Тема исторической памяти в русской литературе ХХ века
статья по истории (10, 11 класс)

Мозжерина Марина Алексеевна

В статье рассказывается, как тема исторической памяти раскрывается в русской литературе ХХ века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_istoricheskoy_pamyati_v_russkoy_literature_hh_veka.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Тема исторической памяти в русской литературе XX века»

«Связь, внутренняя связь с предками, с родиной, со всем священным есть всегда связь с творческим динамическим процессом, обращенным к грядущему, к разрешению, к исполнению, к созданию нового мира, новой жизни, к соединению этого нового мира со старым прошлым миром»

                                                                                                      Н.А. Бердяев

  Николай Александрович Бердяев считал, что в трагические времена у людей обостряется понимание истории, обостряется восприятие времени, происходит возврат к исторической памяти. И действительно, в роковые для нашей страны 30-40-ые годы появилось особенно много произведений, где незримо присутствует историческая память. Человеку необходимо чувствовать, что он не одинок, что есть нечто сильное, древнее, великое, что даст сил и уверенности. Что же это может быть, как не память о великих предках, как не гордость за их победы, как не ощущение их крови в своих жилах?

  В 30-ые годы на людей обрушились коллективизация и ГУЛаг, а в 40-ые – война. И никто из оставшихся в живых никогда не забудет об этом: ни о лагерях, ни о войне.

  Что же не дает им забыть обо всем? Наверно, чувство вины перед теми, кто пострадал еще больше. Это чувство подтолкнуло Александра Трифоновича Твардовского написать поэму «По праву памяти». Это попытка искупить свою вину перед близкими за то, что не попал с ними в ссылку. Сказать правду о коллективизации, о памяти, отнявшей покой, о совести. И погибшие в ссылке, память о них не дадут ему покривить душой. Об этом пишет он такие слова:

«Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой...

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой»

  Но даже если нет чувства вины, страх за арестованных близких, пережитый в тюремных очередях, никогда не забудется. Анна Андреевна Ахматова, испытавшая этот смертный ужас, боль, пишет об этом леденящем душу, мертвящем отчаянии:

«Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то,

что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…»

  Такую же боль и муку пережили многие, но не все могли передать это так, чтобы для тех, кто будет читать, стало понятно состояние матери, у которой арестован сын. Ахматова сделала это в своей поэме «Реквием». Своими строками она хочет воздвигнуть памятник тем, кто стоял с нею в тюремных очередях, чьи страдания не должны быть забыты. Ее поэма кричит о них. Жестоко, резко, но она говорит эту горькую, страшную правду:

«Звезды смерти сияли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь»

   Свою страну в такой момент она называет именно Русью, обращаясь к старинному звучанию. Здесь слышится и причитания всех русских женщин, терявших сыновей. А еще она словно призывает вспомнить о чем-то древнем, извечном… Может быть, о том, что на Руси всегда ценилось, и всегда было главным – милосердии, прощении?

  Каждое слово выстрадано ею. Во-первых, она сама пережила все, о чем писала, во вторых, чтобы рассказать людям  обо всем, поэт должен помнить об испытаниях, с каждой строкой переживать их заново.  Для этого требуется много душевных сил, но все же она написала об этой трагедии целой страны. Она хотела, чтобы память об этом сохранилась, потому забыть все значило бы предать и обесценить и жертвы и подвиг.

  В своем романе «Погружение во тьму» Олег Васильевич Волков пишет о другой стороне драмы, о тех, кто был арестован. В этом автобиографическом произведении он рассказывает о тех, кто окружал его в лагерной жизни. Это раскулаченные крестьяне, кто попал сюда, так и не поняв, в чем их вина, и борющиеся за независимость родного Кавказа, муссаватисты, высокообразованные интеллигенты из «бывших» и даже коммунисты, неугодные новой власти. И у каждого из них свой источник жизненных сил, который помогает им выстоять в невозможных для человека условиях.

  У священников – Бог, и все выпавшие на их долю страдания они воспринимают как волю божью, которую нужно принять и через это стать сильнее. Они хранят веру предков и не отступают от нее, несмотря на издевательства охранников и уголовников. И своим терпением, убежденностью в то, что сила добра и человечности выше лагерной жестокости и грязи, поддерживают  и помогают не пасть духом окружающим. Пока монахи там, Соловки продолжают оставаться святой обителью, что бы ни происходило. И только после их отъезда это место начинает восприниматься как каторга.

  Раскулаченных крестьян поддерживает труд и уважение к нему. Пусть каторжный и подневольный, но это то, что всегда на Руси вызывало уважение. И герой рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» даже в этих ужасных условиях трудится на совесть, ответственно.  Как русский мужик он вкладывает душу в работу, и никакие лагеря не отнимут у него почтительного отношения к своему делу. Такова судьба всего трудолюбивого крестьянства, но здесь социальные проблемы уходят на второй план, а первоочередной становится цель сохранения чести и достоинства. И Иван Денисович с крестьянскими корнями гордится собой и хорошо выполненной работой.

  Для самого Олега Васильевича источником силы было стремление сохранить свое человеческое достоинство, уважение к себе. У него как у интеллигентного образованного человека, было прекрасное знание истории, он постоянно ощущал связь с прошлым своего народа. Оказавшись в лагере, он вспоминает те великие исторические события, которые происходили здесь, как героически оборонялись монахи от врагов в начале XVII века, кто из великих людей в разные времена жил в этом монастыре. Он чтит исконно русские святыни Соловков, и для него даже превращенное в лагерь это место остается святым. Ведь долгие века оно было таким. Осознание себя русским человеком с глубокими корнями и великой историей не дает ему пасть духом, опуститься до лагерной злобы, грязи, грубости. Это было действительно  «погружение во тьму»  бездуховности, злобы, невежества, фальши, насилия. Но у Волкова жива вера в возможность «восхождения к свету». И путь к нему – в знании истории, в связи со своими корнями, своими предками. Автор пишет: «И может быть, вкладом в эти поиски путей является рассказ о прошлом, отдельными крупицами которого воспользуются – кто знает? – те, кому будет открыто, как вывести на путь спасения… И если хоть у одного читателя содрогнется сердце при мысли о крестном пути русского народа … - это будет означать, что и мною заложен кирпичик в основание памятника его страданиям». Снова речь идет о памятнике. Волков стремится его поставить в умах и сердцах потомков.

  Следующей еще более трагической страницей истории стала война. Поколение, чья юность закончилась в сорок первом, никогда не забудет этого. У этих тогда еще мальчишек    были совершенно другие планы, другие стремления, идеалы.

   Владимир Росляков  в повести «Один из нас» с любовью и восторгом пишет об этих ребятах, исполненных веры в социализм и величайшего патриотизма, несмотря ни на что. Его герой, Коля Терентьев, в свою первую студенческую ночь читает «Капитал», чтобы «прикоснуться к великому», ему больно за раскулаченных родителей, он любит их, но все равно свято верит комсомолу. Он по-мальчишески мечтает о подвиге, пишет стихи о красном комиссаре. Он и его друзья молоды, талантливы. Они мечтают о светлом будущем, о великих свершениях, верят в справедливость и надежность строя, в котором живут. И эта вера, наличие чего-то святого в душе, юношеская романтика, светлые мечты так привлекают к ним автора. Но вот в их жизнь врывается война. Рушится все, но память автора сохраняет слова, мысли чувства друзей ушедших на фронт.

  Человеческая память хранит не только доброе и светлое, но и трудное, тяжелое, болезненное, трагическое и страшное. То, что, казалось бы, хочется забыть.

  Герои Константина Воробьева «Убиты под Москвой» оказываются безоружными перед вооруженным до зубов врагом. Их посылают на смерть, как пушечное мясо.  И кто? Те, кому они верили, кого считали самыми мудрыми и справедливыми! А что должны испытывать эти мальчишки, когда оказавшись на фронте, они остаются со старыми винтовками и считанным количеством гранат против танков, а за полчаса до этого в тылу у себя встречают заградотряд, вооруженный автоматами и пулеметами против них же? Горечь, растерянность и досаду. А первый бой вызывает у главного героя чувство омерзения. Как человек он не может принять смерть и кровь. Пока он не стал солдатом в полном смысле этого слова. И только после боя, ставшего первым и последним для его товарищей, после самоубийства капитана Рюмина, который считает себя виновным в их трагедии, Алексей Ястребов становится настоящим солдатом. Невольно он возвращается к своим корням, истокам, вспоминая детство, деда Матвея, родную деревню. Разумеется, что пережив все это, осознав, что надеяться можно только на свое мужество и выдержку, Алексей никогда больше не поверит государству, обманувшему его, пославшему на смерть. Но как русский солдат он продолжит воевать за эту землю, потому что это Родина. Потому что  обида и разочарование в советской власти – это временно и суетно, а вот твоя земля и твой народ – они вечны, они были всегда, и можно жизнь положить, чтобы защитить это сейчас.

  Вообще, человека, осознавшего свою связь с предками, ответственность перед потомками, невозможно заставить слепо повиноваться кому бы то ни было. Он всегда будет анализировать свои поступки, оценивать их с позиции своей причастности к истории.

  Поэтому для того, чтобы подчинить народ, система старается в первую очередь уничтожить память, порвать связь между поколениями. Воплощением этой связи с предками являются могилы отцов и дедов.  В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» стараясь сломать, подавить народ, чеченцев, разоряют их кладбище. Священными для них надгробными плитами мостят дорогу.  Куда может привести она? Только в бездну. Но этого мало. Людей увозят с родных мест; увозят с семьями, с детьми, чтобы те не узнали своей земли, своих предков.  На их место привозят детей – сирот. Они тоже не пустят здесь корней, эта земля, эти горы не станут им Родиной. Так сознательно в людях уничтожалась память.

  Александр Твардовский пишет о невозможности этого:

«Забыть, забыть велят безмолвно.

Велят в забвенье утопить

Живую боль. И чтобы волны над ней сомкнулись.  Боль  - забыть!

Забыть родных и близких лица

Все то, что сном давнишним будь,

Дурною, дикой небылицей,

Так и ее – поди забудь»

  И не имеет значения, специально это делается, или бездумно и безответственно уничтожают память, но результат такого отношения к истории один – несчастье.

  Так происходит в произведении Валентина Распутина «Прощанье с Матерой». Во время строительства ГЭС затапливается небольшая деревенька на острове. Да, это необходимо, да, жителей в ней осталось мало, да, им всем дают новое благоустроенное жилье. Но их срывают с родных мест. Разделяют, разобщают, разоряют святые для них могилы у них на глазах, чтоб не смущать туристов. Нет сильнее оскорбления для человека, чтящего память предков. Эти люди так привязаны к этим лесам, лугам, домам, традициям и порядкам, друг к другу. Но они должны проститься с Матерой. И, прощаясь с ней, они прощаются с тем лучшим, что в них было: с нравственными устоями, традициями, уважением к самим себе. Остается тоска, одиночество и неприкаянность. Пустота.

  Кто-то, как Иван Петрович, герой повести «Пожар», переехав, и вдали от родины сохраняет в себе человечность, достоинство, совесть. Многие же, оторвавшись от родных мест, теряют человеческий облик. В их сердцах пылает разрушительное пламя злобы и корысти, они готовы опуститься даже до мародерства. Потеряв связь с предками, они ни перед кем не ответственны, им не перед кем не стыдно.

  Проблема потери связи со своими истоками тесно связана с проблемой нравственности, с проблемой национального самосознания и самоуважения.  

   Все эти произведения заставляют нас вспомнить о своей истории, о народе, который все это пережил и выстоял, о том, что все мы являемся частью этого народа, этой страны.

   Что же дает человеку это понимание? В душе рождается гордость за своих предков, за их мужество, трудолюбие и выносливость, за их победы и достижения, за испытания, которые были ими пройдены. И эта гордость придает человеку сил для движения вперед, для решительных шагов, для поступков, которыми потом будут гордиться его дети. Кстати, именно появление своих детей часто заставляет людей вспоминать и начинать интересоваться своими корнями. Хочется рассказать ребенку, чем известен и славен его род. И не обязательно иметь в роду великих и известных героев. Наша страна так много всего пережила, так много достигла, так много преодолела, что каждый ее гражданин причастен ко всей ее истории, каждые является ее частичкой, каждый посильно внес свои силы, труд, знания в ее успехи. И чем больше человек знает историю своей страны, тем больше у него есть причин для гордости, уверенности в себе.

 

 

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам»

А.С. Пушкин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века

Тема «маленького человека» – одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков....

Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.

Конспект урока по литературе 11 класс. Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» . К конспект  урока сопровожается презентацией....

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить уче...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Контрольная годовая работа по литературе на тему "Итоговый тест по русской литературе", 6 класс

Итоговый тест по литературе (6 класс) проводится в конце учебного года для проверки уровня усвоения учащимися учебного материала по программе " Уроки литературы в 6 классе"...