КЛАССНЫЙ ЧАС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА А. И. ПОКРЫШКИНА»
классный час по истории (9 класс)

Осадченко Наталья Валерьевна

Урок посвящен изучению истории жизни и военной деятельности советского летчика-аса, второго по результативности пилота-истребителя среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, первого Трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина (1913-1985). Урок проводится в форме конференции, на которой учащиеся выступают с предварительно подготовленными (по группам) сообщениями о жизни и боевом пути А.И. Покрышкина и обсуждают поставленную учителем проблему. Данный материал может быть использован педагогами на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.i.pokryshkin_osadchenko.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА  А. И. ПОКРЫШКИНА»

100 лет со дня рождения (1913-1985)

Урок посвящен изучению истории жизни и военной деятельности советского летчика-аса, второго по результативности пилота-истребителя среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, первого Трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина (1913-1985). Урок проводится в форме конференции, на которой учащиеся выступают с предварительно подготовленными (по группам) сообщениями о жизни и боевом пути А.И. Покрышкина и обсуждают поставленную учителем проблему. Данный материал может быть использован педагогами на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война».

Цель занятия

1. Вызвать интерес учащихся к изучению истории жизни и деятельности героев Великой Отечественной  и Второй Мировой войны, развивать чувство гордости за свою страну.

2. Сформировать личностное отношение учащихся к понятиям «война», «подвиг на войне», ценностное отношение к человеческой жизни, показать судьбу человека на войне.

3. Создать условия для развития у учащихся навыков диалогического общения, умения формулировать и высказывать собственную точку зрения.

Оборудование

1. Портрет А.И. Покрышкина.

2. Книги о А.И. Покрышкине.

3. Документальные фильмы о А.И. Покрышкине.

Ход занятия

1. Постановка проблемы. В начале классного часа учитель формулирует перед учащимися проблему: нравственное поведение человека в условиях войны. Война – это всегда тяжелое испытание для каждого человека. Все люди разные и ведут себя в условиях войны по-разному. В годы Великой Отечественной войны были и предатели, и мы о них знаем, были и герои, и мы о них тоже должны знать. Участниками войны стали практически все жители страны: женщины, старики, дети. Война отразилась на судьбе каждого человека. Сегодня мы с вами на примере судьбы летчика-истребителя, первого в стране Трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина рассмотрим проблему: что нравственно и безнравственно в условиях войны.

2. Предварительное задание учащимся (по группам). За неделю до проведения классного часа учитель предлагает учащимся задания по группам.

  1. Детство, юность и военное образование А.И. Покрышкина.
  2. Боевой путь А.И. Покрышкина.
  3. Стратегия и тактика ведения воздушного боя в теории А.И. Покрышкина (по книге «Небо войны»).
  4.  Награды героя, полученные в годы и после Великой Отечественной войны.

Дополнительный материал

Покрышкин родился в Новониколаевске (сейчас — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. С детства много времени уделял учёбе. Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. После этого мечта стать лётчиком никогда не покидала его. В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. Профиль училища был внезапно изменён, и учиться пришлось на авиационных механиков. На официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ «Советская авиация нуждается в техниках». Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы, он быстро рос в должности. В декабре 1934 года стал старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В конце концов, Покрышкин добился своего, обманув начальство: во время отпуска зимой 1938 года он прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Выпустился с высшими оценками в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был распределён в 55 истребительный полк.

Он был в Молдавии в июне 1941, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась катастрофой: он подбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит. Он одержал свою первую победу над Bf-109, когда он и его ведомый проводили разведку. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела советская военная доктрина, и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления. Позже он говорил: «Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны».

Зимой 1941 Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.

Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.

В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 19411942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта. В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.

На совещании в Штабе Воздушной армии, которое проходило после напряженных боев на Кубани, Покрышкин выступил с критикой приказа об учете сбитых самолетов: «В своем выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полета к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привел примеры перехвата моей восьмеркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном еще в начале войны, установлено, что сбитые самолеты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулеметом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы деремся в двадцати — тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолеты без кинопулеметов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени летчиков-истребителей этот приказ изменить».

Впоследствии, в приказе НКО №0489 от 17 июня 1942 г. эти замечания были учтены. Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением.

Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

После войны Покрышкина стали обходить при повышении в звании. Только после смерти Сталина он получил звание генерал-майора. Однако он никогда не занимал высших постов в авиации из-за своей честности и прямоты. Самым высоким был пост главы ДОСААФ. Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в возрасте 72 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. А. И. Покрышкин – Трижды Герой Советского Союза, награжден 17 орденами (в том числе, 6 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом Октябрьской революции, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени), 18 медалями, 13 иностранными наградами. В память о маршале авиации названы улицы и площади в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Ржеве, на Украине, станция метрополитена в Новосибирске. Имя А.И.Покрышкина присвоено Новосибирскому техникуму металлургии и машиностроения, Киевскому высшему инженерному радиотехническому училищу ПВО, 689-му гвардейскому Сандомирскому, Ордена Александра Невского истребительному авиационному полку (входит в состав Балтийского флота), малой планете №3348, открытой советским астрономом Н.И.Черных.

Книгу «Небо войны» главком ВВС Сирии перевёл и издал за собственные деньги на арабском языке. Арабские лётчики в современной арабо-израильской войне на практике использовали тактику воздушного боя, разработанную Покрышкиным.

3. Обсуждение проблемы в ходе классного часа-конференции.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

  1. Что такое война? Что такое подвиг? Дайте определение понятиям «война» и «подвиг». Что такое подвиг на войне? В чем состоял подвиг А. И. Покрышкина в годы войны?
  2. Ситуация выбора на войне: трусость или мужество. Что такое «ситуация выбора»? Что такое трусость? Дайте определение понятию. В чем и почему проявляется у людей трусость на войне? Дайте оценку поведению А. И. Покрышкина в ситуации, когда ему предложили повышение в звании и новую должность командира, а он отказался от них ради боевых вылетов.
  3. Что такое мужество? Дайте определение понятию. Зачем нужно мужество на войне? В чем проявляется мужество солдат на войне? Нужно ли мужество в мирное время? Оцените поведение А. И. Покрышкина в ситуации, когда он раскритиковал существовавшую в армии в годы Великой Отечественной войны технологию учета сбитых самолетов. Чем это грозило в те времена, в условиях военного времени, самому летчику-асу? Как вы думаете, почему А. И. Покрышкин не испугался возможных для себя последствий критики?

4. Подведение итогов.

В конце классного часа учитель тактично подводит учащихся к мысли о трудности и неоднозначности нравственного выбора человека в условиях войны, боли, огня, потерь, о сложности оценки поведения человека в условиях войны с точки зрения современной ситуации сегодняшнего дня, о мужестве и умении пожертвовать собственной жизнью ради спасения жизни других людей.

Литература.

1. Покрышкин А.И. Небо войны. — М.: Воениздат, 1980.

2. Покрышкин А.И. Познать себя в бою. — М.: Центрполиграф, 2007.

3. Покрышкин А.И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница», 1999.

4. Карпович В.П. На «Ишаках» и «МиГах»! 16-й гвардейский в начале войны. — М.: Яуза; Эксмо, 2007.

5. Покрышкина М.К. Жизнь, отданная небу. — М.: Патриот, 1989.

6. Синицын Е. Александр Покрышкин — гений воздушной войны. Психология героизма. — Новосибирск: Изд. НГАХА, 2008.

7. Тимофеев А. В. Александр Покрышкин. Великий лётчик Великой войны. — М.: Яуза; Эксмо, 2009.

8.«http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Покрышкин,_Александр_Иванович&oldid=44867237»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"

Цель классного часа: Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей. Обратить внимание учащихся на необходимость тренировать свою волю. Способствовать расширени...

Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"

Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...

Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина

Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина...

Разработка урока-конференции "Человек на войне" с презентацией

В данной публикации содержится краткая разработка урока-конференции для 9-11 классов "Человек на войне" и презентация архивных фото-материалов к уроку.  На уроке-конференции рассматриваются пробл...

Урок по истории России « Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории»

урок создает условия для развития  познавательной  деятельности  учащихся , развивает умение работать с  разнообразными историческими, документальными  источниками   ...

КЛАССНЫЙ ЧАС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА А. И. МАРИНЕСКО

Классный час посвящен изучению истории жизни и военной деятельности выдающегося советского подводника, командира подводной лодки «С-13», капитана III ранга Александра Ивановича Маринеско (...

Областная читательская конференция "Человек и война"

Областная читательская конференция "Человек и война"...