Буквы е, и в приставках пре­, при­ (с презентацией).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Панькова Зоя Викторовна

 Урок открытия новых знаний. Учащиеся учатся правильно писать слова с приставками   пре- и при-, объяснять выбор буква е  или и в зависимости от значения приставок, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре или при (типа: пребывать - прибывать).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_e_i_v_pristavkah_pre-_pri-.docx19.46 КБ
Файл prezentatsiya_pre_i_pri.pptx533.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку по ФГОС

Класс:  6

Учебник: УМК. (Русский язык. 6 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.)

Тема: Буквы е, и в приставках пре­, при­ (с презентацией).

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2017 – 2018 уч.г

Тема: Буквы е, и в приставках пре­, при­ (с презентацией).        

        

Тип урока.  Урок открытия новых знаний

Задачи урока:

 Образовательные: 1.Продолжить формирование  умения  обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).

2.Формировать   язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: компьютер, проектор, принтер,  тесты для инд. работы.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию из разных источников (правила, словаря, Интернета) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

4ЛР: вычленять в тексте слова с приставками пре­ и при­, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре­ или при­ (типа пребывать – прибывать).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Тренировочный словарный диктант.

Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура.

– Назовите антонимы. (Активный – пассивный.)

– В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з?

III. Постановка проблемного вопроса урока.

Материал для наблюдений представляется  с помощью презентации Ученики выполняют задания, отграничивая в процессе работы известное и новое, и формулируют вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой стр.112 учебник, орфограмма № 29

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие нового знания.

1. Упр. 202

Проводится наблюдение  над группировками слов с общим значением высшей степени признака – «очень» и со значением «приближение», которое передают приставки.

Учащиеся работают в группах самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужную букву в слова с пропусками в упр. 203

Далее от каждой группы представляют результаты исследований. Написания (по упр. 203) сравнивают с доской: приехало, принёс, пресильный.

2. Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с  выводами учеников.

Беседа на выявление понимания:

– Совпали ли ваши выводы с текстом правила?

– Есть ли в тексте новая для вас информация? (Перечислены и другие значения приставок, о которых ещё не говорили.)

– Попробуйте подобрать к ним свои примеры.

– Каков опознавательный признак орфограммы?

– А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.)

– От чего зависит выбор е, и в приставках пре­, при­? (От значения.)

– Сколько разновидностей значения есть у приставки при­? (Четыре.)

– А сколько у приставки пре­? (Две.)

3. Составление таблицы (схемы) правила – сравнить со схемой на стр 111 учебника.

        

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

V. Развитие правописных умений.

1. Упр. 204 – развивается умение подбирать слова с изученной  орфограммой по толкованиям их лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка.

2. Упр. 209 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных видов орфограмм в приставках: традиционные написания  и написания приставок пре­, при­, а также писать слова с другими видами орфограмм – букв гласных в корне.

Разбирается с комментированием на примере 1­го предложения, далее выполняется самостоятельно.

3. Прохождение теста (автор Хайманова Т.Я.- взято из Интернета)

Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при­, пре­; значение.)

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.)

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Правило в рамке (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию).

2. Упр. 214  (работа с опорой на толковый словарь).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУКВЫ Е–И В ПРИСТАВКАХ ПРЕ-, ПРИ- РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс 6

Слайд 2

Прочитайте текст. Кто его автор? Наконец письмо дяди Фёдора в город пр_ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр_нёс. А на улице дождик сильный-пр_сильный. Почтальон весь пр_мок до ниточки. Папа даже его п_жалел. В какой части слова пропущены буквы? Правописание каких приставок вам знакомо? Выпишите слова с ними, объясните написание. Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение. Каков опознавательный признак орфограммы и возможный выбор букв? Сформулируйте основной вопрос урока. Какую букву – е или и – писать в приставках пре -, при -? пр о мок, п о жалел Определяем проблему урока

Слайд 3

Назовите ключевое слово для выбора написания пре - . Прочитайте стихотворение и найдите ответ на поставленный вопрос. При - или пре - ? Пре - или при - ? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Если «очень такой» или «очень сякой», Пре - мы напишем при этом. Решаем проблему, открываем новые знания «очень»

Слайд 4

Назовите основное условие выбора букв в приставках пре - или при - (см. подсказку в тексте стихотворения). Прочитайте и подберите ключевое слово для выбора написания при -. Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной – В словах придёт, прилетит, приплывёт Пишется при -, несомненно. «приближение» При - или пре - ? Пре - или при - ? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. значение Сделайте вывод о правописании букв е , и в приставках пре -, при - и сравните с правилом в учебнике. Что нового вы узнали? Составьте на основе текста таблицу.

Слайд 5

Правописание приставок пре-, при- . Пре - При - «очень» пре добрый приближение (близость) при ехать «пере» пре града присоединение при винтить неполнота действия при сесть Вставьте нужную букву в словах с приставками из текста Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»: пр_ехало, пр_нёс, пр_сильный пр и ехало, пр и нёс, пр е сильный

Слайд 6

Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: е или и ? а) пр_шить, б) пр_ неприятный, в) пр_дворный, г) пр_увеличивать Выпишите только слова с и . 2. Найдите « лишнее » слово. а) придорожный, б) приморский, в) предорогой, г) предосенний 1. а) пр и шить; в) пр и дворный. 2. Найдите « лишнее » слово. а) придорожный; б) приморский; в) предорогой; г) предосенний. Рефлексия

Слайд 7

Выполнила: Панькова З.В., учитель русского языка и литературы МБОУ « Посельская СОШ» Бичурского района Республики Бурятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (Урок русского языка в 7-м классе)

·         повторить правила правописания не с разными частями речи;·         формирование умения находить наречия с прис...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Интерактивный тренажёр – раскраска "Орфограмма "Буквы е, и в приставках -пре, -при".

Интерактивный  тренажёр – раскраска  "Орфограмма «Буквы е, и в приставках -пре, -при» создан с использованием технологического приёма "Интерактивная раскраска". Можно использовать на уроках ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"

Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...

Пребыть или прибыть? Буквы Е,И в приставках ПРЕ,ПРИ

Урок по русскому языку в 5 классе. учащиеся знакомятся с притавками ПРЕ и ПРИ, учатся различать их по смыслу, знакомятся с правилом выбора букв Е, И в этих приставках....

Технологическая карта по рус яз Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Данный материал можно использовать при изучении темы Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий...

«Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»

Обучение учащихся написанию букв Е и И в приставках отрицательных наречий...