Технологическая карта урока "Перестройка или катастройка" (11 класс)
план-конспект урока по истории (11 класс)

Леонов Илья Александрович

Разработка урока для 11 класса на тему "Перестройка или катастройка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perestroyka.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта
тема урока: «Перестройка» или «Катастройка»

Учитель: Леонов Илья Александрович

Тип урока

Практическое занятие

План

1) Перестройка - объективная необходимость или заговор внутри страны?

2) Первый этап перестроечных процессов.

3) Второй этап перестроечных процессов.

4) Результаты перестройки.

Цель урока

 Подвести учащихся к пониманию разницы между структурным и системным кризисами, познакомить с основными переменами, произошедшими в СССР; обобщить понимание термина «перестройка» в истории СССР; подвести учащихся к определению бенефициаров перестроечных процессов.

Формы и методы
обучения

Форма: групповая, фронтальная

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический

Основные понятия

Перестройка, гласность, «проклятие 2000 года», плюрализм, радикальное реформирование и т.п.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компетентности

Научатся: определять, что такое «Перестройка»;

Формировать знания об изменениях политической системы 1985-1991гг;

Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию; Формулировать собственную точку зрения; аргументировано высказывать свое мнение;

Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.

Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей, научить обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.

Метапредметные:

Регулятивные: планировать деятельность по изучению темы урока;

Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках ;грамотно представлять имеющуюся информацию;

Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы;

выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими

Личностные:
формировать положительную мотивацию к обучению.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формы контроля

I. Мотивация
к учебной деятельности

Подготовка класса к уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель озвучивает план и тему урока.

Подводит учащихся к формулированию цели урока.

Делит класс на три группы.
Даёт формулировку понятию «проклятие 2000 г.»

Группы «социологов», «политиков» и «экономистов» рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь.

Фронтальная работа

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

Беседа по теме: Дайте оценку  положению СССР к сер. 80-х г.?

Вопросы: Оценка состояния

- Экономической области?

- Социальной области?

- Внутриполитической области?

Вывод: Нарастание застойных, кризисных явлений. Структурный кризис, преодоление которого возможно без слома существующей системы

Завершение изучения вопроса заданием: - Объясните, почему обновление в нашей стране началось «сверху»?

«Экономисты», «Социологи», «Политологи»  заполняют таблицу: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к сер. 80-х гг.».

См. приложение №1

Групповая работа

Устный опрос

Записи в тетрадях

III. Изучение нового материала

Работа по таблице № 2

Работа по тексту учебника.

Работа с документами

Работа с учебником

Учитель предлагает работу по таблице: « Основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 1 этапа перестройки.

Вопросы:

-Хронологические рамки периода:

апрель 1985 г.(Пленум ЦК КПСС) – лето 1988 г.( 19 партийная конференция);

Работа по таблице № 2

« основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика  2 этапа перестройки.

-Хронологические рамки периода:

Лето 1988-1991гг.

-Главная идея:

Радикальное реформирование, смена курса общественного развития.

-Главная задача:

Преобразование социалистической системы.

-Средства:

Смена экономического курса.

Выступают «политики»- определяют внутриполитические достижения.

1)Идеи ускорения, перестройки, гласности «разбудили» народ.

2) Выдвинулись новые лидеры.

3)Утвердилась гласность как свобода слова.

4)Начались процессы демократизации общества.

Проблемы этапа:

1)Продолжение экономического спада.

2)Рост межнациональных проблем..

Выступают «экономисты», «социологи» и «политики».

Достижения:

1)Повышение экономической самостоятельности гос. предприятий.

2)Развитие частной инициативы и предпринимательства

3)Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

4)Приоритетные- продовольственная и жилищная программы.

5)Гласность  привела к политическому и идеологическому плюрализму.

Проблемы этапа:

1)Спад экономики.

2)Снижение жизненного уровня населения.

3)Нарастают противоречия во всех властных структурах.

4)Обостряется идейно-политическая борьба КПСС.

Групповая работа

Групповая работа

Устный опрос

Записи в тетрадях.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Работа по таблице № 3

Задание:

Сопоставить преобразования, необходимые для вывода  страны из кризиса, и результаты перестройки

Задание:

-Каковы причины неудач экономических реформ М.С.Горбачева?

Учащиеся формулируют вывод о соотношении замыслов ,надежд и ее реальных итогов.

Групповая работа.

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

Вывод: Итогом перестройки стало превращение структурного кризиса в системный, часть элиты, затеявшая проведение перестройки, стала терять контроль над ситуацией

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Фронтальная

Оценивание учащихся за работу на уроке

Таблица 1

ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ К СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ

Кризисные явления в различных сферах

Экономическая сфера

Социальная сфера

Политическая сфера

Снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорции в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т.д.

Проблемы, связанные с понижением уровня жизни.

Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия.

Кризис тоталитарной системы: геронтократия, бюрократия  и т.д.

Монополия партии на власть – ее ответственность за кризисные явления.

Национальные проблемы.

Внешнеполитические проблемы.

Таблица 2

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРЦЕНТЫ)

1981-1985

1986

1987

1988

1989

1990

ТЕМПЫ ПРИРОСТО НАЦИОНОЛЬНОГО ДОХОДА

3,5

2,3

1,6

4,4

2,5

-4

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

3

2,1

1,6

4,8

2,2

-3

Таблица 3

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1985- 1991 ГГ.

Важнейшие политические

мероприятия

Национальные

проблемы СССР

Внешнеполитическая

деятельность

Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. избран М.С. Горбачев.

Апрель 1985 г. – Пленум ЦК: обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, ликвидацию механизма торможения; предшествующий период охарактеризован как застойный.

Лето 1985 г. – XIIВсемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

СССР вводит мораторий на испытания ядерного оружия (до 1987 г.)

Ноябрь 1985 г. – советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве

Февраль – март 1986 г. – XXVIIсъезд КПСС. Приняты директивы XII пятилетки (1986-1990). В отчетном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии.

26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС

Апрель – обострение национальных проблем (выступление в Алма-Ате, Казахстан).

Январь 1986 г. – заявление Горбачева о программе полного ядерного разоружения (до 2000 года).

Октябрь 1986 г. – встреча Горбачева с Рейганом в Рейкьявике.

Январь 1987 г. – Пленум ЦК. Рассмотрен кадровый вопрос (омоложение в руководстве партией). Формулируется новое понимание гласности (открытость и правдивость в освещении прошлого и настоящего страны, свобода слова).

Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.

Создание комиссии Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым.

Декабрь 1987 г. – визит Горбачева в США, договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Март 1988 г. – публикация в «Советской России» письма Н. Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация «антиперестроечных» сил.

Июнь 1988 г. – XIX партийная конференция; решение о начале реформы политической системы, дальнейшей демократии общества.

Весна 1988 г. – обострение национальных проблем: начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.

Декабрь 1998 г.- землетрясение в Армении.

Апрель 1988 г. – в Женеве подписан меморандум о выводе войск из Афганистана (начало – 15 мая 1988 г.)

Конец мая – начало июня 1988 г. – визит Рейгана в Москву.

Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах.

25 марта – 9 июня – I съезд народных депутатов СССР.

Декабрь 1989 г. – IIвторой съезд народных депутатов СССР.

Дальнейшее обострение национальных проблем.

Апрель 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.

Нормализация советско-китайских отношений.

15 февраля 1989 г. – завершен вывод войск из Афганистана.

Декабрь 1989 г. – встреча Горбачева и Буша в районе о. Мальта.

Март 1990 г. –III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению. Президент СССР М.С. Горбачев. Отмена 6-й статьи Конституции СССР.

Май 1990 г.  -  третья сессия ВС СССР. Выступление председателя Совета министров Н.И. Рыжикова «Об экономическом положении страны и концепции перехода к рыночной экономике».

Июль 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Генеральным секретарем избран М.С. Горбачев. Раскол в КПСС.

«Парад суверенитетов» союзных республик.

Февраль 1990 г. – лидеры Литвы провозгласили независимость Литовского государства.

Выборы в Верховный совет РСФСР.

12 июня 1990 г.  – I первый съезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.

Конец мая – начало июня 1990 г.  – визит Горбачева в США.

Ноябрь 1990 г. – визит Горбачева в ФРГ, подписание договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве.

Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий.

19-21 августа 1991 г. – выступление ГКЧП.

24 августа 1991 г. – М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС.

26 августа 1991 г. -  приостановлена деятельность КПСС на территории СССР.

6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики.

25 декабря 1991 г. -  официальное заявление об отставке М.С. Горбачева.

Январь 1991 г. – события в Вильнюсе (13) и в Риге (20), связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.

17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР (76,4% принявших участие высказались «за» сохранение Союза).

Апрель 1991 г. -  начало «новоогаревского процесса» - подготовка нового Союзного договора, его подписание намечено на 20 августа.

12 июня 1991 г. -  выборы Президента РФ (победа Б.Н. Ельцина).

7 декабря 1991 г. -  руководителями России, Белоруссии и Украины подписано Беловежское соглашение – договор об образовании СНГ.

21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.

Апрель 1991 г. -   роспуск ОВД.

Конец июля – начало августа 1991 г. – вихит Буша в СССР. Подписан договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений

19 августа 1991 г. – США заявили о непризнании власти ГКЧП.

24 декабря 1991 г. – прекращение членства СССР в ООН. Права постоянного члена Совета Безопасности переданы России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...