Пребыть или прибыть? Буквы Е,И в приставках ПРЕ,ПРИ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок по русскому языку в 5 классе. учащиеся знакомятся с притавками ПРЕ и ПРИ, учатся различать их по смыслу, знакомятся с правилом выбора букв Е, И в этих приставках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приставки ПРЕ, ПРИ19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Буквы е, и в приставках пре­, при­ 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

  • извлекать информацию из разных источников (правила, словаря, Интернета) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу)
  • свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
  • вычленять в тексте слова с приставками пре­ и при­, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре­ или при­ (типа пребывать – прибывать).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Тренировочный словарный диктант.

Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура.

– Назовите антонимы. (Активный – пассивный.)

– В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з?

III. Постановка проблемного вопроса урока.

Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации либо проводить по учебнику (упр. 158) после рубрики «Определяем основной вопрос урока».

Ученики выполняют задания, отграничивая в процессе работы известное и новое, и формулируют вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой в конце учебника.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие нового знания.

1. Упр. 159.

Проводится наблюдение  над группировками слов с общим значением высшей степени признака – «очень» и со значением «приближение», которое передают приставки.

Учащиеся работают в группах самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужную букву в слова с пропусками в упр. 158.

Далее от каждой группы представляют результаты исследований. Написания (по упр. 158) сравнивают с доской: приехало, принёс, пресильный.

2. Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с  выводами учеников.

Беседа на выявление понимания:

– Совпали ли ваши выводы с текстом правила?

– Есть ли в тексте новая для вас информация? (Перечислены и другие значения приставок, о которых ещё не говорили.)

– Попробуйте подобрать к ним свои примеры.

– Каков опознавательный признак орфограммы?

– А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.)

– От чего зависит выбор е, и в приставках пре­, при­? (От значения.)

– Сколько разновидностей значения есть у приставки при­? (Четыре.)

– А сколько у приставки пре­? (Две.)

3. Составление таблицы (схемы) правила.        

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

V. Развитие правописных умений.

1. Упр. 160 (неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение определять значение приставок пре­, при­ и группировать слова в соответствии с общим значением приставки, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. Упражнение выполняется по образцу коллективно.

Разбор по составу: прибрежный, преграда. Беседа о лексическом значении слов (прибрежные – при береге, около берега; брег//берег/,
/бреж; преграда – преградить – перегородить
).

2. Упр. 161 – развивается умение подбирать слова с изученной  орфограммой по толкованиям их лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка.

3. Упр. 162 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных видов орфограмм в приставках: традиционные написания  и написания приставок пре­, при­, а также писать слова с другими видами орфограмм – букв гласных в корне.

Разбирается с комментированием на примере 1­го предложения, далее выполняется самостоятельно.

Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при­, пре­; значение.)

– Сравните с ключевыми словами в конце темы (§15).

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.)

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности ра

VII. Домашнее задание.

1. Правило в рамке (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию).

2. Упр. 163 (работа с опорой на толковый словарь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий

Открытый урок в коррекционном классе....

Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (Урок русского языка в 7-м классе)

·         повторить правила правописания не с разными частями речи;·         формирование умения находить наречия с прис...

Интерактивный тренажёр – раскраска "Орфограмма "Буквы е, и в приставках -пре, -при".

Интерактивный  тренажёр – раскраска  "Орфограмма «Буквы е, и в приставках -пре, -при» создан с использованием технологического приёма "Интерактивная раскраска". Можно использовать на уроках ...

Буквы е, и в приставках пре­, при­ (с презентацией).

Урок открытия новых знаний. Учащиеся учатся правильно писать слова с приставками   пре- и при-, объяснять выбор буква е  или и в зависимости от значения приставок, различать одина...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"

Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...

Технологическая карта по рус яз Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Данный материал можно использовать при изучении темы Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий...

«Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»

Обучение учащихся написанию букв Е и И в приставках отрицательных наречий...