Разработка урока "Человек на войне" по истории России в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс)

Дагбаева Вера Данзановна

Урок усвоения новых знаний и способов действия способствует формированию ценностных ориентаций ученика на общечеловеческие ценности, призван помочь понять антигуманную сторону войны и стать противником военных способов решения конфликтов посредством личностного восприятия и переосмысления  событий войны. Работа с документами (документально-методический комплекс), в которых содержатся  постановления, указы, приказы Ставки Верховного главнокомандования, документы гитлеровского командования, воспоминания. Работа с фотоматериалами, плакатами помогут создать проект «Человек на войне» - о событиях и людях, определявших лицо народа, воюющего за свободу и независимость своей страны, вынесшего на своих плечах неимоверные тяготы военного времени.

 На уроке  дети узнают о людях, волею судьбы оказавшихся в различных ролях во время страшной войны. Какую роль внесли в разгром врага, как жили и приближали победу?

Цель - узнать о трагической и героической  истории человека на войне; добиться иного, личностного восприятия войны, несмотря на ее отдаленность от нас во времени.

Вывод о том, что безликая история - проблема. События, прошедшие через сердце, заставляют переживать их по- иному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Человек на войне»

Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действия 

Форма урока: проектный урок

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная

Цели урока:

Образовательные цели (предметные, познавательные): сформировать потребность в знаниях о трагической и героической  истории человека на войне;

Развивающие цели (метапредметные: регулятивные, коммуникативные): научить выбирать источники знаний, способы решения задач, анализировать, обобщать и систематизировать документальные материалы, применять их в составлении проектного продукта;  

Воспитательные цели (личностные): формирование ценностных ориентаций ученика на общечеловеческие ценности, помочь понять антигуманную сторону войны и стать противником военных способов решения конфликтов посредством личностного восприятия и переосмысления  событий войны.

Задачи урока:

  1. С помощью проблематизации определить проектную идею;
  2. Определить цель проекта;
  3. Обобщить и систематизировать рабочий материал;
  4. Получить  проектный продукт, работая в группе;
  5. Афишировать проектный продукт
  6. Определить характер изменений в восприятии темы войны у учащихся после проделанной работы;

Этапы урока:

I. Мотивационно-целевой этап.

1. Организационный момент. Знакомство с детьми. Приветствие гостей урока – участников республиканского семинара. Создать благоприятный настрой для работы. 

2. Актуализация знаний.

Звучит песня «Вставай, страна огромная!»

Учитель: В 2015 году наш народ празднует юбилейную дату Великой Победы в Великой Отечественной войне.

- Напомните нам, пожалуйста, когда и какую годовщину Победы мы будем отмечать?

- Кто знает о подвигах советских людей в годы войны?

- Можно ли сказать, что победа в войне – подвиг всего советского народа? Не было советской семьи, которую не коснулась страшная война.

- Наверное, в ваших семьях есть люди, воевавшие или жившие в те годы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Дети, вы можете определить тему нашего урока?  

Дети попытаются назвать тему урока.

 Учитель называет тему урока «Человек на войне».

Чувство единства многонационального народа и советского руководства в час смертельной опасности позволило мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу. Учитель: Дети, попробуйте назвать цели и задачи нашего урока.

Дети называют цели и задачи урока.

Учитель объявляет цели и задачи урока.

 II. Процессуальный этап.

1. Проблематизация  определение проектной идеи

         История Великой Отечественной войны принадлежит к кругу проблем, интерес к которым не ослабевает с течением времени. Есть вопросы, которые имеют неоднозначную оценку, являются дискуссионными. К ним можно отнести проблему человека на войне. Документы, с которыми нам придется работать сегодня на уроке, заставят о многом задуматься, по-новому посмотреть на трагические события 70-летней давности. Документально-методический комплекс, который находится у вас на столах, содержит  постановления, указы, приказы Ставки Верховного главнокомандования, воспоминания. На рабочих столах компьютеров расположены фотоматериалы и плакаты по темам. Данные разнообразные материалы помогут нам создать проект «Человек на войне» - о событиях и людях, определявших лицо народа, воюющего за свободу и независимость своей страны, вынесшего на своих плечах неимоверные тяготы военного времени.

  Учитель обращается к презентации, к слайду «Проект «Человек на войне»

Вопрос  учителя: С какой целью мы будем создавать наш проект?

Ответы учащихся: Узнаем о людях, волею судьбы оказавшихся в различных ролях во время страшной войны. Какую роль внесли в разгром врага, как жили и приближали победу? Цель - узнать о трагической и героической  истории человека на войне; добиться иного, личностного восприятия войны, несмотря на ее отдаленность от нас во времени. Вывод о том, что безликая история - проблема. События, прошедшие через сердце, заставляют переживать их по- иному.

2. Учебная ситуация – Оформить проект «Человек на войне»: группам выбрать тему исследования, изучить материалы по проблеме, создать презентацию, защитить перед аудиторией. Усилиями групп оформляется плакат по теме «Человек на войне» и объединяются презентации групп в один общий классный проект.

Работа в группах.  Класс разбит учителем в начале урока на четыре группы. Учитель по желанию детей определяет тему группы: фронт, тыл, оккупация, плен.

Учитель объявляет основную задачу для групп: Учащиеся, используя текстовые и компьютерные материалы должны составить презентацию, выступление группы соответственно их темам и представить результат своей работы перед аудиторией.  

Учитель знакомит детей с материалами: документально-методическим комплексом по темам, на рабочих столах компьютеров папки с фотографиями, плакатами, текстами, регламент работы, критерии оценки группы (приложения).

Учитель выступает в роли ответственного редактора, который готов к консультациям во время работы групп.

Учитель предупреждает о том, что во время работы групп будет звучать Седьмая (Ленинградская) симфония Шостаковича, исполненная в 1942 г блокадном Ленинграде.

За 2 минуты до окончания времени учитель делает предупреждение.

  1. Афиширование работы групп.

Группы представляют свои презентации, делают выводы и выступают перед аудиторией. Учитель координирует и направляет работу групп.

Дети из предложенных плакатов составляют большой общий плакат «Человек на войне».

III. Рефлексивно-оценочный этап. Рефлексия.  

- Как бы вы оценили сегодня свою работу?

- Что мы сегодня делали?

- Для чего это необходимо?

- Каков главный результат?

- Что изменилось в вашем осознании войны?

- Что главного для себя вы унесете с урока?

- О чем расскажите своим близким?

-Появилось ли у вас желание расспросить у своих родителей про родственников, живших в годы войны?

- Как вы думаете, достигли ли вы цели проекта? Почему?

Домашнее задание. Вставить материал о своих родных и близких. Подумайте, какие темы мы не затронули? (дети в войне...)

Приложение №1

Регламент работы групп

  1. Обсуждение материалов- 10 минут;
  2. Выстраивание и логическое обоснование содержания ответа-5 минут;
  3. Презентация выполненного задания- 3 минуты;
  4. Ответы на вопросы-2 минуты

Приложение № 2

Критерии оценки выполнения задания:

  1. Слаженная работа группы;
  2. Полнота и последовательность содержательной части задания;
  3. Логичность и четкость, ясная формулировка ответа;
  4. Уважительное отношение к коллегам по работе;
  5. Заинтересованное участие в обмене мнениями, конструктивность позиции.

Приложение 3

Фронт

62. Из сводки Управления Политической Пропаганды Юго-Западного фронта

17 июля 1941 г. Совершенно секретно

… В частях фронта было много случаев панического бегства с боя отдельных военнослужащих, групп, подразделений. Паника нередко переносилась шкурниками и трусами в другие части, дезориентируя вышестоящие штабы о действительном положении вещей на фронте, о боевом и численном составе и о своих потерях.

        Исключительно велико число дезертиров. Только в одном 6 стрелковом корпусе за первый десять дней войны задержано дезертиров и возвращено на фронт 5000 человек…         По неполным данным заградотрядами задержано за период войны около 5400 человек, потерявших свои части и отставших от них, в т. ч. 1300 человек начсостава. Задержанные переданы в пересыльные пункты, откуда направлены во вновь формируемые части.  Из числа задержанных привлечено к ответственности за дезертирство 1147 человек, осуждено судом Военного трибунала фронта – 546 человек, 72% осужденныз приговорены к расстрелу…

Начальник Управления политпропаганды

     ЮЗФ бригадный комиссар Михайлов

Скрытая правда войны: 1941 год. Неизвестные  документы . - М., 1992. – С. 304-305

Фронт

85. Приказ Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 г.

         Враг бросает на фронт все новые силы…Каждый командир, красноармеец должен понять, что наши средства небезграничны…Пора кончить отступление. Отныне железным законом дисциплины должно являться требование - Ни шагу назад! Таким должен быть наш главный призыв. Отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины… Сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов, куда направлять провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

Народный комиссар обороны И.Сталин

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.:

События. Люди. Документы.-М.,1990.-С.435.

Фронт

64. Приказ Ставки Верховного

Главнокомандования № 270 от 16 августа 1941г.

Многочисленные... факты свидетельствуют о стойкости наших войск, высоком моральном духе наших бойцов, командиров и комиссаров. Но мы не можем скрыть и того, что за последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу. Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен фашистам.

Генерал-лейтенант Понеделин, командовавший 12-й армией, попав в окружение противника, имел полную возможность пробиться к своим, как это сделало подавляющее большинство частей его армии. Но Понеделин не проявил необходимой настойчивости и воли к победе, поддался панике, струсил и сдался в плен врагу, дезертировал к врагу, совершив, таким образом, преступление перед Родиной, как нарушитель военной присяги.

 Приказываю

1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.

Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии

Председатель Государственного Комитета Обороны

И. Сталин

Фронт

Воспоминания Л. С. Заликиной

В июне 1941 года я закончила 10 классов, и у нас был выпускной вечер. Вместе с мальчишками отправились на Днепр и гуляли до утра, а в 4 утра услышали артиллерийские залпы, испугались, но мальчишки нас успокоили, решили, что это военные учения. А утром, когда приехали в Киев, узнали, что началась война. Через неделю мне пришла повестка явиться в военкомат, несмотря на то, что мне не было 17 лет. Так началась моя фронтовая деятельность в рядах 1-го Украинского фронта.

Меня направили в госпиталь, который находился на окраине Киева, куда направляли всех раненых. Вскоре немцы зашли в город, и нам дали приказ собираться в дорогу. На следующий день мы приехали в город Ворошиловск, где в школе развернули госпиталь. Раненых пришлось таскать на себе, так как не санинструкторов ни санитаров не было. Медицинские сестры были все молодые: от 17 лет до 22, а тех, кто старше мы называли «старухами».

И вот, однажды привезли молодого солдата, раненого в ногу, которую пришлось ампутировать. Так как я была самая молодая, мне приказали выбросить ее в контейнер, во двор, куда мы выбрасывали отработанные шприцы и бинты. До этого мы двое суток не спали, и нога показалась мне такой тяжелой, что я ее с трудом взяла в охапку и потащила к двери. Когда я открыла дверь во двор, там была такая темнота, что я не видела куда ступить. При этом подумала, что сейчас кто-нибудь придет и поможет мне. Но как только я прислонилась к стене –  тут же уснула, и меня обнаружили спящей в обнимку с ногой.  

          Самым счастливым днем было девятое мая 1945 года, когда на Красной площади собралось столько народу, что яблоку негде упасть. Все радостные, веселые. Это был всенародный праздник нашей Победы!

Вопросы для обсуждения в учебной группе «Человек на фронте»

  1. Солдат — это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования и для этого даже жизнь свою положить.
  2.  Как жил солдат на фронте?
  3. А как вы считаете, какие факторы, чувства, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку?
  4. За что же, в конечном счёте, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?
  5. Стремление идти на фронт было всеобщим. А как бы вы поступили в тех условиях?    А почему сегодня молодёжь не стремится служить в армии?  
  6.  Изучите Приказы № 270 и 227— «Ни шагу назад». Когда и в связи с чем они были приняты? Всегда ли есть смысл защищаться до последней капли крови? А может быть, лучше разумно отступить? Чем обернулся принцип «Мы за ценой не постоим» на практике? Дайте моральную оценку этим приказам. Выскажите своё отношение к штрафным батальонам и заградительным отрядам.  Приведите известные вам примеры героизма женщин в годы войны. Были ли среди воевавших женщин ваши родные?
  7. Кто из ваших родных воевал? В каких операциях участвовал? Чем награждён?  

Плен

64. Приказ Ставки Верховного

Главнокомандования № 270 от 16 августа 1941г.

Многочисленные...факты свидетельствуют о стойкости наших войск, высоком моральном духе наших бойцов, командиров и комиссаров. Но мы не можем скрыть и того, что за последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу. Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен фашистам.

Генерал-лейтенант Понеделин, командовавший 12-й армией, попав в окружение противника, имел полную возможность пробиться к своим, как это сделало подавляющее большинство частей его армии. Но Понеделин не проявил необходимой настойчивости и воли к победе, поддался панике, струсил и сдался в плен врагу, дезертировал к врагу, совершив таким образом преступление перед Родиной, как нарушитель военной присяги.

 Приказываю

1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистким собакам.

Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии

Председатель Государственного Комитета Обороны

И. Сталин

Военно-исторический журнал. – 1988.-№9.-С.27-28.

 Плен

119. Постановление Государственного Комитета

Обороны от 27 декабря 1941г.

В целях выявления среди бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену, в окружении противника, изменников Родины, шпионов и дезертиров, Государственный Комитет Обороны постановляет:

…Для содержания указанных выше категорий бывших военнослужащих Красной Армии организовать специальные лагеря, назначив начальниками лагерей опытных оперативных работников НКВД, организовать в каждом из перечисленных выше лагерей Особые отделы.

Председатель Государственного Комитета Обороны

 И. Сталин

 Красная звезда.-1993.-11 декабря.

Плен

120. Справка о ходе проверки бывших военнопленных по состоянию

на 1 октября 1944г. Л.П.Берия.

Всего прошло через спецлагеря бывших военнослужащих Красной Армии, вышедших из окружения и освобожденных из плена, 354592 чел., в том числе офицеров 50441 чел.

 Арестовано органами «СМЕРШ» 11556, из них агентов разведки и контрразведки противника 2083, из них - офицеров 1284.

Аргументы и факты. -1989.-№38.

Плен

121. Из записки солдата Степана Марковича Крутова.

10 октября 1941г.

Дорогие русские люди, соотечественники, не забывайте нас. Мы, что могли бороться, боролись с фашистским псом. Но вот пришел конец, нас захватили в плен раненых, истекаем кровью и морят голодом, издеваются над нами, гонят нас насильно в Починки. А что дальше будет - не знаем, много народу уже померло от голода и побоев. Кто найдет эту записку, пускай передаст в любые органы власти в сельсовет или в колхоз, или в архив, может быть, останутся люди живые кто-нибудь на русской земле. Не может быть, чтобы эти гады всех перебили. Кто после нас будет жить, пускай помнят, что люди боролись за свою Родину, любили ее как мать. Мы непобедимы.

Безыменский Л.А. Укрощение «Тайфуна».- М., 1987.- С.39.

Вопросы для обсуждения в учебной группе «Человек в плену»

  1. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?
  2.   Подтвердите выдержками из документов особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснялось такое отношение? Обобщив свои знания, подготовьте краткое сообщение о положении советского солдата в плену.
  3.    Всегда ли, на ваш взгляд, человек может противостоять обстоятельствам? От чего (от каких личных качеств, условий и т.д.) это зависит?
  4.  Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных? Оцените её с точки зрения военной, идеологической, нравственной.
    5. Был ли кто-то из ваших родных в плену в годы войны? Какова их дальнейшая судьба?

Тыл

67. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР

«Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» от 26 декабря 1941 г.

1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности, в том числе эвакуированных предприятий, - считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.

2. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство, и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.

3. Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий указанных отраслей промышленности, рассматриваются военными трибуналами.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР                                                                     М. Калинин                                                                                                                                                                       Секретарь Президиума Верховного Совета СССР                                                                                                              А. Горкин  

Ведомости Верховного Совета СССР                                                                                                                                                     1942.- 12 января  

Тыл

67. Указ Президиума Верховного Совета СССР

«О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве»

13 февраля 1942 г.

Президиум Верховного Совета СССР

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

2. Установить, что мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях…

5. Установить, что лица, уклоняющиеся от мобилизации для работы на производстве и строительстве, привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются по приговору народного суда принудительным работам по месту жительства на сроки до 1 года.

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам.                                                                                                                                                      М, 1968. – Т.З. – С.64

Тыл – это половина победы. Даже больше.

Маршал Жуков

Мобилизация всех средств на нужды войны – это:

- перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции;

- мобилизация и перестройка работы транспорта;

- мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов.

День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к  воинам-победителям. Их имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских захватчиков. Солдат тыла заслужил своим самоотверженным трудом вечную память.

    Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.

Вопросы для обсуждения в учебной группе «Человек в тылу войны»

  1. Что такое «трудовой подвиг»?
  2.  Можно ли назвать героем человека, который трудился в тылу во время войны?
  3. Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чём он проявился?
  4.  Как изменились во время войны условия труда и жизни людей?  
  5. Какой вклад внесли подростки?
  6.  Кто из ваших родных работал в тылу? В чём заключалась их работа?

Оккупация

53.Из постановления ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы

в тылу германских войск» 18 июля 1941 г.

(Извлечение)

В войне с фашистской Германией, захватившей часть советской территории, исключительно важное значение приобрела борьба в тылу германской армии. Задача заключается в том, чтобы создать невыносимые условия для германских интервентов, дезорганизовать их связь, транспорт и сами воинские части, срывать все их мероприятия, уничтожать захватчиков и их пособников, всемерно помогать созданию конных и пеших партизанских отрядов, диверсионных и истребительных групп, развернуть сеть наших большевистских подпольных организаций.

Куманев Г.А. 1941 - 1945 .Краткая история, документы, фотографии. – М., 1982. – С. 53.

 Оккупация

96. Отрывок из речи Генриха Гиммлера в Харьковском университете перед командирами дивизий СС «Мертвая голова»

24 апреля 1943 год

Мы должны вести войну и наш поход с мыслью о том, как лучше всего отнять у русских людские ресурсы – живыми или мертвыми? Либо они должны быть угнаны в Германию и стать ее рабочей силой, либо погибнуть в бою. А оставлять врагу людей, чтобы у него опять была рабочая и военная сила, по большему счету, абсолютно неправильно. Такое нельзя себе допустить.

И если в войне будет последовательно проводиться эта линия на уничтожение людей, в чем убежден, тогда русские уже в течение этого года и следующей зимы потеряют свою силу и истекут кровью.  

Война Германии против Советского Союза 1941-1945.-Берлин, изд-во Аргон, 1992. – С.103-104

Оккупация

97. Письмо рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера верховному фюреру СС и полиции Украины Прюцману от 7 сентября 1943г. о разрушении оставляемых областей                            

Секретно

      Надо делать все, чтобы при отступлении с Украины там не оставалось ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного грамма зерна, ни метра железнодорожного полотна, чтобы не уцелел ни один дом, не сохранилась ни одна шахта, и не было ни одного неотравленного колодца. Противнику должна остаться только сожженная и разоренная страна…

 Хайль Гитлер Подп: Ваш Гиммлер

Война Германии против Советского Союза 1941-1945.-Берлин, изд-во Аргон, 1992. – С. 232

Оккупация

101. Из записи совещания членов экономического штаба «Восток»

по плану ограбления советских оккупированных областей

2 мая 1941 года.     Совершенно секретно

Только для командования

 Продолжать войну можно будет лишь в том случае, если все вооруженные силы Германии на третьем году войны будут снабжаться продовольствием за счет России.

        При этом несомненно: если мы сумеем выкачать из страны все, что нам необходимо, то десятки миллионов людей обречены на голод.

Г. А. Куманев. 1941-1945.Краткая история, документы, фотографии. - М.,1982. - С. 16.

Оккупация

98. Из приказа Кейтеля о беспощадном подавлении освободительского движения в оккупированных странах и расстрелах заложников

Ставка верховного главнокомандующего 16 сентября 1941. Секретно

С самого начала военной кампании против Советской России во всех оккупированных Германией областях возникло коммунистическое повстанческое движение. Установлено, что речь идет в данном случае о массовом движении, направляемом в централизованном порядке из Москвы.

Фюрер приказал применять повсюду самые решительные меры для того, чтобы в кратчайшие сроки подавить это движение…

При этом следует иметь в виду, что человеческая жизнь в соответствующих странах в большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер. Искуплением за жизнь каждого немецкого солдата в таких случаях должна служить в общем и целом смертная казнь 50-100 коммунистов. Способы этих казней должны еще увеличивать степень устрашающего воздействия…  

Преступные цели – преступные средства: Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1945 гг.). – М., 1985. – С.81-84.

         Оккупация

100. Из генерального плана «Ост» («Восток»)

         Готовя захватническую войну, гитлеровцы заранее разработали программу чудовищных злодеяний на оккупированной территории Советского союза. Составной частью этой программы был так называемый генеральный план «Ост» («Восток»).

Вторым средством является ослабление русского народа в расовом отношении...Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства.

Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев.

Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе.

Военно-исторический журнал — 1960.№ 1. - С. 95-95.

Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для них достаточно четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписываться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным... Кроме школы этого типа, в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ...

Вопросы для обсуждения в учебной группе «Человек на оккупированной территории»

   1.Что такое оккупация? Какие цели в войне с Советским Союзом ставило нацистское руководство Германии?

2.Что представлял с собой оккупационный режим и для чего он был введен?

 3.Какие условия для жизни завоеванных народов СССР готовили фашистские руководители?

4.Что предполагалось провести на завоеванных землях в области образования и культуры?

5.Установите цели, методы борьбы партизанских отрядов. Какие мотивы двигали людьми, стремившимися вступить в партизанское движение? Чем вы можете объяснить причины массового партизанского движения в нашей стране в годы войны?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

9 м а я

Слайд 4

Цель : узнать о трагической и героической истории человека на войне задачи : изучить документы, фотографии; создать презентации по темам; защитить перед аудиторией; оформить совместный классный проект и плакат.

Слайд 5

В блокадном Ленинграде пишет седьмую симфонию — «Ленинградскую». 9 августа 1942 г. произведение прозвучало в Ленинграде. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Слайд 6

Обсуждение материалов, выстраивание и логическое обоснование содержания ответа, оформление презентации – 13 минут; Презентация выполненного задания - 3 минуты; Ответы на вопросы - 2 минуты Критерии оценки выполнения задания: Слаженная работа группы; Полнота и последовательность содержательной части задания; Логичность и четкость, ясная формулировка ответа; Уважительное отношение к коллегам по работе; Заинтересованное участие в обмене мнениями, конструктивность позиции.

Слайд 8

ЧЕЛОВЕК НА ФРОНТЕ ЧЕЛОВЕК В ТЫЛУ ЧЕЛОВЕК НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛОВЕК В ПЛЕНУ

Слайд 9

Вставить в наш проект материал о своих родных и близких – фронтовиков, тружеников тыла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа "Россия в первой половине XIX века"( 9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по  учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Т...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Данный  материал можно использовать на повторительно-обощающем уроке по теме "Россия во второй четверти XIX сека" для обучающихся 9-ых классов с ОВЗ. При составлении  этой работы б...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа "Россия в эпоху великих реформ" (9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Торкунова с...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа по истории "Россия в эпоху Александра III" (9 класс) составлена по новому  учебнику под редакцией А.В.Торкунова с использованием рабочей тетради и контрольны...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа по истории "Россия в  начале XX века" (9 класс) составлена по новому  учебнику под редакцией А.В.Торкунова с использованием рабочей тетради и контрольны...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...