План-конспект урока. Героический 1812 год
план-конспект урока по истории (9 класс)

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskiy_1812_god.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Героический 1812 год

Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия Отечественной войны 1812 г. для внутренней жизни и Российской империи, определить влияние войны на экономическую, политическую и культурную жизнь страны.

План урока

  1. Начало войны с Наполеоном.
  2. Сражение при Бородино.
  3. Народная война.

Ход урока

Проверка и актуализация знаний

В начале урока учащиеся повторяют ранее изученное, отвечают на вопросы домашнего задания и выполняют письменное задание.

Тестовое задание

  1. Александр I взошел на престол:

    а) в 1801 г.   б) в 1802 г.   в) в 1803 г.

  1. Кружок ближайших друзей Александра I, неофициальный совещательный орган при царе назывался:

а)        Избранная рада

б)        Негласный комитет

в)        Непременный совет

  1. Указ, по которому крестьянин получил право выкупа из крепостной зависимости по согласованию с помещиком, был опубликован:

а)        в 1801 г.   б) в 1803 г.   в) в 1804 г.

  1. М. М. Сперанский высказывал идеи:

    а) о конституционной монархии

    б) о неограниченной монархии

    в) о республиканской формы правления

  1. Крестьяне были признаны наследственными владельцами своих земельных участков:

а)        в Центральной части Европейской России

б)        в Сибири

в)        в Прибалтике

«Историческая эстафета». В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Доска делится на 2 части — «игровые поля» команд. Первые игроки выходят к доске и получают лист с вопросами, быстро записывают ответ на доске на первый вопрос, затем выходят вторые «игроки» и записывают ответы на вторые вопросы и так далее. Затем учитель организует проверку выполненных заданий, в которой участвуют все учащиеся.

1-я команда

2-я команда

1. Назовите членов военной коалиции, в которую входила Россия с 1805 г. (Англия, Австрия, Швеция)

1. Назовите город, где Наполеон разгромил австро-русские войска в 1805 г. (Аустерлиц)

2. Продолжите предложение: «Восточная Грузия вошла в состав Российской империи в ... г.» (1801)

2. Продолжите предложение: «Мингрелия была завоевана русскими войсками в ... г.» (1803)

3. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии в соответствии с договором, заключенным ... Укажите место и год. (Тильзит, 1807)

3. Россия признавала все завоевания Наполеона в Европе в соответствии с договором, заключенным в ... Укажите место и год. (Тильзит, 1807)

4. Назовите хронологические рамки русско-иранской войны. (1804—1813)

4. Назовите хронологические рамки русско-турецкой войны.(1806—1812)

5. Великое княжество Финляндское было присоединено к России на правах автономии в ... (1809)

5. Бессарабия была присоединена в ... (1812)

Изучение нового материала

  1. Приступая к изучению темы, учащимся предлагается познакомиться с главным вопросом урока. Причинами войны между Францией и Россией стали претензии Наполеона на мировое господство и стремление Александра I сохранить самостоятельность европейской политики. Тильзитский мир был невыгоден России, и она старалась всячески обходить ограничения континентальной блокады Англии.

    Для войны с Россией Наполеон сосредоточил большие силы. Его армия насчитывала более 600 тыс. человек. В своей речи перед солдатами Наполеон определил цели военной кампании против России: «Солдаты, вторая польская война началась. Первая окончилась под Фридландом и в Тильзите... Россия увлекается роком! Она не избегнет судьбы своей. Неужели она полагает, что мы изменились? Разве мы уже не воины аустерлицкие? Вторая польская война будет столь же славна для Франции, сколько и первая, но мир, который мы заключим, будет прочен и прекратит пятидесятилетнее кичливое влияние России на дела Европы». Вопрос: Почему Наполеон был уверен в своей победе?

К началу войны на западных границах было сосредоточено около 200 тыс. русских войск в трех армиях под командованием М. Б. Барклая де Толли, П. И. Багратиона,  А.П. Тормасова.

По плану Барклая де Толли русские отступали в глубь страны. Однако подобная тактика вызывала недовольство власти и общества. В этих условиях император назначил главнокомандующим князя М. И. Кутузова. Внимание учащихся обращается к карте и таблице.

Учащимся предлагается по ходу рассказа учителя составить в тетради хронологическую таблицу «Отечественная война 1812 г.».

Дата

Событие

Результат

Учитель заранее готовит к уроку портреты участников войны (полководцев, партизан). Используя прием «оживления карты», знакомит учащихся с ходом военных действий (см. карту в учебнике).

  1. В ходе решающего сражения Отечественной войны 1812 г. у деревни Бородино силы армии Наполеона были подорваны; невосполнимые потери составили свыше 58 тыс. человек, или 43% от всего состава участвовавших в сражении. Русская армия потеряла убитыми и ранеными 44 тыс. человек (в том числе 23 генерала). Цель Наполеона — полный разгром русской армии — не была достигнута. «Из всех моих сражений, — писал Наполеон впоследствии, — самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Рассказывая о Бородинском сражении, учитель может использовать донесение М. И. Кутузова о битве.

Учитель может организовать просмотр фрагментов учебного фильма или х/ф «Война и мир», а также использовать отрывки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

По воспоминаниям соратника Наполеона Коленкура: «Еще никогда мы не теряли и одном сражении столько генералов и офицеров... Пленных было мало. Русские проявили большую отвагу... Их ряды не приходили в расстройство... Император много раз повторял, что он не может понять, каким образом редуты и позиции, котырые были захвачены с такой отвагой и которые мы так упорно защищали, дали нам лишь небольшое число пленных... Никаких пленных, никаких трофеев — вот что больше всего раздражало императора, и он часто жаловался на это...» Задание: Прокомментируйте высказывание Наполеона: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми».

  1. Затем учитель рассказывает о партизанском движении в тылу французских войск. Отряды Давыдова, Дорохова, Сеславина и других держали под контролем все дороги, ведущие в Москву.

Слово предоставляется учащимся, подготовившим сообщения. Оторванная от своих тылов, армия Наполеона, фактически запертая в Москве, начала голодать. Попытки Наполеона заключить мир не имели успеха, Александр I отклонял все переговоры о перемирии. В сложившихся условиях у Наполеона оставался единственный выход: оставить Москву и отступать к западным границам России, чтобы перезимовать там и возобновить борьбу в 1813 г. Внимание учащихся обращается к карте и таблице.

Успехи русской армии привели к тому, что уже в феврале 1813 г. Пруссия порвала союз с Францией и заключила союз с Россией, в августе к русско-прусской коалиции присоединилась Австрия. Учащимся предлагается на основе текста учебника и карты «Заграничный поход русской армии в 1813—1814 гг.» составить хронику военных событий Заграничного похода русской армии.

Решающее значение в ходе кампании 1813 г. имело сражение под Лейпцигом 4—7 октября, получившее название «Битва народов». В этом сражении участвовали с французской стороны 200 тыс., со стороны союзников — 300 тыс. солдат. Русские составляли половину всей союзной армии. Потерпев сокрушительное поражение, Наполеон с остатками своей армии отступил за Рейн.

Особое внимание учитель уделяет личности М. И. Кутузова. Он скончался 28 апреля 1813 г. в городке Бунцлау в возрасте 69 лет. Выдающегося русского полководца с почестями похоронили в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Учащимся предлагается обсудить роль знаменитого полководца в истории войны 1812 г.

19 марта 1814 г. союзные армии вступили в Париж. Наполеон был низложен и отправлен в ссылку на остров Эльба в Средиземном море. В 1814 г. в Париже был заключен мирный договор между Россией и Францией. Далее учитель отмечает, что целью Александра I было уничтожить революционную Францию во главе с Наполеоном, а также усилить свое влияние на европейскую политику. Эта цель была достигнута. 31 марта 1814 г. была подписана капитуляция Парижа. Осматривая город и разговаривая с парижанами, Александр говорил: «Я пришел дать вам мир и торговлю».

Учащимся предлагается определить итоги войны 1812 г. и Заграничного похода. Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает:

  • в ходе войны погибли десятки тысяч людей, большой урон понесли русская экономика и культура;
  • война сплотила русское общество, вызвала подъем национального самосознания;
  • развивалось общественное движение и общественная мысль, в том числе оппозиционная (декабристы называли себя «детьми 1812 года»);
  • победа укрепила правящие круги страны в мысли о прочности и даже превосходстве общественного строя России, а следовательно, ненужности преобразований и тем самым усилила консервативную тенденцию во внутренней политике;
  • вырос международный авторитет России, она превратилась в мощную военную державу;
  • расширилась территория России за счет присоединения Польши, увеличилось население.

Закрепление материала

  1. Каковы были планы сторон к началу войны?
  2. Почему произошла смена главнокомандующего русской армией?
  3. Каковы были результаты Бородинского сражения?
  4. В чем заключался стратегический замысел Тарутинского маневра?
  5. Каковы причины гибели «Великой армии»?

Домашнее задание: § 4, вопросы и задания к параграфу. Дополнительное задание: подготовка выставки книг и иллюстраций картин, посвященных войне 1812 г., а также проекта на тему «Проекты реформ Н. Н. Новосильцева и А. А. Аракчеева: сходства и отличия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта занятия "Музыка в 1812 году".

Участие нашего любительского объединения в школьной жизни. Занятие с пятыми-седьмыми классами в рамках предметной декады, посвящённой двухсотлетию Отечественной войны....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План - конспект открытого урока в 8 классе: «Отечественная война 1812 года»

План - конспект открытого урока в 8 классе:«Отечественная война 1812 года»...