ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ ПО ИСТОРИИ
статья по истории на тему

Шевченко Татьяна Сергеевна

Статья из опыта работы учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ ПО ИСТОРИИ

                                                                             Шевченко Т. С.

Очевидно, что преподавание истории в школе должно быть ориентировано на личность ученика. А для школьника важны не только интересы общества в целом,  скорее всего, на первом месте у него будут проблемы его вхождения в социум и достижения успеха в личной жизни.  Я стремлюсь пробудить познавательный интерес к своему предмету и мне, как и каждому, учителю не безразличен образовательный и педагогический результат. Важно, чтобы школьники не просто усвоили курс истории, что необходимо для образованного человека, но и чтобы изучение этого курса помогло им стать трудолюбивыми, веротерпимыми, гуманистически ориентированными, предпочитающими мирное разрешение проблем, нетерпимыми к жестокости и несправедливости. И чтобы это стало их личной позицией, а учитель может этому помочь. Воспитывать у учащихся познавательный интерес к истории может только учитель, который умеет творчески подойти к своему делу. Личность воспитывается личностью.

Исследовательский проект, как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органическая составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской  деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Проектный метод в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Однако это не означает возврата к педагогике проектов 30-х годов прошлого века, где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося – это  дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Включенное личностное начало учителя – залог  того, что проектная деятельность реализует главное назначение – способствовать формированию личностного опыта ребенка, опыта «быть личностью». Через активизацию эмоциональной сферы я стремлюсь включит познавательные процессы и сделать их более глубокими, ускорить процессы запоминания, формирования умений и навыков, делая их эмоционально окрашенными, сопрягая с личностными переживаниями. Правильно организованная учителем проектная деятельность наполняет смыслом жизнь и деятельность учащихся в ходе выполнения проекта. Тем самым учитель реализует задачу не только подготовки ребенка к жизни, но и обеспечивает ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо полноценная, обогащающая ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над проектом, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учащихся, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления учащихся. В проектной деятельности удается, как  правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания.

Работа над любым типом проекта включает в себя три основные этапа: этап предпроектной подготовки, исследовательский  этап и этап представления полученных результатов.

На первом этапе я даю учащимся возможность почувствовать вкус к самостоятельной конструктивной работе, познакомиться с основными приемами исследовательской деятельности, обрести навыки группового сотрудничества.

Учащиеся выбирают заинтересовавшие их темы и, работая над ними, расширяют свои знания за рамки школьной программы. Таким образом, первая ступень работы в проектной деятельности – ученик совершает свой выбор. Он взвешивает все возможные варианты и выбирает тот, к которому испытывает личную склонность. Ученику выбрать тему не сложно, если он точно знает, что его интересует больше всего. Тема должна быть интересна школьнику, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась учителю, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска он будет чувствовать себя втянутым в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. На первом этапе исследования я помогаю учащемуся сформулировать цели и задачи исследования. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Тема проекта должна быть выполнима, и соответствовать возрастным особенностям. Таким образом, любой  индивидуальный проект должен быть исключительно результатом добровольного выбора самого учащегося.

Ученику сложно самому сориентироваться в определении объекта исследования, в постановке проблемной задачи и здесь снова необходима моя консультация. Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез-предложений о том, как проблема может быть решена. Разрабатываются планы исследования по каждой теме, и начинается поиск информации, изучение литературы. Ученическое исследование требует широкого изучения первоисточников, привлечения архивных данных и краеведческих материалов. Они учатся работать с энциклопедиями, справочниками, научно-популярными журналами, находить иллюстрации, грамотно оформлять свою работу, начиная с титульного листа и заканчивая списком литературы, который составляется в соответствии с требованиями правил библиографии. Это и есть признаки поисково-творческой деятельности. Учащиеся учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, планировать свою работу, систематизировать и анализировать информацию, полученную из разных источников, обобщать факты, явления, делать выводы. Познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть учащиеся не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.

На всех этапах работы над проектом учитель помогает учащимся. При проектировании самым сложным для меня является выполнение роли независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если  видишь, что учащиеся «идут не туда». На консультациях отвечаю только на, возникающие у учащихся, вопросы (а их в ходе проектирования они только учатся ставить). В процессе исследовательской деятельности учащихся качественно меняется моя роль в образовательном процессе. Несомненно, я стараюсь полноценно руководить работой школьников по подготовке проекта, однако, ограничиваю свою активность консультативными функциями. Даю рекомендации по содержанию, подбору источников информации по проблеме, иллюстративного материала, оформлению текста и процедуре защиты. Выявляет актуальность проблемы,  определяет структуру работы, формулирует выводы сам ученик. За неделю до защиты я рецензирую работу. Моделируя ситуацию реального научного исследования, предоставляю учащимся уникальную возможность для решения учебных задач в рамках целенаправленного проблемно-ориентированного поиска и формирую их навыки активной мыслительной деятельности. Работая над проектом, учащийся овладевает умением отделять главные идеи от второстепенных. Полученный в ходе исследования материал будет лучше воспринят другими, если в исследовании будут сделаны сравнения, сопоставления, приведены примеры, высказаны собственные суждения о том, что исследовалось. Чтобы исследование не потеряло смысл, необходимо сделать выводы и подвести итоги:

  1. почему избрана эта тема;
  2. какой была цель исследования;
  3. какие ставились задачи;
  4. какие гипотезы проверялись;
  5. какие использовались методы и средства исследования;
  6. каким был план исследования;
  7. какие результаты были получены;
  8. какие выводы сделаны по итогам исследования;
  9. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Презентация полученных результатов проходит на научно-практической конференции. Мной составлена памятка, где указаны основные правила проведения ученической конференции.

        Учащиеся имеют возможность почувствовать и оценить значимость проделанной работы, дают самооценку своей работы и оценивают вклад каждого в совместную групповую деятельность. Считаю, что самое важное при такой организации учебной деятельности, заключается в том, что ученики осуществляют свободный выбор согласно своим склонностям, они задают себе вопрос: « Чего я хочу? Что меня больше интересует и почему? Что мне следует сделать для осуществления своего выбора?» Чем старше школьники, тем выше степень самостоятельной деятельности и самоанализа. Я исхожу из того, что дети талантливы, а моя задача развить способности ребенка, сделать так, чтобы ученик испытывал чувство комфорта от общения со мной и одноклассниками, мотивация,  построенная на интересе. Свобода выбора проекта предполагает высокую степень ответственности за принятое решение.

        Развитие естественной познавательной активности учащихся, его самореализация через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта происходит не только через урочную работу, но и во внеурочной работе с учащимися. В школе создано научное общество учащихся (НОУ), как добровольное объединение учащихся старших классов, существует восемь лет. Руковожу его работой в течение всего этого времени. Мной разработаны планы работы, определены цели и задачи, положение о НОУ Великомихайловской СОШ. Само название НОУ «Поиск» говорит о том, что главным направлением работы является историческое краеведение. Задачами научного общества являются: содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; развивать у школьников познавательную активность и творческие способности знакомить школьников с методами и приемами научного поиска; отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу и многое другое.

        Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей – земляков и членов семьи, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Ежегодно составляется перечень тем исследовательских проектов на основе степени изученности тех или иных вопросов из жизни родного края, или на те исторические темы, которые интересны школьникам. Так как направление работы НОУ историческое краеведение, то мы связываем свою работу с работой школьного музея Боевой Славы. Поисковая работа учащихся дает возможность пополнять фонды музея, т.к. строится согласно профилю музея. Готовятся опросники, создаются поисковые группы, которые работают по определенной тематике. Мною совместно с учащимися разработаны правила работы исследователей с информантами. Учащиеся овладевают методами сбора, фиксации и обработки первичного исследовательского материала, получают навыки работы с архивными документами. Самостоятельное приобретение знаний обеспечивает условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, т.е. фактически заново открывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев и т.п.

        В старших классах учащиеся, особо увлеченные исторической наукой, глубоко интересующиеся историей родного края занимаются углубленным исследовательским поиском, представляющим научный интерес. Учащиеся фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Выбрав, заинтересовавшие их темы, учащиеся составляют рабочие программы исследований. Таким образом, у них формируется познавательный интерес к изучению истории родного края, совершенствуются навыки НОТ, умение работать с документами, систематизировать информацию. Ученик из системы имеющихся у него знаний учится выделять  положения для доказательства своей точки зрения, что позволяет подготовить аргументированное выступление, получить навыки публичных выступлений, овладеть искусством дискуссии, научиться анализировать выступления друг друга, рецензировать проекты.

За годы работы НОУ учащимися собран материал по истории родного края: истории села, школы, о наших земляках, по теме родословие и другие.

На первом этапе учащиеся выполняют проекты по теме: «Родословие», изучая историю своей семьи, связывают её с историей села, края, страны и, на оборот, знакомясь с историей государства, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника (или челнока). Учащиеся, работая над проектом «Родословная семьи», приходят к выводу, что в каждой семье представлена история нашей страны в семейном масштабе. Исследуя родословную семьи, ученик постоянно соприкасается с историческим прошлым своей Родины, ведь они неразрывно связаны. Важным аспектом моей работы является формирование человека как уникальной личности, раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика. Учащийся обращается к непосредственному личному опыту, к рефлексивному анализу социальной реальности, которая окружает его в семье. Работа над проектами - это глубокое изучение нашего исторического прошлого. Сегодняшние достижения обновляющейся России не так ещё велики, чтобы вызвать у молодёжи высокий дух патриотизма. Прошлое же, не смотря на известные издержки, не может лишить нас гордости за жизнь своих далёких и близких предков. На глубоком изучении истории России и истории родного края  строится патриотическое воспитание. Работая над проектами, учащиеся получают более достоверное представление о людях радевших за свою Родину, на их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»).

        Изыскания учащихся, то есть поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения представляют научный интерес. Материалы, собранные учащимися, содержащие сведения по истории родного края, найденные ими документы используются мной во время изучения и усвоения программного материала на уроках истории. Учащиеся сосредотачиваются на сборе и исследовании материалов не только о жизненном пути знаменитых земляков или других известных лиц. Настраиваю учащихся на то, чтобы на первый план выступило изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. Учащиеся принимают участие в ежегодном конкурсе «Человек в истории Россия XX век». При подготовке исследовательской работы Деревянко М. на тему «Женщины на войне» были изучены документы из семейных архивов, записаны воспоминая женщин, вынесших тяготы военного лихолетья на фронте, в тылу, в фашистской неволе. Реферат снабжён ксерокопиями документов, фотографий. Педагогической целью проекта было включение учащегося в систему ценностных отношений к людям старшего поколения.        Практическая цель проекта: исследование вклада простых русских женщин в историю России. Работа уникальна по жанру: это опыт исследования биографий обычных людей. Проводя исследования и собирая материал, учащаяся стремилась понять то, как нелегко досталась советским людям Победа в Великой Отечественной войне, как можно больше узнать о судьбах тех, кому мы обязаны этой Победой. На примере такого исследования я стараюсь дать учащимся понять, что именно  из отдельных судеб складывается история нашей большой Отчизны. Задача исследователя в том, чтобы сохранить память и потом передать её своим потомкам. Результатом серьезного исследования и творческого поиска стал исследовательский проект Литовченко Ю. «Юность, опаленная войной». Она не только изучила исторические события периода Великой Отечественной войны, но и собрала интересные воспоминания тех людей, кто в годы войны волей судьбы оказался вдали от Родины, будучи угнанными, на работу в Германию. Это живая память истории. У каждого из этих людей своя судьба свои воспоминания, но общая боль, слезы, страдания и радость, что они, пройдя через рабский труд, уцелели и возвратились на Родину. Исследовательская деятельность позволяет мне формировать некоторые личностные качества школьников, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив. Коллективная работа над проектом под руководством учителя даёт возможность организовать познавательную коллективную деятельность и через эту деятельность реализовать воспитательные возможности ученического коллектива, по активизации познавательной деятельности, и способствует укреплению взаимоотношений между учащимися. Учащиеся учатся умению работать в коллективе; умению брать ответственность за выбор, решение и т.п.; умению  разделять ответственность; умению анализировать результаты деятельности, способности ощущать себя членом команды. Таким групповым проектом стал областной социальный проект «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!». Учащиеся выбрали номинацию «Добрые дела». В рамках проекта изучили и собрали материалы представляющие огромный интерес с точки зрения краеведения, кроме того, они смогли выяснить факты, касающиеся не изученных страниц истории села Великомихайловка. Узнав о том, что в 1942 году фашистами были расстреляны наши односельчане, школьники решили продолжить поиск, обратились в архивы  задавшись целью увековечить память погибших. Таким образом, проект стал внешкольным, межрайонным, социальным.  Работа над проектом не только увлекла учащихся, но нашла и практическую реализацию. Учащиеся  проявили инициативу и привлекли общественность села к увековечиванию памяти погибших. Обратились к главе администрации района, и он принял решение о выделении средств на  приведение в порядок  братской могилы. Была сделана ограда и установлена мемориальная плита с именами погибших. На могиле состоялся митинг и панихида по убитым.          Ценностные ориентации школьников в рамках работы над исследовательскими проектами не ограничиваются вышеперечисленными. Воспитать человека-гражданина, умеющего понимать и ценить прекрасное, знать и беречь культурные ценности, такова одна из наших задач.        На основе инициативы и активности, учащихся в школе создана этнографическая комната, которая в будущем станет музеем. Это стало общешкольным проектом, так как экспонаты собирали учащиеся 1 – 11 классов, учителя, родители, став при этом исследователями.        

Исследовательская деятельность дает возможность не только выявлять одаренных детей, но и развивать их творческие способности приобщать их к осмысленной научно-исследовательской деятельности. Учащиеся становятся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. У школьников развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием, стремление целенаправленно пользоваться библиотекой, справочниками, энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернет. Исследовательская  деятельность учащихся – не самоцель, а средство решения самых разнообразных психолого-педагогических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»

laquo;Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»

laquo;Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...