Конспект урока по истории 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Манаева Жанна Гимрановна

Гуситское движение в Чехии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gusitskoe_dvizhenie_v_chehii.doc67.5 КБ
Office presentation icon gusitskoe_dvizhenie.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Гуситское движение в Чехии.

(Слайд 1).  

Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус)

(слайд 2)

 Цели урока : (слаид 3)

Обучающая :

познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;

раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;

показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;

раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;

Развивающая :

совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами;

развивать умения анализировать текст, выделять главное;

Воспитательная :

на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.

Оборудование:

карта “Европа в XIV – XVI вв”

мультимедийная установка с презентацией;

учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков, г.Москва   «Просвещение»,2006г.

Основные понятия:

гуситы;                 (слайд 4 )

табориты,

умеренные,

церковный собор,  ( записать в тетрадь ) или дать на дом.

сейм

ХОД УРОКА :

I. Оргмомент.

II.Изучение нового материала:               (слайд 5)


ПЛАН. 

Чехия в XIV веке.

Жизнь и смерть Яна Гуса.        

Начало вооруженной борьбы. Гуситы.                                

Крестовые походы против гуситов.

Народное войско. Ян Жижка.

Конец гуситских войн. Значение. Итоги.

1. Чехия в XIV веке.  ( слайд 6)

 Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии.          

К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором  оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.

Что дало жителям этой маленькой страны право так думать о ней?

Учебник 4 абзаца С.195 ( ПРОЧИТАТЬ).

Прочитать и ответить на поставленную проблему.

Деятельность Карла IV                   ( слайд 7)

Карл I (1346 – 1378) из династии Люксембургов( графство Люксембург – на границе с Францией) благодоря удачной женитьбой стал королем Чехии.И он же был избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV.

Он соединил западноевропейскую династию Люксембургов и местную Пржемысловцев, и в своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”. 

Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи, приглашались мастера из Франции, Италии, Германии.

Но был ли счастлив чешский народ в своей стране? 

Учебник, с.196. (Ученики читают, отвечают на вопрос)   (слайд 8 )

Мелкие дворяне – число увеличивалось за счет раздробления владений – обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как наемников. В самой Чехии враждебно настроены к панам и церкви, королевской власти.

Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды.

Крестьяне. Кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К нач 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана.

Кто был недоволен своим положением? Почему?

Какие слои населения и чем были недовольны ?         ( слайд 9,10)


Жизнь и смерть Яна Гуса.

 В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса.             (слайд 11 )

Давайте прочитаем и послушаем. Стр.197 2 абзац.- 198

“отними у собак кость – они перестанут грызться; отними имущество у церкви –                     не найдешь для нее попа”.

“Чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях”

К чему призывал Ян Гус? (призывал отнять у церкви ее  богатства,стр.198)

Как соотносятся слова Яна Гуса (эпиграф) с тем, как он прожил свою жизнь? Как мы можем назвать его? ( Ян Гус – патриот Чехии).        

 (слайд 12,13,14, 15) В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице .Устроил суд   (читаем на стр.197 по ролям.).

Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

1419 г. – восстание в Праге.

Какие слои населения могли подняться на борьбу? Одинаковые ли требования были у них? (Слайд 16 ) 

Умеренные – чашники - зажиточные бюргеры, часть дворянства:

упразднить привилегии и землевладения церкви;

упростить обряды, причащение хлебом и вином ;

ввести богослужение на чешском языке.                          ( слайд 17,18 )            

Табориты – крестьяне, горожане бедные рыцари:

реформа не только церкви, но и общества.

Уничтожить частную собственность, все повинности и налоги.

Правление должно быть передано в руки народа. 

Гора Табор – город Табор – все равны, братья и сестры.

Крестовые походы против гуситов.

1420 г. – начало крестовых походов против гуситов. В Чехию вторглось 100-тысячное войско. – грабежи, пожары, убийства.

Прага  Восточные ворота – Виткова гора – победа таборитов. Еще 4 крестовых похода закончились неудачей императорских войск. (слайд 19)

Причины победы таборитов?

Народное войско Ян Жижка.

В чем же секрет побед гуситов? Стр. 201.



Конец гуситских войн.

1434 г. – битва у г. Липаны, к Востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.

         7.    Итоги и значение гуситских войн (слайд 20 ):

Утвердилась гуситская церковь. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе. Гуситская церковь была более демократичной и близкой к народу.

Крестьяне перестали выплачивать десятину.

Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви.

Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия – сословная монархия.

Из городов изгнано немецкое население, Чехия превратилось в почти однонациональное государство.

Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Если при Карле страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она стала совершенно замкнутой в рамках своих местных религиозно-политических проблем. Праге было больше не суждено стать мировым центром.

В ходе борьбы были уничтожены сокровища церковного искусства.

IV. Закрепление в форме рефлексии:

Что нового сегодня мы узнали на уроке?

С какими новыми терминами познакомились?

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

V. Домашнее задание: п. 25, вопр. 4,5, дать определение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гуситское движение в Чехии

Слайд 2

“ Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус) Эпиграф:

Слайд 3

Обучающая : раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса; показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн; раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения; Развивающая : совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами; развивать умения анализировать текст, выделять главное; Воспитательная : познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки; на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.

Слайд 4

Гуситы Табориты Умеренные Церковный собор Сейм

Слайд 5

Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Ян Жижка. Конец гуситских войн. Значение. Итоги.

Слайд 6

Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”. К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага.

Слайд 7

Карл IV - талантливый писатель, богатый коллекционер, основатель Пражского университета, Покровитель искусства

Слайд 8

Мелкие дворяне – число увеличилось за счёт раздробления владений- обнищания, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам.Основное занятие – война, служба как наёмников. Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Крестьяне – кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства.

Слайд 9

Слои населения Причины недовольства Мелкие и средние феодалы Горожане-чехи Крестьяне

Слайд 10

Слои населения Причины недовольства Мелкие и средние феодалы Дробление земельных владений Обнищание, зависимость от панов Огромные денежные поборы церкви Горожане-чехи Засилье немцев в городском управлении Дорогие церковные обряды Крестьяне Высокие налоги и повинности в пользу государства Увеличение барщины Личная зависимость от пана

Слайд 14

6 июля 1415 года.

Слайд 16

1419 г. – восстание в Праге. Начало гуситских войн. Гуситское движение УМЕРЕННЫЕ ТАБОРИТЫ (чашники)

Слайд 17

Что сравнить? Умеренные Табориты 1. Какие слои населения входили в эту группу? 2 Чем были недовольны? За что боролись?

Слайд 18

Что сравнить? Умеренные Табориты 1. Какие слои населения входили в эту группу? Зажиточные бюргеры, дворяне Крестьяне, горожане и бедные рыцари 2 Чем были недовольны? Дробление земельных владений, обнищание, зависимость от панов. Огромные денежные поборы церкви. Дорогие церковные обряды. Увеличение барщины. За что боролись? Упразднение привилегий и землевладений церкви. Уничтожить частную собственность, все повинности и налоги.

Слайд 20

Итоги гуситского движения: Крестьяне перестали платить десятину . Утвердилась гуситская церковь. Королевская власть была ограничена сеймом. Чехия – сословная монархия. Из городов изгнано немецкое население. Чехия оторвана от общеевропейского развития. Уничтожены сокровища церковного искусства.

Слайд 21

Какой город стал столицей священной римской империи в середине XIV века? а) Прага; б)Рим; в) Неаполь. 2. За что Ян Гус критиковал духовенство? а) за, что торговали церковными должностями и индульгенциями; б)за то, что брали деньги за обряды; в) за то, что богослужение велось не на родном языке; г)верно а), б), в). Кто такой патриот? а) человек, любящий свою Родину; б)человек, борющийся с деятельностью церкви; в) человек, не отказывающийся от своих идей. 4. Когда началось восстание гуситов в Праге? а) в 1414 г.; б) в 1400 г.; в) в 1419 г..

Слайд 22

Какой город стал столицей священной римской империи в середине XIV века? а) Прага; б)Рим; в) Неаполь. 2. За что Ян Гус критиковал духовенство? а) за, что торговали церковными должностями и индульгенциями; б)за то, что брали деньги за обряды; в) за то, что богослужение велось не на родном языке; г)верно а), б), в). Кто такой патриот? а) человек, любящий свою Родину; б)человек, борющийся с деятельностью церкви; в) человек, не отказывающийся от своих идей. 4. Когда началось восстание гуситов в Праге? а) в 1414 г.; б) в 1400 г.; в) в 1419 г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Конспект урока для 10 класса по отечественной истории на тему: "Ранняя история восточных славян. Становление государственности." + презентация

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Ранняя история восточных славян. Становление государственности.(Урок по Истории России, 10 класс) Ф.И.О. учителя: Еременко Николай ВалерьевичМесто работы: ГБОУ СОШ №57Дол...

Конспект урока по истории Класс: 5

Конспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...