Главные вкладки

    конспект урока по истории России. Внешняя политика России во 2 половине 18 века.
    план-конспект урока по истории (9 класс)

    Внешняя политика России в 18 веке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     История  10 класс

     Тема:

     «Внешняя политика России во второй половине 18 века.

    Великие русские полководцы и флотоводцы»  

     учитель: Умерова Э.Ю.

       

          Цели урока:

        - объяснить учащимся, что внешняя политика неразрывно

    связана с внутренней политикой; что внешнюю политику

    государства надо рассматривать с точки зрения геополити-

    ческих интересов страны;

        - охарактеризовать основные цели и направления внеш-

    ней политики России во второй половине 18 века;

        - оценить итоги внешней политики Екатерины Второй;

        - охарактеризовать по плану-алгоритму войны и великих

    русских полководцев и флотоводцев;

       - воспитывать чувство гордости за славу русского оружия,

    великих русских полководцев и героизм русских солдат;

       - развитие мыслительных способностей учащихся, формирование картографических умений.

       Оборудование: карта « Россия в 1760-1800 гг.»; энциклопедия истории России (CD); портреты русских пол-

    ководцев и флотоводцев; памятка - алгоритм; стенгазета

    « Ф.Ф. Ушаков»; документ « Разделы Речи Посполитой».

       Основные понятия: коалиция; вооружённый нейтралитет3; буферное государство; эскадра.

        Тип урока: урок углубления знаний.

         Форма урока: комбинированный.

         В подготовительный период отдельные учащиеся получили опережающие задания: подготовить сообщения о

    полководцах и флотоводцах  П.А. Румянцеве, Г. А. Потём -кине, А. В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.

       Важнейшие даты:   1768-1774 гг. – русско- турецкая война;1770г. – сражения при Ларге, Кагуле, Чесменское сражение, битва в Хиосском проливе; 1774 г. – договор в Кючук–Кайнарджи;1787 – 1791гг. – русско-турецкая война;1787г.- битва при Кинбурге;1788г. – битва за Очаков;

    1789 г. – Фокшаны, Рымник; 1790 г.- взятие Измаила;

    1791 г.- Ясский договор.                    

    План урока.

        1.Основные внешнеполитические задачи.

        2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

        3. Русско-турецкая  война 1787-1791 гг.

        4. Раздел Польши.

        5. Французская революция и Екатерина  Вторая.

        6. Великие русские полководцы и флотоводцы.

        7. Результаты внешней политики России второй половины 18 века.

    Ход урока:

        1.  Оргмомент. (1 мин.)   

         Вступительное слово учителя.

         Здравствуйте ребята.

         Сегодня на уроке мы рассмотрим тему   «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Великие русские полководцы и флотоводцы». Запишите тему и план

    её изучения.

        Далее учитель озвучивает цели урока.

         2.Вспомним ранее пройденное Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (4 мин.)

         Представление компьютерного слайда « Царствование

    Екатерины Второй».

         Учитель сообщает: Ребята, мы получили с вами общее представление о царствование Екатерины Великой. Отсюда

    следует                                                                                                        Вывод: Екатерина Великая проводила энергичную, актив- ную внутреннюю и внешнюю политику, результативную и успешную для России. Франции.

             Вопрос классу:

           - Вспомните, какие две главные задачи стояли перед

    Россией  во внешней политики на протяжении всего 18 сто-

    летия. ( Борьба за выход в Балтийское море и завоевание Черноморского побережья).

         3.  Изучение нового материала.

      1. Основные внешнеполитические задачи. (3 мин).

         Учитель сообщает. Помимо этих направлений внеш-

    неполитических усилий имелись ещё несколько: поддержа-

    ние равновесия сил в Европе и борьба с революцией  

    Франции.

    Учитель чертит схему на доске:

    Внешняя политика Екатерины Второй

    Борьба за          Разделы              Борьба

    выход к              Речи                   против

    Чёрному           Посполитой      революционной

    морю                                          Франции

      2. Русско–турецкая  война 1768-1774 гг. (5 мин.)

        Учитель сообщает: У России возникли противоречия с

    Францией и Австрией. Австрия опасалась усиления влияния

    России на Балканах и в Польше.

        В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России.

         Предлагаю вам просмотреть анимацию на тему « Русско-

    турецкая война 1768- 1774гг».

        Работа с учебником. Найдите в учебнике (пар.  48-49, стр.70 – 71) и назовите основные итоги русско-турецкой

    войны 1768-1774 гг.

        Работа с картой.

         - Покажите на карте земли, которые отходили к России

    по Кючук-Кайнарджирскому договору 1774 года.

      3. Русско- турецкая война 1787- 1791 гг. (5 мин.)

         Основным вопросом внешней политики 80-х годов был

    крымский вопрос.

         Борясь с Турцией, грузинский царь Ираклий Второй признал в1783 году протекторат России над Грузией. Русские войска вступили в Грузию.

        В 1787 году Турция предъявила России ультиматум. Так

    началась вторая русско-турецкая война (1787 – 1791 гг.)

         Давайте просмотрим анимацию на тему « Русско-турец-

    кая война 1787- 1791 гг.»

         Работа с учебником. Найдите в учебнике и назовите

    основные итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

         Работа с картой.

      - Покажите на карте земли, которые отходили к России по

    Ясскому договору 1791 года.

        4. Раздел Польши. (4 мин.)

        Учитель сообщает. Вторая внешнеполитическая задача –

    присоединение к России белорусских и украинских земель-

    решалась правительством Екатерины Второй путём раздела Польши, который совершался совместно с Пруссией и Австрией.

       Работа с документом « Разделы Речи Посполитой».

          Далее ответы на вопросы.

         - Назовите годы разделов Речи Посполитой.

        -  Какие земли отошли к России в результате

    разделов Речи Посполитой?

         - Покажите их на карте.

        Вывод. Таким образом, в результате трёх разделов

    Речь Посполитая прекратила своё существование.

     5. Французская революция и Екатерина Великая.(2мин)

         Учитель сообщает. Третья внешнеполитическая задача-

    борьба с революционной Францией – только начинала ре-

    шаться при Екатерине Второй. Она заняла враждебную позицию по отношению к этой стране, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против неё. Русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровожда-лась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.

        Вывод. В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия пока-

    зала высокий уровень военного и военно-морского ис-

    кусства. Оно опиралось на экономическую мощь госу-

    дарства, его международное влияние. Для него характер-

    на глубокая проработка стратегических замыслов. В

    армии на смену линейной тактике приходит усилиями

    Румянцева, Суворова и других военачальников более

    маневренная тактика колонн и рассыпного строя. В

    действиях войск и флотов полностью  оправдали себя

    решительность и маневренность, опора на солдат, их

    сознательность и любовь к Отечеству. В войнах той

    славной эпохи вознеслась слава великих русских полко-

    водцев.

        6. Великие русские полководцы и флотоводцы.(7 мин)

        Ребята вам было дано опережающее задание, подготовить небольшие сообщения о великих русских полководцах и флотоводцах. ( П.А. Румянцеве, Г.Потемкине, А. В. Суворове, Г. Спиридове и Ф.Ф. Ушакове). Для углубления

    и систематизации ваших знаний послушайте сообщения.

         Далее заслушиваются сообщения учащихся.

    Работа со стенгазетой

        7. Результаты внешней политике России во второй половине 18 века. ( 3 мин)

         Учитель сообщает. Итак, при Екатерине Второй России удалось решить две вековые задачи традиционно стоявшие перед российской внешней политикой.

          После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход

    к Балтийскому морю, осталось решить татарско–турецкий

    вопрос, где главным было прекращение набегов татарских

    войск на южные губернии России, и завершить возвраще- ние русских земель, находившихся под властью польского

    государства. В результате ряда войн  ( две с Турцией и две с

    Польшей ) России удалось решить эти проблемы, Кроме то-

    го, в войне со Швецией (1786 - 1790 гг.) удалось отстоять территориальные приобретения, которые получил Пётр Первый по Ништадтскому миру. В ходе этих войн оформи-лась национальная школа военного искусства, виднейшими                                                                                                                                                                                                  представителями которой были: Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков.

          Основой развития русской военной школы явились спе-

    цифические качества русского солдата и русской армии, на

    которые традиционно опирались лучшие наши полководцы,

    начиная сАлександра Невского. К ним относятся беззавет-

    ная храбрость в бою, временами достигавшая масштабов

    массового героизма, стремление поддержать в бою товари- ща даже ценой собственной жизни, готовность умереть за

    Родину. Не случайно для русской армии того времени прак-

    тически несуществовало проблемы дезертирства, особенно

    за пределами России. Всё это делало русскую армию очень

    сильным противником, даже при весьма посредственном

    командовании. И  тем более, когда во главе её стояли выдающиеся полководцы.

       Именно на развитие инициативы, смекалки, энергии под-

    чинённых и были направлены воспитательные устремления

    таких прекрасных полководцев и военных педагогов, как

    Румянцев, Суворов, Ушаков и другие.

       Блестящим подтверждением правильности такого воспитания и обучения войск явились Итальянский и Швей-

    царский походы Суворова и Средиземноморская экспеди-

    ция Ушакова в 1799 году, когда была неоднократно разбита

    лучшая на тот момент в Европе французская армия.

       Итог урока.    Результаты внешней политики Екатерины Великой  были блестящими. Россия сокрушила своих главных врагов на юге - Турцию и зависимое от неё Крымское ханство. Влияние России в европейских делах значительно выросло.

      Таким образом, внешняя политика Екатерины Второй имела успех и способствовала развитию России. Русская армия и флот показали всему миру чудеса героизма и храбрости, а выдающиеся русские полководцы и флотоводцы также покрыли себя неувядаемой славой.

        Это наша отечественная гордость на все времена.

    3. Закрепление изученного материала. ( 12 мин)

           1) Выполнение заданий по карточкам. (7 мин.)

           2) Оценить итоги внешней политики Екатерины Второй

    с позиций русского и зарубежного историков.

     4. Подведение итогов. Выставление оценок.

         Спасибо! Урок окончен!

      5. Домашнее задание: параграфы 48- 49, ответить на вопросы стр. 89.

           

           

     

           

         

       

           

           

     

       

         

     

         

     

       



    Предварительный просмотр:

     История  10 класс

     Тема:

     «Внешняя политика России во второй половине 18 века.

    Великие русские полководцы и флотоводцы»  

     учитель: Умерова Э.Ю.

       

          Цели урока:

        - объяснить учащимся, что внешняя политика неразрывно

    связана с внутренней политикой; что внешнюю политику

    государства надо рассматривать с точки зрения геополити-

    ческих интересов страны;

        - охарактеризовать основные цели и направления внеш-

    ней политики России во второй половине 18 века;

        - оценить итоги внешней политики Екатерины Второй;

        - охарактеризовать по плану-алгоритму войны и великих

    русских полководцев и флотоводцев;

       - воспитывать чувство гордости за славу русского оружия,

    великих русских полководцев и героизм русских солдат;

       - развитие мыслительных способностей учащихся, формирование картографических умений.

       Оборудование: карта « Россия в 1760-1800 гг.»; энциклопедия истории России (CD); портреты русских пол-

    ководцев и флотоводцев; памятка - алгоритм; стенгазета

    « Ф.Ф. Ушаков»; документ « Разделы Речи Посполитой».

       Основные понятия: коалиция; вооружённый нейтралитет3; буферное государство; эскадра.

        Тип урока: урок углубления знаний.

         Форма урока: комбинированный.

         В подготовительный период отдельные учащиеся получили опережающие задания: подготовить сообщения о

    полководцах и флотоводцах  П.А. Румянцеве, Г. А. Потём -кине, А. В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.

       Важнейшие даты:   1768-1774 гг. – русско- турецкая война;1770г. – сражения при Ларге, Кагуле, Чесменское сражение, битва в Хиосском проливе; 1774 г. – договор в Кючук–Кайнарджи;1787 – 1791гг. – русско-турецкая война;1787г.- битва при Кинбурге;1788г. – битва за Очаков;

    1789 г. – Фокшаны, Рымник; 1790 г.- взятие Измаила;

    1791 г.- Ясский договор.                    

    План урока.

        1.Основные внешнеполитические задачи.

        2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

        3. Русско-турецкая  война 1787-1791 гг.

        4. Раздел Польши.

        5. Французская революция и Екатерина  Вторая.

        6. Великие русские полководцы и флотоводцы.

        7. Результаты внешней политики России второй половины 18 века.

    Ход урока:

        1.  Оргмомент. (1 мин.)   

         Вступительное слово учителя.

         Здравствуйте ребята.

         Сегодня на уроке мы рассмотрим тему   «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Великие русские полководцы и флотоводцы». Запишите тему и план

    её изучения.

        Далее учитель озвучивает цели урока.

         2.Вспомним ранее пройденное Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (4 мин.)

         Представление компьютерного слайда « Царствование

    Екатерины Второй».

         Учитель сообщает: Ребята, мы получили с вами общее представление о царствование Екатерины Великой. Отсюда

    следует                                                                                                        Вывод: Екатерина Великая проводила энергичную, актив- ную внутреннюю и внешнюю политику, результативную и успешную для России. Франции.

             Вопрос классу:

           - Вспомните, какие две главные задачи стояли перед

    Россией  во внешней политики на протяжении всего 18 сто-

    летия. ( Борьба за выход в Балтийское море и завоевание Черноморского побережья).

         3.  Изучение нового материала.

      1. Основные внешнеполитические задачи. (3 мин).

         Учитель сообщает. Помимо этих направлений внеш-

    неполитических усилий имелись ещё несколько: поддержа-

    ние равновесия сил в Европе и борьба с революцией  

    Франции.

    Учитель чертит схему на доске:

    Внешняя политика Екатерины Второй

    Борьба за          Разделы              Борьба

    выход к              Речи                   против

    Чёрному           Посполитой      революционной

    морю                                          Франции

      2. Русско–турецкая  война 1768-1774 гг. (5 мин.)

        Учитель сообщает: У России возникли противоречия с

    Францией и Австрией. Австрия опасалась усиления влияния

    России на Балканах и в Польше.

        В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России.

         Предлагаю вам просмотреть анимацию на тему « Русско-

    турецкая война 1768- 1774гг».

        Работа с учебником. Найдите в учебнике (пар.  48-49, стр.70 – 71) и назовите основные итоги русско-турецкой

    войны 1768-1774 гг.

        Работа с картой.

         - Покажите на карте земли, которые отходили к России

    по Кючук-Кайнарджирскому договору 1774 года.

      3. Русско- турецкая война 1787- 1791 гг. (5 мин.)

         Основным вопросом внешней политики 80-х годов был

    крымский вопрос.

         Борясь с Турцией, грузинский царь Ираклий Второй признал в1783 году протекторат России над Грузией. Русские войска вступили в Грузию.

        В 1787 году Турция предъявила России ультиматум. Так

    началась вторая русско-турецкая война (1787 – 1791 гг.)

         Давайте просмотрим анимацию на тему « Русско-турец-

    кая война 1787- 1791 гг.»

         Работа с учебником. Найдите в учебнике и назовите

    основные итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

         Работа с картой.

      - Покажите на карте земли, которые отходили к России по

    Ясскому договору 1791 года.

        4. Раздел Польши. (4 мин.)

        Учитель сообщает. Вторая внешнеполитическая задача –

    присоединение к России белорусских и украинских земель-

    решалась правительством Екатерины Второй путём раздела Польши, который совершался совместно с Пруссией и Австрией.

       Работа с документом « Разделы Речи Посполитой».

          Далее ответы на вопросы.

         - Назовите годы разделов Речи Посполитой.

        -  Какие земли отошли к России в результате

    разделов Речи Посполитой?

         - Покажите их на карте.

        Вывод. Таким образом, в результате трёх разделов

    Речь Посполитая прекратила своё существование.

     5. Французская революция и Екатерина Великая.(2мин)

         Учитель сообщает. Третья внешнеполитическая задача-

    борьба с революционной Францией – только начинала ре-

    шаться при Екатерине Второй. Она заняла враждебную позицию по отношению к этой стране, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против неё. Русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровожда-лась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.

        Вывод. В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия пока-

    зала высокий уровень военного и военно-морского ис-

    кусства. Оно опиралось на экономическую мощь госу-

    дарства, его международное влияние. Для него характер-

    на глубокая проработка стратегических замыслов. В

    армии на смену линейной тактике приходит усилиями

    Румянцева, Суворова и других военачальников более

    маневренная тактика колонн и рассыпного строя. В

    действиях войск и флотов полностью  оправдали себя

    решительность и маневренность, опора на солдат, их

    сознательность и любовь к Отечеству. В войнах той

    славной эпохи вознеслась слава великих русских полко-

    водцев.

        6. Великие русские полководцы и флотоводцы.(7 мин)

        Ребята вам было дано опережающее задание, подготовить небольшие сообщения о великих русских полководцах и флотоводцах. ( П.А. Румянцеве, Г.Потемкине, А. В. Суворове, Г. Спиридове и Ф.Ф. Ушакове). Для углубления

    и систематизации ваших знаний послушайте сообщения.

         Далее заслушиваются сообщения учащихся.

    Работа со стенгазетой

        7. Результаты внешней политике России во второй половине 18 века. ( 3 мин)

         Учитель сообщает. Итак, при Екатерине Второй России удалось решить две вековые задачи традиционно стоявшие перед российской внешней политикой.

          После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход

    к Балтийскому морю, осталось решить татарско–турецкий

    вопрос, где главным было прекращение набегов татарских

    войск на южные губернии России, и завершить возвраще- ние русских земель, находившихся под властью польского

    государства. В результате ряда войн  ( две с Турцией и две с

    Польшей ) России удалось решить эти проблемы, Кроме то-

    го, в войне со Швецией (1786 - 1790 гг.) удалось отстоять территориальные приобретения, которые получил Пётр Первый по Ништадтскому миру. В ходе этих войн оформи-лась национальная школа военного искусства, виднейшими                                                                                                                                                                                                  представителями которой были: Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков.

          Основой развития русской военной школы явились спе-

    цифические качества русского солдата и русской армии, на

    которые традиционно опирались лучшие наши полководцы,

    начиная сАлександра Невского. К ним относятся беззавет-

    ная храбрость в бою, временами достигавшая масштабов

    массового героизма, стремление поддержать в бою товари- ща даже ценой собственной жизни, готовность умереть за

    Родину. Не случайно для русской армии того времени прак-

    тически несуществовало проблемы дезертирства, особенно

    за пределами России. Всё это делало русскую армию очень

    сильным противником, даже при весьма посредственном

    командовании. И  тем более, когда во главе её стояли выдающиеся полководцы.

       Именно на развитие инициативы, смекалки, энергии под-

    чинённых и были направлены воспитательные устремления

    таких прекрасных полководцев и военных педагогов, как

    Румянцев, Суворов, Ушаков и другие.

       Блестящим подтверждением правильности такого воспитания и обучения войск явились Итальянский и Швей-

    царский походы Суворова и Средиземноморская экспеди-

    ция Ушакова в 1799 году, когда была неоднократно разбита

    лучшая на тот момент в Европе французская армия.

       Итог урока.    Результаты внешней политики Екатерины Великой  были блестящими. Россия сокрушила своих главных врагов на юге - Турцию и зависимое от неё Крымское ханство. Влияние России в европейских делах значительно выросло.

      Таким образом, внешняя политика Екатерины Второй имела успех и способствовала развитию России. Русская армия и флот показали всему миру чудеса героизма и храбрости, а выдающиеся русские полководцы и флотоводцы также покрыли себя неувядаемой славой.

        Это наша отечественная гордость на все времена.

    3. Закрепление изученного материала. ( 12 мин)

           1) Выполнение заданий по карточкам. (7 мин.)

           2) Оценить итоги внешней политики Екатерины Второй

    с позиций русского и зарубежного историков.

     4. Подведение итогов. Выставление оценок.

         Спасибо! Урок окончен!

      5. Домашнее задание: параграфы 48- 49, ответить на вопросы стр. 89.

           

           

     

           

         

       

           

           

     

       

         

     

         

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

    В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

    Внешняя политика России второй половины XIX века

    В презентации рассказывается о Русско-турецких войнах 1768-1884 и 1787-1791 гг. и разделе Речи Посполитой...

    Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

    Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

    План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века

    План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...

    Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

    В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

    Презентация и план-конспект урока по Истории России "Экономическое развитие России в 17 веке"

    Презентация и план-конспект урок по истории на тему: "Экономическое развитие России в 17 веке" для учащихся 7 класса...