Конспект. Олимпийские игры в древности
план-конспект урока по истории (5 класс)

Турубанова Алёна Сергеевна

ФГОСный кноспект для 5 классов, подходит для учебника Андреевская, Белкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._olimpiyskiey_igry_v_drevnosti.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: «Олимпийские игры»

Тип урока: комбинированный

Дата проведения урока:  18.02.2019 г.

Место проведения: МОУ «СОШ № 31»

Учитель: Турубанова Алёна Сергеевна, учитель истории и обществознания.

Тема урока «Олимпийские игры»

Цели урока:

  • 1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
  • 2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.
  • 3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи урока:

  • 1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
  • 2. Изучение новых понятий по данной теме.
  • 3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая
  • индивидуальная

Методы:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • поисковые.

УУД:

Личностные УУД: Оценивать свои и чужие поступки; Оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.

Регулятивные УУД: Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала;  Изучение новых понятий по данной теме;  Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Коммуникативные УУД: Умение работать в парах;  Излагать своё мнение, аргументируя его; Создавать устные и письменные тексты.

Познавательные УУД: Владеть смысловым чтением; Выявлять причинно-следственные связи;  Делать выводы;  Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать; Доказывать; Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы; Сравнивать; Анализировать – выделять главное; Представлять информацию в разных формах (текст).

Планируемые результаты:

Предметные: 1. формирование уважительного отношения к истории Древнего мира ;

              2. Понимать позицию другого обучающегося;

              3.Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге);

              4.формирование умений применять исторические знания, понятий аппарат и приемы исторического анализа;

                          5.приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия Древнего мира.

Познавательные: 1.Характеризовать значение олимпийских игр для общества;

                     2.анализировать особенности проведения олимпийских игр;

                     3.выделять причины и последствия олимпийских игр.

Регулятивные: 1. Составлять план действий;

                            2. Владеть навыками самоконтроля;

                            3. Определять уровень усвоения знаний.

Коммуникативные: 1. Развитие умений представлять информацию;

                                     2. Осуществлять коммуникацию в ходе решения учебных задач;

                                     3. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личностные: 1. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие ценности;

             2. Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него.

                         3. Развитие коммуникативных умений-работа в парах сменного состава

Основные понятия:

Олимпия, Олимпийские игры,  Стадион, Состязания

Оборудование:

  • проектор;
  • доска;
  • презентация к уроку «Олимпийские игры»;
  • раздаточный материал.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
обучающихся

Деятельность учителя

Задания для обучающихся

I. Организационный момент

(2 минуты)

Приветствуют учителя.

У: Добрый день! Сегодня мы с вами продолжим заниматься изучением истории нашей страны. Надеюсь вы покажете себя  с хорошей стороны, покажете свои знания по истории нашей страны. Давайте улыбнемся и  пожелаем друг другу удачи и приступим к занятию!

II. Повторение пройденного.

 (5 минут)

Двое обучающихся, выходят за доску, остальные в своих тетрадях

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

У: На прошлом уроке мы с вами изучили греко-персидские войны и сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы поняли и запомнили материал прошлого урока. Двое человек, выходят за доску, остальные решают в тетрадях.

У: А теперь давайте проверим что вы решили (Проверка ответов, выставление оценок)

У: Давайте с вами немного вспомним прошлые темы, которые мы с вами изучали. Я вам буду читать фразу или описание какого то события а вы его должны мне назвать.

1)Из той части первоначальной материи, которая носилась ещё между небом и землёю, Мент, творящий дух, и Птах, первобытный огонь, мало-помалу образовали два больших мировых тела — солнце, бога Ра, и луну, бога Эаг.

Когда произошли солнце и луна, могла пойти речь и о разделении времени; ибо с богом и через бога Ра произошли одновременно две богини: Сате, день, светлая половина мира, и Гаттар, ночь, мрачная половина мира.

2)  Однажды они попросили женщину по имени Далида, которую любил Самсон, выведать у него секрет его силы. Много раз она спрашивала его, но Самсон не хотел сказать правды. Тогда она стала каждый день умолять его и тяготить своей просьбой. От этого тяжело становилось Самсону на душе, и он, наконец, открыл ей тайну, сказав: «Если остричь волосы на голове моей, то отступит от меня сила и я стану таким же, как и все люди».

Услышав это, Далида усыпила его и позвала филистимлян. Они пришли и остригли ему волосы. Тогда начал Самсон ослабевать, и сила оставила его. Господь тоже отступил от него.

3)  «Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло!»

4)  «До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!»

У: Какие вы молодцы справились и с этим заданием.

(Слайд 1) ВОПРОС 1. Какой греческий город помог Афинам в Марафонском сражении?

1) Спарта

2) Платеи

3) Ольвия

(Слайд 2) ВОПРОС 2.  Итог битвы при Марафоне

1) персы перестали считаться непобедимыми

2) гибель персидского флота

3) отказ персов от завоевания греческих земель

(Слайд 3) ВОПРОС 3.  Какое сражение стало решающим в ходе греко-персидских войн?

1) Марафонское

2) Саламинское

3) в Фермопильском ущелье

(Слайд 4) ВОПРОС 4.  Что стало одной из причин победы греков в войнах с Персией?

1) отказ персидских воинов участвовать в морских сражениях

2) малочисленность персидского войска

3) создание союза эллинских государств

(Слайд 5) ВОПРОС 5.  Военачальник, командовавший греками в Марафонском сражении, — это

1) Мильтиад

2) Леонид

3) Фемистокл


III.  Изучение

новогоматериала

(28-33 минут)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Обучающиеся делают предположения о том какая тема будет изучаться на уроке «Олимпийские игры»

Обучающиеся на карте ищут Олимпию

Обучающиеся читают миф

Обучающиеся называют причины появления ОИ и записывают их в тетрадь

Обучающиеся читают стр. 164

Обучающиеся дают примерные ответы на поставленный вопрос

Обучающиеся отвечают на вопрос и записывают дату в тетрадь

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя

Обучающиеся читают и отвечают на вопрос учителя

У: Так давайте посмотрим внимательно на слайд и подуем, о чем может идти речь на этом уроке.

Скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

А это что за цветные колечки?

Конечно, это символ Олимпийских игр. (Слайд 6)

- Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют пять континентов, объединенных  в Олимпийское движение) Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый – Азия, зеленый - Австралия )              

В нашей стране тоже проводились  Олимпийские игры.  (Какой город стал  столицей зимних Олимпийских  и Паралимпийских игр?  Период проведения?  - с 7 по 23 февраля 2014.                     Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады?)  

У: Ребята, я думаю,  вы готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? (Слайд 7)

У:  К концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»  Прошу внимательно слушайте моё объяснение и четко выполняйте все задания. (Слайд 8)

У:   Давайте с вами откроем страницу 114 и найдем город Олимпия. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес.                                                                   Местом их проведения была избрана Олимпия не случайно, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение.

У: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав  Миф об основании Олимпийских игр. У вас на партах лежит раздаточный материал Приложение 1.

У: И так каковы же были причины появления Олимпийских игр.

У: А теперь давайте зафиксируем себе это в тетрадь

У: А теперь давайте узнаем, где и когда произошли первые ОИ стр. 164

У:  (Слайд 9) В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» (Слайд 10) Что нового об ОИ мы можем узнать из этого призыва?

У:  В каком году у нас произошли первые ОИ? (Слайд 11) Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

У:  Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

У:  На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск? Перед вами лежит Приложение 2. Пожалуйста прочитайте его ответьте на мой вопрос

У: Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. (Слайд 12)  

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований:

Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.

Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Физкультминутка:

 Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку. Представьте, как разминались атлеты, метатели копья, метатели диска, кулачные бойцы, борцы.

У: Отдохнули немного, а теперь давайте продолжим

(Слайд 13) Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

(Слайд 14) В третий день проводились соревнования взрослых атлетов. Пятиборье и кулачные бои.

Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

У: (рассказ учителя о состязаниях)

(Слайд 15) 1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

(Слайд 16) 2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

(Слайд 17) 3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

(Слайд 18-19) 4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

(Слайд 20)  Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

(Слайд 21) И на пятый день происходило награждения победителей. А как же происходило у нас награждение вы прочитаете в приложение 3.

У: Слава о победителях переживала их в веках. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах,  и узнаем,  о ком греки складывали легенды.

(Слайд 22)  Итак, знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон  Кротонский,  Полидам,  Феаген.

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ.

Записываем в тетрадях:

Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Виды соревнований, входивших в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба.

У:  Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

 В 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

Читают раздаточный материал и отвечают на поставленный вопрос

Читают стр 164 и ищут дату первых Олимпийских игр

Читают приложение 2. Отвечают на вопрос учителя

IV. Закрепление изученного материала

(4 минуты)

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос всего урока

У:  Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

(Слайд 23,24,25) Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .

2. Первые Олимпийские игры были в  750-м году  до нашей эры.

3. С наступлением  зимы, у подножия горы Олимп начинались  Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

6. Впервые на соревнования в Олимпии  победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. Пятиборье  - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

А теперь давайте ответим на вопрос который был в начале урока (Слайд 26)

V. Рефлексия

Обучающиеся говорят что узнали нового на уроке

Сегодня  вы узнали много нового об Олимпийских играх, я хочу вас попросить продолжить мое предложение:    Сегодня на уроке, я узнал, что….

VI. Домашнее задание

(1 минута)

Запись домашнего задания в дневник

Слайд 27 Параграф 26 пересказ, вопрос 6 письменно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

План-конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан по технологии развития критического мышления...

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в  древности" и презентация к уроку,  5  класс (ФГОС)...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Предмет: история Древнего мира (параллель 5-х классов).Тема урока: «Олимпийские игры в древности »Форма урока: Изучение нового материала с элементами практической  деятельностиТип уро...

Конспект урока истории в 6 классе Тема: «Олимпийские игры в древности»

Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....

Презентация и опорный конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. После проверки домашнего задания, учащиеся сами определяют новую тему. Конспект наполнен дополнительным раздаточным материалом, который помогает учащимся добыват...