Рабочая программа по истории 11 класс
тест по истории (11 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна


Данный курс по истории рассчитан на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны  для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по курсу  «История» для  11 класса разработана на основе нормативно-правовых  документов:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (с изменениями 2008 и 2011 годов);
  • Примерной программы по истории;
  • Программой Н.В. Загладина и др. История конец XIX – начала XXI века – М.: Русское слово, 2017;

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

Актуальность программы

В настоящее время в историческом образовании основной акцент направлен на патриотическое воспитание и гражданскую самоидентификацию личности.  Историческое образование характеризуется следующими чертами: приоритетностью изучения отечественной истории; изучением ее в контексте мирового развития; преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования; углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени; повышением воспитательной роли исторического образования.

    Цель:

 образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, полученного с древнейших времен до начала XXI века, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

    Задачи изучения истории:

обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся по всеобщей и отечественной истории с древнейших времен до начала XXI века, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем российской и всеобщей истории;

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Общая характеристика учебного предмета

 Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно- мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности

Историческое образование на ступени среднего общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения  у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Количество учебных часов

Данный курс рассчитан на 68  часов  (из расчета 2 часа  в неделю).

Учебно-методический комплект

Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. История конец XIX – начала XXI века – М.: Русское слово, 2016;

Н.В.Загладин.  «Всемирная история XX век: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.

Загладин Н.В., Симония Н.А. Программа курса «Всеобщая история» для 11класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012

Программа. 11 класс. /Загладин Н.В, Козленко С.И. Методические рекомендации по использованию учебников Н.В.Загладина. «Всеобщая история 10-11 класс». Программа курса. -4-е из-е– М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС», 2009

Открытые источники: «Социальная сеть работников образования».

Содержание тем учебного курса

I. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков (11 час.) 

Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века . Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой войны. Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.

II. Россия и мир между двумя мировыми войнами (14час.)

Великая российская революция и гражданская война. Февральская  революция 1917 года в России. Особенности политики  Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.

 Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия  Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг. Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание  СССР. Борьба за власть в 20-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне  Второй мировой войны.

III. Человечество во Второй мировой войне (7 час.)

Вторая мировая война. Великая Отечественная война . Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.

СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.

IV. Мировое развитие в первые послевоенные годы ( 8 час.)

 Политика СССР в Восточной Европе и причины  «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз  в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20  съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы.  Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе.  «Великое общество» 1960-х гг. в США.

V. Россия и  мир в 1960-1990-е гг. (13 час.)

 Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений  в начале 1980 гг.

Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.

 Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии.

VI. Россия и мир на современном этапе развития (13час.)

 Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ.

VI. Россия и мир на современном этапе развития (13час.)

Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

В том числе

Теор.

Практ.

Контрольные и проверочные

1

Россия и мир в начале XX века

11

10

1

1

2

Россия и мир между двумя мировыми войнами

14

12

1

1

3

Человечество во Второй мировой войне

7

6

1

1

4

Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия

8

7

1

1

5

Россия и мир в 1960-1990-е гг.

13

12

1

1

6

Россия и мир на современном этапе развития

13

12

1

7

Резерв

2

1

1

Итого:

68

62

7

4

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

По плану

фактически

 

Раздел 1 Россия и мир в начале XX века.

11

1

Введение. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития.

1

04.09

2

Модернизация в странах Европы, США и Японии.

1

11.09

3

Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

1

14.09

4

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

1

18.09

5

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

1

21.09

6

Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина.

1

25.09

7

 Культура России в конце ХIХ-начале ХХ в.  

1

28.09

8

Колониализм и обострение противоречий мирового развития в н. ХХ в.

1

02.10

9

Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.

1

05.10

10

Первая мировая война

1

09.10   12.10

11

Контрольная работа по разделу «Россия и мир в начале XX века».

16.10

Раздел 2. Россия и мир между двумя мировыми войнами.

14

12

Февральская революция в России 1917 г.

1

26.10

13

Переход власти к партии большевиков.

1

09.11

14

Гражданская война и интервенция.

1

13.11

15

Завершение Гражданской войны и образование СССР.

1

16.11

16

От военного коммунизма к НЭПУ.

1

20.11

17

Культура Страны Советов в 1917-1922 гг.

1

20.11

18

Советская модернизация экономики. Становление советской культуры.

1

23.11

19

Культ личности И. В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР.

1

27.11

20

Культура и искусство СССР в межвоенные годы.

1

30.11

21

Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после  Первой мировой войны.

1

04.12

22

Ослабление колониальных империй.

1

07.12

23

Международные отношения между двумя мировыми войнами.

1

11.12

24

Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине ХХ в.

1

14.12

25

Контрольная работа по теме «Россия и мир между двумя мировыми войнами".

 

 Раздел 3. Человечество во Второй мировой войне.

7

26

От европейской к мировой войне.

1

21.12

27

Начальный период Великой Отечественной войны. Вопросы фальсификации событий.

1

25.12

28

Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте.

1

28.12

29

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

1

15.01

30

Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

1

18.01

31

Причины, цена и значение Великой Победы.

1

22.01

32

Контрольная работа по теме «Человечество во Второй мировой войне".

23.01        

 Раздел 4. "Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия"

8

33

Советский Союз в последние годы жизни И. В. Сталина.

1

29.01

34

Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС.

1

01.02

35

Советское общество конца 1950-х-начала 1960-х гг.

1

05.02

36

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

1

08.02

37

Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия.

1

12.02

38

Падение мировой колониальной системы.

1

15.02

39

"Холодная война" и международные конфликты 1940-1970-х гг.

1

19.02

40

Система социализма: Восточная Европа и Китай.

1

20.02        

Раздел 5. "Россия и мир в 1960-1990-е гг».

13

22.02

41

Технологии новой эпохи.

1

26.02

42

Становление информационного общества.

1

01.03

43

Кризис "общества благосостояния".

1

05.03

44

Неоконсервативная революция 1980-х гг.

1

12.03

45

СССР: от реформ - к застою.

1

15.03

46

Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки.

1

19.03

47

Развитие гласности и демократии в СССР.

1

22.03

48

Кризис и распад советского общества.

1

02.04

49

Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг.

1

05.04

50

Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития.

1

09.04

51

Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг.

1

12.04

52

Международные отношения: от разрядки к завершению "холодной войны".

1

16.04

53

Контрольная работа "Россия и мир в 1960-1990-е гг».

19.04        

 

Раздел  6.  "Россия и мир на современном этапе развития".

13

20.04

54

Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия.

1

23.04

55

Интеграция развитых стран и её итоги.

1

26.04

56

Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.

1

28.04

57

Общественно-политические проблемы России во II-ойп.1990-х г. г.  

1

03.05

58

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации.

1

        04.05

59

Российская Федерация в н. ХХI в. Российская Федерация в нач. ХХI в. Итоговый контроль по курсу истории.

1

07.05

60

Духовная жизнь России в современную эпоху.

1

10.05

61

Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе.

1

14.05

62

Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития.

1

17.05

63

Россия и складывание новой системы международных отношений.

1

21.05;

64

Основные тенденции развития мировой культуры во 2-ой половине ХХ в.

1

24.05

65

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления.

1

27.05

66

Контрольная работа "Россия и мир на современном этапе развития".

1

28.05

67-68

Резерв

2

 Требования к результатам освоения учебного предмета

В результате обучения истории на базовом уровне обучающийся должен

Знать\ понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории с древнейших времен до начала XXI века;

периодизацию отечественной и всемирной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории с древнейших времен до начала XXI века;

особенности исторического пути России, еѐ роль в мировом сообществе с древнейших времен до начала XXI века.

Уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации;

анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах;

различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно-временные рамки изучаемых явлений и процессов в истории с древнейших времен до начала XXI века;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

Литература (для учителей и учащихся)

Алексеев В.П. История первобытного общества /В.П. Алексеев, А.И. Першиц. — М., 2002.

Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига /Ю.Г. Алексеев. — Л., 1989.

Андриянов В. Косыгин / В. Андриянов. — М., 2003.

Анисимов Е.В. Елизавета Петровна / Е.В. Анисимов. —М., 2002.

Анисимов Е.В. Россия в XVIII — первой половине XIX века / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. — М., 1994.

Андреев И.Л. Алексей Михайлович / И.Л. Андреев. —М., 2003.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки /М.А. Барг. — М., 1984.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма /М.А. Барг. — М., 1987.

Белякова Г.С. Славянская мифология / Г.С. Белякова. —М., 1995.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка /М. Блок. — М., 1987.

Борисов Н.С. Иван III / Н.С. Борисов. — М., 2000.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. — М.,2001.

Брандт М.Ю. Введение в историю / М.Ю. Брандт, Л.М. Ляшенко. — М., 1994.

Бродель Ф. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. / Ф. Бродель. —М., 1991. — Т. 3.

Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов / В.П. Буданова. — М., 1990.

Булдаков В.П. Красная Смута / В.П. Булдаков. — М., 1997.

Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: IX—XVI вв. / С.В. Бушуев. — М., 1991.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: XVII–

XVIII вв. / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. — М., 1994.

Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы «холодной войны» (вторая половина 40-х – начало 60-х годов) / И.В. Быстров. — М., 2000.

В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. — М., 1988.

Введение христианства на Руси. — М., 1987.

Великие пастыри России. — М., 1999.

Великие русские люди. — М., 1995.

Великие социальные революции XVII—XVIII вв. — М.,1990.

Галкина Е.С. Кочевая периферия восточных славян и Руси (этнополитические процессы) / Е.С. Галкина, А.М. Родригес. — М., 2003.

Галкина Е. С. Тайны Русского каганата / Е.С. Галкина. —М., 2002.

Гачев Г. Ментальности народов мира / Г. Гачев. — М.,2003.

Горский А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. — М., 2005.

Греков И. Б. Золотая Орда и ее падение / И.Б. Греков ,А.Ю. Якубовский. — М., 1998.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» /А.Я. Гуревич. — М.. 1993.

Гутнова Е.В. Историография истории Средних веков /Е.В. Гутнова. — М., 1985.

Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) / Н.И. Данилевский. — М.,

1999.

Данилевский Н И. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) / Н.И. Данилевский. — М., 2000.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. — М., 1995.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. И ее роль в формировании абсолютизма / Н.Ф. Демидова. —М., 1989.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII–XX в.) / Р. Зидер. — М.,

1997.

Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. / А.А. Зимин. — М., 1991.

Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного / А.А. Зимин. —М., 2001.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий / А.А. Зимин. — М., 1982.

История Европы. — М., 1996.

История Европы с древнейших времен до наших дней. —М., 1990—2004. — Т. 1–8.

История крестьянства в Европе. — М., 1986–1987. —Т. 1–3.

История Москвы с древнейших времен до наших дней. —М., 1997–2000. — Т. 1–3.

История Москвы: Хрестоматия. — М., 1995–1997. —Т. 1–3.

История ментальностей, историческая антропология. —М., 1996.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация / А.Б. Каменский. — М., 1999.

Каргалов В. В. Полководцы Древней Руси / В.В. Каргалов, А.Н. Сахаров. — М., 1985.

Карпов А. Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. — М.,1997.

Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый / А.Ю. Карпов. — М.,2002.

Кобрин В. Б. Иван Грозный / В.Б. Кобрин. — М., 1989.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси XV–XVIII вв. / В.Б. Кобрин. — М., 1985.

Кузьмин А. Г. Крещение Руси / А.Г. Кузьмин. — М.,2004..

Кузьмин А.Г. Начало Руси / А.Г. Кузьмин. — М., 2003.

Культура России, IX–XX вв.: учеб.пособие. — М.,1996.

Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762–1914 гг. / В.В. Леонтович. — М., 1995.

Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. — М., 2001.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории / Ю.А. Лимонов. — М.,1987.

Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. — М.,1988.

Ляшенко Л.М. Александр II / Л.М. Ляшенко. — М.,2004.

Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации / Г.Н. Матюшин. — М., 1992.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительное историческое исследование / А.Н. Медушевский. — М., 1994.

Медушевский А.Н. Проекты аграрных реформ в России XVIII – начало XXI века / А.Н. Медушевский. — М., 2005.

Милов Л. В. Великорусский пахарь / Л.В. Милов. — М.,1999.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIXстолетия / С.В. Мироненко. — М., 1990.

Миронов Б.Я. Социальная история России. В 2 т. /Б.Я. Миронов. — СПб., 1999.

Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1987. —Т. 1–2.

Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого / Н.Н. Молчанов. — М., 1991.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. — М., 1990.

Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.

Павленко Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. —М., 2004.

Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. — М.,1998.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова / Н.И. Павленко. — М., 1996.

Пантин И.К. Революционная традиция в России,1783–1883 / И.К. Пантин, Е.Г. Плимак, В.Г. Хорос. — М.,

1986.

Перевезенцев С.В. Смысл русской истории / С.В. Перевезенцев. — М., 2004.

Преображенский А. А. История открывает тайны /А.А. Преображенский. — М., 1991.

Ранов В. А. Древнейшие страницы истории человечества / В.А. Ранов. — М., 1989.

Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. — Л., 1986.

Россия: поиск пути. — М., 1999.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б.Н. Рыбаков. — М., 1987.

Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация /А.Н. Сахаров. — М., 2004.

Свердлов М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII–XX вв. /М.Б. Свердлов. — СПб., 1996.

Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. / В.В. Седов. — М., 1982.

Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р.Г. Скрынников. — М., 2001.

Славяне и Русь: Проблемы и идеи. — М., 1999.

Соловей В.Д. Русская история: новое прочтение / В.Д. Соловей. — М., 2005.

Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций /А.И. Уткин. — М., 2000.

Уткин А.И. Мировой порядок XXI века / А.И. Уткин. —М., 2001.

Флоря Б.Н. Иван Грозный / Б.Н. Флоря. — М., 1999.

Фомин В.В. Варяги и Варяжская Русь / В.В. Фомин. —М., 2005.

Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы / И.Я. Фроянов. — М.; СПб., 1995.

Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV веках: очерки социально-экономической и политической истории Руси / Л.В. Черепнин. —М., 1960.

Что нужно знать о народах России: справочник. — М.,1999.

Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России / Н.Я. Эйдельман. — М., 1988.

Энциклопедический словарь юного историка. — М.,1997.

Яковец Ю.В. История цивилизаций / Ю.В Яковец. — М.,1995

ЛИТЕРАТУРА

Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М., 1991.

Андриянов В. Косыгин. — М., 2003.

Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII— первой половине XIX века. — М., 1994.

Аронов Д. В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906—1917 гг.). — М., 2005.

БохановА. Н. Николай II. - М., 1997.

Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М., 1990.

Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны. (Вторая половина 40-х—начало 60-х годов). — М., 2000.

Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М., 1998—1999.

Великие социальные революции XVII—XVIII вв. — М„ 1990.

Война 1939—1945: два подхода. — М., 1995.

Галкин А. А. Германский фашизм. — М., 1967.

Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг. — М., 1995.

Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. — М., 1993.

Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. — М., 1992.

Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). — М., 2001.

Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период. — М., 1997.

Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. — М., 2002.Данилов А. А., Пыжиков А. В. Россия в 90-е гг. XXв. — М., 2002.

Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. - Л., 1978.

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1990.

Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство. — М., 2001.

Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг. — М., 1993.

Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых. — М., 1992.

Каргалов В. В.   Монголо-татарское нашествие на Русь: XIIIв. - М., 1966.

Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М., 1984. Киселев А. Ф.  Профсоюзы и Советское государство. — М., 1991.

Левина Я. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы. — СПб., 1999.

Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762— 1914 гг. - М„ 1995.

Лубянка. Сталин и ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. — М., 2003.

Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности

НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М., 2004.

Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М-, 1989.

Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительное историческое исследование. — М., 1994.

Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII—начало XXI века. — М., 2005.

Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина: Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941 гг. — М., 2002.

Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.

Миронов Б. Я.   Социальная история России.  В 2 т.  — СПб., 1999.

Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. — М., 1989.

Молчанов Я. Я. Дипломатия Петра Первого. — М., 1984.

Москва. Быт XIV—XIX веков. — М., 2005.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. — М., 1990.

Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.

Наш край: Документы, материалы, 1777-1917гг. – Ставрополь,1977.

Наш край: Документы, материалы, 1917-1977гг. – Ставрополь,1983.

Никонов В. Молотов: молодость. — М., 2005.

НЭП: взгляд со стороны. — М., 1991.

Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М., 1991.

Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг. — М., 1993.

Очерки русской культуры XIX в.: общественно-культурная среда, — М., 1998.—Т. 1.

Павлов Д. Русско-японская война 1904—1905 гг.: секретные операции на суше и на море. — М., 2004.

Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. — М., 1997.

Для составления программы использовались открытые источники: «Социальная сеть работников образования».

Интернет-ресурсы:

Антология древнерусской литературы: http://old-rus.narod.ru.

Археология России: http://www.archeologia.ru/. Главный археологический портал, большая библиотека по археологии и истории.

Археология Новгорода: http://arc.novgorod.ru/

Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до XVIII в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...