Задания по теме "Постсоветская Россия. Ельцин Б.Н."
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Морозюк Анна Николаевна

В формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eltsin.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме

«Россия в 1992 — 1999 гг.»

1 вариант

1. Что из перечисленного характеризует экономическую ситуацию в России 1992–1999-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю

2) проведение ваучерной приватизации

3) разработка пятилетних планов развития народного хозяйства

4) развитие рынка ценных бумаг

5) либерализация цен

  1. высокие темпы развития машиностроения

2. Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С. А. Филатову — главе президентской администрации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить работу Верховного Совета, объявить новые выборы, и провести референдум по Конституции. Филатову поручено продумать политический сценарий предстоящих событий. Сергей Александрович сказал, что всё это вызывает у него серьёзное беспокойство. Спросил, какова моя точка зрения.

После того как Верховный Совет открыто проигнорировал ясно выраженную апрельским референдумом волю народа к продолжению реформ и отверг одну за другой все попытки найти между двумя ветвями власти разумный компромисс, неизбежность подобного решения была очевидной. <...>Принимаю решение о необходимости обратиться к москвичам за поддержкой».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Президент, о котором говорится в тексте, — Б. Н. Ельцин.

2) Описываемая в тексте ситуация относится к 1991 г.

3) Одним из участников событий, о которых говорится в тексте, был Р.И. Хасбулатов.

4) Конфликт, о котором говорится в тексте, удалось разрешить мирным, ненасильственным путём.

5) Автор воспоминаний крайне негативно оценивает действия президента.

  1. В конфликте, о котором говорится в тексте, победу одержали сторонники президента.

3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы А,Б,В. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из Указа Президента РФ.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политике всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме … Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и всё более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.

В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

Конституционная реформа в Российской Федерации практически свёрнута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

В текущей работе Верховного Совета систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

Таким образом разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Ещё не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации».

А. Укажите год, когда был издан этот указ. Назовите Президента, подписавшего этот указ. Назовите политического деятеля, занимавшего в это время пост Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации.

Б. Как автор указа оценивает роль Верховного Совета в реализации социально-экономических реформ, проводимых в стране? Каково, по мнению автора, отношение Верховного Совета к конституционной реформе? В чём, по мнению автора, состоит нарушение депутатами правил голосования?

В. Назовите любые три положения данного указа, не вошедшие в приведённый отрывок.

  1. В начале 1992 г. российское правительство под руководством Е.Т. Гайдара приступило к широкому реформированию страны и её экономики. Населению обещалось, что за счёт перехода к рыночной экономике будет вскоре обеспечено материальное благосостояние. Однако уже через год большинство населения критически относилось к реформам Е.Т. Гайдара. Приведите не менее трех объяснений, почему сформировалось такое отношение к реформам.

Проверочная работа по теме

«Россия в 1992 — 1999 гг.»

2 вариант

1. Что из перечисленного характеризует последствия проведения экономических реформ в России начала 1990-х гг.? Выберите три ответаи запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) высокие темпы развития машиностроения

2) резкое снижение роли продажи нефти и газа за границу в формировании доходов государства

3) насыщение рынка товарами массового потребления

4) развитие рынка ценных бумаг

5) гиперинфляция

  1. запрет на хождение иностранной валюты внутри страны

2. Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С. А. Филатову — главе президентской администрации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить работу Верховного Совета, объявить новые выборы, и провести референдум по Конституции. Филатову поручено продумать политический сценарий предстоящих событий. Сергей Александрович сказал, что всё это вызывает у него серьёзное беспокойство. Спросил, какова моя точка зрения.

После того как Верховный Совет открыто проигнорировал ясно выраженную апрельским референдумом волю народа к продолжению реформ и отверг одну за другой все попытки найти между двумя ветвями власти разумный компромисс, неизбежность подобного решения была очевидной. <...>Принимаю решение о необходимости обратиться к москвичам за поддержкой».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Президент, о котором говорится в тексте, — Б. Н. Ельцин.

2) Описываемая в тексте ситуация относится к 1991 г.

3) Одним из участников событий, о которых говорится в тексте, был Р.И. Хасбулатов.

4) Конфликт, о котором говорится в тексте, удалось разрешить мирным, ненасильственным путём.

5) Автор воспоминаний крайне негативно оценивает действия президента.

  1. В конфликте, о котором говорится в тексте, победу одержали сторонники президента.

3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы А,Б,В. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из Указа Президента РФ.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политике всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме … Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и всё более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.

В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

Конституционная реформа в Российской Федерации практически свёрнута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

В текущей работе Верховного Совета систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

Таким образом разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Ещё не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации».

А. Укажите год, когда был издан этот указ. Назовите Президента, подписавшего этот указ. Назовите политического деятеля, занимавшего в это время пост Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации.

Б. Как автор указа оценивает роль Верховного Совета в реализации социально-экономических реформ, проводимых в стране? Каково, по мнению автора, отношение Верховного Совета к конституционной реформе? В чём, по мнению автора, состоит нарушение депутатами правил голосования?

В. Назовите любые три положения данного указа, не вошедшие в приведённый отрывок.

4. В начале 1992 г. российское правительство под руководством Е.Т. Гайдара приступило к широкому реформированию страны и её экономики. Населению обещалось, что за счёт перехода к рыночной экономике будет вскоре обеспечено материальное благосостояние. Однако уже через год большинство населения критически относилось к реформам Е.Т. Гайдара. Приведите не менее трех объяснений, почему сформировалось такое отношение к реформам.

Задание по теме «Постсоветская Россия»

1 вариант

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Реформы Е. Гайдара оказали благотворное влияние на развитие экономики России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

Задание по теме «Постсоветская Россия»

2 вариант

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как "шоковая терапия", способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

Ответы

1 вариант

2 вариант

1. 245

2. 136

1. 345

2. 136

3.

А.1) год — 1993 г.;

2) Президент — Б. Н. Ельцин;

    3) Председатель Совета Министров — В. С. Черномырдин.

Б. 1) ответ на первый вопрос: Верховный Совет противодействует осуществлению социально-экономических реформ;

2) ответ на второй вопрос: Верховный Совет препятствует принятию новой Конституции;

  1. ответ на третий вопрос: практикуется голосование за отсутствующих депутатов

В. Положения:

1) прекращение полномочий депутатов Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ;

2) прекращение созывов Съездов народных депутатов РФ и сессий Верховного Совета РФ;

3) разработка единого согласованного проекта Конституции Российской Федерации;

4) проведение референдума по новой Конституции;

  5) проведение выборов в Государственную думу (начало формирования нового двухпалатного парламента России)

3.

А.1) год — 1993 г.;

2) Президент — Б. Н. Ельцин;

    3) Председатель Совета Министров — В. С. Черномырдин.

Б. 1) ответ на первый вопрос: Верховный Совет противодействует осуществлению социально-экономических реформ;

2) ответ на второй вопрос: Верховный Совет препятствует принятию новой Конституции;

  1. ответ на третий вопрос: практикуется голосование за отсутствующих депутатов

В. Положения:

1) прекращение полномочий депутатов Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ;

2) прекращение созывов Съездов народных депутатов РФ и сессий Верховного Совета РФ;

3) разработка единого согласованного проекта Конституции Российской Федерации;

4) проведение референдума по новой Конституции;

  5) проведение выборов в Государственную думу (начало формирования нового двухпалатного парламента России)

4. Могут быть приведены следующие объяснения: реформы Е.Т. Гайдара привели к тому, что

- резко сократилось отечественное производство;

- выросла безработица;

- усилилась внешняя зависимость страны;

- большая часть населения оказалась за чертой бедности;

- были свёрнуты многие социальные программы государства;

- произошёл рост разрыва между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения;

- выросло число беспризорников и лиц без определённого места жительства (бомжей);

- ухудшилось материальное положение большей части интеллигенции (учителей, врачей, научных работников);

4. Могут быть приведены следующие объяснения: реформы Е.Т. Гайдара привели к тому, что

- резко сократилось отечественное производство;

- выросла безработица;

- усилилась внешняя зависимость страны;

- большая часть населения оказалась за чертой бедности;

- были свёрнуты многие социальные программы государства;

- произошёл рост разрыва между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения;

- выросло число беспризорников и лиц без определённого места жительства (бомжей);

- ухудшилось материальное положение большей части интеллигенции (учителей, врачей, научных работников);

15-13 баллов — 5

12-10 баллов — 4

9-6 баллов — 3

5 и менее баллов — 2

Ответы

1 вариант

2 вариант

Аргументы в подтверждение:

1) Россия быстро насытила полки магазинов необходимыми товарами

  1. в стране в результате приватизации сложился класс собственников

Аргументы в опровержение:

1) Резко упали объемы производства в абсолютном большинстве отраслей хозяйства

2) появилась безработица

  1. снизился уровень жизни

4 балла — 5

3 балла — 4

2 — 1 баллов — 3

0 баллов — 2

1) в подтверждение, например:

– либерализация торговли и отпуск цен позволили насытить рынок товарами и продуктами первой необходимости

и ликвидировать угрозу голода;

– ваучерная приватизация государственной собственности, начатая в этот период, положила начало процессу формирования слоя собственников;

– сокращение государственных расходов бюджета на закупки вооружения высвобождало средства для инвестиций в рыночные проекты;

– «отпуск цен» в ходе «шоковой терапии» обеспечил ликвидацию «денежного навеса» (избытка денежной массы в сфере обращения) и баланс функционирования рынка;

– либерализация торговли содействовала развитию российского рынка в сфере импортных операций;

– ваучерная приватизация заложила основы для возникновения мелкого и среднего предпринимательства, что способствовало оживлению экономической деятельности, наполнению рынка товарами, снижению остроты проблемы занятости, увеличению доходов некоторых слоёв населения;

2) в опровержение, например:

– отпуск цен привёл к беспрецедентному их росту в сфере потребительского рынка, оптового рынка на продукцию промышленных предприятий, к росту закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, росту тарифов на коммунальные и другие услуги;

– политика «шоковой терапии», приведшая к резкому падению реальных доходов населения и обесценивание денежных накоплений в банке, сузила внутренний потребительский рынок, что обострило кризисные явления в экономике;

– в результате либерализации внешнеэкономической деятельности импорт товаров стал основным источником формирования внутреннего рынка продовольствия и товаров, не выдерживавших конкуренции, наводнения его некачественной продукцией;

– отсутствие правовой базы, таможенного контроля со стороны государства, чёткой системы налогообложения способствовали созданию спекулятивных капиталов;

– отсутствие строгой регламентации приватизационной деятельности со стороны государства привело к формированию крупных капиталов в сырьевых отраслях страны и бесконтрольному вывозу их за рубеж, что резко сократило бюджетные доходы

и обострило кризис производства;

– часть ваучеров, вложенных в акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), стала объектом финансовых махинаций, породив неплатёжеспособных собственников, рост количества теневых сделок в финансовой и других сферах экономики;

– политика «шоковой терапии» содействовала формированию «быстрых» капиталов в среднем и малом бизнесе в сфере услуг, пищевой промышленности, но не в наукоёмких отраслях промышленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Карточки-задания по истории России по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса

Предлагаемые карточки содержат разнообразные задания — от вопросов воспроизводящего характера до направленных на анализ текста, а также тесты и задания проблемного характера. Карточки-задани...

Олимпиадные задания по истории России 6 класс

Тестовые задания, кроссворды....

Индивидуальные задания по истории. Россия в 1900-1916 гг.

ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого профессора. Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть ...

Тренировочное задание по географии России.

Задания тренируют умение работать с картой, запоминать города РФ и их местоположения....

Зачетные задания по истории России ХХ в., тема «Россия в 1900-1916 гг.»

Тестовые задания составлены для проведения зачета по истории России по теме "Россия в 1900-1916 гг."...

Урок истории. Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н. 11 класс.

Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н...