Представление педагогического опыта
статья по истории

Баландина Ирина Алексеевна

Обобщение по методической теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_balandinoy_i.a.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

«РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ»

Баландина Ирина Алексеевна,

 учитель истории и обществознания

 МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа»

 Ромодановского муниципального района

          Педагогический опыт «Развитие у обучающихся познавательного интереса к истории через внеклассную работу» реализуется мною в МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района с 2015 года. Обращение к данной теме произошло ещё раньше – в 2011 году: методический семинар по теме «Развитие познавательного интереса на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе» был представлен мною на конкурсе «Учитель года-2011».

           В настоящее время, в условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС, перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. В этой связи проблема развития и формирования устойчивого познавательного интереса у учащихся не только не теряет своей актуальности, но и становится одной из центральных проблем современной школы.  Именно поэтому я вновь обратилась к данной методической теме.

           Проблема интереса - одна из важнейших при обучении в школе. В современной педагогической науке интерес рассматривается как избирательная направленность личности, её стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему-то для неё ценному и привлекательному.

         Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Развитие познавательного интереса учащихся было одной из центральных проблем в истории советской педагогической науки 60-80 гг. двадцатого века (наиболее широко данная тема представлена в таких трудах, как:   Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.; Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979, №2, Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета/Б.Г. Ананьев -Л., 1959 -126 с.). Причин этому было много, среди которых: научно-техническая революция и социальный прогресс, увеличение объёма теоретических знаний, бурный рост количества научной информации и одновременно – старение некоторых научных сведений (см.      О.Ю.Стрелова, А.В.Гашичев, стр. 265).  

          Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является неотъемлемо присущим человеку от рождения. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом (см.  О.Ю.Стрелова, А.В.Гашичев, стр. 268).  

        Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Развитие познавательного интереса у учащихся – основа основ учебной деятельности и поддержание его необходимо для устойчивого внимания у обучающихся к предмету, например, через внеклассную работу.

          Внеклассная работа по истории - важное условие расширения кругозора учащихся, развития их исторического мышления, формирования необходимых умений; это процесс изучения школьниками исторического прошлого вне рамок учебного плана и требований программы. Её отличают разнообразие форм и широта тематики, самостоятельность учащихся, разнообразные источники. Задачи внеклассной работы напрямую связаны с общими целями исторического образования.

           Ведущую идею моего педагогического опыта можно представить как гипотезу: различные формы внеклассной работы помогают усилить познавательный интерес к истории, способствуют воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников.

           Специфика проводимой мной внеклассной работы по истории заключается в следующем:

          - внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;

         - состав учащихся для внеклассных занятий может быть различным: учащиеся одного класса, либо разных классов (при этом группы создаются на добровольных началах и состав группы может меняться);

          -  занятия организуются на добровольных началах;

          - учащиеся проявляют свой интерес к определённым видам занятий, предусмотренных планом внеклассной работы: материал, предлагаемый для внеклассной работы с учащимися должен быть занимательным либо по содержанию, либо по форме;

          - формы проведения внеклассной работы разнообразны.

         Формы внеклассной работы, которые я применяю:

         1. Кружковая работа. На протяжении многих лет я руковожу школьным музеем и объединением дополнительного образования «Краеведение». Кружок посещают обучающиеся 5-11 классов. Несколько лет я вела занятия по внеурочной деятельности в начальных классах «Мой музей». Мною разработана программа дополнительного образования «Краеведение», ежегодно составляется план работы музея (материалы о музее представлены на сайте МБОУ «Пятинская сош» https://pyatrom.schoolrm.ru/outside-lessons/museums/ ). На занятиях кружка, которые проводятся в музее, дети не просто знакомятся с историей родного края, села и школы, но и вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, сами пробуют себя в роли экскурсоводов, в соответствующем разделе музея могут сфотографироваться на старый фотоаппарат, посмотреть на работу пишущей машинки и др. Экспонаты школьного музея доступны, некоторые их них можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность «погрузиться» в прошлое, прикоснуться к истории в прямом смысле этого слова.

           2. Проведение внеклассных мероприятий и акций. Внеклассные мероприятия по истории, которые я провожу – это недели истории и обществознания,   Уроки Мужества и Уроки Памяти, посвящённые героической истории; литературно-музыкальные композиции к памятным датам; уроки внеклассного чтения исторической, документальной или художественной литературы; викторины и конкурсы. Традиционными в нашей школе стали такие акции как, «Бессмертный полк»,  «Читаем «Блокадную книгу» Д.Гранина и А.Адамовича» (в ходе которой ученики, учителя и родители читают отрывки из книги, выбранные им самими). Фотоотчёты о проведённых мероприятиях представлены на сайтах https://pyatrom.schoolrm.ru/ и https://nsportal.ru/balandina-irina-alekseevna). В 2018-2019 учебном году учащиеся 9 класса приняли активное участие в акции «Русский Крым и Севастополь» Всероссийского движения «Сделаем вместе!» (материалы о проводимых уроках и мероприятиях представлены на сайте https://doit-together.ru/school/14356/ ).  Под моим руководством ребята проводили уроки и мероприятия по заданной теме. Участие в этой акции позволило учащимся проявить лидерские качества, приобрести навыки самостоятельной работы по поиску нужного материала.

  3. Исследовательская и проектная деятельность. Она выражается в планомерном систематическом сборе материала по заданной теме. К  исследовательской и проектной работе я привлекаю не только старших, но и младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности. Даю им задания следующего характера: 1) рассказать о самой любимой старой фотографии из семейного архива; 2) прошу написать сочинение о понравившемся музейном экспонате; 3) оформить фотографию для акции «Бессмертный полк» и т.д. Старшие школьники выполняют более сложные задания: проводят самостоятельное исследование и обобщают его в письменную работу, разрабатывают экскурсии для школьного музея: обзорные и тематические и т.д. Исследовательские работы представляются на различных конкурсах и чтениях. С большим интересом старшеклассники работают над проектом «Книжная полка»: учащимся даётся поручение организовать выставку книг, посвящённую определённому событию. Например, «Читаем книги о Блокаде», «Крым на страницах книг и журналов»,  «Новогодние и рождественские чтения». Цель этого проекта – не просто оформить книжную выставку, но и рассказать о какой-либо книге, обязательно прочитать её.

          Некоторые материалы и наработки по методической теме «Развитие у обучающихся познавательного интереса к истории через внеклассную работу» были представлены мной на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе: проведены мастер-класс на тему «Исследовательская работа по краеведению на примере изучения истории школы» и интерактивная игра в музее «Пионер –всем ребятам пример!».  

           Свою работу над темой «Развитие у обучающихся познавательного интереса к истории через внеклассную работу» считаю результативной: обучающиеся добиваются успехов на различных конкурсах, олимпиадах.

 

 Позитивные результатаы внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

 Учитель: Баландина И.А.

Уч. год

Название олимпиад, конкурсов, конференций и др.

Участник

Уровень проведения

Результат

2014-2015

Конкурс на знание государственной символики РФ и РМ.  

Хапугина Анжела, 11 класс

Муниципальный

Победитель 1 место

Районная олимпиада по школьному краеведению

Хапугина Анжела, 11 класс

Муниципальный

Победитель 1 место

Открытый межрегиональный историко-патриотический конкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству»

Хапугина Анжела, 11 класс

Республиканский

Победитель 1 место

2015-2016

Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество».

Безбородова Диана, 9 класс

Республиканский

Призёр

3 место

2016-2017

Районная олимпиада по школьному краеведению

Федотова Виктория, 10 класс

Муниципальный

Призёр

2 место

2017-2018

Республиканский конкурс на знание государственных символов и атрибутов РФ и РМ.  

Романов Сергей, 11 класс

Республиканский

Призёр

3 место

Районная олимпиада по школьному краеведению

Федотова Виктория, 11 класс

Муниципальный

Призёр

3 место

Республиканский творческий конкурс по краеведению «Мой музей»

Безбородова Диана, 11 класс

Республиканский

Победитель

1 место

Республиканский конкурс творческих краеведческих работ «Моё Отечество»

Здобнова Анастасия, 6 класс

Республиканский

Призёр 3 место

2018-2019

Конкурс на знание государственной символики РФ и РМ. Номинация «Исследовательская работа»

Здобнова Анастасия, 7 класс

Муниципальный

Победитель

1 место

Районная олимпиада по школьному краеведению

Заречнева Екатерина, 9 класс

Муниципальный

Призёр 3 место

Районный конкурс на лучший реферат на тему «Избирательное право – право каждого»

Заречнева Екатерина, 9 класс

Муниципальный

Призёр 2 место

Республиканский творческий конкурс по краеведению «Добро пожаловать в музей».  

Здобнова Анастасия, 7 класс

Республиканский

Призёр 2 место

Всероссийская акция «Сделаем вместе»: «Русский Крым и Севастополь». Конкурс «Лидер»

Чугунова Алина, 10 класс;

Глухов Дмитрий,10 класс

Республиканский

Победитель

Победитель

Всероссийская акция «Сделаем вместе»: «Русский Крым и Севастополь». Конкурс «Лидер»

Чугунова Алина, 10 класс

Всероссийс

кий

Победитель

 

 Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий

 Учитель: Баландина И.А.

Дата проведения

Место проведения мероприятия,

             уровень

Тема / название мероприятия

20.11.2014

МБОУ «Пятинская сош»

Устный журнал «Как живёте, дети?», посвящённый Дню правовой помощи детям.

январь, ежегодно

МБОУ «Пятинская сош»

Организация и проведение ежегодной школьной акции «Читаем «Блокадную книгу».  

28.04.2015

МБОУ «Пятинская сош»

Урок Мужества «Подвиг Городов-героев».

25.11.2015

МБОУ «Пятинская сош»

Урок Памяти «Сроку давности не подлежит» (посвящённый 70-летию начала Нюрнбергского процесса).

18.03.2016

МБОУ «Пятинская сош»

Всероссийский урок «Крым в моём сердце». 

23.03.2017

П. Ромоданово, в рамках конкурса «Учитель года» (муниципальный уровень)

Урок истории в 10 классе по теме «Крымская война».

27.09.2017

МБОУ «Пятинская сош»

Урок истории в 8 классе «Либералы, консерваторы, социалисты».

31.10.2017

МБОУ «Пятинская сош»

(муниципальный уровень)

Районный семинар по теме «Роль исторического и литературного краеведения в формировании патриотизма школьников»:

- доклад «Потенциал школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма обучающихся»;

- мастер-класс «Исследовательская работа по краеведению на примере изучения истории школы»;

- экскурсия в школьном музее «Моё родное русское село»;

- интерактивная игра «Пионер – всем ребятам пример!».

04.12.2018

МБОУ «Пятинская сош»

Урок Памяти «Пост номер 1», посвящённый Дню неизвестного солдата.

12.12.2018

МБОУ «Пятинская сош»

Урок обществознания в 9 классе «Конституция РФ», посвящённый 25-летию Конституции России.

Март-май 2019

МБОУ «Пятинская сош»

Всероссийское движение «Сделаем вместе!», акция «Русский Крым и Севастополь»: курирование проведения уроков и мероприятий, исследовательской работы лидерами акции.

30.04.2019

МБОУ «Пятинская сош»

Урок Мужества «Легендарный Севастополь», посвящённый 75-летию освобождения Севастополя от фашистских захватчиков.

Май, ежегодно

С. Пятина

Организация и проведение акции «Бессмертный полк».

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2003.  

2. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - М.: Просвещение, 2010.  

3. Концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» в 60-х - 80-х гг. ХХ в. О.Ю.Стрелова, А.В.Гашичев  // Вестник ТОГУ, 2013, №1. 

4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. - 2009. - №2,  

5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...