Эффекты реализации внеурочной работы по истории
материал

Немцева Тамара Григорьевна

Статья рассказывает об организации учителем о различных видах деятельности обучающихся после уроков. Учителю требуется знать ряд положений. В чем они заключаются? Ответ на этот вопрос и даст данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effekty_realizatsii_vneurochnoy_raboty.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Эффекты реализации внеурочной работы по истории.

                                                                                Учитель истории Немцева Т.Г.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить значительный самостоятельный характер, но многие сложные вопросы учащиеся смогут реализовать только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Большая часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

Основные направления и формы внеурочной работы по истории можно разделить на три вида:

 

 

Внеклассная работа

 

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера

Лекции и беседы

Исторические экскурсии

Викторины и конкурсы

Олимпиады

Конференции

Неделя истории

Просмотр фильмов

Исторический кружок

Походы и экспедиции

Выпуск исторических газет и журналов

Лектории

Факультативы

Чтение исторической литературы

Посещение музеев

Написание рефератов и докладов

Выполнение творческих заданий.

Данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;

в-третьих, практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;

в-четвертых, на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учебными программами и т. д.

Составляющие внеурочной работы.

Ведущей составляющей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.

Первоначально рассмотрим основные используемые формы работы.

1. Исторические олимпиады и викторины.

Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников. Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности. Учащиеся школы регулярно участвуют в школьном и муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, областной олимпиаде по избирательному праву «Выборы – шаг в будущее», интернет олимпиадах и викторинах.

2. Индивидуальные консультации учащихся, самостоятельное чтение и усвоение исторической литературы. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,

во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и,

во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач.

в-третьих, если она будет начинаться хотя бы с 7 класса, чтобы ученик мог постепенно усваивать дополнительный материал, если она будет проходить регулярно в течение года и если ученик имеет интерес к дополнительным занятиям.

В настоящее время подобную работу провожу с двумя учениками, с Савенко Петей (7 класс) мы занимаемся дополнительно первый год, с Кеменовой Анной (9 класс) уже второй год. Консультации отнимают много личного времени учителя, но все же приносят свои результаты. В этом году Кеменова Аня стала победительницей муниципального этапа олимпиады по обществознанию и призером олимпиады по истории, заняла 3 место  в областной олимпиаде по избирательному праву в номинации «Лучшее эссе», Савенко Петя стал победителем муниципального этапа олимпиады по истории.
Главная проблема работы в данном направлении – найти способного заинтересованного ученика, готового заниматься дополнительно.

Перспективные формы внеурочной деятельности, которые планируется использовать в дальнейшем.

3. Школьный исторический кружок. 

4. Создание «малых историй» - истории района, села, улицы. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку.

5. Экскурсии по историческим местам. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края.  

Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. Большое значение в данной ситуации имеет внеурочная  работа по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы внеурочной работы по истории.

Углубление знаний, по­лученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы....

О методах и формах внеурочной работы по истории

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овла­дения ими навыками и умениями теоретической и пр...

Внеурочная работа по истории. "Славные страницы истории"

На уроках истории предлагается тема «Отечественная война 1812 года и Сталинградская битва 1943 года - героические страницы истории». ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИСТОРИИ

Данная статья знакомит с опытом работы по патриотическому воспитанию учащихся в школе....

план внеурочной работы по истории и обществознанию

План внеурочной работы по истории и обществознанию на 2020-21, 2021-22 учебные годы....