История России 6 класс Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы и ремесленники
учебно-методический материал по истории (6 класс)

Пелых Валерия Николаевна

Технологическая карта урока "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Просвещение", 2016 г., Авторы Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева. Часть 1 и 2. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ. 6 КЛАСС.

Тема урока

УРОК 31. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПЕРВЫЕ СКОТОВОДЫ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ

Дата урока

22.12.17 (26.12.17)

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать представление о зарождении земледелия и скотоводства на территории нашего края в древности. Определить причины начале распада первобытного общества и появления первых городов. Осознать изменения, произошедшие в жизни первобытных людей во время перехода к производящему хозяйству.

Образовательные  ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», , презентация, видеофрагменты  карточки-тесты для проверки домашнего задания, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». Карта «Территория России в древности».

План урока

1) Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая революция.

2) Начало распада первобытного общества

Личностно значимая проблема

Почему переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия, даты

Неолитическая революция, производящее хозяйство, народ (народность). Основные даты Зарождение земледелия на юге страны — 5—6 тыс. лет назад.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся усваивают причины зарождения земледелия, скотоводства и ремесла на территории нашей страны в древности; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт; устанавливают связи верований с их занятиями

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия  (УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

В эпоху первобытности развитие человечества шло очень медленно. Сотни лет проходили между тем или иным достижением или изобретением древних людей (см. рисунки одноклассников на тему «История орудий труда»: назовите наиболее понравившийся из них) Стр..15.

Переход к земледелию, скотоводству, т. е. к производящему хозяйству, считают настоящей революцией — неолитической. Чем производящее хозяйство отличается от древнейших занятий людей, от присваивающего хозяйства?

Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период жизни человечества.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. Ставить учебную задачу урока под руководством учителя

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Планировать познавательную деятельность под руководством учителя

Познавательные:  Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Беседа

Работа с текстом учебника

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа

Работа с картой

Беседа

Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

Вспомните и расскажите о появлении и об образе жизни первобытных людей в Восточной Европе и Сибири. Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны. Используйте пройденный материал  «Стоянки древнейших людей (в том числе на территории края, региона)». Перечислите главные особенности первобытно - общинного строя

1. Дайте определение понятиям род, племя, присваивающее хозяйство.

2. Назовите древнейшие стоянки человека на территории современной России. Какие из фактов, которые вы узнали на прошлом уроке, показались вам наиболее интересными? Укажите любые три факта.

3. Какие вопросы возникли у вас при прочтении § 1?

  1. 4. Объясните связь между концом ледникового периода и совершенствованием орудий труда. Что такое составные орудия труда?

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить? — На какие вопросы нам предстоит ответить?

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Использовать ранее изученный материал из различных предметов, курсов (география, биология, обществознание, история Древнего мира).

Давать краткое описание внешности, образа жизни людей (жилища, одежды, орудий труда). Называть основные занятия людей в древности. Объяснять понятие «присваивающее хозяйство».

Использовать иллюстрации учебника, карту в своём рассказе, при доказательстве своих суждений.

Применять различные виды публичных выступлений (высказывания, монолог, презентация).

Называть и кратко характеризовать особенности древнейшего.

Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Беседа

Рассказ учителя

Беседа

Работа с таблицей

Путешествие в прошлое

Работа с текстом

Работа с картой

Подготовка презентации и сообщения

работа с текстом

Рассказ учителя

Найдите на карте центры древнего земледелия, скотоводства.

На основе рассказа учителя определите, какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству.

Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?

Учащимся предлагается таблица (Приложение 1) «Каменный век». Изучите и прокомментируйте таблицу

Представьте, что мы отправились в прошлое на машине времени и узнали, что происходило на территории нашей страны 5-6 тыс. лет назад.

Мы видим женщин и мужчин древнего племени, которые возвращаются из леса с пустыми руками. Вот уже несколько дней они не могут добыть пропитание себе и своим детям. Возникла угроза голода.

Как мы можем им помочь? Давайте составим программу спасения племени от гибели.

3. Объяснить людям, что такое ремесло. — Разделитесь на три группы и выполните задание. Первая группа составляет рассказ о возникновении земледелия с помощью предложенных учителем слов.(приложение 1)

Вторая группа работает с предложенным учителем текстом, в котором необходимо найти ошибочные утверждения.(приложение 2)

Третья группа вписывает пропущенные слова в предложенный учителем текст. (Приложение 3)

Схема «Основные занятия людей» (Приложение 4)

Работа с текстом на стрю16, Прочитав п. 2 параграфа 1, перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытнообщинного строя. Были ли существенные различия в процессах совершенствования орудий труда и изменения родовых отношений у людей, поселившихся на территории нашей страны, и у населения других районов мира?

2. Начало распада первобытного общества

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них были обнаружены бусы из драгоценных камней, остатки золотой короны, медные топоры и кинжал, а также золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении находился лишь медный топор.

— Какие выводы о жизни древних людей можно сделать на основе этих данных? Итак, в жизни первобытного общества произошли изменения, назовите существенные признаки первобытного общества.

Использовать карту как источник информации.

Характеризовать хозяйственную деятельность древнего человека.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами.

Анализируют таблицу, делают выводы и предложения

(Ученики высказывают версии, учитель составляет план.) Программа спасения наших предков

1. Научить людей земледелию.

2. Научить людей разводить домашний скот.

Иллюстрируют примерами различные исторические явления и процессы.

Применять изученные в истории Древнего мира понятия: соседская община, законы, социальное неравенство, эксплуатация, государство.

Под руководством учителя сравнивать исторические процессы.

Учащиеся в ходе работы составляют сравнительную таблицу: «присваивающее и производящее хозяйство»

Учащиеся слушают учителя и предлагают свои варианты ответов.

Признаки первобытного общества.

1. Несовершенные (примитивные) орудия труда.

2. Коллективный труд.

3. Общинная собственность.

4. Уравнительное распределение продуктов труда.

5. Зависимость человека от природы.

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.

Работа в парах

фронтальная

Работа в парах

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания 

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

 

Записи в карте

Записи в тетради

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Записи в тетради

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация  работы в парах.

Заполните под руководством учителя таблицу «Основные открытия и достижения человечества в эпоху первобытности». ИЛИ Ознакомьтесь с таблицей «Основные открытия и достижения человечества в эпоху первобытности». Дайте комментарии о значении достижений, открытий древнейших людей в разных сферах их жизнедеятельности (приложение 5)

Ученые назвали переход человека от присваивающего к производящему хозяйству неолитической революцией.

1. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают  друг другу вопросы Систематизировать информацию в форме таблицы. Характеризовать деятельность человека с учётом выделенных учителем ориентиров действия. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием человека, общества

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

— Как вы думаете, почему используется именно этот термин?

— Что хотят подчеркнуть, используя слово «революция»?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

п.1

Конкретизирует домашнее задание

§ 1 учебника, карты, иллюстрации. Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». Задания 1, 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Задание 3 — по желанию

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1.

Приложение 2

Дополнительный материал для первой группы

Дикорастущие растения, семена, плоды, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие, железный топор, соха с железным лемехом, кузнецы.

Дополнительный материал для второй группы

Охотники заметили, что вместе с ними раненого зверя преследуют различные хищные животные (например, тигры). Иногда эти звери раньше охотников настигали обессиленную жертву. Дикие тигры подбегали и к самому поселению древних людей, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тиф стал первым домашним животным, он помогал людям охотиться, находил логово кабана. Для того, чтобы иметь возможность преодолевать большие расстояния, человек приручил ягуара — самого быстрого животного в мире.

Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей, Так возникло ремесло.

Дополнительный материал для третьей группы

Люди научились изготавливать посуду и одежду. Сплетенную из веток и обмазанную ________ (глиной) корзину они поместили в _________ (огонь). Прутья сгорели, остался прочный и удобный ___________ (кувшин). Из ________ (шерсти) животных и волокон _______ (льна) они научились скручивать __________ (пряжу). Затем на _________________ (ткацком станке) они изготовили ____________ (ткань), из которой шили одежду.

Приложение 3

Основные занятия людей

Приложение 4

ТАБЛИЦА: «ПРИСВАИВАЮЩЕЕ И ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО»

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Все члены родовой общины имели равное положение, все вопросы решали сообща

Выделяются старейшины и вожди, избираемые всеми общинниками. Старейшины:

• руководили совместными работами;    • контролировали обмен с другими племенами;

• следили за соблюдением установившихся порядков;  • исполняли религиозные обряды. Вожди: • поднимали соплеменников на защиту от врагов; • возглавляли военные походы

Социальное равенство. Уравнительное распределение продуктов труда

Социальное неравенство. С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди сосредотачивали в своих руках большие запасы. Накопленное богатство они передавали по наследству своим детям

Отсутствие эксплуатации. Общее имущество и совместный труд всех общинников

Присвоение результатов чужого труда, т. е. эксплуатация. Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы

Родовая община — сообщество кровных родственников

Соседская (территориальная) община — совместное проживание различных родов на определенной территории

Группы  из 20—30 человек

Объединение нескольких общин под властью верховного вождя. Союзы племен во главе с правителями, которые устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения (законы) и создавали вооруженные отряды для защиты своей территории и оказания давления на соплеменников

Основа объединения — семья, союз кровных родственников

Становление народа (народности), или этноса

Приложение 5

ТАБЛИЦА «ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ»:

ПЕРИОД

ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

ИТОГИ, ЗНАЧЕНИЕ

Палеолит

Использование и поддержание огня. Охота и собирательство. Коллективные приёмы загона животных. Освоение пещер, заслоны и навесы. Возникновение зачатков родовой общины. Распространение примитивных религиозных представлений (культы зверя, плодородия, погребений). Появление искусства как особой сферы общественного сознания и деятельности человека

Выживание в суровых условиях. Население Земли — 2 млн. Труд способствовал активному развитию человеческого мозга и рук, речи и мышления, происходило сплочение членов праобщины. Закрепляя в образах искусства свой трудовой, жизненный опыт, человек расширял представления о действительности. Искусство способствовало укреплению связей между людьми

Мезолит

Умение добывать огонь. Лук и стрелы, лодка, сеть, составные орудия труда, иглы. Приручение животных. Распространение охоты на мелкую дичь, морского зверя. Расселение на север

Присваивающий тип хозяйства — добыча и освоение готового. Население Земли — около 10 млн. Климат сменился современным, что сделало возможным заселение всей Европы, Южной Сибири. Обмен опытом, навыками, единые племенные языки

Неолит

Освоение всех известных ныне земледельческих культур, одомашнивание важнейших видов животных. Ремесло: керамика, прядение, ткачество. Оседлые поселения. Кочевники (степь). Зачатки знаний по астрономии, агрономии, медицине и др. Изобретение колеса. Простой колёсный и водный транспорт. Объединение членов рода в племена (по территории, культам, родству).

Единые корни многих современных народов. Переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). Население Земли увеличилось — ок. 160 млн чел.

Век металлов

Отделение ремесла от земледелия. Прочные орудия труда. Соседские (территориальные) общины. Союзы племён. Законы. Образование языковых групп индоевропейской семьи, народов (этносов)

Повышение эффективности орудий труда из металлов (медь, бронза, железо). Второе разделение труда. Развитие сообществ людей. Появление имущественного, социального неравенства. Разложение родового строя. Зарождение эксплуатации. Появление общих обязательных норм поведения. Предпосылки образования государств. Совершенствование орудий труда и изменение родовых отношений людей, поселившихся на территории нашей страны, имели те же этапы и особенности, что и в других районах мира


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Слайд 2

Цель урока: Сформировать представление о зарождении земледелия и скотоводства на территории нашего края в древности. Определить причины начале распада первобытного общества и появления первых городов. Осознать изменения, произошедшие в жизни первобытных людей во время перехода к производящему хозяйству.

Слайд 3

План урока: Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая революция. 2) Начало распада первобытного общества

Слайд 4

1.Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая революция. Зарождение земледелия, скотоводства, ремесла 5-6 тыс. лет назад.

Слайд 5

Земледелие (Собирательство) – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений (мотыжное и плужное). Скотоводство (Охота)– разведение одомашненного скота. 1.Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая революция.

Слайд 6

Присваивающие хозяйство – древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано природой. Производящее хозяйство – человек сам производит продукты питания и сырье для изделий. Переход от присваивающего хозяйства к производящему называется неолитической революцией . 1.Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая революция.

Слайд 8

Ремесленники – это люди производили изделия для всего племени и часто не занимались земледельческим трудом. Гончары - изготовители посуды на гончарном круге Кузнецы - обрабатывали железа и изготавливали из него разные предметы. Ткачи – делали ткани (одежду)

Слайд 9

2. Начало распада первобытного общества Родовая община - сообщество кровных родственников Соседская (территориальная) община — совместное проживание различных родов на определенной территории. Каждая семья ведет своё хозяйство.

Слайд 10

2. Начало распада первобытного общества Родовой общиной управляли старейшины и вожди: Старейшина – руководители совместными работами, контролировали обмен с другими племенами, следили за порядками, исполняли религиозные обряды. Вождь – военные походы, защита.

Слайд 11

Старейшина и вождь Выбирались общинниками. Пользовались всеобщим уважением. Управляли родом и племенем. Были богатыми людьми и передавали это богатство по наследству. Владели рабами (эксплуатация). 2. Начало распада первобытного общества Эксплуатация – это присвоение результатов чужого труда

Слайд 12

2. Начало распада первобытного общества Союзы племен – объединение племен, проживающих на определённой территории, которую считали своей. Во главе союзов племен стояли правители – управление и защита своей земли. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила – законы .

Слайд 13

2. Начало распада первобытного общества Все эти изменения приводили к постоянному распаду первобытно-общинного строя и построению новой формы организации жизни людей.

Слайд 14

2. Начало распада первобытного общества На смену первобытному обществу приходит государство. Происходило становление народа (народности) или этноса . Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.

Слайд 15

Домашнее задание Параграф 1 (стр. 15-18), конспект, термины, записи в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...

Тесты по Новой истории 7 класс по теме"Первые революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)"

метериал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать для организации работы учащихся на уроке. контроля знаний по  отдельным темам...

Конспект урока по истории 6 класс "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"

Данный урок разработан в рамках ФГОСа. Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа. Схема работы такова: учитель произносит факт, задает проблемный вопрос, ученики строят суждения и ло...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...

Тест для 6 класса по истории России. Тема «Неолитическая революция»

Тест для 6 класса по теме "Неолитическая революция"...

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности по учебнику  И. М. Арсентьева, А. А. Данилова по теме "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"...