Урок по теме "Смутное время"
учебно-методический материал по истории (7 класс)

Королева Альбина Юсуфовна

данная тема рассчитана на 3 часа, предлагаю авторский урок №1. Урок построен с использованием технологии критического мышления. Используемое УМК: под. ред.Торнукова, 7 класс, линейное преподавание истории

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Смутное время

Цель : Дать представление учащимся о периоде Смутного времени через анализ событий.

Задачи:

предметная - выявить причины , которые способствовали наступлению Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий.

метапредметная - продолжить развитие у учащихся умения работать с учебником, технологической картой, контурной картой, умения выявлять главное, анализировать.

Личностаня  - продолжить воспитание на гражданственности при изучение темы.

Тип урока: комбинированный с применением технологии критического мышления

Оборудование : учебник под ред. Академика РАН А.В.Торкунова, 2 часть. , мультимедийный проектор с колонками, презентация, маршрутные листы, видеоролик, аудиозаписи.

Время: 3 часа на тему.

Урок №1

Основные понятия:

1.   Смутное время.

2.     Интервенция.

3   Семибоярщина.

4.   Народное ополчение

План занятия

1. Причины Смуты.

2. Поход Лжедмитрия 1

3. правление Василия Шуйского.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

Момент

(2-3 мин.)

Приветствие учеников,

Отметка отсутствующих

Информирование о проверке домашнего задания

-Добрый день, ребята, я рада вас приветствовать. Надеюсь, урок пройдет в атмосфере  работоспособности и хорошего настроения

Восприятие информации. После приветствия учителя дети садятся на места

Староста отчитывается об отсутствующих на уроке.

Коммуникативные:

Умение самостоятельно при работе над выполнением домашнего задания, строить план ответа на вопрос.

Актуализация (УУД)

(5-7 мин.)

Подготовить учащихся к переходу к восприятию новых знаний.

Вспоминаем основы пройденной главы-окончание 16 века, фронтальный опрос:

-Ребята, на каких значимых событиях мы закончили изучение предыдущей главы?

-назовите основные итоги правления Ивана IV?

Активация памяти, актуализация полученных раннее знаний

Подготовка к теме урока, в неразрывной, причинно-следственной вязи с предыдущими темами.

Индивидуальные ответы, с дополнениями других желающих.

Форма диалога, позволяет сформировать над-предметный навык коммуникации с другим.

  • Дают ответы, что глава заканчивается на пресечении династии Рюриковичей. Основными итогами правления Ивана Грозного называют увеличение территории Российского государства, неудачное участие в Ливонской  войне, тяжелый и разорительный период Опричнины.

Правила ведение дискурса

Предметные, личностные, метапредметные- регулятивные, коммуниативные

Изучение новых знаний и способов деятельности

(10 мин)

Предоставление базового материала учащимся для освоения темы и самостоятельного формирования представления по заданной теме.

Используются объяснительные методы и методы проблемного изложения, работа в группах(группы выясняют причины Смутного времени) / Использование проектора и аудио-файла группы 50 копеек

Использование маршрутных листов

-Сейчас я включу аудиозапись песни группы «50 копеек». Ваша задача не просто прослушать, а сделать отметки в своих маршрутных листах о том, какие исторические персоналии встречаются в тексте песни.

-Итак, мы услышали о многих участниках. Также из прослушивания песни вы могли догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Ваши предположения?

-Да, вы правы, мы поговорим о Смутном времени. Это большая тема, изучать которую мы будем 3 урока, а начнем сегодня.

 Как вы считаете, что значит слово СМУТНОЕ?

Давайте обратимся к учебнику и узнаем, что же говорят историки по  этому поводу. Находим термин и записываем в маршрутный лист

Развиваются умения:

  • Выстраивать причинно-следственную связь с прошлого занятия на данное,
  • Самостоятельно отображают в маршрутном листе исторических деятелей, определяют термин  Смутного времени и основные персоналии периода
  • Знакомятся  с раздаточным материалом
  • Умение быстро ориентироваться в материалах
  • Развитие координации мышления и письма.
  • Умения корректно работать в потоке информации, выделять главные моменты, как в работе с маршрутными листами, так и при прослушивании неизвестного текста.
  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Учащиеся высказываются о значении термина СМУТНОЕ время(неясное, запутанное, непонятное.
  • Читают отрывок текста из учебника, определяют значение термина СМУТНОЕ ВРЕМЯ, фиксируют запись в маршрутные листы

Регулятивные, коммуникативные:в условиях ограниченного времени, требуется умение концентрироваться и самостоятельно планировать свои действия

Умение концентрироваться на работе

Первичная проверка понимания изученного

(7-12 мин)

 Использование частично-поисковые методы и объяснительные при работы с источником, учебником и записанной информации.

-Для того, чтобы изучить данную тему, что нам нужно сделать? На какие вопросы ответить?

-Правильно, для начала нужно узнать причины Смутного времени. Объединитесь в 3 группы. Помогая друг другу и используя правила работы в группах, выясните причины Смутного времени. Первым человеком, указанным в маршрутном листе, у нас значится Борис Годунов. Получается, что начало Смуты совпадает с периодом его правления.

-Слушаем докладчика, дополняем при необходимости. в ленту Смутного времени указываем те значимые мероприятия, которые совершил Годунов в период Смуты. Можем ли выделить одну, ГЛАВНУЮ ПРИЧИНУ?

На проекторе или доске, отображаются вопросы для самостоятельной подготовки на них.

-Далее у нас записан Лжедмитрий I.Кто же он такой и откуда взялся? Чтобы ответить на эти вопросы, смотрим видеоролик и, работая в парах,  вносим увиденные факты в схему наших маршрутных листов. Вы узнали о его личности, что удивило вас? Конечно, период его правления очень краткий, давайте вновь обратимся к видео-фрагменту и узнаем-почему? Запишите узнанные ошибки политики Лжедмитрия в схему, вторая стрелочка.

-Мы немного устали, пришло время провести физминутку. Встали, подтянулись. Делаем рывки руками попеременно. А теперь, чтобы размять шею, напишите носом слово СМУТА. Молодцы! Садимся и делаем пальчиковую гимнастику: берем ручку и катаем ее по ладони и каждому пальцу. Сначала на одной руке, затем-на другой. Мы отдохнули и можем работать дальше

А теперь обменяйтесь маршрутными листами и проверьте своего соседа по парте. Обратите внимание на презентацию, используя мои данные, вы можете легко проверить, какое количество ошибок допустил ваш сосед. Поставьте оценку.

-Далее у нас в ленте Смутного времени указан Василий Шуйский. Как вы видите, в маршрутных листах та же схема, как и Лжедмитрия, значит нам нужно узнать как о личности Шуйского, так и найти ошибки его правления. Обратите внимание на презентацию, вы видите вопросы, задания и страницы учебника, с которыми нужно поработать.

Далее проводится фронтальный опрос

-Каким образом Шуйский пришел к власти? К то он такой? Какие ошибки совершил?

 Используется исследовательский и объяснительные методы, метод «мозгового шторма»

Ученики предполагают, что нужно обращаться к учебнику, к дополнительному материалу. Во первых, нужно найти причины Смутного времени. Во-вторых, нужно узнать подробнее о тех лицах, которые записали в маршрутные листы.

Учащиеся работают в группах, выбирают докладчика.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний

Ученики, на базе полученного материала, пробуют найти ответы на вопросы по новой теме: Что явилось причинами Смутного времени? Какими характеристиками обладал Лжедмитрий I? Какие ошибки он допустил?

Умение работать и отвечать на разного рода вопросы, формируем мета-предметные навыки и развивается гибкость мышления. В данном случае на историческом материале.

Учащиеся формулируют проблемный вопрос: Что именно являлось основной причиной Смуты?

Учащиеся предполагают, что личность Лжедмитрия довольно неординарна, но правил он всего около года, что вызывает вопросы-почему? Что с ним случилось?

Учащиеся организуются попарно из соседей для поиска ответов на предоставленные вопросы

Работа в парах  позволяет развить над-предметные навыки коммуникации и разделения обязанностей, а также умения коммуницировать с разными людьми.

Ученики проводят физминутку, выполняют задания, предложенные учителем, предлагают упражнения сами.

Учащиеся осуществляют взаимопроверку и проверку по образцу, проводят оценивание других.

При проведении фронтального опроса, ученики дают ответы на вопросы о личности В.Шуйского, о том, каким образом он пришел к власти о его ошибках в правлении

Регулятивные:

  • Проводится контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Применение изученного материала

Обобщение и систематизация,

(7-10-мин)

 перед учащимися  ставится задача из следующей темы, для использования навыков и знаний, полученных в ходе занятия.

-Давайте подведем итоги сегодняшнего урока: что нового мы сегодня узнали?

_какие причины Смуты можем выделить? Какая причина была основной?

-Какие задачи нам предстоят на следующий урок?

Учитель наталкивает учеников на формулирование основных задач следующего урока.

Учитель участвует в итоговой формулировке проблемы-что послужило основной причиной Смуты?

и совместно с учащимися, формирует причины, используя материал данного занятия

Учащиеся в совместной поисковой деятельности, становятся исследователями, и это максимально развивает

Учебно-познавательную, коммуникативную компетенции учащихся

Каждый учащийся, декларирует свои знания в диалоге с другим, объясняя и передавая информацию сверстнику, а также учителю

Обще-коммуникативный процесс развивает навыки учащихся в умении обобщать и формулировать

Обучающиеся приходят к выводу, что на данном этапе невозможно выделить основную причину Смуты. Предполагают, что на следующем уроке продолжат заполнение маршрутных листов и ознакомятся с другими личностями Смутного времени.

Личностные:

  • Умение соотнести планируемые цели урока с полученным результатом;
  • оценивание деятельности исторических лиц.

Регулятивные:

  • проводят необходимую коррекцию знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

(7-10 мин.)

 - Оценка работы

- Формирование индивидуальных заданий для учащихся, на основе их ответов

Учитель подводит объяснительно-побуждающее умозаключение, по ходу освоения материала /

На экране отображаются ключевые аспекты темы, признаки и тп., сформулированные детьми.

 Угадываем изученных персонажей, выведенных на презентации.

-обратите внимание на портреты. Показанные на слайде, назовите, кто изображен?

_вы все сегодня активно работали и оценки за урок получают…

Запись итогов работы. Обязательный контроль и оценка достижения учащихся, формирует ощущение завершенности работы и побуждает к новым задачам

Учащиеся комментируют основные позиции урока

Групповая и индивидуальная рефлексия по теме, развивает предметные познавательные навыки, закрепляет материал

Без помощи других, ученик самостоятельного комментирует некоторые позиции, ключевые аспекты темы

Закрепление материала.

Проговорить основные позиции урока с самыми слабыми учениками        

Регулятивные:

  • выясняют то, что узнали и делают вывод о том, что еще предстоит узнать
  • проводят рефлексию

Коммуникативные:

  • умение четко и ясно высказывать свое мнение относительно темы урока.

Домашнее задание

Подведение итогов учебного занятия/Рефлексия

(5 мин)

Побуждающее умозаключение педагога, к освоению следующей темы.

 - вывод д/з на презентации и комментирование

-домашнее задание вы видите на слайде, оно обязательно для всех. Для тех, кто хочет заработать дополнительную отметку, я задаю сообщение о любом историческом деятеле, рассматриваемом сегодня

-Спасибо за урок, до свидания!

Записывают домашнее задние

Регулятивные:

  • формирование самостоятельности мышления,

Личностные:

  • подготовка к творческой деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смутное время Это период в истории России, начавшийся с пресечением династии Рюриковичей и закончившийся началом правления Романовых(1598 - 1613)

Слайд 2

Лжедмитрий II Б.Годунов Лжедмитрий I В.Шуйский Семибоярщина М.Романов

Слайд 3

Необходимо выяснить причины! Работаем с учебником, стр.10, п.1-2. заносим данные в маршрутный лист

Слайд 4

Лжедмитрий I (1605-1606)

Слайд 5

Физминутка

Слайд 6

Проверяем по образцу: Слишком много несбыточных обещаний; Обещание дать свободу крестьянам; Поведение молодого царя, не уважавшего русские традиции; Свадьба с полячкой; Приход большого количества поляков в столицу, которые вели себя вызывающе.

Слайд 7

В.Шуйский Обратимся к учебнику. Стр.12, п.5-6, заполняем маршрутные листы, выписывая основные факты о новом правителе. Как вы считаете, что являлось «слабым местом» нового царя?

Слайд 8

Оценки за урок Домашнее задание: стр.18, Вопросы и задания, у.5, устно Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Во время проведения урока я использовала аудио и видеофайлы, которые не смогла загрузить на nsportal. Поэтому даю ссылки на материалы.

https://www.youtube.com/watch?v=XpWxqBOHsmY&t=225s    видеофильм о Лжедмитрии I

https://smtp.cools.biz/song/495385-50-kopeek/    здесь находим в списке композицию- Смутное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – дидактическая игра. Времена года. Модель сезона.

Урок технологии по данной теме может проводиться для учащихся 6-х классов  в ходе изучения подраздела «Конструирование и моделирование юбки» после изучения тем «Конструирование юбки», «Моде...

Урок по теме "Времена года"

Район:       Алькеевский...

Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс

Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс...

Урок по теме "Времена года"

урок по теме "Времена года" - 4 класс...

План-конспект урока английского языка "Времена года. Погода."

Аннотация урока английского языкапо теме «Seasons and the weather»      Урок английского языка по теме «Seasons and the weather» разработан по учебнику Happy English. ru для 5 кла...

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Урок английского языка "Времена года" урок в 3 классе

Пояснительная записка.Урок в 3 классе «Любимое время года» является обобщающим уроком по теме «Времена» года. Выбор темы урока обусловлен возрастными интересами учащихся и соответствует учебной ...