиц-опрос:

1. Вертикальный выступ стены, усиливающий её устойчивость и противодействующий распору сводов в готическом соборе. (Контрфорс).

2. Углублённое пространство над дверью или окном, имеющее вверху треугольное, полуциркульное, стрельчатое очертание, а внизу ограниченное горизонтальной линией. (Тимпан).

3. Используемое в западном средневековье перекрытие, имеющее вогнутую криволинейную поверхность. (Свод).

4. Главная башня в средневековом замке. (Донжон).

5. Остроугольные резные или ажурные фронтоны, венчающие окна и перспективные порталы готического собора. (Вимперги).

6. Связующая открытая полуарка. (Аркбутана).

7. Архитектурно обрамлённый вход в храм. (Портал).

8. Укрепляющие рёбра сводов. (Нервюры).

9. Окно округлой формы в готических постройках. (Роза).

10. Продольная часть христианского храма, обычно разделённая колоннадами или аркадами. (Неф).

11. Какой архитектурный стиль описывается в строках Льва Любимова?:

“Внешний облик храма и его внутреннее пространство точно соответствуют друг другу. Как снаружи, так и внутри – ясность членений массивных форм, суровая непроницаемость толстых стен, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, то же нарастание ввысь каменной громады с её выступами и полуциркульными арками и одновременно та же нерушимо уверенная устойчивость её на земле, в которую, кажется нам, она пустила вечные корни…”. (Романский).

12. О каком архитектурном стиле написаны строки французского писателя Ги де Мопассана?:

“…Все вновь и вновь изумлялись поразительному сооружению. Над ними, в небе, высился причудливый хаос стрел, гранитных цветов, арок, перекинутых с башни на башню – неправдоподобных, огромных, – и лёгкое архитектурное кружево, как бы вышитое по лазури, из которого выступала, вырывалась, словно для взлёта, сказочная и жуткая свора водосточных желобов со звериными мордами…”. (Готический).

13. Какой известный собор запечатлён в стихотворении Осипа Мандельштама?:

“…есть собор,
Неконченый и всё-таки прекрасный,
И хоть один священник беспристрастный,
И в дивной целости стрельчатый бор.
Он потрясён чудовищным набатом,
И в грозный час, когда густеет мгла,
Немецкие поют колокола:

– Что сотворили вы над реймским братом?”. (Собор в Кёльне).

14. О каком известном памятнике написаны эти строки?:

“На пятистах кораблях привезли с горы Голгофы 150 тыс. бочек земли и ссыпали под фундамент будущего соборного ансамбля. Собор и баптистерий построены на каменистом пласте, а колокольня оказалась наполовину стоящей на оседающем грунте. Поверхность стен собора облицована белым и чёрным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колоннах. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную башню…”. (Пизанский собор).

15. О каком известном соборе это стихотворение Осипа Мандельштама?:

“Но выдаёт себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес”. (Нотр-Дам).

Конкурс шестой: “Посвящение в рыцари”.

Ведущий: Главным событием каждого рыцаря являлась церемония посвящения после 21 года в рыцарское звание. На это торжество съезжались все окрестные феодалы. Утром перед обрядом рыцаря отводили в купальню в знак очищения и вступления в новую жизнь. Сама церемония проходила в замке, где в торжественной обстановке посвящаемому вручались доспехи, и набрасывался красный плащ, в знак того, что он готов проливать свою кровь. Будущий рыцарь становился на колени, произносил молитву и давал клятву чести перед священником.

По условию конкурса рыцарь пройдёт посвящение, если правильно ответит на вопросы.

Вопросы:

  1. Назовите три заповеди средневекового рыцаря. (Защита Христа и церкви, служение Прекрасной Даме, верность сеньору).
  2. Что такое орден? (монашеская или рыцарская организация с определённым уставом).
  3. Чем отличался рыцарь XI-XII вв. от воинов IX-X вв.? (Рыцарь был знаком с изысканным обхождением и этикетом, владел стихосложением и игрой на лютне).
  4. Освобождение какого города считалось священным делом рыцаря? (Иерусалима).
  5. Чей образ был идеалом рыцарской чести? (Образ Святого Георгия).
  6. В каком французском эпосе нашла отражение эпоха Каролингов? (В “Песне о Роланде”).
  7. Как называется общее понятие светскости, умения вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей Дамой? (Куртуазность).
  8. Кто был автором пяти рыцарских романов бретонского цикла? (Кретьен де Труа).
  9. Как назывались поэты-певцы, воспевавшие образ идеального рыцаря? (На юге Франции – трубадуры, на севере – труверы, в Германии – миннезингеры).
  10. Назовите произведения героического эпоса, отразившего рыцарские идеалы доблести и чести. (“Беовульф”, “Песнь о Нибелунгах”, “Песнь о Роланде”, “Старшая Эдда”).

Конкурс седьмой: “Конкурс Прекрасных Дам”.

Ведущий: Рыцарское отношение к женщине было воспето во многих песнях и сказаниях того времени. Отголоски далёкой эпохи дошли до нас в правилах современного этикета. А вообще рыцарская культура была красивой и возвышенной. Рыцарь, влюблённый в Даму, посвящал ей все свои победы в сражениях и турнирах, сочинял для неё стихи, песни и готов был убить каждого, кто не верит, что его Дама – самая Прекрасная.

Тема любви, подвига ради спасения возлюбленной – это самый распространённый сюжет литературы и искусства средневековья, где Прекрасная Дама заняла примерно такое же место, какое в религиозной поэзии отводилось Мадонне.

Звучит музыка. На сцене появляются Прекрасные Дамы в костюмах.

По условию конкурса участницам необходимо показать свои знания в литературе и в знании костюма.

Вопросы: 

  1. Как называлась песня о любви, соединяющая различные стихотворные размеры? (Кансона).
  2. Как называли поэтический рассказ о расставании с любимой на рассвете? (Альба).
  3. Какое название носила лирическая песня о встрече с пастушкой? (Пастурель).
  4. Как называли стихотворный диспут? (Тенсона).
  5. Как называлась песня на политические и моральные темы? (Сорвента).
  6. Как называлась нижняя туника в раннем средневековье? (Шемиз).
  7. Как называлось верхнее платье в раннем средневековье? (Далматика).
  8. Как называлась верхняя одежда из ярких тканей, длиной до щиколотки с длинными узкими рукавами, со шнуровкой от локтя до кисти? (Котт).
  9. Как называлась верхняя одежда с глубокой проймой, которая могла быть с рукавами и без них? (Сюрко).
  10. Как назывались укороченные штаны, изготовленные из цельного полотна? (Брэ).
  11. Как назывались в средневековье мужские чулки? (Шосс).
  12. Как называлась верхняя обтягивающая одежда с пуговицами, прототип куртки? (Котарги).
  13. Как называлась мужская куртка с отрезным лифом и баской? (Пурпурена).
  14. Назовите женский головной убор в виде конуса высотой до 70 см с вуалью? (Эннен).
  15. Как назывался женский головной убор со срезанным конусом с покрывалом? (Геннин).

 

Пока команды готовятся, уважаемые болельщики, у вас есть шанс помочь своей команде. Правильно ответив на мои симпатичные каверзные вопросы, вы сможете принести вашей команде призовые очки. Итак:

  1. Кто знает, для чего служило покрывало, которое прикреплялось к рыцарскому шлему тех, кто шел Крестовым походом в Палестину? (Оно защищало от палящего зноя)
  2. Откуда произошло слово «король»? (От имени франкского правителя Карла Великого)
  3. Цвет, символизирующий верность, один из самых привлекательных для рыцаря? (Голубой)
  4. Какую часть доспехов рыцарь не мог потерять в бою ни при каких обстоятельствах? Это считалось большим позором. (Шпоры. Рыцарь, потерявший шпоры в бою или на турнире, удостаивался всеобщего презрения).
  5. Почему шлем имеет остроконечную форму? (Чтобы меч соскальзывал)

Рыцарские правила:

  Живи, чтобы служить Королю и Отечеству.

  Живи для защиты Короны, Отечества и всего, что для них важно.

  Проживи свою жизнь так, чтобы достичь почета и уважения.

  Живи за свободу, справедливость и всё, что называется Добром.

  Никогда не нападай на невооруженных противников.

  Никогда не используй оружие против противника, не равного тебе в атаке.

  Никогда не нападай со спины.

  Старайся не быть иждивенцем своих близких.

  Старайся не лгать.

  Старайся никого не мучить.

  Соблюдай законы Короля, Отечества и рыцарства.

  Защищай беспомощных.

  Проявляй самоконтроль.

  Относись с уважением к власти.

  Уважай женщин.

  Демонстрируй смелость и в словах и в делах.

  Защищай слабых и беззащитных.

  Искореняй зло во всех его чудовищных проявлениях.

  Уничтожай чудовищ, крадущих наши земли и грабящих наш народ.

  Бейся с честью.

  Мсти за злодеяния.

  Никогда не предавай друзей, союзников или благородное дело.

  Бейся за идеалы Короля, Отечества и рыцарства.

  Умри с доблестью.

  Всегда соблюдай свое честное слово.

  Всегда следуй своим принципам.

  Никогда не предавай доверие или друга.

  Избегай обмана.

  Уважай жизнь и свободу.

  Демонстрируй хорошие манеры.

  Будь учтив и внимателен.

  Относись с уважением к воинству, женщинам и чести.

  Соблюдай верность стране, королю, чести, свободе и правилам

   

  1. Барщина –

  1. Феодальная вотчина

3. Эпоха Средневековье

  1. Натуральное хозяйство –

5. Индульгенция

6.Аббат


“В те давние, глухие времена
Нередко женщины предпочитали
Не в зеркала смотреться, а в щиты
И побеждать мужчин не взором нежным,
А острием разящего меча”.

“Феодальные времена”.

Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
2)Одна из форм крестьянских повинностей.(5 букв)
4)Часть боевого облачения рыцаря.(4)
7)Рыцари-поэты южной фрвнции.(9)
8)Объединение крестьян одной или нескольких деревень.6)
10)Городской союз мастеров одной спецыальности.(3)
11)Здание городского совета.(6)
14)Помощник мастера.(11)
17)Полноправные горожане во франции.(6)
18)Феодальное земельное владение с зависимыми крестьянами, несущими повинности.(8)
20)Глава городского совета в Англии и во франции.(3)
23)Жилище феодала.(5)
25)Настпательное оружие царя.(3)
26)"Старший" по-латыни.(6)
27)Образцовое изделие.(6)
28)Понятие, которымисторики обозначают строй жизни в Средние века.(9)
30)Союз купцов.(7)
31)Люди, которые могли рассудить вассала и сеньёра.4)
33)Больше группы людей в средевековом обществе, различающиеся правами и обязанностями,которые передовались по наследству. (8)
34)Одна из форм крестьянских повинностей.(7)
36)Умение следовать правилам поведения, принятам при дворе, в рыцарской культуре.(12)
37)Появившиеся в Средние века учреждений, занимающееся различными денежными операциями.(4)
38)Искусство состовлять и описывать гербы.(10)
По вертикали:
1)Часть боевого облачения рыцаря.(6)
3)Рубаха, сплетённая из металлических колец и использовавшаяся для защиты рыцаря.(8)
5)Система использования пахотной земли, ширко распространёная в Средневековье.(9)
6)Полноправны ремесленник.(6)
9)Часть боевого облачения рыцаря.(3)
12)Область во франции, в Средневековье славившаяся своими ярмарками.(7)
13)Люди,занимавшиеся организацией турниров.(8)
14)Обязанности крестьян перед сеньором.(10)
16)Лицо, получишее феод от сеньора.(6)
19)"Ежигодный рынок" в переводе с немецкого.(7)
21)Главная башня замка.(6)
22)Военное состязание рыцарей.(6)
24)Люди. которые занимались обменом денег.(6)
28)Устное народное творчество. (8)
29)Конный воин.(6)
32)Союз немецких торговых городов.(5)
35)Наступательное оружие рыцаря.(5)

По тропам средневековья,
Мы пройти с тобою сможем.
Там огнем, мечом и кровью,
Путь истории проложен.
Знаний нынешних истоки,
В глубине веков хранятся,
"Рыцари" и "Крестоносцы",
В них помогут разобраться.
К обретению свободы,
Вечных истин достижению,
Шли великие народы,
Через войны и сражения.
Незаметно мчится время,
Отправляйся в путь скорее,
Чтобы сделать жизнь сегодня,
И прекрасней и светлее!

1. Объединения мастеров ремесленников (цехи).

2. Старейшины родов, военные вожди племен (герцоги).

3. Городская знать (патриции).

4. Ряд правителей из одного рода, сменявших друг друга на престоле (династия).

5. Специальные помещения монахов (монастыри).

6. Военное состязание (турнир).

7. Специальные глашатаи объявляли имена рыцарей, вступающих в бой (герольды).

8. Главная городская церковь (собор).

9. Хозяйство феодала, передаваемое по наследству от отца к сыну (вотчина).

10. Доля продуктов сельского хозяйства, которую крестьяне отдавали владельцу вотчины (оброк).

11. Религия арабских племен (ислам).

12. Глава городского совета в Германии (бургомистр).

13. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран (ярмарки).

14. Выдающиеся произведения искусства или отлично сделанная вещь (шедевр).

15. Глава городского совета во Франции и Англии (мер).

16. Высокие башни около мечети (минарет).

17. Мусульманские школы (медресе).

18. Высший чиновник, который помогал халифу править государством (визир).

19. На основе Корана юристы разработали правила поведения, как они назывались? (шариат).

20. Путешествие с целью посещения святых мест (паломничество).

III тур - перестрелка

Команды задают друг другу вопросы (по 10 вопросов).

В средние века очень меткими были стрелки, вот и посмотрим на сколько остры стрелы у наших воинов.

Первыми свою стрелу пускают "рыцари", затем "крестоносцы".

IV тур - конкурс капитанов и совета мудрецов

Р - разгадать шараду::

1-й слог - нота.

2-й слог - установленный образец одежды.

Все вместе: изменения в обществе, преобразования (ре-форма).

К - разгадать шараду:

1-й слог - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой.

2-й слог - русское национальное блюдо.

3-й слог - предлог.

Все вместе: одна из феодальных повинностей (бар-щи-на).

Кто первый разгадает свою шараду, тот первый отвечает на блиц-вопросы.

Совет мудрецов разгадывает кроссворд.

Блиц-вопросы:

1. Плата за невесту у мусульман? (Калым)

2. После смерти Мухаммеда кто управлял арабским государством? (Халифы)

3. Государство в долине реки Моравы в первой половине IX века? (Великоморавская держава)

4. Организация класса феодалов? (Феодальная лестница)

5. Крупный феодал? (Граф, герцог)

6. Мастер, изготавливающий посуду? (Гончар)

7. Постоянные отряды? (Дружины)

8. Кочевники из глубины Азии во времена великого переселения народов? (Гунны)

9. Единственный верховный правитель государства? (Король)

10. Руководитель монастыря? (Аббат)

11. Столовая в церкви? (Трапездная)

12. Почетное или высокое звание? (Титул)

13. Жилище феодала и его крепость? (Замок)

14. Главная башня в рыцарском замке? (Донжон)

Блиц-вопросы:

1. Останки тел святых мучеников? (Мощи)

2. Большие группы людей с одинаковыми правилами и обязанностями? (Сословия)

3. Грамоты о прощении грехов? (Индульгенции)

4. Церковный суд? (Инквизиция)

5. Организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения? (Орден)

6. Священные вещи в храмах? (Реликвии)

7. Особый налог на содержание духовенства? (Десятина)

8. Хранилище больших сумм денег? (Банк)

9. В Западной Европе и Византии дома для странников? (Госпитали)

10. Глава христианской Церкви в VI-VIII в.в.? (Римский папа).

11. К какой религии принадлежат требования?

1. Единый Бог в трех лицах.

2. Не убий, не кради, люби ближнего своего (Христианство)

12. Перечислите представителей феодальной лестницы. (1. Король 2. Герцоги и графы 3. Бароны, виконты 4. Рыцари)

13. Человек, занимавшийся изготовлением вещей из железа. (Кузнец)

14. Перечислите нормы поведения для рыцарей. (Кодекс рыцарской чести)

V тур - проверка знаний феодалов

“Верите ли вы, что…”

1. Барщина – это даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.
2. Феодальная вотчина – это большое хозяйство, в котором работали зависимые крестьяне.
3. Турнир – это состязание рыцарей в силе и ловкости.
4. Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором производилось все для продажи.
5. Феодальная раздробленность – это разделение феодалов по степени их богатства.
6. Централизованное государство-государство, в котором вся страна подчиняется власти короля.
7. Индульгенция – церковный суд над еретиками.
8. Столетняя война – война между Англией и Францией.

VI тур - (поэтический) состязание трубадуров

Трубадуры - особенно знаменитые поэты, слагающие стихи.

На придворных празднествах в замках крупных синьоров звучали величественные поэмы о старейших героях, стихи, посвященные рыцарским доблестям.

И в пятом туре мы послушаем наших поэтов, наших трубадуров.

Они должны нам спеть две песни: 1-я - для соперников, 2-я - в честь истории

Для соперников

Рыцари:

Вот здесь сегодня так случилось
И мы готовы побеждать
Вы крестоносцы, погодите,
Мы не хотим честь терять
Но вот уж наши трубадуры,
Здесь постараются сейчас
И на ристалище сразимся,
Мы в этот час, мы в этот час.

Припев:

Вперед за герб, ты "рыцарь" чести
С щитом мы будем воевать
Сегодня вот, сейчас мы здесь все -
2 раза
И честь свою нам не терять.

Крестоносцы:

В делах борьбы совсем не мирных
Стезя креста здесь такова
В Европе взнос, за честь и славу,
Не кошелек, а голова.
Но горн трубит, сойтись нам вместе.
И все решит последний бой
Мы все сразимся ради чести
Мы все с борьбой -
2 раза

Припев:

За честь и славу крестоносцев
За щит, за герб, за свой покой
Сразим в бою врагов опасных
И шпора будь всегда со мной.

В честь истории

Рыцари:

История! Как стихия властна
Никто тебе уж не судья
Бываешь часто и опасна
Бессмертна ты, в тебе судьба моя
Живи и процветай ты вечно,
Не упади как с древ увядший лист
И вознесись под небеса подобно песне,
Не оставляя чистый лист.

Крестоносцы:

История! Твой долг хранить законы,
Творить судьбу, следить за обороной.
Мы без тебя не знаем ничего,
Без помощи твоей не разберемся, посмотри.
Будь с нами ты, суди, карай лукавых,
Вознеси обиженных из мук.
И стань единой царицей наук.

Рефлексия:

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
полезен / бесполезен
интересен / скучен
интересно / не интересно

Кроссворд: (вопросы)

1. Римская золотая монета, принятая в королевстве франков?

2. Совокупность законов какой-либо страны?

3. Кто управлял церковными делами в больших областях?

4. Область Северной Италии?

5. Представители религиозных организаций , деятельность которых направлена на распространение своего вероисповедания Наибольшее развитие получило в христианстве?

6. Обещание монаха при начале жизни в монастыре?

7. Период времени в 100 лет?

8. Нарушение заповедей Божьих, что обрекало по мнению христиан душу умершего на вечные муки?

9. Средство передвижения купцов по морю?

10. Слой населения - служители церкви?

10. Хозяйство феодала передаваемое по наследству от отца к сыну?

12. Тип хозяйства, при котором все вещи производились не на продажу, а для собственного пользования?

13. Крупный землевладелец в средние века?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс

  Тема урока:  Католическая церковь:  путь к вершине могущества. Ознакомить  учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь ...

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

Разработка урока по истории Средних веков.

Данный материал может использоваться при проведении урока истории в 6 классе по теме: "Рыцарство"....

Разработка урока по истории Средних веков. Культура Византии. ФГОС.

Разработка урока по истории Средних веков " Культура Византии".  В конспекте  показаны основные этапы системно - деятельностного урока. Соответствует ФГОС....

Разработка урока по истории Средних веков "В рыцарском замке"

Урок с использованием презентации, видеофрагментов, раздаточного материала. Дети работают в группах и сами находят ответы на вопросы по рабочим листам....