Главные вкладки

    Классный час "День славянской письменности"
    классный час по литературе (5 класс)

    Жаркова Иоланта Юрьевна

    Разработка классного часа основана на МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ с сайта https://mosmetod.ru Познание родной культуры занимает особое значение в процессе формирования личности. Познание происходит посредством изучения языка. Разработка включает конспект занятия, приложения, презентацию. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ Саввинская СОШ имени С.А. Калабалина,

    классный руководитель Жаркова И.Ю.,

    учитель русского языка,  литературы и истории.

    5 класс, 2018-2019 учебный год

    Классный час «День славянской письменности и культуры»

    Пояснительная записка

    Разработка классного часа основана на МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ с сайта https://mosmetod.ru 

    Познание родной культуры занимает особое значение в процессе формирования личности. Познание происходит посредством изучения языка.  

    Цели:

    • познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
    • показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
    • развивать у учащихся интерес к родной речи, родному языку;
    • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
    • способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
    • развивать у учащихся умение анализировать информацию.

    План работы: слово классного руководителя, сообщение учащегося, работа с терминами, работа с текстом. 

    Мультимедийное сопровождение: презентация

    Ход занятия

    Слово классного руководителя: Дорогие ребята, сегодня все славянские народы отмечают праздник. Какой? Слайд 1

    Предположения учащихся. Сообщение учащегося  №1.  

    Слайд 2: памятник Кириллу и Мефодию в г.Коломна, ключевые слова рассказа учащегося: 24 мая 1985г., славянские народы, церковная традиция, просветители, славянская азбука. 

    Сообщение учащегося  №2

    Чтение учащимся стихотворения №1

    Сообщение учащегося   № 3.

    Слово классного руководителя: Давайте разберемся, все ли вам понятно из рассказов  учащихся, на примерах ключевых слов.

    Работа с терминами и понятиями (Слайды 3-12)

    Кто такой просветитель?

    Просветитель – распространитель знания, просвещения.

    (Толковый словарь Ушакова)

    Какие народы  являются славянскими?

    Восточные славяне: русские, белорусы, украинцы. Южные славяне: сербы, хорваты,  македонцы, болгары. Западные славяне: чехи, словаки, поляки.  

    Какое отношение церковь имеет к празднику?

    1. Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка. То есть языка богослужебных книг.

    2. Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь.

    3. Болгарский черноризец Храбр пишет в летописи о том, что Кирилл и Мефодий создали азбуку в 863 году.

    4. В славянском православии Кирилл (Константин) и Мефодий почитаются как святые равноапостольные  «учи́тели слове́нские».

    Славянская азбука изначально  состояла из  45 букв. С течением времени их количество сократилось.  Рассматриваем раздаточный материал (приложение 1,2): азбука и текст «Острожского букваря». Слайд 12

    Слово классного руководителя: Давайте поразмыслим над некоторыми крылатыми выражениями, возникшими в культуре нашего народа. Слайд 13.

    Рассуждения учащихся. Встречают затруднение при объяснении последнего выражения.

    Слово классного руководителя: А чтобы трактовать правильно значение этого выражения, нужно знать чуть больше о самой азбуке. Только в русском языке существует понятие «азбучная истина»? Что оно означает?  Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В Азбуке, и только в ней, есть содержание. До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.

    Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

    Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди. Азъ - 'я'. Буки (букы) - 'буквы, письмена'. Веди (веде) познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать. Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Аз буки веде - я знаю буквы.

    Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки: Глагол - 'слово', причем не только изреченное, но и написанное. Добро - 'достояние, нажитое богатство'. Есть (есте) - 3-е л., ед.ч. от глагола 'быть'.  Глагол добро есте: слово - это достояние.

    Современный перевод ПОСЛАНИЯ:

    Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь! Слайд 14

    Слово классного руководителя: А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси? Слайд 15

    Работа с текстом (приложение 3). Чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного?

    Рассуждения учащихся.

    Слово классного руководителя: Какие вы знаете пословицы или поговорки о знании или учении?

    Ответы  и размышления учащихся об известных им пословицах и поговорках.  Слайд 16

    Слово классного руководителя: создание славянской азбуки в житии Кирилла описывается как великое чудо и откровение Божие. Азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. Слайд 17

    Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.  В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

    Какие пословицы и поговорки известны вам об этих буквах? Слайд 18

    Рефлексия: Что нового вы узнали на занятии?

    Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других. Слайд 19

    Слово классного руководителя: Закончить занятие предлагаю стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Слово». Вслушайтесь, вдумайтесь, к чему в своем стихотворении нас призывает поэт?

    Чтение учащимся стихотворения №2

    Ответы учащихся: поэт говорит о необходимости беречь наш бессмертный дар – речь.  

    Источники:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/День_славянской_письменности_и_культуры 

    http://ru.wikipedia.org/ 

    http://pkr.orthgymn.ru/textbook/ 

    http://festival.1september.ru/ 

    http://otherreferats.allbest.ru/culture/

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/

    http://www.ikt.oblcit.ru/206/khramchenko/ http://www.websib.ru/~gardarika/bukvi/

    фото – Яндекс.Картинки по запросам: «День славянской письменности», «Кирилл и Мефодий».  



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    Страница из «Острожского букваря» Ивана Федорова (1578) с началом трактата «О письменах»

    «Сказание, какое (которое) составил святой Кирилл Философ. Азбуку по языку славянскому и книги перевел, от греческих на славянский язык. Прежде были славяне еще по сути язычники (погань - от славянского языческий), не имели письмен, но чертами и нарезами читали и гадали».


    Приложение 2

    Приложение 3

    Отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова:

    «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».



    Предварительный просмотр:

    Сообщения учащихся

    Сообщение №1

    О праздновании Дня славянской письменности  

    Все славянские народы ежегодно отмечают День славянской письменности и культуры. Этот праздник берет свое начало  из церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X – XI веках. В России с давних лет 24 мая чествовали создателей славянской азбуки святых братьев Кирилла и Мефодия. Под влиянием различных политических и исторических обстоятельств празднование было забыто. В 1985 году родилась идея возобновления общенационального празднования памяти создателей славянской азбуки. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу нравственному и умственному развитию.  С 1986 по 2009 годы центрами празднования становились города Мурманск, Вологда, Великий Новгород, Киев, Минск, Смоленск, Владимир, Белгород, Рязань, Коломна и другие. С 2010 года основные торжества проводятся в Москве.  


    Сообщение №2

    О братьях Константине (Кирилле) и Мефодии

    Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

    Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги отцов Церкви.

    Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия Константин изучал античную литературу. Константин постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

    Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед смертью он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения,  он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа.


    Сообщение №3

    О начале славянской письменности

    О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

    Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”.

    С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

    Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.


    Стихотворения

    1. В монастырской келье узкой,
    В четырёх глухих стенах
    О земле о древнерусской
    Быль записывал монах.
    Он писал зимой и летом,
    Озарённый тусклым светом.
    Он писал из года в год
    Про великий наш народ. (Наталья Кончаловская)

    2. Молчат гробницы, мумии и кости,—
    Лишь слову жизнь дана:
    Из древней тьмы, на мировом погосте,
    Звучат лишь Письмена.

    И нет у нас иного достоянья!
    Умейте же беречь
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
    Наш дар бессмертный — речь. (Иван Алексеевич Бунин)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МОУ Саввинская СОШ имени С.А . Калабалина Классный руководитель Жаркова И.Ю., учитель русского языка, литературы и истории. 5 класс, 2018-2019 учебный год

    Слайд 2

    Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские. Памятник в г. Коломна 24 мая 1985 г.; просвети- тель ; славянские народы; ц ерковная традиция; с лавянская азбука.

    Слайд 3

    Кто такой просветитель? Просветитель – распространитель знания, просвещения. (Толковый словарь Ушакова)

    Слайд 4

    Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские. Памятник в г. Коломна 24 мая 1985 г.; просвети- тель ; славянские народы; ц ерковная традиция; с лавянская азбука.

    Слайд 5

    Какие народы являются славянскими? Восточные славяне: русские, б елорусы, у краинцы. Южные славяне: с ербы, х орваты, македонцы, б олгары. Западные славяне: чехи, с ловаки, п оляки.

    Слайд 6

    Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские. Памятник в г. Коломна 24 мая 1985 г.; просвети- тель ; славянские народы; ц ерковная традиция; с лавянская азбука.

    Слайд 7

    Какое отношение церковь имеет к празднику? Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка. То есть языка богослужебных книг.

    Слайд 8

    Какое отношение церковь имеет к празднику? Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь.

    Слайд 9

    Какое отношение церковь имеет к празднику? Болгарский черноризец Храбр пишет в летописи о том, что Кирилл и Мефодий создали азбуку в 863 году.

    Слайд 10

    Какое отношение церковь имеет к празднику? В славянском православии Кирилл (Константин) и Мефодий почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские » . (Кирилл и Мефодий. Фреска собора св. Софии В Охриде . Македония. Ок.1045 г.)

    Слайд 11

    Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские. Памятник в г. Коломна 24 мая 1985 г.; просвети- тель ; славянские народы; ц ерковная традиция; с лавянская азбука.

    Слайд 12

    Славянская азбука изначально состояла из 45 букв. С течением времени их количество сократилось.

    Слайд 13

    Как вы понимаете такие выражения? Что в них общего? Начать с азов. Аз да буки - вот и все науки. Не суйтесь, буки, наперёд азов. Я – последняя буква в алфавите. Азбучная истина.

    Слайд 14

    Азбучное Послание Азъ буки веде . Глаголъ добро есте . Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ . Цы , черве, шта ъра юсъ яти ! Современный перевод ПОСЛАНИЯ: Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

    Слайд 15

    А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси?

    Слайд 16

    Народная мудрость Без букв и грамматики не учатся математике. Велико ли перо, а большие книги пишет. Грамота не болезнь, годы не уносит. Древо и учитель познаются по плоду. Знание лучше богатства. Корень учения горек, да плод его сладок. Кто не учен, тот глуп. Не пером пишут, а умом. Хорошая книга — лучший друг. Ученый сын старше неученого отца. Уменье везде найдет примененье. Почитай учителя как родителя. С книгой поведешься — ума наберешься.

    Слайд 17

    Хранится в Петербурге. В Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова -Щедрина Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года

    Слайд 18

    В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Какие крылатые выражения, пословицы или поговорки известны вам об этих буквах? Расставить все точки над i . Прописать ижицу. Не суйся, ижица, поперек аза.

    Слайд 19

    Спасибо за внимание и участие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час для 6 класса "Начало славянской письменности"

    24 мая отмечается праздник Славянской письменности и культуры.  Школьники совместно с учителем   готовят  выставку книг, рисуют буквицы, учат стихи,   участвуют в инсцен...

    ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

    КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

    классный час "Праздник славянской письменности"

    Свои первые слова мы произносим по-русски. С детски лет он привычен для нас. Давайте задумаемся: как появился наш язык и буквы? Знаете ли вы об этом?...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ...

    Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.

    Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...

    Классный час посвященный Дню славянской письменности.

    Фотографии кс классного часа, посвященного Дню славянской писменности....