Внеклассное мероприятие "Великая Отечественная война"
методическая разработка по истории (9 класс)

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_otechestvennaya_voyna.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории "Великая Отечественная война"

в форме интеллектуальной игры

для учащихся 9-х классов

Цели и задачи:

  1. Формирование у учащихся личностного отношения к прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
  2. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории.
  3. Развитие чувства патриотизма.

Правила игры:

1. Команда состоит из 6-ти человек.

2. За правильный ответ команда получает 1 балл

3. В случае неправильного ответа команда теряет одного игрока, который пересаживается на специально отведённое место.

4. Если на следующий вопрос команда ответила правильно – игрок возвращается.

5. Игроки, находящиеся вне команды, тоже играют:

а) письменно отвечают на вопросы и сдают ответы специальному жюри, за правильные ответы могут принести дополнительные баллы команде;
б) если команда ответила правильно, то дополнительных очков не набирает, а игрок(и) возвращается в команду;
в) если команда ответила неверно, а игрок(и) вне команды верно, то команда прибавляет 0,5 балла, но игрок(и) продолжает(ют) играть вне команды.

6. Если команда всё время отвечает неправильно, то вся команда собирается вместе после того, как последний – 6-й игрок, ответил неверно.

7. Игра состоит из 5 туров.

8. Команды должны иметь изображение советской боевой техники на бумаге размером А4 и клей.

9. За каждый правильный ответ команда получает балл и наклеивает на изображение военной техники звезду.

Оборудование:

  1. Листки для записи ответов.
  2. Две ручки.
  3. Изображение советской боевой техники на бумаге размером А4.
  4. Клей или клеящий карандаш.
  5. Звёздочки (вырезанные из бумаги) из расчёта 25 штук на команду.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Германия была наголову разгромлена, нацизм – побеждён. Советский Союз внёс в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. Всё дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Несмотря на то, что нет уже советского народа, как не стало и Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений. Никогда не забудется май 1945 г. – праздник радости со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Всё меньше и опаленных войной бывших ее мальчишек и девчонок, уже успевших стать дедами и бабушками, очевидцев тех страшных дней и ночей.

Сегодня мы ещё раз вспомним о тех важных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны в форме интеллектуальной игры.

2. Учитель объясняет правила игры.

3. Игра.

1-й тур – “1–й год войны”

1. Германское наступление на СССР должно было развиваться по трём основным стратегическим направлениям. Как называлась группа армий, вышедших из района Варшавы на Москву, если о её солдатах через много лет напишет песню Владимир Высоцкий для новеллы “Диктатор завоеватель” в спектакле “Павшие и живые”?

Ответ: “Центр”.

2. Лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый, старший сержант А.А. Калинин погибли 26 июня 1941 года, направив свой горящий бомбардировщик на колонну танков, бензоцистерн и автомашин противника. Назовите командира эскадрильи, который погиб вместе с экипажем.

Ответ: Н.Ф. Гастелло.

3. 8 августа 1941 года спецгруппа 1-го минно-торпедного полка авиации Балтийского флота провела неожиданную для немцев бомбардировку одного из важнейших городов Европы. Что это был за город?

Ответ: Берлин.

4. В Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года была изложена программа чрезвычайных мер по организации всех сил страны для отпора захватчикам. Как звучала её главная идея?

Ответ: “Всё для фронта, всё для победы!”.

5. Подготовка к этому мероприятию в 1941 году происходила в строжайшем секрете. О том, что оно состоится, люди, принимавшие в нём участие, узнали менее чем за сутки, хотя, следуя традиции, оно и должно было состояться именно в этот день. Весь мир взирал с изумлением, ведь гитлеровские газеты заранее сообщили о том, что сами проведут это мероприятие, но им не удалось в нём даже поучаствовать. Где и когда это происходило?

Ответ: в Москве на Красной площади 7 ноября.

2-й тур – “2-й год войны”

1. 18 сентября 1941 года наркомат обороны СССР за боевые подвиги, организованность, дисциплину и примерный порядок преобразовали 100-ую, 161-ую, 127-ую 153-ю стрелковые дивизии. Какую нумерацию и названия они получили?

Ответ: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я Гвардейские стрелковые дивизии.

2. К зиме 1941 , когда операция “Тайфун” провалилась и фашистская армия несла потери под Москвой, командующий резервной армией Германии генерал Фромм советовал Гитлеру сделать…, а вот что, вам нужно ответить.

Ответ: мирные предложения СССР и окончить войну.

3. В первые же дни Великой Отечественной войны он поспешил на фронт спец. корреспондентом “Комсомольской правды”. Осенью 1941 г. добровольно остался в тылу врага и стал пулемётчиком партизанского отряда, а 26 октября погиб, оставив нам свои литературные произведения. Назовите псевдоним этого писателя, если именно так монгольские конники называли всадника, скачущего впереди отряда.

Ответ: А.П. Гайдар.

4. Осенью и зимой 1941 г. в Москве были ужесточены требования к маскировке. Обязанности по маскировке были чётко распределены между представителями гражданских специальностей. Маскировкой существующих объектов занимались архитекторы. Созданием ложных объектов занимались художники-декораторы. Кто проверял качество маскировочных работ?

Ответ: лётчики.

5. В 1941 г. защитники Москвы страдали от нехватки продовольствия. От сильных морозов продукты рассыпались в труху, портились даже консервы. И тогда пришлось обратиться за советом к бывшему главному военному интенданту царской армии. Когда этого очень пожилого человека привезли к Сталину и объяснили суть проблемы, он сказал: “Русскую армию спасут три “с”. Этот совет действительно помог. Назовите хотя бы два из трёх продуктов, о которых шла речь.

Ответ: сало, спирт, сухари.

3-й тур – “Коренной перелом”

1. На одном из плакатов знаменитых карикатуристов Кукрыниксов нарисован опечаленный Гитлер в платке и говорит такие слова: “Потеряла я колечко…” Какой величайшей победе войск Красной армии посвящён этот плакат?

Ответ: Сталинградской битве.

2. В 1943 г. на правом берегу этой реки были построены оборонительные сооружения, названные “восточным валом”. Гитлер сказал, что скорее эта река потечёт обратно, нежели русские преодолеют её. Что это за река, на которой стоит город – матерь городов русских?

Ответ: Днепр.

3. Эта белорусская деревня, сожжённая фашистами в 1943 г., стала символом жестокости, бессмысленного убийства мирных людей.

Ответ: Хатынь

4. Эти самолёты, которые в начале возили бомбы прямо в кабинах пилотов, и техник, сидящий позади, руками сбрасывал эти бомбы на цель, немцы называли “Рус-фанер”. А под каким обиходным названием они известны нам?

Ответ: “Кукурузник”.

5. Если бы в годы войны кто-либо из посторонних заглянул в кабинеты главных редакторов “Правды”, “Известий”, либо “Красной звезды”, то увидел бы весьма странную картину: главные редакторы этих газет с лупами на длинных рукоятках тщательно рассматривают оттиски идущих в очередной номер снимков, на которых запечатлены немецкие войска или города, от них освобождённые. Кто-то остроумно окрестил это занятие “ловлей блох”. Каких же блох ловили редакторы, если известно, что они выполняли распоряжение отдела пропаганды Ставки верховного главнокомандующего?

Ответ: “Блохами” называли фашистскую свастику, которую запрещалось пропускать в печать, и редакторы пытались найти её и заретушировать.

4-й тур – “Освобождение страны”

1. Всем известен парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, а вот 17 июля 1944 года в Москве прошёл необычный парад. В чём была необычность этого парада?

Ответ: провели пленных немцев.

2. Под Орлом и Белгородом были “Кутузов” и “Румянцев”, под Смоленском – “Суворов”. А Кто был в Белоруссии?

Ответ: “Багратион”.

3. На фотографии 1944 года запечатлена группа воинов – участников боёв за освобождение Прибалтики из 16 человек. Что символизировало это число бойцов?

Ответ: 16 союзных республик.

4. 1 января 1944 года по радио состоялось первое исполнение этой новой торжественной песни. Назовите эту торжественную песню, один из авторов слов которой за истекшие 60 лет 3 раза менял слова, а музыка оставалась неизменной.

Ответ: Гимн СССР.

5. Если он церковный или рыцарский, то объединяет людей. Если вам его пожалуют, значит у вас большие заслуги в воинском деле или труде. А на что согласен был “не гордый Василий Тёркин” его сменить?

Ответ: на медаль.

5–й тур – “Победа”

1. За годы войны прошли три встречи высших руководителей СССР, Англии и США. Какое лицо из этой тройки оставалось неизменным? Если вы скажите, на какой конференции менялись её члены, то получите дополнительный балл.

Ответ: Сталин. Берлинская (Потсдамская).

2. Генерал армии А. Горбатов говорил о взятии Берлина: “С военной точки зрения Берлин не надо было штурмовать… Город достаточно было взять в кольцо, и он сам сдался бы через неделю-другую”. Какое негласное сталинское указание существовало, и соблюдать которое было необходимо, отразилось в этом штурме?

Ответ: взять к 1 мая.

3. В Дрезденской галерее среди шедевров экспонируется небольшая фанерка с надписью на русском языке. Подписано просто: “Ханутин”. Как звучит сама надпись?

Ответ: “Проверено, мин нет”.

4. “Эх, путь-дорожка фронтовая!

Не страшна нам бомбёжка любая…”

Людей, какой профессии прославляла песня?

Ответ: водителей.

5. С 1929 года в городе Новосибирске проходит традиционная легкоатлетическая эстафета по улицам города. До 1945 года она проводилась на приз газеты “Советская Сибирь”, с 1945 года до начала 60-х на приз трижды героя СССР Александра Покрышкина, а с 60-х годов до 1999 года на приз газеты “Вечерний Новосибирск”. Какому известному новосибирцу решено посвящать эстафету с 9 мая 1999 года?

Ответ: А. Покрышкину.

4. Игра заканчивается награждением.

Литература:

  1. Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник. – М.: Политиздат, 1990.
  2. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.
  3. Хрустальная Сова – 2. Интеллектуально-игровые программы турнира старшеклассников на призы Управления образованием мэрии. – Новосибирск, 2000.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. XX век. – М.: Аванта+, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".

Цель:воспитание  патриотизма , любви к своей   Родине , к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг....

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Магистерская работа «Тема войны и мира на внеклассных занятиях по литературе» (на материале прозы о Великой Отечественной войне).

Магистерская работа  «Тема войны и мира  на  внеклассных занятиях по литературе»  (на материале прозы о Великой Отечественной войне). (магистерска работа и текст защиты)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...

Урок внеклассного чтения "Детство, опалённое огнём войны" К 75 - летию Великой Отечественной войны

Мир во всём мире. Всем нам хочется жить в мире,  свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Мы  хотим жить в мире, чтобы светило солнце, чтобы пели птицы. Мы н...