Краевой уровень представления опыта обучения обществознания в классах с ОВЗ на тему: "Чем занимаются правоохранительные органы?"
план-конспект занятия (8 класс)

Свириденко Олег Николаевич

Разработка открытого урока во времякоторого я попытался поделиться с коллегами опытом обучения обществознания в классах с ОВЗ.Данным опытом я поделился на краевой методической площадке в 2017 году

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию в 8 «б» классе ОВЗ

Учитель истории и обществознания: Свириденко Олег Николаевич

Урок обществознания в 8 «б» классе ОВЗ

Тема: «Правоохранительные органы»

Цель: Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями.

Задачи:

  • Формировать у учащихся представления о системе правоохранительных органов Российской Федерации;
  • Продолжить развивать и корригировать  внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную речь учащихся;
  • Развивать навыки использования  правовой терминологии;
  • Воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Словарь: Прокуратура, таможня, следственный комитет.

Тип урока: . урок открытия новых знаний

Форма урока: урок – путешествие

Формы учебной работы: групповая, парная, индивидуальная работа

Планируемый результат:

Знать

Какие органы называют правоохранительными;

Какие задачи стоят перед различными органами правопорядка в нашей стране:

Где находятся местные органы правопорядка в п. Абан;

Основные термины: «правоохранительные органы», «функции правоохранительных органов», «презумпция невиновности», «правосудие», «таможня», «полиция», «ФСБ», «нотариус», «адвокат», «оратор».

Уметь:

Приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемых различными видами норм,

Работать с применением правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях;

Оперировать юридическими терминами и понятиями по теме.


 

ХОД УРОКА

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

 Цель организационного момента:

настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока.

 

- Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно, спины выпрямите, руки положите перед собой, ноги поставьте вместе.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Праволандию,  совершим обход  ее границ, познакомимся с теми, кто охраняет Праволандию.

Слайд №1

Но сначала давайте выясним, что это за страна Праволандия, может быть мы с ней уже знакомы? Населяют эту страну не люди, а законы. И все жители этой страны, то есть законы подчиняются королю Право и  королеве Конституции.

Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.

Смотрят слайд№1.

2

Опрос учащихся по ранее изученному материалу

Цель повторения:

выявление уровня знаний учащихся по раннее изученному, подготовка к восприятию нового материала

Чтобы попасть в страну Праволандию необходимо купить билеты.  А купить их можно только с помощью знаний об этой чудесной стране и ее жителях.

Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Тем учащимся, которые будут правильно отвечать на вопросы, я буду выдавать чеки достоинством 3, 4, 5 баллов. И те, кто наберет 3 и более    баллов получат билет в Праволандию

Слайд № 2

1. Нормы, которые государство в письменном виде закрепляет в законах называются:

  1. нормами морали
  2. нормами права
  3. нормами  поведения.

Слайд №3

2. Что не является признаком права:

  1. за нарушение права всегда наступает юридическая ответственность;
  2. правило, записанное в любом законе, и  есть право;
  3. с помощью права можно сделать людей счастливыми.

Слайд №4

3. Основной закон государства это:

  1. Конституция;
  2. Декларация;
  3. Конвенция.

Слайд №5

4. Какой ветви власти не бывает:

  1. Законодательной;
  2. Исполнительной;
  3. Судебно-исполнительной.

Слайд №6

5. Что чему подчиняется?

  1. Конституция России  подчиняется законам России;
  2. Международные законы подчиняются Конституции России;
  3. Конституция РФ  подчиняется международным законам.

Слайд № 7

Вывод:

Молодцы! Вы правильно ответили на все задания и получили билеты в Праволандию.

Выполняют тест в тетради

Правильный ответ: №2

Правильный ответ: №3

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №3

Правильный ответ: №3

Взамопроверка в паре, оценивают по критериям

Выставляют отметки в лист достижений. Учащиеся получают билеты.

3

Изучение нового учебного материала.

Цель изучения нового материала: Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями.

Слайд № 8

По древней традиции около судов изображают статую древнегреческой  богини Правосудия «Фемиды», позднее древние римляне назвали её «Юстиция». Какие предметы она держит в руках ? Зачем?

Учащиеся заполняют по указанию учителя по ходу целеполагания в лист достижений вsставляются отметки

Почему у неё закрыты глаза повязкой, если это богиня Правосудия?

В здании Красноярского краевого суда есть древнеримская надпись: «Закон суров, но это закон…». Почему эта надпись сегодня помещена в здании краевого суда.

А президент имеет право нарушать закон?

Какая проблема сегодняшнего урока?

Скажите, ребята, законы нуждаются в защите? Что значит, по-вашему, защищать закон?

Нужен специальные органы и службы, которые будут охранять права жителей и следить за тем, чтобы никто не нарушал законы. Для этого в Праволандии  существуют службы охраны. Их основная задача – защита короля Право, королевы Конституции и жителей страны – законов. Сегодня,  во время нашего путешествия мы как раз и познакомимся с этими органами и службами. Они так и называются правоохранительные органы.

Слайд № 9

О чём мы будем сегодня говорить?

Тема нашего сегодняшнего   урока «Правоохранительные органы» 

Какие цели на урок мы поставим?

Как вы думаете, какие организации можно отнести к правоохранительным органам? 

Хорошо, а сейчас мы начнем наше путешествие  и узнаем так ли это.

Слайд №10

Посмотрите на карту страны Праволандии. По всей границе находятся службы охраны Праволандии. Сейчас они закрыты. Во время нашего путешествия мы открывать каждую службу и знакомится с ее основными функциями

Учитель раздает карточки для подготовки сообщения об одном правоохранительном органе

(Прокуратура, следственный комитет, ФСБ, таможня, суд)

Чтобы открыть первую службу охраны Праволандии давайте разгадаем небольшой ребус. Слайд №11

На доске высвечивается алфавит в котором каждой букве соответствует своя цифра.  

Получилось слово «Прокуратура».

Учитель вывешивает табличку со словом «Прокуратура» на доске.

Карточка для группы 1. Основная задача прокуратуры – следить за исполнением законов государства,  не допускать неисполнение законов или ненадлежащее исполнение законов. Во время судебного процесса прокуратура является представителем  государства и выступает от его имени. Чем занимается прокуратура?

Слайд №12

 Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, выступает от имени государства в судебном процессе.

Слайд №13

Карточка для группы 2. Сотрудники этой службы стоят на страже только одной отрасли права – права уголовного. Они осуществляют расследование уголовных преступлений, находят виновных, собирают доказательства их вины и передают полученные сведения в суд. Называется этот правоохранительный орган – Следственный комитет.

Учитель вывешивает табличку со словом «Следственный комитет» на доске.

Слайд №14

Следственный комитет осуществляет следственные действия в рамках уголовного права.

Слайд №15

Карточка для группы 3. Служба №3. Эта служба пресекает преступления   против основ конституционного строя и безопасности государства, борется с терроризмом, шпионажем. Сокращенно она называется ФСБ. Кто сможет расшифровать ее название?

Правильно, Федеральная служба безопасности.

Учитель вывешивает табличку со словом «ФСБ» на доске.

Слайд №16

Федеральная служба безопасности (ФСБ) - борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства.

Учащиеся с места дают ответ:

Весы – символ справедливости

Меч – символ возмездия за нарушение закона

Повязка – символ беспристрастного справедливого разрешения судебных споров

Законы нужно соблюдать независимо от статуса гражданина.

Нет. Он будет наказан за нарушение закона.

Записывают в тетрадь: Зачем нужны

правоохранительные органы?

Защищать закон – это значит следить за выполнением правовых  норм, прописанных в этом законе, не допускать их нарушения.

Учащиеся отвечают Устно отвечают, записывают тему урока в тетрадь

Учащиеся отвечают устно

Познакомимся с правоохранительными органами, узнаем их основные функции и их назначение

Учащиеся дают ответы, учитель записывает их на доске.

Учащиеся готовятся к выступлению по группам

Учащиеся получают табличку с цифрами,  составляют слово из полученных цифр, используя таблицу на доске. Приложение 1.

Слушают рассказ одноклассников

Дают устный ответ.

Учащиеся делают запись в тетрадь

Слушают рассказ одноклассников

 

Учащиеся делают запись в тетрадь

Слушают рассказ одноклассников

 

Учащиеся делают запись в тетрадь

4

Физкультминутка.

Наша экскурсия продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать. Давайте послушаем песню охраны короля Право  и потанцуем.

Слайд №17

 (Звучит песенка «Ох рано встает охрана»).

Почетна и завидна наша роль,  (расправить спину, плечи)
Да наша роль, да наша роль, да наша роль, (поднять подбородок, повороты головы влево - вправо)
Не может без охранников король. (пожимание плечами)
Когда идём, дрожит кругом земля, (ходьба на месте)
Всегда мы подле, подле короля. (шаг в сторону и обратно)

Ох, рано встает охрана. (медленное  потягивание рук вверх)
Если близко воробей, мы готовим пушку. (неглубокие  приседания с поворотом туловища)
Если муха, муху бей,  (потряхивание рук и медленный их подъем на уровень груди)

взять её на мушку. (хлопок ладонями)

Учащиеся встают из-за парт,   повторяют под музыку вслед  за учителем движения

5

Продолжение изучения новой темы

Присаживайтесь на свои места, продолжим наше путешествие.

Слайд №18

Служба №4. Название этой службы вы наверняка знаете. Давайте разгадаем ребус

1 вариант На уроке присутствует гость сотрудник детской комнаты полиции, которая знакомит с деятельностью Абанского РОВД, с работой своего отдела, рассказывает интересный случай из практики.

2 вариант сообщение группы

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Учитель вывешивает табличку со словом «ПОЛИЦИЯ» на доске.

Слайд №19

Полиция следит за соблюдением общественного порядка, борется с правонарушениями.

Слайд №20

Карточка для группы 4. Все люди и вещи, которые перемещаются через границы государств сталкиваются с этой службой. Эта служба следит за тем чтобы    те кто  пересекают границу не нарушали законы, а так же за тем, чтобы из-за границы в страну не попали запрещенные или   неправильно оформленные товары. Эта служба называется   таможня.

Учитель вывешивает табличку со словом «ТАМОЖНЯ» на доске.

Слайд №21

Таможня  следит за законностью перемещений товаров и лиц через границу.

Слайд №22

Служба № 6 Чтобы узнать название этой службы отгадайте ребус Слайд №23

Карточка для группы 5. Правильно, суд. Суд является единственным органом имеющим право признать человека виновным в совершении преступления и назначить наказание. Суд защищает Конституцию, права, свободы  и законные интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Учитель вывешивает табличку со словом «СУД» на доске.

Слайд№24

Суд  осуществляет правосудие.

Учащиеся получают карточки с ребусом

Приложение 2.

Правильный ответ: полиция.

Учащиеся слушают рассказ (сообщение)

Учащиеся делают запись в тетрадь

Учащиеся слушают сообщение

 

Учащиеся делают запись в тетрадь

Учащиеся отгадывают ребус.

Правильный ответ: суд.

Учащиеся делают запись в тетрадь

6

Закрепление учебного материала

Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала.  

  Слайд №25

 Итак, ребята. Сегодня мы с вами познакомились с правоохранительными органами. Их много каждый из них осуществляет свои определенные функции. Но что же их всех объединяет? Давайте вместе сформулируем определение, что же такое правоохранительные органы.

Слайд №26

Правоохранительные органы - это органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.

А теперь давайте сравним список служб,  который мы составили в начале урока с тем, что мы узнали на уроке.  Зачем нужны правоохранительные органы?

Слайд № 27

Для более подготовленных учащихся даются по 2 - 3 группам задачи на применение правовых знаний.

Более слабые выполняют тест на закрепление на карточках.

 А теперь давайте проверим ваши знания. На слайде будет написано определение,  чем занимается   служба, но   не указано какая именно.  Ваша задача назвать службу.

 Слайд №28

«Осуществляет правосудие»

Слайд №29

«Следит за законностью перемещения  товаров и людей через границу»

Слайд №30

Борется с терроризмом

Слайд №31

Следит за общественным порядком

Слайд №32

Осуществляет надзор за соблюдением законов

Слайд №33

Осуществляет следственные действия в рамках уголовного права.

Слайд №34

Выступает от имени государства в судебном процессе.

Слайд №35

 Борется с шпионажем.

Слайд №36

 Борется с правонарушениями

Слайд №37

Теперь, ребята, оцените себя и поставьте оценки в рабочий лист

Рефлексия:

Закончите предложения написанные на слайде № 39

Учащиеся устно отвечают

Слабоуспевающие Учащиеся записывают определение в тетрадь

Учащиеся анализируют, какие службы они  назвали в начале, что лишнее, что не назвали, почему, о каких службах узнали только на уроке

Работа в группе

Индивидуально, проверка в паре

Правильный ответ: суд.

Правильный ответ: таможня.

Правильный ответ: ФСБ.

Правильный ответ: полиция.

Правильный ответ: прокуратура.

Правильный ответ: следственный комитет.

Правильный ответ: прокуратура.

Правильный ответ: ФСБ.

Правильный ответ: полиция.

 

Оценивают по критериям

Выставляют оценки, выставляют средний балл за урок, сдают рабочий лист

5

Задание на дом

Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме, развивать  умение применять полученные знания в практических целях  

Для того чтобы вам лучше закрепить знания о правоохранительных органах на самоподготовке  прочитайте записи, сделанные сегодня в тетради.  

Каждый получит карточку с заданием. На самоподготовке разберите ситуацию, описанную в карточке, и определите правоохранительную службу, в которую следует обратиться в данном случае.

Так же на воспитательном часе вы просмотрите видеоролики о правоохранительных органах и обсудите увиденное.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Учащиеся записывают задание на дом в дневник.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

26. 04. 2016 г.

Класс

8 «б»

Предмет

Обществоведение

Тема урока

Правоохранительные органы

Цель урока

Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями, их значением.

Ресурсы, оборудование

Презентация PowerPoint, комплекты карточек с заданиями.

Этапы урока

Цель этапа

Методы и формы работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

БУД

Личностные (Л)  Коммуникативные (К) Регулятивные (Р)  Познавательные учебные действия (П)

Формирование жизненных компетенций

1.Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

 Рапорт дежурного

Проверка готовности к уроку

Готовятся к уроку

(Л)  готовность ребенка к принятию новой роли ученика

Осознанно  выполнять  обязанности ученика

2. Целеполагание

Актуализация знаний.

(Проверка домашнего задания)

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели в виде проблемного диалога

Задает обобщающие вопросы по изученному материалу. Инструктаж по работе с карточками

Отвечают на вопросы

Обобщить знания о праве и Конституции

(Р) осуществлять коллективный поиск средств их осуществления

Планировать свои действия

4.Сообщение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Работа с текстом, рассказ,  проблемный диалог

Организует работу с текстом, словарную работу с понятиями, задает вопросы на выделение главных признаков понятий

Читают текст, готовят сообщение, работают в тетради с понятиями и словарными словами,  выделяют главное в тексте и отвечают на вопросы учителя

Правоохранительные органы,  прокуратура, таможня, следственный комитет, ФСБ, полиция

(К) использовать  разные  источники  и  средства  получения  информации  для решения  коммуникативных  и  познавательных  задач,  в  том  числе информационные

(Л) уважительно  и  бережно  относиться  к  работникам правоохранительным органам  и  результатам  их деятельности

(Р)  принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, осуществлять коллективный поиск средств

(П)использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,классификацию, установление причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

Формирование  личностных качеств на основе уважения к правоохранительным органам

5.Закрепление нового материала

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Организует работу в группе, индивидуально с практическими заданиями.

Организует индивидуальную работу по понятиям урока.

Работают в группе. Представляют работу у доски.

Отвечают на вопросы учителя.

Словарная работа.

Развивать навыки использования  правовой терминологии по теме                    

«Правоохранительные органы»

(К) вступать в коммуникацию с использованием различных средств обучения

(Р)  принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, осуществлять коллективный поиск средств

(Л)воспитывать уважительное отношение к правоохранительным органам учащихся.

(П) применять начальные сведения,  использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Взаимодействовать в группе, иметьактивную гражданскую позицию

6.Контролирующее задание

Выявление качества и уровня усвоения знаний

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков

Организует работу с тестамии

Работают с тестами

Обобщить представления о системе правоохранительных органов Российской Федерации.Правоохранительные органы,  прокуратура, таможня, следственный комитет, ФСБ, полиция

(П) применять начальные сведения по основным понятиям урока

Воспитывать правовое самосознание,осуществляют самоконтроль

7.Подведение итогов.

Рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Подводит итоги урока. Организует рефлексию

Отвечают на вопросы учителя, записывают впечатления о уроке в тетрадь.

Выставляют оценки в дневник

(Р)  принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, осуществлять коллективный поиск средств

Самооценки и взаимооценки

8. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

Повышенный

Объясняет дифференцированное задание

Записывают задание в дневник



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока от 26. 04. 2017 года

Учитель: Свириденко Олег  Николаевич

Класс: 8 «б» специальный (коррекционный) класс VIII вида ОВЗ

Предмет: Обществоведение

Тип урока: Урок открытия нового знания

Номер урока в календарно – тематическом планировании № 30 в этом учебном году, в тематическом разделе  II.: «Конституция Российской Федерации», № 10.

Тема урока: Правоохранительные органы.

Общая характеристика класса

В 8 «б» классе VIII вида ОВЗ учится 9 человек, на уроке присутствовало 7 человек, отсутствовало 2 человек.

Класс обладает средним уровнем обученности  по В. В. Воронковой:

К первому уровню можно отнести 3 человека: Левоненко Олесю, Мокрова Александра, Мокрова  Николая.  Эти ребята способны выполнять по алгоритму различные задания предусмотренные программой коррекционной школы по обществоведению основные УУД сформированы: осмысленное чтение пересказ, выделение главного в тексте (составлять план рассказа), по ходу рассказа  учителя и одноклассников, у этих  учеников  хорошо развита монологическая речь, хорошо работают в паре, группе, проявляют интерес к учебе, могут оказывать помощь при выполнении задания своим товарищам. Данные ребята способны обобщать и систематизировать материал на уроке и дома.

Ко второму уровню можно отнести: Молчун Алену, Сорокина Ангелину, Морбах Сергея. Эти ребята не всегда вовлечены в учебный процесс обучения, но в целом успешны: у девочек хорошая техника чтения, уровень усвоения прочитанного достаточно высокий у всех, способны выделять главную мысль в основном самостоятельно, иногда требуются дополнительные наводящие вопросы  учителя, на которые дают полный ответ. Несмотря на достижения данные ученики не всегда способны самостоятельно выполнять задания в тетради без сопровождения учителя, у них рассеянное внимание, наблюдается частая смена настроений, способны   качественно работать в паре с более сильными учащимися.

К третьему типу можно отнести: Лапа Валентину, Кильмухаметова Наифа, Эта группа учащихся с трудом осваивают программный материал по истории и обществоведению, нуждаются в разнообразных видах помощи: в словесно – логической, наглядной, предметно – практической. Успешность усвоения знаний, в первую очередь  зависит от понимания учащимися того, что им сообщается. Для этой группы ребят характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала  различных правил, теоретических сведений, установить связь частей, отделить второстепенное от главного. Им трудно понять материал во время фронтальной работы, они нуждаются в дополнительном объяснении и сопровождении учителем. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у учеников отнесенных ко II уровню обученности по программе В. В. Воронковой. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбирать нужное и применять адекватно поставленной задаче на уроке.

К   IV группе относится: Каримова Диляра, которая овладевает учебным материалом коррекционной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для неё явно не достаточно. Ученица нуждается в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения  заданий. Сделать выводы с некоторой долей  самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащейся требуется неоднократное объяснение учителем во время выполнения любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки другими учениками используют верно, данные ребята допускают ошибки. Эта ученица не видит ошибки в своей работе, ей требуется  конкретное указание на ошибки и объяснения к их исправлению. Каждое последующее задание воспринимается воспринимается   ею как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются.

Цель урока: Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями, их значением.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у учащихся представления о системе правоохранительных органов Российской Федерации;
  • развивать навыки использования  правовой терминологии;

Коррекционно – развивающие:

  • продолжить развивать и корригировать  внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную речь учащихся;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа, синтеза, выделения главной мысли, установление логических связей, планирующая функция мышления).
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства);
  • умения выражать личное отношение к изучаемому событию;

Воспитательные:

  • воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам учащихся.

Проблемный вопрос: Зачем нужны правоохранительные органы?

Этап урока

Методы, приемы работы

  1. Оргмоменты

Игра, погружение в роль ученика

  1. Мотивация

Рассказ, демонстрация ТСО, беседа

  1. Актуализация знаний

Выполнение проверочного теста, работа в паре

  1. Целеполагание

Проблемный диалог, демонстрация ТСО, мозговой штурм

  1. Выдвижение гипотезы

Проблемный диалог

  1. Открытие нового знания

Работа с текстом карточки, работа индивидуально, в группе. Демонстрация ТСО, рассказ учителя, проблемный диалог.

  1. Первичное закрепление нового

Беседа, проблемный диалог.

  1. Подведение итогов

Беседа, работа с листами достижений.

  1. Рефлексия

Беседа

  1. Домашнее задание

Комментированное объяснение учителя

Достижение поставленных целей и задач урока

Программа, используемая в работе, строится на основе программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. /Под ред. В.В. Воронковой.

Преподавание курса «Обществознание» осложняется отсутствием учебников, предназначенных для учеников специальной (коррекционной) школы.

Количество часов по обществознанию  в 8 классе в неделю – 1 час, в год – 34 часа.  

Данный урок является промежуточным в системе уроков в тематическом разделе  II.: «Конституция Российской Федерации». Общая цель и триединство задач: образование, коррекция и развитие, воспитание направляет работу класса на высокий учебно – воспитательный результат. Цели и задачи определенны с учетом  программы, обоснованны содержанием учебного материала. Структура урока  соответствует его  целям. Урок открытия новых знаний. Задача урока поставлена перед учениками в виде проблемного вопроса.

Урок начинается с организационного момента. Он реализует задачу обеспечения психологической готовности учеников к уроку. Для детей с ОВЗ в начале урока необходима настройка сенсорных эталонов. Поэтому после побуждающего диалога по описанию изображения богини «Фемиды» и римского изречения о роли закона предполагается коррекционно – развивающее задание определить тему урока и основные вопросы к теме урока. Задание направленно на развитие психических функций: творческого воображения, мышления. Подводящий диалог позволил выделить тему и перейти к целеполанию по теме. Таким образом, были созданы необходимые условия для продуктивной работы мышления, творческого воображения.

В процессе урока была доброжелательная атмосфера сотрудничества учителя и учащихся, учителем поддерживался познавательный интерес и ученики были в основном все включены в совместную работу. Ученики участвовали в планировании результатов работы совместно с учителем.

Содержание учебного материала соответствует теме и целям урока, который имеет внутреннюю логику и структуру. На уроке формировались основные личностные, предметные, а также метапредметные БУДы (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Во время урока учитель чередовал формы деятельности: использовал фронтальную, парную, групповую, индивидуальную. Это позволило снять утомляемость и разнообразить формы занятости на уроке.

На уроке использовались современные образовательные технологии: продуктивного чтения, проблемно – диалогового обучения, технологии оценивания, ИКТ.

Урок позволяет отработать навыки по составлению устного ответа с опорой на различные источники информации (рассказ, карточки), учит преобразовывать, систематизировать и обобщать материал урока.

В процессе работы учитель использовал следующие методы: исследовательские, частично – поисковый, эвристическую беседу, проблемный диалог, иллюстративно – демонстрационный.

В течении урока основные этапы урока были выдержанны и были подведены итоги работы.

На этапе рефлексии был использован прием незаконченного предложения учащиеся в основном ответили на вопросы и были все включены в деятельность.

Ученики проаналализировали свою деятельность и оценили себя совместно с учителем с опорой на листы достижений были выставлены оценки, работа с  листами достижений, которые ученики сдают в конце урока –  позволяет учителю вести коррекцию БУДов. В целом цели и задачи урока мною были достигнуты. Следует отметить работу отдельных учащихся.

Цель домашнего здания: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме сообщение о деятельности нотариата, адвоката, суда (высокий уровень карточки с сообщениями); выполнение заданий с задачами позволяет  развивать  умение применять полученные знания в практических целях -  различать в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав.

Учитель обществознания                             Свириденко Олег Николаевич  

МБОУ Абанской ООШ № 1

 



Предварительный просмотр:

Карточка для группы 1.  Основная задача прокуратуры – следить за исполнением законов государства,  не допускать неисполнение законов или ненадлежащее исполнение законов. Во время судебного процесса прокуратура является представителем  государства и выступает от его имени.

Карточка для группы 2. Сотрудники этой службы стоят на страже только одной отрасли права – права уголовного. Они осуществляют расследование уголовных преступлений, находят виновных, собирают доказательства их вины и передают полученные сведения в суд. Называется этот правоохранительный орган – Следственный комитет.

Карточка для группы 3. Эта служба пресекает преступления   против основ конституционного строя и безопасности государства, борется с терроризмом, шпионажем. Сокращенно она называется ФСБ. Кто сможет расшифровать ее название?

Правильно, Федеральная служба безопасности.

2 вариант  Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Карточка для группы 4.  Все люди и вещи, которые перемещаются через границы государств сталкиваются с этой службой. Эта служба следит за тем чтобы    те кто  пересекают границу не нарушали законы, а так же за тем, чтобы из-за границы в страну не попали запрещенные или   неправильно оформленные товары. Эта служба называется   таможня.

Карточка для группы 5.  Суд является единственным органом имеющим право признать человека виновным в совершении преступления и назначить наказание. Суд защищает Конституцию, права, свободы  и законные интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций.



Предварительный просмотр:

Адвокатура

Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Она не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова: адвокат не может применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона.

 Какую же юридическую помощь оказывают адвокаты? Они дают консультации и справки по правовым вопросам; составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.

 Особое место в деятельности адвоката занимает представление интересов того или иного лица (физического или юридического), которое принято называть доверителем. Адвокаты могут участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях и в разбирательстве дел в судах и иных органах разрешения конфликтов. По желанию доверителя адвокат может представлять его интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, в том числе иностранных и международных.

 Адвокат и доверитель заключают письменный договор, независимо от места жительства или места нахождения доверителя. За свою работу адвокат получает вознаграждение. Если такой договор не заключается и адвокат участвует в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению государственных органов, то его труд оплачивается за счёт средств федерального бюджета.

 Кроме того, законодательство предусматривает оказание адвокатами в отдельных случаях бесплатной юридической помощи, например, ветеранам Великой Отечественной войны, жертвам политических репрессий, лицам, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ.

 Несовершеннолетним, находящимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, юридическая помощь в любом случае оказывается бесплатно.

Нотариат

Нотариат. В каких ситуациях, с какими просьбами человек, как правило, обращается к нотариусу? Засвидетельствовать верность копий документов и выписок из них или подлинность подписей на документах, удостоверить сделку. Кроме того, именно нотариусы наделены полномочиями выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверять факт нахождения гражданина в определённом месте или факт его нахождения в живых и. д. Таким образом, нотариусы юридически закрепляют гражданские права и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.

 Нотариусы могут работать в государственных нотариальных конторах или заниматься частной практикой. Нотариальные действия и иные услуги являются, как правило, платными.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

Прокуратура

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, которая обеспечивает верховенство закона, поддержание законности, защиту прав и свобод человека и гражданина.

 Важнейшей функцией Прокуратуры РФ является прокурорский надзор за исполнением законов. Она следит за тем, как соблюдают закон различные учреждения, должностные лица, граждане.

 Прокурор участвует в судебном процессе от имени государства, поддерживая государственное обвинение. Он рассматривает дело с точки зрения того, какой ущерб нанесли действия обвиняемого, кто и как пострадал из-за них: человек, общество или государство. Если выяснится, что человек невиновен в совершенном преступлении, то прокурор должен отказаться от обвинения.

 В современных условиях жизни российского общества важное значение имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Любой человек может подать заявление в прокуратуру, если нарушены его права. Получив такое заявление, прокуратура проводит проверку изложенных в нём фактов, и если они подтверждаются, то заводит уголовное дело. Это дело будут вести (расследовать) следователи, работающие в прокуратуре.

 Деятельность прокурора требует высокого профессионализма, нравственности и гражданского мужества. Он должен быть безупречным в соблюдении законности и всех требований, предъявляемых к профессии юриста.

Суд

Как вы знаете, судебная власть – ветвь единой государственной власти. В правовом государстве суд олицетворяет подлинное право и истинную справедливость. Именно ему принадлежит центральное место во всей правовой системе. Суд осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым он осуществляет функцию защиты права.

 Со структурой российской судебной системы вы уже знакомы. Большинство дел рассматривается в районных (городских), областных судах. Благодаря многочисленным телевизионным передачам и кинофильмам вы, наверное, можете представить, как проходят заседания суда: судья в чёрной мантии сидит за большим столом на высоком кресле, справа и слева от судьи – народные заседатели. Решение принимается голосованием, в котором на равных участвуют судья и народные заседатели.

 Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба. Вот почему, согласно Конституции РФ, судьёй может стать только профессиональный юрист, проработавший по специальности не менее пяти лет. Но для принятия решения недостаточно только хорошо знать законы, необходимы также жизненный опыт и мудрость. Поэтому судьёй не может быть человек, который не достиг двадцатипятилетнего возраста.

 Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, никто не имеет права заставить судью принять то или иное решение или отстранить судью от должности, если он не выполнил чью-то просьбу. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны. Это значит, что судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определённом законом.

  Российское законодательство предусматривает, что по ходатайству обвиняемого его дело может быть рассмотрено судом присяжных. Суд присяжных рассматривает уголовные дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях (например, измена Родине, умышленное убийство и др.). В судебном разбирательстве принимают участие 12 присяжных заседателей. Присяжным заседателем может стать любой человек (за исключением священников, судей, военнослужащих и т. д.) не моложе 25 лет и не старше 70 лет. Присяжные заседают отдельно от судьи. Они должны установить факт совершения преступления, в котором обвиняется подсудимый, и доказано ли, что это преступление совершил подсудимый, а также решить вопрос о виновности подсудимого в этом преступлении. Выслушав вердикт суда присяжных, судья принимает решение о том, какое наказание понесёт человек. Если же присяжные признают обвиняемого невиновным, то его освобождают из-под стражи в зале суда и отпускают домой.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Правоохранительные органы»

С опорой на надписи правоохранительных органов на доске, запишите название на карточке

  1. Осуществляет правосудие.
  2. Следит за законностью перемещения  товаров и людей через границу.
  3. Борется с терроризмом.
  4. Следит за общественным порядком
  5. Осуществляет надзор за соблюдением законов
  6. Осуществляет следственные действия в рамках уголовного права.
  7. Выступает от имени государства в судебном процессе.
  8. Борется с шпионажем.
  9. Борется с правонарушениями

Тест по теме «Правоохранительные органы»

С опорой на надписи правоохранительных органов на доске, запишите название на карточке

1.        Осуществляет правосудие.

2.        Следит за законностью перемещения  товаров и людей через границу.

3.        Борется с терроризмом.

4.        Следит за общественным порядком

5.        Осуществляет надзор за соблюдением законов

6.        Осуществляет следственные действия в рамках уголовного права.

7.        Выступает от имени государства в судебном процессе.

8.        Борется с шпионажем.

9.        Борется с правонарушениями



Предварительный просмотр:

Тест по теме: Правоохранительные органы

  1. Установи соответствие
  1. Суд

А.  следит за законностью передвижения товаров через границу

  1. Прокуратура

Б. обеспечивает верховенство закона, поддержание законности

  1. Таможня

В. Осуществляет правосудие

  1. Полиция

Г. Борется со шпионажем, терроризмом и др. преступлениями против государства

  1. ФСБ

Д. оказывает юридическую помощь

  1. Адвокатура

Е. удостоверение сделок, оформление наследственных прав и т.п.

  1. Нотариат

Ж. следит за общественным порядком

  1. Найди лишнее

 К  государственным правоохранительным органам относят: прокуратуру, МВД, ФСБ, адвокатуру, нотариат, суд, таможню, частные охранные службы.

  1. Дай определение. Какие органы называют правоохранительными?
  2. Профессиональное юридическое консультирование граждан и организаций проводит:

А. прокуратура, Б. полиция, В. адвокатура, Г. суд

  1. Кто представляет государственное обвинение в суде?

А. Судья; Б. Прокурор; В. Адвокат; Г. Присяжные заседатели.

  1. Защиту обвиняемого на суде осуществляет:  

А. Судья; Б. Прокурор; В. Адвокат; Г. Присяжные заседатели

  1. Приговор на суде выносит: А. Судья; Б. Прокурор; В. Адвокат; Г. Присяжные заседатели
  2. Вернувшись домой вы обнаружили, что дверь вашей квартиры вскрыта. Куда следует обратиться?

А. Суд; Б. Прокуратуру; В. Таможню; Г. Полицию

  1. Единая федеральная централизованная система органов¸ осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, – это: А. адвокатура; Б. прокуратура, В. Нотариат, Г. Органы внутренних дел
  2. Добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания помощи физическим и юридическим лицам, – это:

А. адвокатура, Б. прокуратура,  В. Органы внутренних дел, Г. Органы  ФСБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ - ОСНОВА ЭКОНОМИКИ»

Цель урока:ü познакомить с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики.Задачи урока:Образовательные:ü дать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физиче...