КЛАССНЫЙ ЧАС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА А. И. МАРИНЕСКО
классный час по истории (9, 10, 11 класс)

Осадченко Наталья Валерьевна

Классный час посвящен изучению истории жизни и военной деятельности выдающегося советского подводника, командира подводной лодки «С-13», капитана III ранга Александра Ивановича Маринеско (1913-1963), совершившего в годы Великой Отечественной войны «Атаку века» - потопившего самое крупнотоннажное немецкое военное судно - океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», являвшийся действующей базой немецкого подводного флота. Классный час проводится в форме конференции, на которой учащиеся выступают с предварительно подготовленными (по группам) сообщениями о жизни и боевом пути А.И. Маринеско и обсуждают поставленную учителем проблему. Данный материал может быть также использован педагогами на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.i.marinesko_osadchenko.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА  А. И. МАРИНЕСКО»[1]*

100 лет со дня рождения (1913-1963)

Классный час посвящен изучению истории жизни и военной деятельности выдающегося советского подводника, командира подводной лодки «С-13», капитана III ранга Александра Ивановича Маринеско (1913-1963), совершившего в годы Великой Отечественной войны «Атаку века» - потопившего самое крупнотоннажное немецкое военное судно - океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», являвшийся действующей базой немецкого подводного флота. Классный час проводится в форме конференции, на которой учащиеся выступают с предварительно подготовленными (по группам) сообщениями о жизни и боевом пути А.И. Маринеско и обсуждают поставленную учителем проблему. Данный материал может быть также использован педагогами на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война».

Цель занятия

1. Стимулировать интерес учащихся к изучению истории жизни и деятельности героев Великой Отечественной и Второй Мировой войны, развивать чувство гордости за свою страну.

2. Сформировать личностное отношение учащихся к понятиям «война», «подвиг на войне», ценностное отношение к человеческой жизни, показать судьбу человека на войне.

3. Создать условия для развития у учащихся навыков участия в дискуссии, умения высказывать и отстаивать собственную точку зрения.

Оборудование

1. Презентация о Маринеско

2. Книги о А.И. Маринеско.

3. Художественные фильмы об «атаке века».

Ход занятия

1. Постановка проблемы. В начале классного часа учитель формулирует перед учащимися проблему: что нравственно и безнравственно в условиях войны, имеет ли право страна забывать своих героев? Многие из вас слышали словосочетание «атака века», но немногие знают, к чему относится данное понятие. С какими событиями Второй Мировой войны оно связано? С именами каких людей соотносится? Какие споры, дискуссии и оценки вызывает «атака века» и человек, сыгравший в этом событии ключевую роль? Сегодня на классном часе речь пойдет о самом выдающемся и непревзойденном подводнике Второй Мировой войны, человеке с очень непростой и противоречивой личной судьбой - Александре Ивановиче Маринеско.

2. Предварительное задание учащимся (по группам). За неделю до проведения классного часа учитель предлагает учащимся задания по группам.

  1. Детство, юность и военно-морское образование А.И. Маринеско.
  2. Боевой путь А.И. Маринеско.
  3. «Атака века» - гибель океанского лайнера «Вильгельм Густлофф» - плавучей базы немецкого подводного флота.
  4. Память потомков.

Дополнительный материал.

А.И. Маринеско родился в Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску, мать — украинка.

В 19201926 годах учился в трудовой школе №36 (ныне школа №105, ул. Пастера, 17), где окончил 6 классов, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

В ноябре 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий А.И. Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова, он служил помощником командира на Л-1, затем командиром ПЛ М-96, экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

В первые дни Великой Отечественной войны подлодка М-96 под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. В августе 1941 года подлодку планировали перебросить на Каспийское море в качестве учебной, затем от этой идеи отказались. В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе ПЛ азартных карточных игр. За подобные проступки в военное время можно было и под трибунал попасть.

14 февраля 1942 года подлодка во время обстрела была повреждена артиллерийским снарядом, ремонт занял полгода. Лишь 12 августа 1942 года М-96 вышла в очередной боевой поход. 14 августа 1942 года лодка атаковала немецкую тяжёлую плавбатарею (нем. schwerer Artillerie-Träger) SAT-4 «Хелене» (400 брт). В ноябре 1942 года М-96 вышла в Нарвский залив для высадки группы разведчиков для операции по захвату шифровальной машины «Энигма» в штабе немецкого полка. Но шифровальной машины в нём не оказалось. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А.И. Маринеско наградили орденом Ленина. В конце 1942 года А.И. Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП (б).

В апреле 1943 года капитан 3 ранга Маринеско получает под свое начало среднюю подлодку "С-13", на которой он прослужил до сентября 1945 года. В поход подлодка под его командованием вышла только в октябре 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, Маринеско обнаружил и атаковал транспорт «Зигфрид» (553 брт). Атака четырьмя торпедами с небольшой дистанции не удалась, по транспорту пришлось вести артиллерийский огонь из 45-мм и 100-мм орудий подлодки. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени. Командир дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга А.Орел в его боевой характеристике указывает: "Боевой и отважный командир... Подводное дело знает отлично... Дисциплинирован, но в повседневной жизни требует постоянного контроля..." Однако во всех характеристиках Маринеско наряду с наилучшими качествами отважного командира, отличного подводника отмечается, что "в повседневной жизни требует контроля", "склонен к выпивке" и пр. И эта страсть становится все более навязчивой и в итоге окажется для него роковой.

22 декабря 1944 года "С-13" возвратилась в Ханко и стала готовиться к боевому походу в южную часть Балтики. Тогда-то и произошла история, описанная А.Кроном в повести "Капитан дальнего плавания". В новогоднюю ночь Маринеско с товарищем, тоже капитаном III ранга, сошел на берег в Турку и заглянул в финский ресторан-гостиницу. Там финны праздновали наступивший 1945 год. Маринеско и его товарищ сели за столик, и как водится, выпили за скорую Победу. Дальше... По одной версии, русские офицеры заспорили с оркестрантами, которые отказались играть "Интернационал" под предлогом, что не знают, по другой - чуть не возникла драка с гостями-финнами, недавними союзниками Германии... он должен был предстать перед трибуналом за самовольное оставление корабля в боевой обстановке. Легко представить, какой эффект у командования произвел проступок Маринеско. Но командующий флотом все же дал ему возможность искупить вину в боевом походе. Так что ушла "С-13" с дословным напутствием командира бригады подводных лодок: "Позор смыть кровью!"

30 января 1945 года, на подходах к Данцигской бухте, командир подводной лодки "С-13" обнаружил, преследовал и тремя торпедами (четвертая не вышла из торпедного аппарата по техническим причинам) потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлоф" (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т), имевший на борту свыше 8 тысяч человек. По данным западных исследователей на борту лайнера было в тот момент около 6 тысяч беженцев из Кенигсберга, в том числе почти 4 тысячи детей. Поэтому на Западе гибель "Густлофа" упорно считают не боевым результатом, а самой крупной в истории трагедией на море по числу жертв (спаслось лишь 988 человек), превосходящей трагедию "Титаника", на котором погибли 1507 пассажиров. Между тем, на самом деле, бывший туристический лайнер "Вильгельм Густлоф" уже давно стал плавучей учебной базой немецких подводников. В момент потопления на его борту находилось 3700 обученных специалистов-подводников, которые следовали к месту назначения, а также женский батальон ВМФ, войсковое соединение 88-го зенитного полка, хорватские добровольцы. На борту "Густлофа" были 22 гауляйтера польских земель и земель Восточной Пруссии, множество нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС. Как признал потом весь мир, в том числе и немцы, "это была законная цель для атаки". "Вильгельм Густлоф" стал самым крупным военным транспортом, потопленным в годы войны нашими подводниками. Есть легенда, что именно на "Густлофе" немцы вывозили в Германию знаменитую "Янтарную комнату". По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор. Вопреки стойким и красивым легендам в Германии не было трехдневного траура, и Гитлер не объявлял Маринеско личным врагом. Сообщение о гибели лайнера могло подорвать у германской нации стойкость духа.
В этом же походе 10 февраля "С-13" мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный крейсер "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн (перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы на укомплектование нескольких танковых дивизий). Александр Маринеско по тоннажу потопленных вражеских транспортов и кораблей (42 557 т) оказался самым результативным подводником. Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей субмарины, да еще в надводном положении, что смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа. Однако сам Маринеско до самой смерти не будет считать себя героем и никогда не назовет тот поход "С-13" подвигом. В письмах он называет это следованием воинскому долгу и уставу.

Уже 20 февраля 1945 года командир 1-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота капитан I ранга А.Орел подписал представление на звание Героя Советского Союза, в котором указал: "Потоплением лайнера "Вильгельм Густлов" нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество подводников, которого было бы достаточно для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Этим ударом "С-13" под командованием капитана III ранга Маринеско сорвала планы фашистских захватчиков на море. За отличное выполнение боевых заданий командования, за отвагу и мужество... командир подводной лодки "С-13" капитан III ранга Маринеско достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза". Командир дивизиона на полном основании, суммировав к этим двум потопленным кораблям еще два ранее пущенных на дно транспорта общим водоизмещением 12000 тонн, ходатайствовал о присвоении Александру Ивановичу звания Героя Советского Союза. Но командование не забыло, что экипаж "С-13" ушел в тот январский поход по сути дела "штрафным". В разделе наградного листа "Заключение вышестоящих начальников" говорится: "Ходатайствую о награждении орденом Красного Знамени. ВРИД командира БПЛ КБФ капитан 1 ранга Курников". На титульном листе представления штамп: "Орден Кр. Знамени", пр. ККБФ № 30 от 13.3.45 г.". Как видно из документов, представление на Маринеско до Наркомата ВМФ и наградного отдела Главного морского штаба даже не дошло. Позже командование флотом объясняло, что присваивать командиру "С-13" звание Героя было категорически нельзя, поскольку его пример отрицательно повлиял бы на "результаты воспитательной работы среди курсантов военно-морских училищ". Это решение Маринеско воспринял как унижение экипажа, который тоже был лишен наград. Ведь любой другой командир подводной лодки, в одном походе потопивший два корабля меньшего тоннажа, получал без промедления звание Героя, а экипаж - все до единого - боевые ордена. Разве не достоин был этого же экипаж "С-13"? Но лодка не стала Гвардейской, а только Краснознаменной. Заслуженных наград был лишен весь экипаж - старпом Л.Ефременков, штурман Н.Редкобородов, командир торпедистов К.Василенко, инженер-механик Я.Коваленко, акустик И.Шнапцев, рулевой-сигнальщик А.Виноградов, командир отделения командоров А.Пихур, торпедисты В.Курочкин, В.Абалихин, И.Павляченко, моторист А.Астахов, шифровальщик Ф.Егоров... После этого Маринеско дал себе волю - участились выпивки, конфликты с начальством.

С 20 апреля по 13 мая 1945 года Маринеско совершил свой шестой и последний боевой поход. Собственно, война на Балтике уже фактически кончилась. По возвращении из похода он ушел в самый настоящий загул. Приказ наркома ВМФ № 01979 от 14.09.1945 г. гласил: "За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки "С-13" капитана 3 ранга Маринеско А.И. отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота". Надо сказать, что до приказа Маринеско был вызван к наркому ВМФ Н.Кузнецову. Тот, ценя служебные заслуги и боевые достижения Маринеско, дружески посоветовал ему обдумать свое поведение, взяться за работу на новой должности, поскольку с временным разжалованием служба не кончается. Но Маринеско не послушал, а потом был понижен в звании сразу на две ступени и уволен в запас. Война была окончена, и такой командир оказался не нужен. На флот он больше не вернулся.

Вплоть до 1960 года, пока А.Крон не выступил в газете, никто вокруг не знал о военных заслугах Александра Ивановича. Около двухсот офицеров, среди них - 20 адмиралов и генералов, 6 Героев Советского Союза, 45 командиров и комиссаров подводных лодок обратились в ЦК КПСС: "Учитывая исключительные заслуги А.И. Маринеско перед нашей Родиной, убедительно просим и ходатайствуем о назначении Маринеско персональной пенсии. Нельзя признать справедливым, что столь заслуженный командир-подводник оказался в пенсионном обеспечении в неизмеримо худшем положении, чем офицеры, не участвовавшие в войне". В просьбе сначала отказали, но потом по многочисленным ходатайствам приказом Министра обороны СССР № 600 А.И. Маринеско был восстановлен в звании капитана 3 ранга запаса с назначением ему установленной пенсии по выслуге лет. Вскоре стало известно, что Маринеско смертельно заболел - два рака, горла и пищевода. Он лежал в очень плохой больнице, для госпиталя не хватало стажа. Ветераны пошли к командующему Ленинградской военно-морской базой Байкову. Адмирал был взбешен: "В нашем госпитале черт знает кто лечится, а для Маринеско нет места?" Тут же распорядился, дал свою машину. 4 октября 1963 года писатель Сергей Смирнов в телепередаче рассказал, что легендарный подводник живет практически в нищете. Со всех концов страны в Ленинград хлынули деньги, в том числе даже от студентов, пенсионеров. Переводы шли даже тогда, когда он умер. Он умер в Ленинграде 25 ноября 1963 года, был похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Только через 27 лет, 5 мая 1990 года, после многочисленных представлений и ходатайств главнокомандующего ВМФ адмирала флота В.Чернавина, члена военного совета - начальника ПУ ВМФ адмирала В.Панина, ветеранов флота и широкой общественности указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 3 ранга Маринеско А.И. посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

В Санкт-Петербурге находится Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (Кондратьевский пр., 83).

3. Обсуждение проблемы в ходе классного часа-конференции.

Вопросы для обсуждения с учащимися.

1) Гибель немецкого океанского туристического лайнера «Вильгельм Густлофф» - что это? Военное преступление против мирных эвакуированных немецких жителей? Воинский подвиг советской подлодки «С-13» под командованием А.И. Маринеско, уничтожившей практически весь немецкий подводный флот? Или просто повседневная «военная работа», выполнение воинского долга и следование уставу (по выражению самого А.И. Маринеско)?

2) А.И. Маринеско как военный моряк и профессионал: его смелость, решительность, отвага, способность идти на риск, нестандартность военных решений и действий в боевых ситуациях. Оцените поведение А.И. Маринеско при уничтожении «Вильгельма Густлоффа». Как вы считаете, имеет ли право командир подводной лодки в боевых условиях идти на риск? Должен ли командир принимать такое решение и брать на себя ответственность? Почему? Что такое мужество? Зачем оно нужно на войне?

3) Противоречивость личности А.И. Маринеско, его личные качества, привычки и характер, их влияние на судьбу и карьеру героя-подводника. Как вы считаете, должен ли командир подводной лодки своим поведением подавать пример подчиненным?

4) Как руководство советского военно-морского флота оценило личный вклад и боевые заслуги экипажа и командира подводной лодки «С-13» А.И. Маринеско? Ваша оценка и позиция в данной ситуации?

5) Какую позицию по отношению к судьбе А.И. Маринеско заняли его боевые друзья и товарищи?

4. Подведение итогов. 

В конце классного часа учитель подводит учащихся к выводу о том, что подвиг каждого участника Великой Отечественной войны не должен быть забыт, несмотря на его личные проблемы. Каждый герой достоин памяти потомков.

Литература

  1. Геманов Виктор. Подвиг «С-13». – М., Калининград: Калининградское книжное издательство, 1976. – 108 с.
  2. Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. – М., СПб.: Центрполиграф, 2006. – 428 с.
  3. Крон Александр. Бессонница. – М.: Советский писатель, 1991. – 592 с.
  4. Крон Александр. Капитан дальнего плавания. – М.: Художественная литература, 1991.
  5. Документальный фильм «Александр Маринеско. Атака века» (снят телевизионным каналом РТР в 2003 году).
  6. Художественный фильм «О возвращении забыть» (1985).
  7. Художественный фильм «Первый после бога» (2005).
  8. www.funeral-spb.narod.ru
  9. «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Маринеско,_Александр_Иванович&oldid=45179233»

Коротко об авторах:

Осадченко Наталья Валерьевна – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №463 Выборгского района Санкт-Петербурга


[1]Материал разработан Осадченко Натальей Валерьевной, учителем истории и обществознания ГБОУ СОШ № 463 Выборгского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"

Цель классного часа: Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей. Обратить внимание учащихся на необходимость тренировать свою волю. Способствовать расширени...

Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"

Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...

"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".

Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...

Разработка урока-конференции "Человек на войне" с презентацией

В данной публикации содержится краткая разработка урока-конференции для 9-11 классов "Человек на войне" и презентация архивных фото-материалов к уроку.  На уроке-конференции рассматриваются пробл...

Урок по истории России « Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории»

урок создает условия для развития  познавательной  деятельности  учащихся , развивает умение работать с  разнообразными историческими, документальными  источниками   ...

КЛАССНЫЙ ЧАС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА А. И. ПОКРЫШКИНА»

Урок посвящен изучению истории жизни и военной деятельности советского летчика-аса, второго по результативности пилота-истребителя среди летчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войн...

Областная читательская конференция "Человек и война"

Областная читательская конференция "Человек и война"...