Конспект урока. Февральская революция
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

Харланова Алина Сергеевна

Февральская революция 1917 г. в Курском крае

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории Курского края:

«Февральская революция 1917 года в Курской губернии»

Класс: 8

Учитель: Харланова Алина Сергеевна

Тип урока: урок изучения нового материала

Предполагаемые результаты урока:

Образовательные:

- сформировать у обучающихся представление о ходе Февральской революции в Курской губернии.

Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма, уважения и любви к прошлому своего Отечества;

- формирование познавательного интереса к истории родного края путем самостоятельного изучения нового материала.

Развивающие:

- развитие коммуникативных способностей обучающихся;

- расширение кругозора и интереса к изучению истории родного края с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей;

- формирование навыков самостоятельной работы с историческим источником и печатным текстом.

Оборудование: раздаточные материала по теме урока.

Ход урока

Модуль урока

Плани-руемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Органи-зацион-ный момент.

2 мин.

Приветствие, проверка присутствующих, наличия тетрадей на столе у обучающихся.

Ответ на приветствие.

Актуализация ранее полученных знаний.

Переход к изуче-нию нового материа-ла.

5 мин.

Актуализация знаний:

На прошлом уроке мы с Вами говорили о том, как в Курской губернии нашло свое отражение проявления Первой российской революции, а также говорили о участии курян на фронтах Первой мировой войны. Кратко охарактеризуйте данные события.

Сегодня мы с Вами продолжим говорить о события начала ХХ века в России, в частности – Курской губернии. Запишите тему сегодняшнего урока: «Февральская революция в Курской губернии».

           Учитель знакомит обучающихся с планом урока.

План урока:

1)Февральская революция 1917 года в России.

2) Ход Февральской революции в Курской губернии.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Записывают тему урока в тетрадь.

        

Знакомятся с планом урока.

Изучение

нового матери-ала

30 минут

           Сегодня мы с вами познакомимся с таким важным периодом в истории нашего государства, как Февральская революция. Данные события привели к падению самодержавия, а позднее – и к гражданской войне в России.

           Скажите, что вы знаете о Февральской революции? Когда она началась? Почему император Николай II отрекся от престола? Как это происходило?

       

         Накануне Февральской революции в губернии наблюдались стачки рабочих, недовольство крестьян, но царская администрация не уделяла данным фактам должного внимания, по всей видимости, что быстро справится с возможными революционными выступлениями.

         Курским губернатором с 1915 года являлся Александр Карлович Багговуд. На момент начала революции он находился в Крыму (Евпатория), куда отвозил на лечение свою больную жену.

         Официальная телеграмма о свержении самодержавия и отречении царя от престола в Курске была получена 2 марта 1917 г.

         В губернии была предпринята попытка скрыть данный факт от населения, однако сделать им этого не удалось.

        По свидетельствам современников в городе к известию о революции в Петрограде отнеслись неоднозначно. Так телеграфист Управления Московско-Киево-Воронежской железной дороги Н. Горбачев сообщает: «мелкие служащие радостно улыбались, но спецы… косились на своих подчиненных и тем самым сокращали их настроения». А В.И. Белогуров, слесарь литейного цеха, вспоминал: «Настроение у всех было приподнятое. И хотя жизнь пока что несколько не изменилась, на душе у каждого потеплело. Ненавистное царское самодержавие уничтожено!  Это была победа, а победа окрыляла».

         После постановления Временного Правительства в губернии стали формироваться новые органы власти.

Для того, чтобы узнать, как происходила смена власти в губернии, предлагаю Вам разделиться на группы и поработать с историческими источниками.

      Первая группа: узнает, как была отстранена от управления губернией царская администрация и познакомится с информацией о формировании Временного комитета и выяснит, какие мероприятия они предпринимали для установления порядка в губернии      (Приложение 1).

       Вторая группа: расскажет о формировании Совета рабочих и солдатских депутатов в Курской губернии и  о процессе смены власти в уездных городах. (Приложение 2).

             Каждая группа получила материалы по данным вопросам, на выполнения задания Вам отводится 15 минут. На то, чтобы предоставить информацию, выявленную Вами, предоставляется по 5 минут.

             

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают учителя.

Делятся на группы и работаю над полученными заданиями.

Группа представляет ту информацию, которую они получили при работе с предоставленными материалами.

Закреп-ление изу-ченного матери-ала.

4 мин.

            Скажите пожалуйста, что мы можем сказать о характере Февральской революции? Процесс смены власти здесь отличался мирным характером, или нет? Какой орган власти был сформирован раньше и почему?   

Подводят итог: В общем итоге в Курской губернии процесс смены власти отличался мирным характером, переходом власти к демократическим органам: первоначально Общественным Комитетам из представителей различных категорий населения, а затем – Советам рабочих и солдатских депутатов. Административное управление взял на себя губернский комиссар Временного правительства, который с помощью Комитета и Совета организовал отстранение царской власти, жандармерии и местной полиции. Революцию первыми и активнее подхватили губернский город Курск и крупнейший уездный центр Белгород. Позже всех она пришла в село.

Рефлексия

2 мин.

Учащиеся по очереди заканчивают предложенные фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я приобрёл…

Мне захотелось…

Заканчивают фразы.

Домаш-нее задание

2 мин.

Выписать в тетради даты Февральской революции и отметить, когда в Курской губернии были сформированы новые органы власти. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о предсеждателе курского Исполнительного комитета – Николае Николаевиче Лоскутове. 

Записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Задания для первой группы:

  1. Как была отстранена от управления Курской губернией царская администрация?
  2. Когда был сформирован Временный комитет в Курской губернии. Кто его возглавил?
  3. Мероприятия Временного комитета для установления порядка в губернии.

Курский губернатор А.К. Багговут, по всей видимости, узнал о свершившейся революции и о смене власти в Курске только через несколько дней, что видно из следующей телеграммы, полученной в городе 7 марта в 4 часа дня:

«Курск полицмейстеру – срочно из Мелитополя ж.д. Сейчас выезжаю Курск шестым номером. Баговут».

По получении данной телеграммы была послана телеграмма коменданту станции Курск:

«Поездом №6 направляется в Курск бывший курский губернатор А.К. Багговут. В интересах общественного порядка признавая приезд г. Багговута невозможным, имею честь просить В.В. приказать встретить его на вокзале и предложить не заезжать в г. Курск под угрозою ареста, не препятствуя следованию ему дальше».

Телеграмма Председателя Курского временного комитета Лоскутова председателю Совета Министров кн. Львову об организации в Курске Временного комитета

3 (16) марта 1917 г.

Доношу в.с., что 3 марта в час дня Курская городская дума учредила Временный комитет для управления текушими делами. На заседании думы явился управляющий губернией вице-губернатор Штюрмер и заявил, что он вполне подчиняется распоряжениям Временного правительства и будет осуществлять свои обязанности по управлению Курской губерниейсовместно с избранным городской думой Временным комитетом, при непосредственном участии его представителей. Управление полицией находится в ведении Временного комитета. Распоряжение полицией возложено комитетом на члена его генерал-майора Щеголева. На заседании комитета присутствовали представители местного гарнизона и железнодорожного жандармского управления. О дальнейших распоряжениях комитетом будет сообщено дополнительно.

 Председатель Временного комитета Лоскутов.

Информация в «Правде» об оставлении своих постов курским вице-губернатором Штюрмером и уполномоченного

 по продовольствию Раппом

5 (18) марта 1917 г.

Курск. Согласно требованию Временного комитета, основанному на постановлении общества офицеров гарнизона, вице-губернатор Штюрмер и уполномоченный по продовольствию Рапп оставили свои посты. Гарнизон в полном составе присоединился к новому правительству.

Из сообщения газеты «Курский край» о заседании Курского Временного исполкома по подведению итогов его деятельности с момента организации

8 (21) марта 1917 г.

На заседание явилась масса публики. Председатель комитета Н.Н. Лоскутов в начале заседания обрисовал в своей речи историю организации и деятельности комитета в первые дни свободы. 2 марта по получении сведений из Петрограда о государственном перевороте немедленно было создано экстренное совещание гласных городской думы, которое и выбрало из своей среды Временный исполком.

Главными целями этого комитета были – сохранение порядка и спокойствия в городе и урегулирование продовольственного дела. В первый же день деятельности в состав Временного исполкома вошли и представители нашей героической армии.

Вслед за военными состав комитета постепенно пополнялся представителями от рабочих учреждений, корпорация и др. В настоящее время в составе исполнительного временного комитета насчитывается более 100 чел.

Для осуществления первой из поставленных целей, а именно – сохранения тишины и порядка, комитетом приняты следующие меры: власть губернатора была передана управляющему казенной палатой Знатокову; самому вице-губернатору Штюрмеру предложено покинуть город. Затем были арестованы полицмейстер и все высшие чины жандармской полиции.

Городская и жандармская полиция разоружена вся и 10 марта должна явиться к воинскому начальнику для зачисления в армию.

На призыв комитета к населению о зачислении в милицию отозвалась одна только учащаяся молодежь в лице студентов-землемеров и других учебных заведений. Эта молодежь и охраняла спокойствие граждан в первые дни революции. Ныне приступлено к организации постоянной платной милиции, во главе которой будут поставлены участковые начальники, вместо прежних полицейских приставов…

Вот те меры, которые приняты для организации правопорядка в губернии. Что касается другой коренной цели, поставленной себе Временным исполкомом, - урегулирование продовольствия, - оратор находит, что в этом отношении дело обстоит гораздо серьезнее. Как известно, снабжение армии и населения продовольствием находилось до сих пор в руках уполномоченного Раппа. Отношение его к городскому самоуправлению и к другим общественным организациям всем известно. Ожидать, что им будет сделано много для дела продовольствия, совершенно напрасный труд.

Поставка армии причитающегося на Курскую губ. По общеимператорской разверстке на март мес. количества хлеба не выполнена в значительной степени.

Задача настоящего момента состоит в том, чтобы поддержать нашу доблестную армию и снабдить ее всем необходимым.

В тылу же нам необходимо уничтожить наши многочисленные и непрекращающиеся кризисы топлива, керосина, муки и т.д.

Обращаясь к вопросу, почему городская дума захватила в свои руки власть, оратор отвечает, что в Курской губернии это была единственная организация, где общественная мысль упорно боролась с враждебными силами. Курское земство не могло этого сделать в силу своей специфической враждебности ко всем организациям прогрессивного направления и блестящего своего одиночества среди прочих земств нашего государства. Рабочие не смогли этого сделать вследствие своей неорганизованности и темноты. Другие же организации не могли захватить власть вследствие своей малочисленности или незначительности.

Организация исполнительного комитета оставлена следующим образом: все принципиальные вопросы решаются в общем собрании комитета, заседания которого публичны. Вопросы же срочные, выдвигаемые жизнью внезапно и требующие немедленного разрешения или исполнения, разрешаются и исполняются бюро комитета, состоящим из небольшого числа выбранных комитетом членов. Распоряжения бюро обязательно доводятся до сведения общего собрания.

Для разработки отдельных технических вопросов образуются комиссии, доклады которых по отдельным вопросам обсуждаются потом в общем собрании комитета.

В настоящее время образованы комиссии по продовольствию, топливу, комиссии по организации милиции и др.

Вот все, что за эти немногие дни успел сделать Курский временный комитет…

Газета «Курский край», № 4 от 12 (25)

Приложение 2.

Задания для второй группы:

  1. Формирование Совета рабочих и солдатский депутатов в Курской губернии.
  2. Смена власти в уездных городах.
  3. Февральская революция 1917 года в сельской местности Курской губернии.

Процесс смены власти вскоре охватил и курские уезды. Первым в губернии 6 марта 1917 г. возник Белгородский Совет рабочих и солдатских депутатов, руководящее положение в котором занимали большевики. На совместном заседании Совета было принято решение о разоружении полиции и жандармерии. Военным комиссаром г. Белгорода был назначен А.К. Лютенко (из солдат). Выборы в Совет происходили на железнодорожном узле, мелоизвестковых заводах, мельницах, типографиях, шерстомойке, Шебекинском и Воскресенском сахарных заводах, в частях гарнизона. 14 марта в здании кинотеатра «Орион» состоялось первое заседание Совета, на котором был избран Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов. Одновременно белгородцы создали Временный исполнительный комитет (председателем был избран директор мужской гимназии Г.Ф. Линсцер).

Из сообщения газеты «Курский край» о решении совещания депутатов Курского Временного исполкома от рабочих и служащих организовать Совет рабочих депутатов в городе Курске

15 (28) марта 1917 г.

15 марта на совещании депутатов от служащих и рабочих при Курском исполкоме решено организовать Совет рабочих депутатов в гор. Курске.

Тогда же была избрана организационная комиссия и выработаны порядок и условия выборов в Совет рабочих депутатов, которые сводятся к следующему:

В выборах участвуют служащие и рабочие обоего пола, достигшие 18 лет.

Количество депутатов должно избираться по расчету: 1 депутат от 200 чел, но в тех предприятиях, где служащих менее 200 чел., выборы производятся от 100 чел.

Предприятия же, где служащих и рабочих менее 100 чел., объединяются в общее собрание и производят выборы 1 делегата от 200 служащих и рабочих.

В выборах не могут участвовать предприниматели и высшая администрация.

Избранными могут быть лица, не моложе 25 лет, но администраторы и предприниматели не могут быть избраны в своем предприятии…  

Газета «Курский край», № 14 от 23 марта (5 апреля) 1917 г.

Первое заседание Совета было проведено только 9 апреля 1917 г., а еще через несколько дней образован Совет солдатских депутатов. Оба органа впоследствии объединились в единый Совет рабочих и солдатских депутатов.

В Обояни первые известия о революции в Петрограде были получены 2 марта 1917 г. через телеграф железнодорожной станции на имя председателя управы М. Прибыткова, который вскоре был назначен уездным комиссаров Временного правительства. Тогда же населением города были арестованы городской голова А.А. Филиппенко, уездный чиновник Н.Г. Гамалей и др. Исполнительный комитет там был избран 5 марта 1917 г. Его возглавил воинский начальник полковник Харкевич (позже был назначен и уездным комиссаром Обоянского уезда – Х.А.). Его заместителями были избраны чиновник П.П. Афанасьев и купец М.К. Погорелов.

О свержении самодержавия в Судже стало известно 3 марта 1917 г. На следующий день был образован Исполнительный комитет, возглавленный предводителем уездного дворянства В.А. Евреиновым. На первом же заседании Комитету было поручено «немедленно выпустить к населению воззвание для поддержания порядка, сформировать милицию, которая должна действовать под руководством Комитета». На втором заседании, состоявшемся на следующий день, было принято постановление «поставить население деревни в известность о текущих событиях через отпечатание и рассылку телеграммы».

Уже 9 марта Исполнительный комитет обсуждал вопрос о пополнении своего состава и принял решение допустить до участия в выборах представителей от различных сословий, учреждений и организаций. Кроме того, на заседание обсуждался вопрос в связи с требованием местного населения об отстранении должностных лиц города. В результате было решено «устранить от службы суджанского исправника А.А. Спасского, его помощника Волнистого и пристава 3 стана Ханова, подвергнув их домашнему аресту впредь до особого распоряжения Комитета».

Деревню Февральская революция охватила значительно позже. Раньше всего о падении самодержавия узнавали жители тех сел и деревень, которые были расположены вблизи городов или железной дороги.

Сообщение газеты «Курский край», о митинге крестьян в поселке с. Солнцево Тимского уезда по поводу свержения царя

11 (24) марта 1917 г.

11 марта в поселке при ст. Солнцево Тимского уезда состоялся митинг крестьян в составе до 3000 чел. Из Курска с товарным поездом приехал оркест рабочих: поезд подъехал к станции под звуки «Марсельезы». От с. Процессия с красными знаменами прошла на площадь у волостного правления, где священниками местных церквей отслужен был благодарственный молебен. После этого выступили с речами о сущности произошедшего переворота представители Курского исполкома: адвокат, солдат и рабочий. Выступили с речами и местные интеллигентные крестьяне, поднят вопрос об организации крестьян.

Решено создать волосной комитет, который бы ведал всеми делами волости. Настроение крестьян самое радикальное, о царе и слышать не хотят. Характерный в этом смысле эпизод произошел во время речи адвоката. После указания оратора на то, что на основании всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права будет созвано Учредительное собрание, которое и решит вопрос о том, нужен нам царь или нет, весь митинг ответил единодушными возгласами: «не нужен», «долой»!

В произошедшей затем беседе граждане-крестьяне постановили много критических вопросов, обнаруживших глубокое понимание переживаемых событий и своих интересов.

Между прочим, по вопросу о кандидатах в волостной исполком крестьяне указали, что у них остались хороие люди от 1905 г. и их они выберут.

Газета «Курский край», 3 7 от 15 (28) марта 1917 г., стр. 3.

Но при этом революционное движение в сельской местности развивалось крайне медленно, о чем говорят сохранившиеся воспоминания крестьянина П.С. Бабичева из села Вишнево Беловской волости Грайворонского уезда: «Про революцию 1917 года у нас узнали месяца через полтора, потому что это скрывалось нашими властями. Но уже через день-два крестьяне почуяли, что эта революция ничего не принесла. Бывшие кругом помещики: Саламатин, Рулев, Юшкин, Чагин и другие – как были помещиками, так и остались. Помещичьи имения не трогали, потому что боялись, да и всякий крестьянин понимал, что этот переворот не тот, какой нужен».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Февральская революция 1917г"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения....

Конспект урока "Февральская революция в России"

Конспект урока "Февральская революция в России" по учебнику -История Отечества,11 класс...

Конспект урока. Индустральная революция: достижения и проблемы.

Крнспект урока по истории Нового времени 8 класс. Урок может выступать в качестве интегрированного, т.к. в нём даются примеры из материала по обществознанию....

Конспект урока "Февральская революция 1917 года"

Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Маршрутный лист к уроку "Февральская революция от февраля к октябрю

Инстррукционная карта занятия "Февральская революция 1917 года"предназначена для дистанционного обучения. Урок рассчитан на два учебных часа. Приложения позволяют ранообразить маиериал и обе...

Методическая разработка урока ( Февральская революция 1917 года)

В документе содержится методологическая разработка урока ( Февральская революция 1917 года)...