Рабочая программа по экономике
рабочая программа

Райкова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИКА         11 КЛАСС  (34 ч)

п/п

№ урока в разделе

Название раздела/ урока

Сроки проведения

примечание

план

факт

Раздел 11 . Измерение результатов экономической деятельности (ч4)

1

11.1

Что такое ВВП

3-7.09

2

11.2

Как исчисляется ВВП

10-14.09

3

11.3

Национальный доход

17-21.09

4

11.4

Номинальный и реальный ВВП

24-28.09

Раздел 12. Экономический рост и экономическое развитие (2 ч) 1 к/р

5

12.1

Содержание экономического роста Факторы экономического роста

1-5.10

6

12.2

Контрольная работа №1 по теме "Измерение ВВП"

8-12.10

Раздел 13. Макроэкономическое равновесие (3 ч)

7

13.1

Совокупный спрос и совокупное предложение

15-19.10

8

13.2

Доход, потребление и сбережение

22-26.10

9

13.3

Сбережения и инвестиции

6-9.11

Раздел 14. Экономический цикл. Занятость и безработица (2ч)

10

14.1

Механизм экономического цикла

12-16.11

11

14.2

Занятые и безработные

19-23.11

Раздел  15. Деньги и банковская система (3 ч) 1к/р

12

15.1

Роль денег и их свойства

26-30.11

13

15.2

Коммерческие банки

3-7.12

14

15.3

Контрольная работа №2 "Функции банков"

10-14.12

Раздел  16.  Инфляция (2 ч)

15

16.1

Инфляция и ее измерение

17-21.12

16

16.2

Формы инфляции

24-28.12

Раздел  17. Государственное регулирование экономики (3 ч)

17

17.1

Бюджетно-финансовая политика

14-18.01

18

17.2

Государственный долг

21-25.01

19

17.3

Монетарная политика

28.01-1.02

Раздел  18. Международная торговля и валютный рынок (5ч)

20

18.1

Мировое хозяйство

4-8.02

21

18.2

Структура мирового хозяйства

11-15.02

22

18.3

Международная торговля

18-22.02

23

18.4

Внешнеторговая политика

25.02-1.03

24

18.5

Валютный рынок

4-7.03

Раздел  19. Международное движение капиталов (6 ч)

25

19.1

Международное движение капиталов

11-15.03

26

19.2

Платежный баланс

18-22.03

27

19.3

Международная экономическая интеграция

1-5.04

28

19.4

Расчет ВВП и ВНП. Решение экономических задач

8-12.04

29

19.5

Инфляция. Решение экономических задач

15-19.04

30

19.6

 Кредитно-денежная политика. Решение экономических задач

22-26.04

Раздел  20. Резерв (4ч)  1 к/р

31

20.1

     Административная контрольная работа

29.04-3.05

32

20.2

Повторение. Экономический рост и развитие

6-10.05

33

20.3

Решение заданий в формате ЕГЭ

13-17.05

34

20.4

Решение заданий в формате ЕГЭ

20-24.05

        



Предварительный просмотр:

Раздел 1. Предмет и метод экономической науки  (3 ч)

1

1.1

Безграничность потребностей человека

4.09-8.09

2

1.2

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей

11.09-15.09

3

1.3

Фундаментальные проблемы экономики

18.09-22.09

Раздел  2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика(2ч) 1 КР

4

2.1

Функции рынка. Конкуренция и ее роль в рыночной системе

25.09-29.09

5

2.2

Контрольная работа №1 по теме  «Рыночная и смешанная система хозяйствования»

2.10-6.10

Раздел 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие (2 ч)

6

3.1

Спрос. Определение спроса.  Величина спроса

16.10-20.10

7

3.2

Реакция рынка на изменение спроса и предложения

23.10-27.10

Раздел  4. Эластичность спроса и предложения (2ч)

8

4.1

Ценовая эластичность спроса

13.11-17.11

9

4.2

Ценовая эластичность предложения

20.11-24.11

Раздел 5. Поведение потребителя (2ч)

10

5.1

Правило максимизации полезности

4.12-8.12

11

5.2

Бюджетное ограничение

11.12-15.12

Раздел 6. Фирма. Производство и издержки (5ч)

12

6.1

Современная фирма

13

6.2

Общий продукт фирмы

14

6.3

Бухгалтерские и экономические издержки

15

6.4

Общие издержки фирмы

25.12-28-12

16

6.5

Оптимальный размер фирмы

25.12-28-12

Раздел 7. Предпринимательство( 5ч)

17

7.1

Индивидуальное предпринимательство в РФ и других странах

22.01-26.01

18

7.2

Организационно-правовые нормы предпринимательства

29.01-2.02

19

7.3

Менеджмент

29.01-2.02

20

7.4

Маркетинг и его основные элементы

29.01-2.02

21

7.5

Я – будущий предприниматель

5.02-9.02

Раздел  8. Рынки факторов производства и распределение доходов(5ч) 1 КР

22

8.1

Особенности рынков факторов производства

26.02-2.03

23

8.2

Спрос и предложение труда

26.02-2.03

24

8.3

Рынок землепользования

26.02-2.03

25

8.4

Капитал и процент

5.03-9.03

26

8.5

Процент. Ставка процента

5.03-9.03

Раздел 9 . Конкуренция и рыночные структуры(7 ч) 1 КР

27

9.1

Конкурентноспособность фирмы

2.04-6.04

28

9.2

Типы рыночных структур

2.04-6.04

9.04-13.04

29

9.3

Совершенная конкуренция

9.04-13.04

30

9.4

Монополия. Естественная монополия

16.04-20.04

31

9.5

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость

16.04-20.04

23.04-27.04

32

9.6

Монополистическая конкуренция

23.04-27.04

33

9.7

Контрольная работа № 2  по теме «Рыночные структуры»

2.05-4.05

Раздел 10. Резерв (2 ч)

34

10.1

Административная контрольная работа

35

10.2

Повторение . Решение заданийв формате ЕГЭ

21.05-30.05

11 КЛАСС

п/п

№ урока в разделе

Название раздела/ урока

Сроки проведения

примечание

план

факт

Раздел 11 . Измерение результатов экономической деятельности (8ч)

1-2

11.1-11.2

Что такое ВВП

3-4

11.3-11.4

Как исчисляется ВВП

5-6

11.5-11.6

Национальный доход



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г.Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры учителей

гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от

«29» августа 2017 г.

Утверждена

Приказ № 1

 От «29» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО        ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

11 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОДИН ГОД

составлена на основе  примерной программы среднего общего образования,  программы по обществознанию Л.Н.Боголюбова для 10-11 класса.  

  учителем истории и обществознания Райковой Н.А

                         

г.Оха

2017 год

РАЗДЕЛ 1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.                          
       ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • владение навыками редактирования текста;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности

РАЗДЕЛ 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа рассчитана на 68 часов(2урока в неделю из расчета 34 учебных недель). В связи с особенностями климата в рабочей программе по обществознанию предусмотрено сокращение на 6 часов (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям, карантина по ОРВИ и гриппу и пр.).

В итоге по плану:

11 класс обществознание – 62 часа     Резерв – 6 часов

Раздел 1. Экономическая жизнь общества (26ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема. Уровень жизни. Социальная структура общества. Экономика и политика.

Экономика6 наука и хозяйство. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Относительная и абсолютная величины. ВНП и ВВП.

Экономический рост и развитие.  Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономическое развитие и циклы.  Причины циклического развития.

Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Законы спроса и предложения.  Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.

Фирма в экономике. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства.  Налоги, уплачиваемые предприятиями.

 Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности. Как открыть свое дело.

Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Экономика и государство. Экономические функции государства. Государственное регулирование рыночной экономики.  Монетарная политика. Фискальная политика.

Финансы в экономике. Банковская система. Финансовые институты: Пенсионный фонд, Инвестиционные кампании, Страховые кампании, Фондовые биржи. Инфляция: виды, причины и последствия.

Занятость и безработица. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные проблемы экономики.

Экономическая культура.  Сущность и структура. Экономические отношения и интересы.  Экономическая свобода и социальная ответственность.  Связь экономической культуры и деятельности.  Рациональное поведение участников экономической деятельности.  Формы сбережений.

Раздел 2. Социальная сфера (16ч)

Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация.  Социальная мобильность.  Социальные интересы.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Виды социальных норм.  Социальный контроль. Девиантное поведение. Преступность.

Нации и межнациональные отношения.  Что объединяет людей в нацию. Россия – многонациональное общество и единый народ. . межнациональные конфликты и пути ихи преодоления. Пути межнационального сближения.  Национальная политика в России.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи.  Семья в современном обществе. Бытовые отношения.

Гендер – социальный пол. Гендерные стереотипы и роли.  Гендерные отношения в современном обществе.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа.  Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения.  Возрастной состав численности населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.

Раздел 3. Политическая жизнь общества (20)

Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты.  Политические отношения. Политическая власть.

Политическая система.  Структура и функции политической системы.  Государство в политической системе.  Политический режим.  Демократические перемены в россии.

Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Гражданское общество.  Местное самоуправление.

Демократические выборы.  Избирательная система.  Типы избирательных систем.  Избирательная кампания.

Политические партии и партийные системы. Политические партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.

Политическая элита и политическое лидерство. Ролевые функции политического лидера. Типы лидерства.

Политическое сознание.  Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии.  Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.

Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения.  Политический терроризм. Регулирование политического поведения.

Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие.  Политическая культура.

Раздел 4. Резерв (6ч)

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

По организации обучения: очная.

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (индивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная).

По месту обучения: школьная, внешкольная.

По продолжительности: академический час (45 мин).

По специфике взаимодействия педагога и учащихся:  классно-урочная.

Перечень контрольных работ:

Контрольная работа №1 по теме  «Экономическая жизнь общества»

Контрольная работа №2 по теме «Социальная сфера»

Контрольная работа №3 по теме «Политическая жизнь общества»

РАЗДЕЛ Ш

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по обществознанию в 11 классе (2 урока в неделю, итого 68 часов)

Учебник: Обществознание, 11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.; под ред. Боголюбова Л.Н. Издательство М.: Просвещение, 2014г.

п/п

№ урока в разделе

Название раздела/ урока

Сроки проведения

примечание

план

факт

Раздел 1. Экономическая жизнь общества (26ч) к/р 1

   1-2

1.1-1.2

Роль экономики в жизни общества

3.09-7.09

   3-4

1.3-1.4

Экономика как наука и хозяйство

10.09-14.09

   5-6

1.5-1.6

Экономический рост и развитие

17.09-21.09

   7-8

1.7-1.8

Рыночные отношения в экономике

24.09-28.09

  9-10

1.9-1.10

Фирма в экономике

1.10-5.10

11-12

1.11-1.12

Правовые основы предпринимательской деятельности

8.10-12.10

13-14

1.13-1.14

Слагаемые успеха в бизнесе

15.10-19.10

15-16

1.15-1.16

Экономика и государство

22.10-26.10

17-18

1.17-1.18

Финансы в экономике

6.11-9.11-

19-20

1.19-1.20

Занятость и безработица

12.11-16.11

21-22

1.21-1.22

Мировая экономика

19.11-23.11

23-24

1.23-1.24

Экономическая культура

26.11-30.11

25-26

1.25-1.26

Контрольная работа №1 по теме  «Экономическая жизнь общества»

3.12-7.12

Раздел 2. Социальная сфера (16ч) к/р 1

27-28

2.1-2.2

Социальная структура общества

10.12-14.12

29-30

2.3-2.4

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

17.12-21.12

31-32

2.5-2.6

Нации и межнациональные отношения

24.12-26.12

33-34

2.7-2.8

Семья и быт

14.01-18.01

35-36

2.9-2.10

Гендер – социальный пол

21.01-25.01

37-38

2.11-2.12

Молодежь в современном обществе

28.01-1.02

39-40

2.13-2.14

Демографическая ситуация в современной России

4-8.02

41-42

2.15-2.16

Контрольная работа №2 по теме «Социальная сфера»

11-15.02

Раздел 3. Политическая жизнь общества (20) 1 к/р

43-44

3.1-3.2

Политика и власть.

18-22.02

45-46

3.3-3.4

Политическая система.  

4-8.03

47-48

3.5-3.6

Гражданское общество и правовое государство.

11-15.03

49-50

3.7-3.8

Демократические выборы

18.03-22.03

51-52

3.9-3.10

Политические партии и партийные системы.

25-29.03

53-54

3.11-3.12

Политическая элита и политическое лидерство

1.04-5.04

55-56

3.13-3.14

Политическое сознание.  

57-58

3.15-3.16

Политическое поведение.

8.04-12.04

59-60

3.17-3.18

Политический процесс и культура политического участия.

15.04-19.04

61-62

3.19-3.20

Контрольная работа №3 по теме «Политическая жизнь общества»

22.04-26-04

Раздел 4. Резерв (6ч)

63-64

4.1

Экономическая жизнь общества

29.04-3.05

65-66

4.2

Административная контрольная работа. Социальная сфера

6-10.05

67-68

4.3

Политическая жизнь общества

13-17.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г.Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры учителей

 гуманитарных дисциплин

Протокол № 1от«29 » августа 2017г.

Утверждена

Приказ № 244 - ОД  от

«29» августа         2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

6 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОДИН  ГОД

   

Составлена на основе программы по обществознанию для общеобразовательных организаций 5-9 классы Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Москва, Просвещение, 2016 г.

Составила: учитель истории и обществознания Райкова Н.А.

                                             

г.Оха

2018 г.

РАЗДЕЛ I.

Цели  изучения учебного предмета (курса).

              Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
  • углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

                              Планируемые результаты  изучения учебного   предмета:                                                                              Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.                                                    

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; объяснение изученных положений на конкретных примерах; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.                                                              

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной 

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой 

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  эстетической 

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;   коммуникативной 
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Раздел II.

содержание учебного предмета обществознание

         Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, из расчета 34 учебных недели). В связи с особенностью климата в рабочей программе по обществознанию предусмотрено сокращение на 3 часа (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по  метеоусловиям, карантина по ОРВИ и гриппу и т.д.)

Раздел 1. Человек в социальном измерении. (11 ч)

        Введение. Что мы уже знаем и умеем. Чем будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

           Человек-личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

        Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

        Человек и его деятельность. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

        Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

        На пути к жизненному спеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Раздел 2. Человек среди людей. (9 ч)

           Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

        Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

        Общение. Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

        Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное поведение. Конструктивное разрешение конфликтов. Как победить обиду и установить контакт.

Раздел 3. Нравственные основы жизни. (8 ч) 

        Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

        Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

        Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Раздел 4. Резерв (3 ч).

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

По организации обучения: очная.

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (индивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная).

По месту обучения: школьная, внешкольная.

По продолжительности: академический час (45 мин).

По специфике взаимодействия педагога и учащихся:  классно-урочная.

                                 

Перечень контрольных работ:

Контрольная работа № 1 по теме «Человек в социальном измерении».

Контрольная работа № 2 по теме «Человек среди людей».

Контрольная работа № 3 по теме «Нравственные основы жизни».


РАЗДЕЛ III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по обществознанию в 6 классе, на 2017 – 2018 учебный год.

(1 час в неделю всего 34 часа)

Учебник: Обществознание.6  класс: учебник для общеобразовательных организаций

 Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.,  Котова О.А.,  Лискова Т.Е.,

Матвеев А.И., Рутковская Е.Л.; под  ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.,М.: Просвещение, 2016.

п/п

№ урока в разделе

Название раздела/ урока

Сроки проведения

примечание

план

факт

Раздел 1. Человек в социальном измерении. (11 ч), в том числе 1 к/р

1.

1.1

Введение. Что предстоит изучить в новом учебном году.

3-7.09

2.

1.2

Человек – личность.

10-14.09

3.

1.3

Человек познаёт мир.

17-21.09

4.

1.4.

Человек и его деятельность.

24-28.09

5.

1.5

Человек и его деятельность.

01-05.10

6.

1.6

Потребности человека.

08-12.10

7.

1.7

На пути к жизненному успеху.

15-19.10

8.

1.8

На пути к жизненному успеху.

22-26.10

9.

1.9

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

06-9.11

10.

1.10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении».

12-16.11

11.

1.11

Контрольная работа № 1 по теме «Человек в социальном измерении».

19-23.11

Раздел 2. Человек среди людей. (9 ч), в том числе 1 к/р

12.

2.1

Межличностные отношения.

26-30.12

13.

2.2

Человек в группе.

3-7.12

14.

2.3

Общение.

10-14.12

15.

2.4

Общение.

17-21.12

16.

2.5

Конфликты в межличностных отношениях.

24-26.12

17.

2.6

Конфликты в межличностных отношениях.

14-18.01

18.

2.7

Практикум по теме «Человек среди людей».

21-25.01

19.

2.8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей»

28-01.02

20.

2.9

Контрольная работа № 2 по теме «Человек среди людей».

04-08.02

Раздел 3. Нравственные основы жизни. (11 ч), в том числе 1 к/р

21.

3.1

Человек славен добрыми делами.

11-15.02

22.

3.2

Учимся делать добро.

18-21.02

23.

3.3

Будь смелым.

25-01.03

20.03

24.

3.4

Смелость и отвага.

04-08.03

25.

3.5

Человек и человечность.

11-15.03

Объединить

03.04

26.

3.6

Человек и человечность.

18-22.03

27.

3.7

Практикум по теме» Нравственные основы жизни»

01-05.04

Объединить

10.04

28.

3.8

Практикум по теме» Нравственные основы жизни»

08-12.04

29.

3.9

Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

15-19.04

17.04

30.

3.10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни».

22-26.04

24.04

31.

3.1

Контрольная работа № 3 по теме «Нравственные основы жизни»

01-03.05

8.05

Раздел 4. Резерв (3 ч.), в том числе 1 к/р

32.

4.1

Человек и его деятельность

6-10.05

33.

4.2

Административная контрольная работа

13-17.05

34.

4.3

Нравственные основы жизни

20-24.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г.Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры учителей

гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от

«29» августа 2017 г.

Утверждена

Приказ № 1

 От «29» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                     ПО  ИСТОРИИ

10 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ,

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

                                                        ОДИН ГОД

Составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории учителем истории и обществознания Райковой Н.А.,

г.Оха

 2017 г

РАЗДЕЛ 1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

  • Задачи изучения истории в основной школе:
  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


РАЗДЕЛ 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю из расчета 34 учебных недель). В связи с особенностями климата в рабочей программе по истории предусмотрено сокращение на 2 часа (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям, карантина по ОРВИ и гриппу и пр.).

В итоге по плану:

10 класс История  – 66 ч           Резерв – 2 ч

Раздел 1. Пути и методы познания истории (3ч)

История в системе гуманитарных наук.  Пути и методы познания истории. История России - часть мировой истории. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний

Раздел 2. От первобытной эпохи к цивилизации (6 ч.)

Первобытная эпоха. Неолитическая революция. Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации. Возвышение Рима. Города-государства Греции и Италии

 

Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века (18 ч.)

Политическая раздробленность Руси. Распад Древнерусского государства.

Культура Руси в X -начале XIII в. Западная Европа в XΙΙ – XΙΙΙ вв.

Общественно-политическое развитие государств Европы. Духовная жизнь европейского Средневековья. Борьба Руси за независимость вXIII в.Монголо-татарское нашествие на Русь. Натиск врагов на северо-западных границах России. Возрождение Руси. Русь и Орда при Александре Невском. Возвышение Москвы. Борьба Твери и Москвы за первенство. Иван Данилович Калита. Открытая борьба с Ордой. Куликовская битва. В борьбе за единство и независимость. Феодальная война на Руси. Образование Русского централизованного государства. Иван III.Расширение земель Московского государства. Формирование новой системы управления страной. Хозяйство и люди. Правление Василия III.Культура и быт в XIV –XVвв.

Раздел 4. Россия и мир на рубеже Нового времени конец 15-17 века (11 ч.) 

Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия. Завоевание Америки.

Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации. Абсолютизм, религиозные войны и  новая система международных отношений в Европе. Россия в XVI в.Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV.Сущность опричнины. Конец династии Рюриковичей. Новые явления в русской культуре. Смутное время.

Сущность и причины Смуты рубежа XVI –XVIIв. в. Кризис общества и государства.

Второе ополчение. Спасители России. Новые черты старой России.

Россия после Смуты. Укрепление военной мощи страны и внешняя политика. Новые черты в жизни России. Социальные протесты. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Культура и быт России в XVII в.

Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации (10 ч)  

 Эпоха Петра I. Внешняя политика Петра 1. Реформы Петра 1.

Царь и народ Эпоха дворцовых переворотов. Правление Елизаветы Петровны

Расцвет дворянской империи в годы правления  Екатерины II.

Россия в первое время правления Екатерины II. От либерализации к централизации власти. Экономика и население России во второй половине XVIIIв.

Внешняя политика России. Культура и быт россиян во второй половине XVIII века

Первые буржуазные революции .Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

Раздел 6. Россия и мир в конце 18-19 в (18ч)  

 Война за независимость в Северной Америке Россия в эпоху дворцовых переворотов

Великая французская революция и ее последствия для Европы. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Страны Европы: облик и противоречия промышленной эпохи.

Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX века.Наука и искусство в XVIII — XIX вв.Страны континентальной Европы в период промышленного развития

Страны западного полушария в XIX в. Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока.

Завершение колониального раздела мира. Россия и мир в XΙX в.

Раздел 7. Резерв  (2)

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

По организации обучения: очная.

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (индивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная).

По месту обучения: школьная, внешкольная.

По продолжительности: академический час (45 мин).

По специфике взаимодействия педагога и учащихся:  классно-урочная.

Перечень контрольных работ:

Контрольная работа № 1 по теме «Россия в 18 веке»

Контрольная работа №2 по теме  «Россия в 19 веке»


РАЗДЕЛ Ш

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по истории в 10 классе на 2017-2018 уч. г. (2часа в неделю, всего 68часов)

  Учебник:. Сахарова А.Н,. Загладина Н.В История с древнейших времен до конца 19 века для 10 класса базовый уровень, Москва «Русское слово-учебник»,  2014 г.

п/п

№ урока в разделе

Название раздела/ урока

Сроки проведения

примечание

план

факт

Раздел 1. Пути и методы познания истории (3ч)

1.1

Этапы развития исторического знания

4.09-8.09

1.2

Основы исторической науки

4.09-8.09

1.3

Россия во всемирной истории

11.09-15.09

Раздел 2. От первобытной эпохи к цивилизации (6 ч.)

2.1

У истоков рода человеческого

11.09-15.09

2.2

Государство Древнего Востока

18.09-22.09

2.3

Культура стран Древнего Востока

18.09-209

2.4

Цивилизация Древней Греции

25.09-29.09

2.5

Древнеримская цивилизация

25.09-29.09

2.6

Культурно - религиозное наследий античной цивилизации

2.10-6.10

Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века (18 ч.)

3.1

Европа в эпоху раннего средневековья

2.10-6.10

3.2

Рождение исламской цивилизации

9.10-13.10

3.3

Славяне в раннем Средневековье

9.10-13.10

3.4

Образование Древнерусского государства

16.10-20.10

3.5

Расцвет Древней Руси

16.10-20.10

3.6

Социально-экономическое развитие Древней Руси

23.10-27.10

3.7

Политическая раздробленность Руси

23.10-27.10

3.8

Культура Руси 10 нач.13 в.в.

7.11-10.11

3.9

Католический мир на подъеме

7.11-10.11

3.10

Государства Азии в период европейского Средневековья

13.11-17.11

3.11

Монгольское нашествие на Русь

13.11-17.11

3.12

Русь между Востоком и Западом

20.11-24.11

3.13

Западная Европа 14-15 в.в.

20.11-24.11

3.14

Европейская культура, наука, техника в Средние века

27.11-1.12

3.15

Мир за пределами Европы в Средние века

27.11-1.12

3.16

Возвышение новых русских центров

4.12-8.12

3.17

Эпоха Куликовской битвы

4.12-8.12

3.18

Междоусобная война на Руси

11.12-15.12

Раздел 4. Россия и мир на рубеже Нового времени конец 15-17 века (11 ч.)

4.1

На заре новой эпохи

11.12-15.12

4.2

Западная Европа: новый этап развития

18.12-22.12

4.3

Тридцатилетняя война, революции в Европе

18.12-22.12

4.4

Образование русского централизованного государства

25.12-28.12

4.5

Правление Ивана 4 Грозного

25.12-28.12

4.6

Культура и быт России в 14-16 в.в.

10.01-12.01

4.7

Смутное время на Руси

10.01-12.01

4.8

Россия при первых Романовых

15.01-19.01

4.9

Экономичное и общественное развитие России в 17 веке

15.01-19.01

4.10

Россия накануне преобразований

29.01-2.02

4.11

Культура и быт России в 17 веке

29.01-2.02

Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации (10 ч) к/р 1

5.1

Промышленный переворот в Англии

5.02-9.02

5.2

Эпоха просвещения и просвещенный абсолютизм

5.02-9.02

5.3

Государства Азии в 17-18 вв

12.02-16.02

5.4

Россия при Петре Первом

12.02-16.02

5.5

Россия в период дворцовых переворотов

19.02-22.02

5.6

Расцвет дворянской империи

19.02-22.02

5.7

Могучая внешнеполитическая поступь империи

26.02-2.03

5.8

Экономика и население России во второй половине 18 в

26.02-2.03

5.9

Культура и быт России 18 в

5.03-9.03

5.10

Контрольная работа № 1 по теме «Россия в 18 веке»

5.03-9.03

Раздел 6. Россия и мир в конце 18-19 в (18ч) к/р 1

6.1

Война за независимость в Северной Америке

12.03-16.03

6.2

Великая французская революция

12.03-16.03

6.3

Европа и наполеоновские войны

19.03-23.03

6.4

Россия в начале 19 в.

19.03-23.03

6.5

Россия и Священный союз

2.04-6.04

6.6

Революции в Европе 1820-1840гг

2.04-6.04

6.7

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи

9.04-13.04

6.8

Страны Западного полушария в 19 в.

9.04-13.04

6.9

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

16.04-20.04

6.10

Россия при Николае 1

16.04-20.04

6.11

Воссоединение Италии и объединение Германии

23.04-27.04

6.12

Россия в эпоху реформ Александра 2

23.04-27.04

6.13

Правление Александра 3

2.05-4.05

6.14

Общественно-политическое развитие стран запада

2.05-4.05

6.15

Власть и оппозиция в России середины-конца 19 в

7.05-11.05

6.16

Наука и искусство в 18-19 вв

7.05-11.05

6.17

Золотой век русской культуры

14.05-18.05

6.18

Контрольная работа №2 по теме  «Россия в 19 веке»

14.05-18.05

Раздел 7. Резерв (2ч)

67-68

6.19-6.20

Резерв

21.05-25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике

Рабочая программ по экономике для 2-4  класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...