конспект урока по истории России для 8 класса
план-конспект урока по истории (8 класс)

Яхина Рузиля Анваровна

Конспект урока для 8 класса по истории России по теме " Начало правления Петра I"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_nachalo_pravleniya_petra_1.docx102.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Начало правления Петра I»

Цель урока:   выявить основные  задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков, рассмотреть основные  мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления; исследовать качества и черты, приобретенные Петром I в детстве. 

Педагогические задачи:  Обучающие: изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных); знание хронологии изучаемого периода; знание исторических фактов изучаемого периода;  соотнесение исторических фактов и общих явлений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Развивающие: Создать условия для развития умений работать с  историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.

создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся,  формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать вывод.                                                                                                                                                                                                               Воспитательные: формировать чувство  гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим, способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.              

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;
  • определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века;
  • рассмотреть основные  мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;
  •  называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.),  Великого посольства (1697-1698 гг.);
  • показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;
  • объяснять и применять понятия: верфь, брандер, лавра.
  • Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

          - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией                          (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

  • Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

          - знание хронологии изучаемого периода;

          - знание исторических фактов изучаемого периода;

          - рассказ об исторических событиях, их участниках;

          - соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Тип урока по дидактическим целям:  урок изучения нового материала.

Тип урока по этапам формирования навыка: тренировочный урок.

Тип урока  по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:  урок-практикум;

Тип  урока по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:  урок организации работы в группах.

Методы обучения:

словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.

Образовательные ресурсы:

- компьютер; мультимедийный проектор и экран,  карточки с заданиями; первоисточники.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.  
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия

I. Организационный момент. 

- Здравствуйте ребята.  Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Садитесь, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и  плодотворной работы на уроке.

II Изучение нового материала

Учитель: Посмотрите внимательно на слайды, что вы здесь видите? (слайды 1,2). С именем какого российского правителя у вас ассоциируются все эти события?

Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Отгадайте,  про кого говорил историк С.Ф. Платонов: «____________ как реформатор созрел за границей». (слайд 3). Итак, тема нашего урока…? : Начало правления Петра I.                                                                                                                                                  

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число  и тему урока «Начало правления Петра I».                                                                                                                                                                                                                                          Учитель: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникают со словом Петр I? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?                                                                                                                                          

Проблемный вопрос:

 Как события начала царствования Петра I  повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?      ( Слайд 4)                                                                    

- Сегодня мы постараемся   понять, какие события в жизни Петра I повлияли на его личность и будущие реформы. Нам необходимо определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале   XVIII веков; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления.  

1) Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”С.М. Соловьев (слайд 5).

Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?

Ученики: Эпоха Петра связана с преобразованиями в России.

Итак, сегодня на уроке вы должны: (цели)

  • познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;
  • определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века;
  • рассмотреть основные  мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;

Детство Петра.  Начиная изучать эпоху Петра, обратимся к его семье.  Используя материал учебника, заполняем семейное древо Петра. (слайды 7,8).

C:\Users\Федор\Desktop\img3.jpg

Вы сейчас посмотрите небольшой видеофрагмент и выполните задание на карточках

Игра «Снятые вопросы» 

(задания дифференцированные).

За одну минуту заполните пробелы в карточках, убирая вопросительные знаки. Вас проверят эксперты из соседней группы по данным мною ключам. Количество снятых вопросительных знаков – это количество баллов.

слайд 9,10)

1) Петр I родился в          ?                году от второго брака царя Алексея Михайловича Романова и второй жены Натальи          ?                .                  

2)     Петр был                  ?      ребенком в семье.            

     3)             ?                  возвели на престол Петра.

     

4)          ?                выдвинули  требование, чтобы  первым царем был      

Иван,    а вторым  - Петр.

5) Из-за малолетства братьев государством управляла         ?                   .

6) Петр вместе с матерью уехал в село       ?        .

7) У царевича появился интерес  к         ?                   делу.

8) Из ровесников он создал          ?                 полки, которые стали основой петровской        ?                   .

Учитель:  Патриарх Иоаким и бояре  провозгласили царями  Ивана и Петра. (слайд 11)

25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей  при несовершеннолетних братьях.

Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

Софья, во что бы то ни стало, стремилась  удержать власть в своих руках. Пётр вместе с Натальей Нарышкиной был отправлен в село Преображенское, которое располагалось недалеко от Немецкой слободы. 

Учитель: Как складывалась ситуация в дальнейшем?

К августу 1689 года Пётр Алексеевич уже достиг совершеннолетия и мог править самостоятельно, без помощи Софьи. В это время до младшего царя дошли слухи о том, что стрельцы якобы готовят дворцовый переворот в пользу Софьи и хотят его убить. Опасаясь за свою жизнь, Пётр выехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, которая была хорошо укреплена. (лавра – название ряда крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчиненных патриарху) , туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. (слайд 12) Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.

Работа с историческим документом:

Учитель: Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на  вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.

Письмо.

Определите:

  1. автора письма;
  2. адресата письма;
  3. о какой «третьей особе» говорится в письме.

…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

Ученик: На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.

Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?

Ученики: Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения

Из лавры Пётр написал письмо Ивану с предложением отстранить сестру от управления государством и самостоятельно править вдвоём. Таким  непростым был  путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым, неприхотливым, простым  в общении; хотя не было,    полноценного  образования  постоянно  тянулся  к знаниям, особенно военным и техническим.

Но наследство Петру досталось незавидное.

Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.

Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.

Ученики: Россия  имела выходы в Каспийское и Белое моря.

Учитель: Удобно ли было вести торговлю через эти моря?

Ученики: Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по  Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.

Учитель: Наличие выходов,  в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря?

Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие  Черное и Балтийское моря.

Учитель: Молодцы. Совершенно верно.

Итак, запишите:

1задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря

Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?

Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.

Учитель: Что представляла собой русская армия XYII века?

Ученики: Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.

 2 задача - создание сильной армии и флота.

 Армии необходимо было оружие, обмундирование, что для этого необходимо было  развивать?

Ученики: Хозяйство, экономику страны.

 3 задача - развитие экономики.

Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником и  дополнительной справочной литературой.

1группа учеников получает карточку №1. Азовские походы 

1.Назовите даты Азовских походов?

2.С кем воевала Россия?

3.Какова цель этих походов?

4.Каков результат 1Азовского похода?

5. Каков результат 2 Азовского похода?

2 группа учеников получает карточку №2. Строительство флота

1.Когда и где началось строительство флота в России?

2.Объясните понятия  «верфь» и «галера»

3.Кто трудился на строительстве флота?

4.Какое значение имело начало строительства флота?

3группа учеников получает карточку №3. «Великое посольство»

1.Когда состоялось «Великое посольство»?

2.Состав «Великого посольства».

3.Цели «Великого посольства».

4.Каким был маршрут «Великого посольства».

5.Итоги «Великого посольства».

Учитель:  На выполнение задания вам дается 7-10 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ.  Мы все вместе начнём заполнение таблицы «Деятельность Петра I», которую продолжим заполнять на последующих уроках.

Дата

Событие

Результат

Работа с документами: Ученики, исследуя материал учебника и дополнительной литературы отвечают на предложенные вопросы и совместно составляют сообщения.

Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода.( слайды 25,26)

Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной  для Руси  борьбы с Крымским ханством  и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море

Учитель: Как Петр I отреагировал на  неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2. (слайд 27)

Ученики:  За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:

— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю.

— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;

— в-третьих, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов.  Верфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти.   На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля). С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность  страны.  

Ученики записывают новые понятия и их определения.

Учитель:  Как вы думаете, ребята, что подвигло царя на личное участие в строительстве флота?

Ученики: Трудолюбие, любовь к Родине, стремление сделать её могущественной державой.

Учитель:  Да, действительно, он был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятник Петру I «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в руках

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин «Стансы»

Учитель:  Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем. (слайд 28,29)

Ученики: «Великое посольство» выехало из Москвы в Западную Европу  в марте 1697 года. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито  под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова Главными целями посольства были:  поиск союзников в борьбе с Турцией, наем иностранных специалистов, закупка вооружения и учеба за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность, в нем принимало участие  250 человек. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.)  они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую.

 Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато  наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.

Учитель: Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием.

Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.

Учитель: А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 116.

Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.

Учитель: (слайд 30) Этому событию  посвящена  картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?

Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

Учитель:  Сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр1, вступив на престол?

Ученики: - развитие экономики («Великое посольство»);

- создание флота;

- завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море

Ученики: Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу.

IV. Закрепление изученного материала.

        

  1. Проверим  заполнение таблицы «Деятельность  Петра I», работа над которой будет продолжена на последующих уроках.

Ученики (поочередно) называют заполненные столбцы таблицы.

Дата

Событие

Результат

1695г.

1695-1696гг.

1696г.

1697-1698гг.

1-й Азовский поход.

Начало строительства флота.

2-й Азовский поход.

«Великое посольство».

Поражение русских.

Рост боеспособности страны.

Завоевание выхода в Азовское море.

Союз против Швеции, учеба, закупка вооружения, наём  иностранных специалистов.

Игра «Лови ошибку!»

А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»

Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.

Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича  и Марии Милославской. С  1682 году в России – двоецарствие,  царями  были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу.  Он создал два потешных  полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых  было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».

Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России,  сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

 Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.

V. Подведение итогов.

Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся.

VI. Домашнее задание.

Прочитайте § 3, выполните задание 4 на странице 24.

Составить текст с ошибками или кроссворд ( по желанию)

 VII Итоговая рефлексия

        Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу …
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Подведем итоги.

Поездка в Европу сильно повлияла на Петра Алексеевича. Вернувшись из-за границы, он решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю и превратить свою страну в великую европейскую державу.

Таким образом, в первые годы единовластия Петра Алексеевича: Россией впервые был получен выход к южному морю; в Западную Европу было отправлено Великое посольство; произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.

А  какой образ Петра сложился у вас? Какие вопросы  вас заинтересовали, а какие вызвали затруднение?   О чем захотелось узнать более подробно?

Всем спасибо. Подводим результаты работы на уроке. Выставляются оценки.

Заслуг Петра перед Россией.
Так много, что не сосчитать
И я сегодня попытался.
Частицу только рассказать.
Ну вот, рассказ я свой закончил:
Еще хочу совет всем дать,
Должны мы предков своих помнить
Историю России знать.
Владимир Созонов

Интересные факты, о Петре I.
1) Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Петр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
2) В свое время, чтобы солдаты могли различать, где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.

Физминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы теперь Петра полки!
Раз! Два! Три!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "

Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира  в конце курса....

Конспект урока по истории 6 класс

Гуситское движение в Чехии...

План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР

Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны.  При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...

конспект уроки по истории 9 класс на тему: "Версальско-Вашингтонская система"

Урок истории в 9 классе на тему: "Версальско-Вашингтонская система". Присутствуют приложения с таблицей, раздаточным материалом, тестами....

Конспект урока по истории 6 класс. Время соборов

Название методической разработки: "Время соборов".Учебный предмет:  Всеобщая история (история Средних веков).Класс: 6Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.Краткая аннотация: "Время соб...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...